Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Бозаджиев В.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
В рамках поискового научного исследования по выявлению личностных предпосылок успешности профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников осуществлён профессиографический анализ и смоделирована профессиограмма научно-педагогической деятельности. В статье дается общая характеристика профессиональной деятельности, содержания, объема и условий работы, указываются предназначение, миссия, объект и предмет труда молодых ученых-педагогов, рассматриваются их статус и уровень престижности профессии в условиях современного российского общества. Представлена психограмма молодых научно-педагогических работников, включающая требования на уровне психических процессов (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных, мнемических и др.), а также требования на личностном уровне – мотивационно-ценностная сфера (потребностно-мотивационный блок, целевой блок, ценностно-смысловой блок и результативный блок); черты характера (нравственные, волевые, интеллектуальные, деловые), способствующие и/или препятствующие успешной научно-педагогической деятельности; профессиональные способности (коммуникационные, теоретические, практические, творческие).
научно-педагогическая деятельность
профессиограмма
психограмма
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М. : Академический проспект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. – 240 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионала : избр. психол. труды. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. – 456 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
4. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of careers. – Englewood Cliffs, N.J., 1973.
5. URL: http://www.newsru.com/russia/22oct2008/narobraz.html (дата обращения: 19.01.12).
6. URL: http://www.profigrama.ru/profession.htm (дата обращения: 19.01.12).
Цель предпринятого нами исследования заключается в разработке системы нематериальной мотивации молодых научно-педагогических работников с учётом специфики их мотивационно-ценностной сферы. Одной из задач исследования является составление профессиограммы научно-педагогической деятельности. Мы исходили из необходимости составления такой профессиограммы, которая включала бы в себя характеристику профессиональной деятельности, содержание и условия работы, а также психограмму научно-педагогического работника.

Общая характеристика профессиональной деятельности. В соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников научно-педагогические работники относятся к отрасли «Социально-экономические и общественные науки». Группа специальностей - 13.00.00 «Педагогические науки». Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих, научно-педагогические работники могут работать на таких должностях, как научный сотрудник (в области образования); преподаватель (в колледжах, университетах и др. вузах); профессор.

Предназначение профессиональной деятельности молодого научно-педагогического работника: 1) подготовка студентов, будущих специалистов к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности, формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию; 2) осуществление научных исследований, позволяющее развивать фундаментальную и прикладную науку с целью повышения научного потенциала современного общества. Миссия - повышение качества жизни отдельных людей, социальных групп и населения страны в целом. Объектом труда научно-педагогических работников выступает научно-педагогическая деятельность. Предмет труда - научно-исследовательская и преподавательская деятельность.

Научно-педагогическую деятельность мы рассматриваем как процесс производства нового научного знания в сочетании с педагогическими отношениями, возникающими между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. Педагогическую деятельность может осуществлять человек, имеющий высшее профессиональное педагогическое образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи обучающимся часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства, качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества; а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности, компьютерная техника и т.п. Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научную и практическую.

Согласно Е.А. Климову [2], Э.Ф. Зееру [1] и др., профессия педагога относится к типу профессий «человек - человек». По мнению Дж. Холланда [4], рассматривающего соответствие типа личности определённому типу профессий, профессия педагога, учёного относится к интеллектуальному и социальному типу. Как интеллектуальная, профессия учёного направлена на идеи, теоретические ценности, умственный труд; решение интеллектуальных творческих задач. Как социальная, профессия педагога направлена на людей, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Что касается количества научно-педагогических работников в нашей стране, то более или менее точных данных не обнаружено. По данным политолога Л. Радзиховского, с 1990 по 2008 г. число научных сотрудников в России сократилось с 1 млн до 375 тыс. человек. Если в мире число научных работников растет, в России - падает. Возник большой разрыв поколений: «сохраняются могикане от 70 лет и старше, и есть стайки молодёжи 22-25 лет. А центральное, самое важное и сильное звено - от 30 до 50 лет - выпало. Лишь около четверти сотрудников РАН моложе 40 лет...» («Российская газета» от 08.06.2010 г.).

Данных о количестве педагогов, в частности работающих сегодня в системе высшей школы, практически нет. На начало 2008 г. в России работало около 1,1 тыс. вузов, в т.ч. 650 государственных. Это в 4,5 раза больше, чем в СССР в конце 1980-х годов. Соответственно за это время возросло количество студентов (почти вдвое), однако эти данные не дают оснований для каких-либо выводов о количестве педагогов, работающих в высшей школе. Снижается качество преподавания в высшей школе. По мнению экспертов, молодые доценты не занимаются наукой из-за отсутствия времени, так как вынуждены подрабатывать в различных местах. Научной работой занимаются не более 19% из 330 тысяч преподавателей вузов [5]. Уровень оплаты труда преподавателей вуза в полтора-два раза ниже средней зарплаты в промышленности [6].

