Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

О ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ СУЩНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой», Стерлитамак
Статья посвящена актуальной проблеме природосообразного воспитания. Принцип природосообразности требует построения педагогического процесса в соответствии с природой человека. В связи с тем, что в последнее время на государственном уровне рассматривается проблема разработки системы поликультурного образования, в статье анализируется содержание проекта «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» с позиции принципа природосообразности. Материал статьи позволяет раскрыть природосообразную сущность поликультурного образования. Это объясняется тем, что в его основе лежат идеи, вобравшие в себя этнокультурные традиции, руководящим положением в создании которых была идея соответствия природе. Все это указывает на возможность видения системы поликультурного образования в качестве положительного фактора природосообразного воспитания школьников.
поликультурное образование
принцип природосообразности
1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Академия, 1998. - 432 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
3. Иванова Н. И. Природосообразное воспитание: этнопедагогический аспект. Монография. - Стерлитамак, 2009. - 141 с.
4. Иванова Н. И. Основы природосообразной духовной педагогики. Монография. - Стерлитамак, 2009. - 114 с.
5. Проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» Электронный ресурс: Официальный сайт министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.
Поликультурность современного социального пространства предъявляет системе образования требования учета особенностей разных культурных традиций. Эти требования вполне реализуемы, так как истоком культуры любого народа всегда было то, что человек стремился находиться в гармонии с природой. В связи с этим данная работа имеет своей целью раскрыть природосообразную сущность поликультурного образования.

Материал и методика исследований. В ходе теоретического анализа содержания проекта «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» с позиции принципа природосообразности были рассмотрены цели, принципы поликультурного образования. При этом выделялись идеи, позволяющие раскрыть его природосообразную сущность и способствующие реализации природосообразного воспитания школьников в системе поликультурного образования.

Результаты исследований и их обсуждение. Согласно проекту «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» эта система призвана учитывать государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. При этом опора на природосообразные этнокультурные традиции позволяет организовывать подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Здесь необходимо объяснить нашу позицию о природосообразности этнокультурных традиций народов. Известными исследователями-этнологами, этнографами, культурологами (Арнольдов А.И., Арутюнов С.А., Гачев Г.Д., Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г., Белик А.А., Полищук В.И., Каган М.С. и др.) [3] подчеркивается, что практически все этнические культуры характеризуются тем, что органично взаимодействуют с природой, едины с ней. Здесь человек не отделяет себя от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д. Вследствие чего он нацелен не на покорение природы, а на диалог, сотрудничество с ней. Он понимает: умение чувствовать и понимать ее язык, строить свою жизнь, учитывая закономерности природного цикла, жить в согласии с природой и людьми, сохраняя найденное равновесие природы и человеческих потенциалов - основа гармоничной жизни настоящей и будущей. Следовательно, народы создавали культуру, сообразную природе; культуру, отражающую законы гармонии природы, Вселенной. Эти этнокультурные традиции, имеющие общую основу, но разнообразные по форме выражения, в качестве основных идей вошли в систему поликультурного образования.

Природосообразность поликультурного образования проявляется в его целях, принципах, содержании. Так, содержание уже первой цели указывает на ее природосообразную сущность, так как утверждает формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культур [5]. Как известно, эта цель (формирование всесторонне и гармонически развитой личности) присутствовала в работах практически всех педагогов, когда-либо утверждавших в педагогической науке принцип природосообразности. Но задолго до этого на протяжении веков этносами отбирались методы, формы, средства воспитания народного идеала совершенного человека и еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания.

Следующая, вторая цель раскрывает природосообразность инструментов социализации в рамках поликультурного образования: «воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном» [5]. То, что этнокультура и родной язык являются природосообразными средствами воспитания (социализации), подтверждается научными исследованиями этнологов, культурологов. Так, например, исследователями обнаруживаются явные связи звуков языка этноса и звуков той природы, среди которой живет данный этнос. Г. Д. Гачевым естественные национальные языки трактуются как голоса местной природы в человеке. Отсюда, у звуков языка существует прямая связь с пространством естественной акустики, которая в горах иная, чем в лесах иль в степи. И как тела людей разных рас и народов адекватны местной природе, а этнос - космосу, так и звуки языка находятся в резонансе с национальной природой [1].

