Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова И.Н. 1 Шарова О.Л. 1
1 Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
В статье анализируются особенности реализации социальной политики в области образования на современном этапе. Особое внимание уделяется региональному аспекту реализации социальной политики для развития среднего профессионального образования. Авторы, применяя при анализе социальной политики нашего государства подход Г.Х.Эспинг-Андерсена, констатируют преобладание либерального типа социальной политики. Это означает, что РФ является социальным государством только декларативно. Практическая реализация социальной политики в области образования тесно связана с доступностью и качеством образовательной системы России в регионах. Уровень экономического развития регионов определяет возможность доступа населения к качественному образованию, финансирования всех структур образовательной системы. Российская образовательная система переживает период очередного реформирования, в результате которого некоторые образовательные учреждения исчезнут и это провозглашается велением времени, но, к сожалению, за реформами не видно конкретных людей.
образование
типы социальной политики
программы развития профессионального образования
1. Батчиков С. Дыхание хаоса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http//www.apn.ru/publications/article18608.htm (дата обращения 19.09.2011)
2. Обсуждение итогов работы специальной Комиссии при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.kremlin.ru/news/6414( дата обращения 19.09.2011).
3. Тихонова Н. Е. Оптимальная социальная политика: ожидания россиян // Аналитический вестник Совета Федерации . - 2006. - №6(294). - С. 27.
4. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы // Социологические исследования. - 2001. - №5. - С.18.
5. Татарков Г. Н. Об итогах развития системы образования области в 2010 году и задачах на 2011 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http //www.saratov.gov.ru ( дата обращения 20.09.2011).
6. Федеральная целевая программа развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru/ (дата обращения 11.08.2011).
Традиционно при рассмотрении сферы образования социологи исследуют проблемы средней общеобразовательной школы или высших учебных заведений. Среднее профессиональное образование (далее СПО) и учреждения СПО редко становятся объектом социологического исследования. Однако в связи с провозглашением социальной политики -  курса на создание цепочки «колледж - вуз» и предполагаемого участия учреждений СПО в реализации приоритетных направлений в развитии экономики страны, интерес к данной проблеме, на наш взгляд, возрастает и становится актуальной данная тематика социологических исследований. Особенностью реализации социальной политики в сфере образования на сегодняшний день становится приоритет  среднего профессионального образования в модернизации отечественной системы образования.

В Федеральной целевой программе развития образования (далее ФЦПРО) на 2011-2015 годы, пришедшей на смену Национальному приоритетному проекту «Образование», впервые за постперестроечное время достаточно большое внимание уделено системе среднего профессионального образования [6]. В частности, при характеристике современного состояния образования указывается не только на значительное количество нерешенных проблем среднего профессионального образования, затрудняющих ее инновационное развитие, но и определяются конкретные шаги по изменению сложившегося положения. В результате поэтапной реализации ФЦПРО система среднего профессионального образования должна стать более привлекательной и для молодежи и для бизнеса, который, согласно идее разработчиков программы, будет активно участвовать в формировании заказа на специалистов определенного профиля и финансировать развитие тех или иных образовательных программ. Но без осмысления и учета тех факторов, которые привели к сегодняшнему положению СПО, на наш взгляд, невозможно двигаться вперед. Остановимся на основных положениях социальной политики в отношении среднего профессионального образования, которые на протяжении постперестроечного времени реализовывались в России.

Основными акторами социальной политики в сфере образования являются  государство, бизнес и общество. Каждый из акторов имеет свои интересы в реализации социальной политики, каждый имеет определенные ресурсы влияния и продвижения собственных интересов. Применительно к системе образования, государство должно быть заинтересовано в образованных гражданах, хороших специалистах, имеющих прогрессивные взгляды и обладающие современными профессиональными компетенциями. С другой стороны, для воспитания и образования  именно таких членов общества необходимы крупные финансовые средства, что для государства может представлять определенную трудность. Бизнес также, с одной стороны заинтересован в квалифицированных работниках, а с другой стороны, по российской традиции, предпочитает, чтобы государство взяло на себя это бремя - образование, только небольшое число бизнесменов ведут социально ориентированный бизнес, участвующий на равных в финансировании образования. Общество же, в основной своей массе, уже отошло от уравнительной психологии, свойственной советскому обществу, но нести полную ответственность за свою жизнь еще не готово в силу объективных причин. Таким образом, в современной России наблюдаются противоречия, которые  нуждаются в скорейшем разрешении, и это может быть осуществлено только путем реализации продуманной и взвешенной социальной политики. Какие же существуют подходы к конструированию социальной политики?

В современной социальной политике России присутствуют элементы либерального, консервативного и социально-демократического типов социальной политики (Г.Х. Эспинг- Андерсен). Реализация либеральной политики в области образования, для которой характерно определение государством приоритетов развития и финансирования, до принятия Национального приоритетного проекта «Образование» проводилась по остаточному принципу. В настоящее время, несмотря на серьезные финансовые вливания в систему образования и декларативные заявления о создании равных возможностей для получения качественного образования, не все образовательные учреждения имеют равные финансовые возможности. Существует долгая процедура  подачи документов для дополнительного финансирования. Для получения дополнительного финансирования в виде гранта образовательному учреждению необходимо собрать огромный пакет документов, пройти множество согласований. В ФЦПРО указывается на постепенное уменьшение затрат государства и возрастание денежных поступлений со стороны самих учебных заведений и заинтересованных в развитии конкретного учебного заведения (школа, колледж, вуз) бизнес структур [6].