Профессия преподавателя, научно-педагогическая работа остаются далеко позади самых престижных профессий. Низким является социальный статус научно-педагогического работника. Ситуация на рынке научного труда характеризуется как стабильная. Спрос на таких работников приблизительно равен предложению. Карьерный рост происходит относительно медленно, и пик учёного приходится в среднем на возраст 50-60 лет [6].

Содержание и условия работы. Содержание и объём профессионального поля научно-педагогического работника определяется совокупностью трудовых действий, входящих в состав профессии, их характеристикой. Как отмечалось выше, совокупность действий научно-педагогической деятельности представляет два вида - научную деятельность и практическую. Научная деятельность включает в себя теоретическую деятельность и эмпирическую. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами.

В труде педагога выделяются три стороны - собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность педагога [3]. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения «ведомый - ведущий»; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Именно этот социально-психологический стержень придаёт взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность.

Образование научно-педагогического работника - обязательно высшее. В то же время профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства. Молодой научно-педагогический работник, как правило, имеет учёную степень кандидата наук или является аспирантом, соискателем учёной степени. От него требуется в совершенстве владеть преподаваемой областью знаний, современными методами обучения и воспитания. Большинство научно-педагогических работников занято в высших учебных заведениях. Трудовой день, как правило, привязан к расписанию занятий, вместе с тем значительная часть времени уходит на научно-исследовательскую работу, проводимую в рамках вуза, в иных учреждениях, а также самостоятельно. Работа в вузе предполагает проведение лекционных и практических занятий, руководство научной работой студентов, консультирование, приём зачётов и экзаменов. Непосредственное проведение аудиторных занятий занимает в среднем около половины рабочего дня.

Психограмма. Говоря о требованиях к научно-педагогическим работникам на уровне психических процессов, следует отметить, что сенсорные системы позволяют отражать действительность относительно точно и исключать ошибки, препятствующие нормальной научной и преподавательской деятельности. Требуется высокий уровень развития зрительной и слуховой чувствительности. На уровне перцептивных процессов особые требования предъявляются к восприятию и пониманию научных текстов, восприятию лексических единиц и смысловых отрезков научного текста. Высокий уровень социальной перцепции. Преобладающий тип памяти - зрительно-слуховая. Особые требования предъявляются к словесно-логической памяти. Кратковременная и долговременная память во взаимодействии обеспечивает успех в научной теоретической и преподавательской деятельности; оперативная память - в эмпирических (экспериментальных) исследованиях. Преобладание воссоздающего и творческого воображения. Высокий уровень творческого синтеза - типизация. Преобладание теоретического понятийного, абстрактного мышления. Рациональность, научность мышления. Быстрота мыслительных операций, продуктивность мышления. Конструктивная критичность, гибкость, креативность мышления. Высокий удельный вес речи. Преобладающий вид речи - монологическая речь. Выразительность речи преподавателя - образность, эмоциональность, яркость. Владение высокой речевой культурой. По ведущему анализатору преобладает слуховое и зрительное внимание, по предмету отражения реальной действительности - интеллектуальное. Способность максимально концентрировать внимание на решаемых проблемах. Эмоциональная устойчивость. Способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Стрессоустойчивость. Саморегуляция, умение владеть собой, управлять своими эмоциями и чувствами.

Требования на личностном уровне представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 - Мотивационно-ценностная сфера (МЦС) личности

Блоки МЦС

Особенности мотивационно-ценностной сферы

Потреб-ностно-мотива-ционный блок

Потребности: познавательные, коммуникативные, творческие, в самореализации, в стабильности, в профессиональном общении, в понимании других людей, в саморазвитии, самосовершенствовании и т.п. Интерес и склонности к научной и педагогической деятельности. Убеждённость в правильности избрания профессии и рода занятий.

Целевой блок

Наличие жизненных целей. Неудовлетворённость сегодняшним днём, нацеленность в будущее. Принятие научно-педагогическим работником целей и задач научно-педагогической деятельности как личностно значимых и необходимых. Умение ставить цели, задачи, учитывать условия их реализации, выбирать средства и способы достижения целей.

Ценностно-смысловой блок

Способность найти и реализовать смысл своей профессиональной деятельности. Принятие ответственности за результаты своего труда.

Способность и готовность создавать образ будущего, выстраивать перспективу профессионального развития личности. Наличие профессионального самосознания - осознанная оценка своего профессионального знания, нравственного профессионального облика, идеалов, ценностей и мотивов профессиональной деятельности, целостная профессиональная оценка самого себя как деятеля.

Результа-тивный

блок

Полная реализация целей и задач профессиональной деятельности, достижение успеха. Внутренняя удовлетворённость достигнутыми результатами. Признание успехов научно-педагогическим сообществом.

 

Таблица 2 - Черты характера, способствующие и/или препятствующие успешной научно-педагогической деятельности

Группа черт характера

Черты приемлемые (способствующие успешной профессиональной деятельности)

Черты неприемлемые (препятствующие успешной профессиональной деятельности)

Нравствен-ные

черты

Альтруизм. Благородство. Благожелательность. Вежливость. Великодушие. Гуманность. Деликатность. Доброта. Душевность. Искренность. Отзывчивость. Порядочность. Почтительность. Приветливость. Сердечность. Скромность. Совестливость. Сострадательность. Справедливость. Тактичность. Толерантность. Уважительность. Честность. Чуткость. Щедрость. Эмпатия. И др.

