Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Земцова В.И.

Одной из современных проблем высшей школы является внедрение в практику образовательных систем, позволяющих качественно подготовить конкурентоспособного, мобильного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи. Большинство вузов имеют образовательную систему, складывающуюся из подсистем факультетов либо подсистем педагогической деятельности отдельных преподавателей. В вузах, где достаточно эффективно и целенаправленно работают научно-проблемные психолого-педагогические лаборатории, научно-методические советы, выполняются диссертационные исследования по проблемам высшей школы создается образовательная система, отличающаяся наличием авторских инновационных педагогических технологий, эффективно реализующих обучающие, воспитывающие и развивающие задачи.

В Орском гуманитарно-технологическом институте под руководством автора в течение 15 лет выполняется коллективное исследование на тему «Теория и практика управления процессом адаптации студентов высшей школы к профессиональной деятельности». Результатом длительного исследования стало создание образовательной системы на основе реализации функционально-деятельностного подхода, который предполагает моделирование целевой структуры учебно-профессиональной деятельности студента с учетом конкретных производственных функций специалиста. Основой подхода выступает реализация теории деятельности, которая предусматривает наличие в системе следующих компонентов: мотив, цель, содержание, средства, результат, коррекция. Указанные компоненты наполняются конкретным содержанием на основе учета взаимодействия, взаимообусловленности деятельности студента и преподавателя, направленной на решение учебно - профессиональных задач по выполнению определенных функций специалиста. Функционально-деятельностный подход может служить системообразующим фактором системы управления профессиональной деятельностью студентов (образовательной системы). При управлении необходимо выполнение ряда условий: наличие модели специалиста, отражающей как деятельностные, так и личностные характеристики выпускника вуза, а также наличие структур и содержания отдельных готовностей (компетентностей) к различным видам деятельности специалиста; наличие образовательных программ, учитывающих не только требования государственного стандарта, но и изменяющиеся требования региональной системы производственной и социальной сферы к конкурентоспособному специалисту; применение в образовательном процессе комплексов учебно-профессиональных задач (УПЗ), позволяющих развивать у студентов как обобщенные, так и частные профессиональные умения; подготовка студентами выпускных квалификационных работ, содержание которых адекватно отражает проблемы производственной или образовательной сферы деятельности выпускника и позволяет развивать методологическую культуру будущего специалиста; создание материально-технической базы процесса обучения соответствующей современным требованиям к производству и образованию; выбор форм учебных занятий, позволяющих студентам адаптироваться к выполнению функций специалиста, включиться в активную самостоятельную учебно-профессиональную деятельность; разработка преподавателем и реализация учебных ситуаций, которые приближены к производственной деятельности специалиста и позволяют развивать профессиональную рефлексию студента; осуществление взаимодействия с промышленными предприятиями и образовательными учреждениями с целью обогащения теории и практики подготовки специалиста, а также внедрение научных результатов исследовательской деятельности в развитие производства и образования; реализация мониторинга качества высшего образования на основе пакета диагностических материалов, позволяющих определять динамику развития компетентности будущих специалистов; своевременная коррекция организации учебно - профессиональной деятельности студентов позволяющая устранить недостатки образовательной системы.

Конструирование подобных систем проходит поэтапно: определение места данной системы в общей структуре образовательного процесса в вузе; теоретическое обоснование создания системы; выбор компонентов системы, отвечающих методическим целям и задачам обучения и воспитания студентов; наполнение содержания компонентов на основе определения инновационных или экспериментальных методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания в высшей школе; обнаружение основных связей между отдельными компонентами системы; конструирование модели, иллюстрирующей основные связи между смысловыми единицами и компонентами системы; наглядное изображение системы; внедрение системы в практику образовательного процесса и проверка ее эффективности; коррекция отдельных элементов, позволяющая повысить эффективность всей образовательной системы.


Библиографическая ссылка

Земцова В.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=58 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674