Консервативный тип представлен разнообразными долгосрочными и краткосрочными кредитами на получение образования. Кредитование физических лиц на образование  осуществляет банк, но получить его может только небольшая часть абитуриентов, чьи родители будут признаны платежеспособными. В России оплата за образование дифференцирована и зависит от многих факторов. Даже  небольшую часть оплаты за обучение студента многим семьям вносить очень тяжело, а кредит на получение образования не достаточно распространен. Возможно, расширению этого типа социальной политики в России послужит введенная в 2006 году система материнского капитала, который может быть израсходован, в том числе и на оплату образования ребенка.

Социально-демократический тип предполагает предоставление стандартных денежных или натуральных пособий, или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи.  Реализуется данный тип социальной политики через введение в 2009 году на территории страны Единого Государственного Экзамена как средства для «объективной оценки и искоренению коррупции при поступлении в ВУЗы»[2].

Согласимся с мнением Н. Е. Тихоновой и О. И. Шкаратана, которые утверждают, что  в «России ныне можно выделить три подхода к социальной политике. Первый из них выражает ее модель, органичную для олигархического капитализма. Второй подход развивают сторонники административно-бюрократического капитализма, который придает большое значение гармонизации общественных отношений и учету интересов средних и низших слоев населения. Однако, по крайней мере, до последнего времени, он реализовывался только на региональном или муниципальном уровне. И, наконец, модель социальной политики, которая в общественном сознании можно охарактеризовать следующим образом: «Создать Россию без сверхбогатых и сверхбедных!»[4].

Итак, проанализировав различные взгляды на социальную политику, можно констатировать реализацию одновременно нескольких подходов, с большим преобладанием либерального типа социальной политики. Это означает, что РФ является социальным государством только декларативно. «Очевиден процесс десоциализации российского государства - сокращение обязательств перед нацией, уход их систем жизнеобеспечения всего населения в целом с возложением этих функций на рынок» [3]. И это притом, что большая часть населения, по данным ВЦИОМ, продолжает считать, что государство должно играть ведущую и доминирующую роль в реализации социальной политики. Образно это можно сформулировать так: «Государство отвечает за все»[1].

Практическая реализация социальной политики в области образования тесно связана с доступностью и качеством образовательной системы России вообще и регионов в частности. Уровень экономического развития регионов определяет возможность доступа населения к качественному образованию, финансирования всех структур образовательной системы. Регионам была дана свобода в определении вектора развития образования, но реальные финансовые возможности большей части регионов остались прежними, когда средние профессиональные учебные заведения, в основном, находились на федеральном или отраслевом финансировании.

Нами были проанализированы приоритеты в образовательной политике некоторых регионов России - тех, которые в 2011 году приняли программы развития среднего профессионального образования. Существуют региональные (республиканские), ведомственные и долгосрочные целевые программы развития среднего профессионального образования. Во всех без исключения региональных программах говорится об уменьшении привлекательности среднего профессионального образования, об оттоке потенциальных абитуриентов СРПО в вузы и отсутствии перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников ссузов. Больше всего их в Поволжском Федеральном округе - Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская область, Самарская область. В программах отражено положение дел в СПО республики или области, обозначены приоритетные направления подготовки кадров исходя из потребностей экономики. Например, в Мордовии и Самарской области приоритетным является подготовка специалистов для сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В Татарстане давно и успешно развиваются учреждения СПО в составе промышленных групп-кластеров, развивается сеть негосударственных средних профессиональных заведений [6].

В Саратовской области нет ни региональной, ни ведомственной программ развития среднего профессионального образования, ее создание предполагается в 2011 году, тем не менее, в 2010/2011 году область принимала участие в реализации пилотного проекта по введению прикладного бакалавриата. Министр образования области отметил, что в области наблюдаются схожие для России проблемы: несбалансированность кадрового спроса экономики и предложений со стороны СПО; малая привлекательность техникумов и колледжей для выпускников и их родителей; невысокая доля внебюджетных доходов учреждений СПО в структуре их доходов [5]. Это последнее утверждение еще раз доказывает, что региональная власть предлагает средним профессиональным заведениям самостоятельно выживать и собственными силами проводить модернизацию СПО. Без модернизации, без улучшения материальной базы, переподготовки преподавательского состава и разработки и реализации профориентационных программ сложно представить дальнейшее развитие системы СПО, а учреждениям СПО быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

Подводя итоги анализу особенностей реализации социальной  политики в области образования, отметим, что она только декларирует социальную направленность и заботу о равном доступе всех слоев населения к качественному образованию, дающему в будущем возможность самореализации. С одной стороны,  в 2011году была принята Федеральная целевая программа  развития образования, направленная на расширение доступа всех слоев российской молодежи к качественному образованию. В программе уделялось большое внимание и среднему профессиональному образованию, обозначились пути его сохранения и развития. С другой стороны, государство вынесло на обсуждение новый проект Закона «Об образовании», в котором будет дан старт на изменение не только образовательного стандарта, но и изменение форм собственности учебных заведений. Эти изменения, на наш взгляд, могут привести к последствиям, которые в настоящее время трудно прогнозировать. Российская образовательная система переживает период очередного реформирования, в результате которого некоторые образовательные учреждения исчезнут, и это провозглашается велением времени, но, к сожалению, за реформами не видно конкретных людей. В нашем случае определенной части юношей и девушек, для которых СПО - единственная возможность получить образование, определить вектор жизненного пути и быть конкурентоспособными на современном рынке труда.

Рецензенты:

  • Антонова О. Г.,  д.соц.н., профессор, заместитель директора по науке Института социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове.
  • Федюнина С. М.,  д.с.н., профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжского института  имени П. А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Иванова И.Н., Шарова О.Л. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5828 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674