Аморальность. Безответственность. Безразличие. Бесцеремонность. Высокомерие. Грубость. Жестокость. Злоба. Лживость. Наглость. Надменность. Нескромность. Ирония. Подлость. Пошлость. Предвзятость. Презрительность. Равнодушие. Циничность. Чёрствость. Эгоизм. Язвительность. И др.

Волевые черты

Выдержка и самообладание.

Дисциплинированность. Инициативность. Мужество. Настойчивость. Отважность. Решительность. Самоконтроль. Самоорганизованноть. Самоотверженность.

Самостоятельность. Сдержанность.

Смелость. Упорство. Хладнокровие. Целеустремлённость. Энергичность. И др.

Безволие. Безрассудство.

Безынициативность. Боязливость. Инертность.

Нерешительность. Пассивность.

Податливость. Робость. Своеволие. Слабохарактерность. Торопливость. Трусость. Упрямство. И др.

Интеллек-туальные

черты

Аналитичность и синтетичность мышления. Благоразумие. Гибкость (недогматичность). Здравомыслие. Интуиция. Компетентность. Лаконичность. Любознательность. Находчивость. Образованность. Остроумие.

Предусмотрительность. Проницательность. Рассудительность. Рационалистичность.

Сообразительность. Социальный интеллект. Эмоциональный интеллект.

Эрудированность. И др.

Безалаберность.

Безрассудство.

Легкомысленность.

Невежественность.

Некритичность.

Неосмотрительность.

Непонятливость. И др.

Деловые черты

Активность. Аккуратность. Артистичность. Бережливость. Внимательность.

Деловитость. Дипломатичность.

Добросовестность. Исполнительность. Лаконичность. Мобильность. Наблюдательность. Новаторство. Общительность. Обязательность. Оптимистичность. Организованность. Ответственность. Пунктуальность. Предприимчивость. Предусмотрительность. Приветливость. Прилежание.

Работоспособность. Самостоятельность. Собранность. Старательность. Трудолюбие.

Уверенность в себе. Усердие.

Энтузиазм. И др.

Авантюрность. Безответственность

Беспомощность. Бессистемность. Завистливость. Леность. Небрежность. Нерадивость. Опрометчивость. Пессимизм. Придирчивость. Разгильдяйство. Рассеянность. Робость. Самонадеянность. Самоуверенность. Суетность. Формализм. Халатность. И др.

 

Таблица 3 - Профессиональные способности

Межличностные (коммуникаци-онные) способности

  • речевые способности (речь как средство профессионального общения);
  • способность слушать, располагать людей к себе, оказывать влияние;
  • способность межличностного восприятия;
  • способность профессионального оценивания людей;
  • способность к сопереживанию, сочувствию;
  • способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми;
  • способность вызывать доверие у других людей, завоевывать авторитет;
  • способность противостоять психологической манипуляции со стороны других людей;
  • способность распознавать фальшь, лживость, неискренность;
  • способность читать и интерпретировать внутреннее состояние другого по нюансам поведения;
  • способность к невербальным коммуникациям;
  • способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям;
  • организаторские, управленческие способности. И др.

Теоретические способности

  • способности к абстрактно-теоретическим размышлениям;
  • интеллектуальные, прогностические способности;
  • способность перерабатывать, анализировать, обобщать, критически оценивать полученную информацию;
  • способность к профессиональной рефлексии. И др.

Практические способности

  • способность нести личную ответственность за свои действия;
  • высокая работоспособность;
  • межличностные способности (организаторские, управленческие способности, способности к социальной перцепции и т.п.);
  • педагогические способности. И др.

Творческие способности

  • способность оригинально решать исследовательские теоретические задачи и задачи практической профессиональной деятельности;
  • способность комбинировать, дивергентное мышление;
  • способность порождать новые нестандартные идеи, импровизировать.

Таким образом, в профессиограмме представлены общая характеристика профессиональной деятельности, содержание и условия работы, а также психограмма молодых научно-педагогических кадров. Научно-педагогическая деятельность представляет собой процесс производства нового научного знания в сочетании с педагогическими отношениями, возникающими между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Содержание и объём профессионального поля научно-педагогического работника определяются совокупностью трудовых действий, входящих в состав профессии, их характеристикой.

В психограмме представлены требования к молодым научно-педагогическим работникам на уровне психических процессов (познавательных и регулятивных); на уровне личности (мотивационно-ценностная сфера; черты характера; профессиональные способности).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (госконтракт № 14.740.11.1119 от 30 мая 2011 г.)

Рецензенты

  • Долгова В.И., д.п.н., профессор, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
  • Котлярова И.О., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Бозаджиев В.Л. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5836 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074