Содержание поликультурного образования в проекте представляется как четыре взаимосвязанные культурные части, усвоение которых в указанной последовательности позволит подрастающему поколению понять общее и особенное в разных культурах: этнокультурная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы), национально-территориальная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации), общероссийская национальная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации), мировая (обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества) [5].

Такое движение образовательного процесса от простого и знакомого к сложному и незнакомому также выявляет природосообразный характер поликультурного образования: сознание учащегося расширяется по мере приближения к общечеловеческому, достигает планетарного уровня, за которым следует уровень космический, вселенский.

Далее рассмотрим с позиции природосообразности основные принципы поликультурного образования. Даже при поверхностном взгляде на указанные принципы можно увидеть их природосообразную суть. В частности, принцип полилингвальности не противоречит природосообразности, так как известно, что издревле народы, общаясь между собой (торговля и т.д.), знали многие языки, были открыты к культурам других народов, что способствовало процветанию. Отсюда можно сделать вывод, что человек как система характеризуется природной открытостью, естественным стремлением познавать окружающий мир, то есть эти свойства заложены в его природе.

Природосообразность принципа преемственности не требует доказательств, так как идея преемственности пришла в педагогическую науку из народной педагогики, которая, как известно, сама основывается на идее соответствия природе. Поэтому Г. Н. Волков, описывая принципы, факторы, методы, формы, средства народной педагогики, подчеркивал их природосообразность, утверждал, что народная педагогика вся природосообразна.

Природосообразность принципов дифференциации и разнообразия, а также вариативности нами рассматривается в связи с вопросом возникновения и развития этнокультур в условиях природной среды. Под влиянием конкретных природных условий образуются разнообразные варианты, которые выражаются в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Отсюда многообразие культурных форм, их кажущаяся несводимость друг к другу. Таким образом, сосуществование разнообразия культур - это естественно, так же как и в самой природе сосуществует и процветает многообразие, потому что питается одним источником.

Природосообразность принципа креативности не вызывает сомнений, так как творческое начало в человеке заложено самой природой: человек изначально способен к саморазвитию, творческому преобразованию (это мы видим на примере ребенка, который всеми силами, сам того не осознавая, стремится расти, познавать, развиваться). С позиции же нового уровня принципа природосообразности человек как энергетическое существо способен путем преобразования энергии-информации совершенствовать себя и мир.

Принцип культурной целостности и принцип этической актуальности, требуют от системы поликультурного образования понимания культуры как сущностной основы образования, а также формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения [5]. Из содержания этих принципов следует их природосообразный характер, так как, как нам известно, общая для всех культур основа, источник - природа способствовала вырабатыванию этносами общечеловеческих норм и духовно-нравственных ценностей, руководство которыми и позволяло веками мирно сосуществовать разным культурам, чувствовать внутреннее единство (целостность). Что касается актуальных для современного этапа универсальных норм, то осмысление нового, энергетического уровня развития принципа природосообразности позволило нам выйти на научно обоснованные законы Мироздания, которые, как утверждают ученые, являются общими для всех людей универсальными обязательными нормами [4].

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира также природосообразен, так как требует такого образовательного описания мира, которое будет адекватным психологическому, культурно-историческому и географическому местонахождению этнической общности: «Движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным» [5].

Природосообразная основа поликультурного образования проявляется в том, что эта образовательная система предполагает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России наряду с русским языком, который становится активным посредником диалога культур. Вышеупомянутая концепция использования родного языка в качестве языка обучения и изучения утверждает как фундаментальный принцип - функционирования системы поликультурного образования. Ранее нами было выявлено, что естественные национальные языки трактуются как голоса местной природы в человеке: звуки языка находятся в тесной связи с акустикой природы, т.е. у данного народа и его слова (языка) - одна родина. Отсюда выражением трепетного отношения к нему во все времена был и до сих пор остается традиционный эпитет «родное». Будучи обладателем энергии многих поколений, слово является незаменимым «лекарством» для чувств, регулятором эмоций, адаптирующим механизмом. Поэтому использование родного языка как основного инструмента обучения и воспитания указывает на природосообразность системы поликультурного образования.

