Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Строзенко Л.А. 1 Гордеев В.В. 1 Лобанов Ю.Ф. 1
1 Алтайский государственный медицинский университет
В публикации представлены результаты исследования состояния здоровья и качества жизни мальчиков подросткового возраста, учащихся общеобразовательных школ города Барнаула. Разработаны региональные «нормативные» параметры по шкалам качества жизни для мальчиков-подростков 15-16 лет. Установлено, что родители статистически значимо ниже оценивали качество жизни мальчиков-подростков. Доказано значительное снижение качества жизни у мальчиков с III группой здоровья и страдающих хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии. Наиболее высокие показатели как у здоровых, так и у больных мальчиков наблюдались по шкалам физического и социального функционирования. Низкие значения показателей школьного функционирования отмечены у всех подростков. Распределение по группам здоровья показало, что среди обследованных с первой (I) группой здоровья было всего 6,5% мальчиков, со второй (II) – 65,2% и с третьей (III) - 28,3%.
мальчики-подростки
качество жизни
родители
группы здоровья
1. Альбицкий, В. Ю. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей / В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С.54-56.
2. Баранов, А. А. Изучение качества жизни в педиатрии / А. А.Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. В. Винярская. - М.: Союз педиатров России, 2010. - 272 с.
3. Винярская, И. В. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России / И. В. Винярская // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2007. - № 3. - С. 37-40.
4. Михалева, М. А. Оценка качества жизни здоровых школьников г. Барнаула / Е. Б. Склярова, Ю. Ф. Лобанов, В. А. Устькачкинцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2009. - № 4. - С. 101-103.
5. Новик, А. А. Исследование качества жизни в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова. - М.: РАЕН, 2008. - 104 с.
6. Varni, J. W., Burwinkle, T. M. The PedsQL as a patient-reported outcome in children and adolescents with Attention - Deficit/Hyperactivity Disorder: a population-based study/ /Health Qual. Life outcomes. - 2006. - Vol. 21. - N4. - P. 26.
Введение

Изучение региональных особенностей состояния здоровья и качества жизни здоровых и больных детей - одна из актуальнейших задач современной педиатрии [2, 3, 4]. Качество жизни охватывает физическое, психологическое и социальное благополучие так, как его воспринимает сам пациент, и позволяет количественно оценить влияние на перечисленные составляющие болезней, травм и методик лечения [1]. Исследование качества жизни в педиатрии - это восприятие и оценка ребёнком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и те ощущения, которые связаны для него с проблемами функционирования.

По мнению Новик А. А. и соавт. [5], качество жизни ребёнка - это интегральная характеристика здоровья ребёнка, основанная на его субъективном восприятии. В настоящее время мало известно, как относятся дети к своему здоровью, но не менее важно изучение качества жизни здорового ребёнка. Поэтому одним из главных направлений в исследовании качества жизни у детей является определение состояния оптимального здоровья с позиций самого ребёнка, его родителей. В детском и подростковом возрасте изучение качества жизни строится на тех же принципах, что и у взрослых.

Цель исследования: изучить состояние здоровья и качество жизни мальчиков подросткового возраста г. Барнаула.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений г. Барнаула, в него включено 457 мальчиков в возрасте 15-16 лет. Инструментом изучения качества жизни служил общий опросник - Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLTM 4.0) [5]. Для нашего исследования был выбран вариант опросника PedsQL для детей в возрасте от 13 до 18 лет, который мальчики-подростки заполняли независимо друг от друга и от родителей. Перед началом опроса респондентами было подписано информированное согласие на участие в исследовании. Состояние здоровья мальчиков оценивали по результатам ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки данных из «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты школьника» (форма № 26/у).

