Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. КАЗАНИ

Хузиханов Ф.В. 1 Шулаев А.В. 1 Нурмиева А.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Изучены особенности психофизиологического статуса у 525 школьников старших и средних классов четырех школ г.Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения, с использованием анкет по оценке социальной адаптированности и вегетативной устойчивости. По нашим данным социальная дезадаптированность и вегетативная лабильность достоверно больше выражено в группе школьников, имеющих заболевания органов пищеварения. Учащиеся средних классов испытывают больше трудностей в адаптации к новым условиям, что может спровоцировать стрессовые ситуации, но имеют высокую вегетативную устойчивость, по сравнению с учащимися старших классов, которые плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, предъявляют большое число жалоб различного характера. Данные анкеты предлагается применять при проведении диспансеризации учащихся в качестве ранних донозологических критериев соматической патологии, в частности заболеваний органов пищеварения.
здоровье школьников
психофизиологический статус школьников
психосоматическая патология
1. Великанова Л. П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков. - Педиатрия, 2004; 1: 67-70.
2. Щепин О. П., Тищук Е. А. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг. // Рос. пед. журнал. - 2004; 1: 47-49.
3. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Конгресс «Охрана психического здоровья детей и подростков». - М., 1998: 119.
4. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководства для врачей. - СПб., 2000.
5. Баранов А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиальному консультирования подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, И. К. Рапоппорт. - М.: Издательский дом «Династия», 2004. - 200 с.
6. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.
Введение

Особенностью, характеризующей состояние здоровья детей и подростков на современном этапе, является серьезный рост распространенности нервно-психических нарушений и заболеваний [1]. За последние годы распространенность хронических расстройств нервно-психической сферы выросла с 59,3 до 145,5 на 1000 населения [2]. Наибольший рост данной патологии отмечается у детей школьного возраста.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 79 % школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья, значительная часть которых не выявляется.

Следует особо упомянуть психосоматическую патологию. По мнению некоторых авторов [3, 4], психосоматические расстройства у детей и подростков представляют одну из основных междисциплинарных проблем здравоохранения. Исследования последних лет позволяют расценивать отклонения в психическом здоровье детей как предикторы соматической патологии. В связи с этим психодиагностика особенностей развития детей приобретает в последнее время актуальность [1]. 

Для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся важно проследить изменение психического здоровья школьников, их адаптивных возможностей для выделения групп риска со сниженными возможностями адаптации [5]. 

Под социальной адаптированностью принято понимать приспособляемость подростков к широкому комплексу личностных связей в школе, семье, кружках и спортивных секциях, в кругу друзей, на улице и т.д. [6].

В свою очередь не последнее место в процессе успешного освоения школьной программы занимает вегетативная устойчивость, то есть способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе школьной [6].

Цель исследования

С целю изучения особенностей психофизиологического статуса у школьников было проведено анкетирование детей старших и средних классов четырех школ г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения. Изучением охвачено 525 школьников.

Методы исследования

Для этого мы использовали чешский личностный двухфакторный опросник  М. Гавлиновой - на основе двух шкал - социальной адаптированности и вегетативной устойчивости, утвержденные Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины (1988), адаптированные к российским условиям, и сравнивали нормативными величинами [6]. 

Опросник позволяет оценить уровень социальной адаптированности (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и вегетативную устойчивость (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимость неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличие непроизвольных движений, тревожность и т.п.) школьников как отражение индивидуальных особенностей и способности адекватно реагировать на различные средовые воздействия.

Оценка тестирования производилось согласно методике, подробно описанной у  А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой (2008) [6].

Результаты исследования

Оценка результатов тестирования позволила получить средние величины показателей для мальчиков и девочек (см. табл. 1, 2).

Таблица 1 Оценка социальной адаптированности школьников г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения в зависимости от пола (баллы)

Исследуемые школьники

Социальная адаптированность у школьников, имеющих заболевания органов пищеварения (баллы)

Социальная адаптированность у школьников, не имеющих заболевания органов пищеварения (баллы)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Учащиеся средних классов, n=370

10,43±0,08

**, ***

11,21±0,16

10,94±0,05

11,73±0,5

Учащиеся старших классов, n=155

10,89±1,1

**

11,47±0,09

**

11,53±1,03

*

11,82±0,05

*

* - р<0,05 по сравнению со средними классами;

** - р<0,05 по сравнению групп, имеющих заболевания органов пищеварения и не имеющих заболевания органов пищеварения, мальчиков и девочек того же класса;

*** - р<0,05 по сравнению между мальчиками и девочками того же класса.

Как видно в таблице 1, чем меньше возраст школьника, тем больше выражено состояние дезадаптации: сравнив учащихся средних классов со старшими классами, получили достоверно меньшую величину у мальчиков - 10,94±0,05 баллов и у девочек - 11,73±0,5 баллов средних классов в группе, не имеющих заболевания органов пищеварения. В старших классах данной группы у мальчиков показатель социальной адаптированности составил 11,53±1,03 баллов, у девочек - 11,82±0,05 баллов.