В проекте «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» особое внимание уделяется воспитательной системе, которая призвана определять эффективность поликультурного образования. В связи с этим выделяются ее основные принципы: национально-культурная основа воспитания, гуманистическая открытость воспитания, личностная ориентированность воспитания, воспитание гражданской ответственности, воспитание целенаправленной созидательной активности, базовый принцип организованного саморазвития. Рассмотрим их содержание с позиции природосообразности.

Первый принцип предполагает приобщение детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, учет этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики, использование родного языка в процессе воспитания. Предыдущий материал  позволяет увидеть, что каждый пункт в содержании этого принципа пронизан природосообразностью.

Гуманистическая открытость предполагает воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственном многонациональной отечественной культуре. Все этнокультуры «выросли» на одной основе - природосообразности жизни, миропонимания, обучения и воспитания подрастающего поколения, что способствовало развитию заложенных природой качеств человеколюбия, дружелюбия, открытости и др.

Личностная ориентированность воспитания в системе поликультурного образования предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, что указывает на природосообразность. Известно, что сама природа побуждает человека к развитию его задатков, умственных, нравственных и физических сил, к развитию органов чувств и способностей к мастерству, которые неповторимо различны у каждого ребенка. Все это учитывалось такими явлениями в народной педагогике, как индивидуализация, дифференциация, а также персонификация и персонализация: «Личность воспитателя и воспитуемого стоят здесь необычайно высоко, они представляются возвышенно...», - подчеркивается в работах Г. Н. Волкова, - «Индивидуализация процесса воспитания реализуется в контексте дифференциации, персонификации  (сын серьезный как отец)» [2, с. 23]. Таким образом, народная педагогика очень внимательна к каждому ребенку, к каждому его слову, поступку.

Принцип воспитания гражданской ответственности, согласно проекту, опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания (что уже указывает на природосообразность) и российской гражданской идентичности обучающихся, что также не вступает в противоречие с этнокультурным самосознанием, так как российская идентичность выработалась исторически и естественным образом вошла в самосознание этносов.

Принцип целенаправленной созидательной активности требует использования различных форм трудового воспитания, творческого моделирования, привлечения обучающихся к практической и социально значимой деятельности. Для раскрытия природосообразной сущности данного принципа обратимся к восприятию труда в этнокультуре, а именно, в народной педагогике. Труд в народном воспитании занимает особенное место. Природа и жизнь сами развивают в детях привычку и любовь к труду, так как они видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им.

В народной педагогике подготовительным этапом в освоении деятельности для ребенка выступает наблюдение реальной деятельности взрослого и только затем самостоятельное выполнение наиболее простых и вспомогательных действий. Но здесь же, по собственному побуждению, ребенок иногда пытается сделать то, что обычно делают взрослые, потому что, скрытая в нем природная «пружина» постоянно выталкивает его за пределы ситуации.

Трудовая деятельность детей начинается с самообслуживания - это первый момент переключения биологической потребности ребенка к деятельности в целенаправленную трудовую деятельность, первый психологический момент формирования трудолюбия. Таким образом, в этнокультуре обучение ребенка самообслуживанию проводится в соответствие с идеей природосообразности.

Базовый принцип организованного саморазвития, согласно проекту, содержит идеи развития человека в активной самостоятельной деятельности и составляет основу технологий поликультурного воспитания. При этом данный принцип подчеркивает необходимость перехода процесса воспитания в самовоспитание. Этот принцип относится к синергетическому подходу, согласно которому человек как самоорганизующаяся открытая система, имеет способности раскрытия внутреннего потенциала, которые призвана развивать система образования. Как видим, данный принцип также природосообразен.

Заключение. Из вышеизложенного следует, что природосообразность является самой сутью поликультурного образования. Это объясняется тем, что в его основе лежат идеи, вобравшие в себя этнокультурные традиции, руководящим положением в создании которых была идея соответствия природе. Эта общая основа - природосообразность, позволяла разным культурам сосуществовать в гармонии в течение многих веков, а в системе поликультурного образования она может способствовать реализации природосообразного воспитания школьников, включающего воспитание понимания и принятия ими разных культур современного поликультурного пространства.

Рецензенты:

Козлова П. П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой», г. Стерлитамак.

Царева Р. Ш., д.п.н., профессор, профессор кафедры литературоведения и методики преподавания литературы ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.И. О ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ СУЩНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5812 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074