Статистическая обработка результатов проводилась посредством статистической программы STATISTICA 6.1 (StatSoft Inc., США). Распределение значений количественных показателей оценивали с помощью критерия Шапиро - Уилка. Для каждого показателя вычисляли 95 % доверительный интервал (95 % ДИ), величина которого характеризует степень доказательности данных, в то время как значение р указывает на вероятность отклонения нулевой гипотезы. Достоверность различия количественных показателей между 2 группами оценивали с помощью U-критерия Манна - Уитни и точного критерия Фишера. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Результаты исследования

Определены «нормативные» значения параметров качества жизни для здоровых мальчиков-подростков 15-16 лет г. Барнаула (таблица 1), из которой следует, что наиболее высоко респонденты оценивали социальное (91,9 балла) и физическое (90,2 балла) функционирование. Оценки эмоционального (79,9 балла) и школьного (74,8 балла) функционирования были на 11-15 баллов ниже со статистически высокой значимостью (р<0,001), особенно по отношению к социальному функционированию.

Таблица 1.  Показатели качества жизни у здоровых мальчиков-подростков в возрасте 15-16 лет (n=320)

Показатель качества жизни

М

95 % ДИ

±σ

Физическое функционирование (ФФ)

90,2

89,1-91,4

10,22

Эмоциональное функционирование (ЭФ)

79,7

78,1-81,3

14,73

Социальное функционирование (СФ)

91,9

90,7-93,1

10,60

Школьное функционирование (ШФ)

74,7

72,9-76,6

17,04

Психосоциальное здоровье (ПСЗ)

82,0

80,7-83,2

11,42

Общий балл (ОБ)

85,1

84,1-86,1

9,41

Значения суммарного балла психосоциального здоровья, представляющего общую характеристику шкал эмоционального, социального и школьного функционирования, а также общего балла, который является интегральной характеристикой качества жизни, превышали 80 баллов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в процессе межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, мальчики не испытывали проблем, о чем свидетельствуют высокие показатели шкалы социального функционирования, причем самые высокие среди всех шкал опросника [91,9 (90,7-93,1)].

Распределение показателей качества жизни по ранговым местам выглядело следующим образом: 1-е - социальное, 2-е - физическое, 3-е - эмоциональное и 4-е - школьное функционирование.

Следовательно, качество жизни здоровых мальчиков-подростков 15-16 лет г. Барнаула характеризуется высоким уровнем социального и физического функционирования при сравнительно низком уровне школьного функционирования.

С целью изучения возрастной динамики показателей качества жизни обследованные мальчики-подростки были разделены на две группы: 15 лет и 16 лет. Статистический анализ полученных данных не выявил существенные изменения параметров качества жизни по основным шкалам (кроме школьного функционирования), а также по суммарному баллу психосоциального здоровья и интегральной характеристике качества жизни. Отсутствие выраженной возрастной динамики показателей качества жизни у мальчиков-подростков, вероятнее всего, обусловлено коротким периодом наблюдения  Вместе с тем, у мальчиков 16-летнего возраста констатировано статистически значимое снижение самооценки школьного компонента качества жизни [71,6 (69,5-73,8) балла] по отношению к ответам мальчиков 15-летнего возраста [75,9 (73,7-78,1) балла; р=0,007] (таблица 2).

Таблица 2.  Показатели качества жизни у мальчиков-подростков с учетом возраста

Показатель

качества жизни

Возраст мальчиков-подростков

Р

15 лет

(n=221)

16 лет

(n=236)

Физическое функционирование (ФФ)

88,9

(87,4-90,5)

89,3

(87,8-90,8)

0,599

Эмоциональное функционирование (ЭФ)

78,8

(76,8-80,8)

78,5

(76,5-80,4)

0,813

Социальное функционирование (СФ)

91,9

(90,6-93,3)

91,1

(89,6-92,5)

0,719

Школьное функционирование (ШФ)

75,9

(73,7-78,1)

71,6

(69,5-73,8)

0,007

Психосоциальное здоровье (ПСЗ)

82,2

(80,8-83,6)

80,2

(78,6-81,7)

0,078

Общий балл (ОБ)

84,7

(83,4-86,0)

83,6

(82,4-84,9)

0,221

Статистика: U - критерий Манна -Уитни. В скобках - 95 % доверительный интервал.