Особенно важно отметить, что социальная дезадаптированность достоверно больше выражена в группе школьников, имеющих заболевания органов пищеварения: у мальчиков средних - 10,43±0,08 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 10,94±0,05 баллов) и старших классов - 10,89±1,1 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 11,53±1,03 баллов), у девочек старших классов - 11,47±0,09 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 11,82±0,05 баллов). По мнению А. А.Баранова, В. Р.Кучмы, Л. М.Сухаревой (2008), такие школьники испытывают затруднение в общении со сверстниками, учителями или родителями. Среди таких школьников встречаются очень застенчивые, тихие или, наоборот, развязные и хулиганистые; могут быть еще способные, но «одиночки» в классе, есть плохо успевающие и отверженные. Нуждаются в дополнительном обследовании психолога, программе психологической коррекции или тренинга.

Также имеются достоверные отличия между мальчиками и девочками в пределах своего класса по показателю социальной адаптированности. Так, в  средних классах в группе школьников, имеющих заболевания органов пищеварения, социальная дезадаптированность достоверно больше выражена у мальчиков и составляет 10,43±0,08 баллов (у девочек - 11,21±0,16 баллов).

Согласно данным исследования вегетативной лабильности (см. табл. 2), достоверно высокую вегетативную лабильность имеют группа школьников, имеющих заболевания органов пищеварения: у мальчиков средних классов составляет 7,9±0,08 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 6,73±0,4 баллов), у девочек средних классов  - 6,64±0,2 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 5,27±0,34 баллов) и у девочек старших классов - 7,13±0,26 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 5,9±0,5 баллов). Такие школьники предъявляют большое число жалоб различного характера, считают себя больными, среди них выше число часто болеющих. По своим индивидуальным особенностям и состоянию здоровья они плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, имеют сниженные адаптивные возможности, нуждаются в дополнительном обследовании и оздоровлении.

Таблица 2 Оценка вегетативной устойчивости школьников г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения в зависимости от пола (баллы)

Исследуемые школьники

Вегетативная устойчивость у школьников, имеющих заболевания органов пищеварения (баллы)

Вегетативная устойчивость у школьников, не имеющих заболевания органов пищеварения (баллы)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Учащиеся средних классов, n=370

7,9±0,08

*,**

6,64±0,2

*

6,73±0,4

**

5,27±0,34

Учащиеся старших классов, n=155

7,11±0,09

7,13±0,26

*

6,7±0,22

5,9±0,5

* - р<0,05 по сравнению групп, имеющих заболевания органов пищеварения и не имеющих заболевания органов пищеварения, мальчиков и девочек того же класса;

** - р<0,05 по сравнению между мальчиками и девочками того же класса.

Также имеются достоверные отличия между мальчиками и девочками в пределах своего класса по показателю вегетативной устойчивости. Так, в средних классах обеих групп вегетативная лабильность достоверно больше выражена у мальчиков и составляет 7,9±0,08 баллов в группе, имеющих заболевания органов пищеварения (девочки - 6,64±0,2 баллов), 6,73±0,4 баллов в группе не имеющих заболевания органов пищеварения (девочки - 5,27±0,34 баллов).

По мнению А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой (2008), наиболее неблагоприятную группу составляют школьники, имеющие плохие показатели по обеим шкалам опросника - с плохой социальной адаптированностью и высокой вегетативной лабильностью. Это группа дезадаптантов, требующая внимания врача, так и психолога и педагога [6].

Выводы

Различия социальной адаптированности и вегетативной устойчивости зависят от пола, от наличия или отсутствия заболеваний органов пищеварения.

Наши исследования показали, что группа школьников, имеющих заболевания органов пищеварения, имеют достоверно плохую социальную адаптированность и высокую вегетативную лабильность. Также, чем меньше возраст школьника, тем больше выражено состояние дезадаптации, т.е. им труднее адаптироваться к новым социальным условиям, взрослому сообществу, что может спровоцировать стрессовые ситуации, существенно ухудшить состояние здоровья и успешность социального становления.  Чем больше возраст школьника, тем меньше выражено состояние вегетативной устойчивости, т.е. они более тревожны, с трудностью переносят конфликты и стрессовые ситуации, среди них большее число болеющих.

Школьники с низкими показателями социальной адаптированности и вегетативной устойчивости должны пройти дополнительное обследование и в зависимости от его результатов получить курс реабилитации с участием врача, психолога и педагога.

Таким образом, экспресс-метод определения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков с помощью двухфакторного опросника высокоинформативен и заслуживает широкого внедрения в практику школьного врача, психолога.

Выявленные особенности психологических признаков учащихся разные возрастные периоды могут служить в качестве ранних донозологических критериев соматической патологии, в частности, заболеваний органов пищеварения, определение которых рекомендуется включить в план диспансеризации учащихся.

Рецензенты:

  • Галиуллин А. Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской экспертизы ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.
  • Мингазова Э. Н., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медицинской экологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, главный специалист Министерства здравоохранения Республики Татарстан по гигиене детей и подростков, директор Центра изучения проблем детей и молодежи ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Хузиханов Ф.В., Шулаев А.В., Нурмиева А.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. КАЗАНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5790 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074