Снижение уровня показателей по шкале школьного функционирования с учетом возраста, очевидно, является следствием усугубления проблем в школе (пропуски занятий по состоянию здоровья, а также пропуски без уважительных причин, расстройства памяти, концентрации внимания, затруднения при выполнении школьных заданий и др.).

Опрос родителей выявил значительные разногласия с ответами мальчиков-подростков. Статистически значимых различий не установлено только по эмоциональному (р=0,756) и социальному (р=0,475) функционированию. По остальным параметрам, включая суммарный балл психосоциального здоровья (р=0,031) и общий балл (р=0,018), оценки родителей были существенно ниже, особенно по школьному функционированию [65,1 (59,9-70,3) балла против 73,7 (72,1-75,2) балла у мальчиков-подростков, р=0,001)]. Физическое функционирование оценивалось мальчиками значительно выше по сравнению с ответами родителей (р=0,029). Следует отметить, что, несмотря на наличие разногласий в ответах, ранговые места показателей по шкалам опросника у мальчиков-подростков и у родителей были идентичными. Выявленные разногласия в ответах, с одной стороны, являются результатом низкой информированности родителей об отдельных сторонах жизни мальчиков подросткового возраста, обусловленной особенностями становления характера в этом возрастном периоде, а с другой, - естественным желанием родителей видеть своих детей такими, какими они их себе представляют.

Показатели качества жизни по результатам анкетирования мальчиков подросткового возраста и их родителей представлены в таблице 3.

Таблица 3.  Показатели качества жизни по ответам мальчиков-подростков и их родителей

Показатель

качества жизни

Мальчики

(n=457)

Родители

(n=44)

Р

Физическое функционирование (ФФ)

89,1

(88,1-90,2)

83,8

(79,3-88,3)

0,029

Эмоциональное функционирование (ЭФ)

78,7

(77,3-80,0)

77,7

(72,7-82,7)

0,756

Социальное функционирование (СФ)

91,5

(90,5-92,3)

89,1

(84,6-93,5)

0,475

Школьное

функционирование (ШФ)

73,7

(72,1-75,2)

65,1

(59,9-70,3)

0,001

Психосоциальное

здоровье (ПСЗ)

81,2

(80,1-82,2)

77,3

(73,6-81,0)

0,031

Общий балл (ОБ)

84,1

(83,2-85,1)

79,7

(76,1-83,4)

0,018

Статистика: U - критерий Манна -Уитни. В скобках - 95 % доверительный интервал.

Влияние хронических болезней в стадии клинической ремиссии на показатели качества жизни изучено у 126 мальчиков-подростков с III группой здоровья. У обследованных детей было зарегистрировано 314 хронических заболеваний или 2,5 заболевания на одного ребенка. Среди хронической патологии мальчики наиболее часто страдали сколиозом (54,8 %), плоскостопием (38,1 %), вегетососудистой дистонией (29,4 %), миопией (27,1 %), хроническим гастритом и гастродуоденитом (23,1 %), хроническим тонзиллитом (15,9 %), ожирением (14,3 %), дискинезией желчевыводящих путей (11,1 %).

Результаты анализа показателей качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у мальчиков-подростков с хронической патологией представлены на таблице 4, из которой видно, что хронические заболевания, даже в стадии клинической ремиссии, оказывают статистически значимое негативное влияние на параметры качества жизни мальчиков-подростков, в том числе на уровень психосоциального здоровья (р=0,005) и общий балл (р=0,001), исключение составил только показатель социального функционирования (р=0,075). Ранговые места показателей изменений не претерпели.

Таблица 4. Показатели качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у мальчиков с хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии.

Показатель

качества жизни

Мальчики-подростки

Р

Здоровые

(n=320)

С хроническими болезнями (n=126)

Физическое функционирование (ФФ)

90,2

(89,1-91,4)

85,6

(83,1-88,1)

0,002

Эмоциональное функционирование (ЭФ)

79,7

(78,1-81,3)

75,8

(73,2-78,5)

0,010

Социальное функционирование (СФ)

91,9

(90,7-93,1)

89,7

(87,6-91,8)

0,075

Школьное функционирование (ШФ)

74,7

(72,9-76,6)

70,8

(68,0-73,5)

0,017

Психосоциальное здоровье (ПСЗ)

82,0

(80,7-83,2)

78,8

(76,9-80,7)

0,005

Общий балл

(ОБ)

85,1

(84,1-86,1)

81,3

(79,5-83,1)

0,001

Статистика: U - критерий Манна -Уитни; в скобках - 95 % доверительный интервал.

Сравнительный анализ степени нарушений по шкалам качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у больных хроническими заболеваниями позволил установить следующее. В группе здоровых мальчиков статистически значимо больше было число детей с высокими показателями по шкале эмоционального (21,2 %, р=0,043) и школьного (16,9 %, р=0,007) функционирования, а также по психосоциальному здоровью (22,5 %, р=0,001) и общему баллу (суммарной шкале) (таблица 5).

Таблица 5.  Показатели общего балла качества жизни по ответам здоровых и  больных хроническими заболеваниями мальчиков-подростков

Интервалы баллов

Здоровые (n=320)

Больные (n=126)

p

Абс. число

%

Абс. число

%

100-91

90

28,1

17

13,5

0,001

90-81

134

41,9

58

46,0

0,458

80-71

72

22,5

31

24,6

0,621

70 и менее

24

7,5

20

15,9

0,012

Статистика: точный критерий Фишера.

Преобладание низких значений параметров качества жизни констатировано только у мальчиков с хроническими заболеваниями: по физическому функционированию (12,7 %, р=0,007), психосоциальному здоровью (29,4 %, р=0,009) и общему баллу (15,9 %, р=0,012). По шкале социального функционирования в обеих группах обследованных детей статистически значимых различий не зафиксировано.

Следовательно, результаты распределения обследованных детей по уровням качества жизни убедительно свидетельствует о том, что преобладающее число мальчиков-подростков с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии имели очень низкие показатели.

Особый интерес представляло исследование качества жизни у мальчиков-подростков с учетом групп здоровья. Данные для проведения сравнительного анализа были получены от 446 детей в возрасте 15-16 лет, постоянно проживающих в г. Барнауле Алтайского края. Распределение по группам здоровья показало, что среди обследованных в первой (I) группе здоровья было всего 6,5 % мальчиков, во второй (II) - 65,2 % и в третьей (III) - 28,3 %.

Итоговые результаты анкетирования респондентов демонстрирует таблица 6.

Таблица 6. Показатели качества жизни у мальчиков-подростков с учетом групп здоровья

Показатель

качества жизни

Группы здоровья

Р I-II

Р I-III

Р II-III

I

(n=29)

II

(n=291)

III

(n=126)

Физическое

функционирование

93,0

(89,8-96,2)

90,0

(88,8-91,2)

85,6

(83,1-88,1)

0,117

0,005

0,005

Эмоциональное функционирование

79,5

(75,5-83,5)

79,7

(78,0-81,5)

75,8

(73,2-78,5)

0,549

0,317

0,009

Социальное функционирование

93,1

(90,1-96,1)

91,8

(90,6-93,1)

89,7

(87,6-91,8)

0,843

0,265

0,008

Школьное функционирование

75,2

(69,7-80,6)

74,7

(72,7-76,7)

70,7

(68,0-73,5)

0,986

0,202

0,019

Психосоциальное здоровье

82,6

(79,6-85,5)

81,9

(80,5-83,2)

78,8

(76,9-80,7)

0,830

0,216

0,005

Общий балл

86,3

(83,9-88,7)

85,0

(83,9-86,1)

81,3

(79,5-83,1)

0,820

0,046

0,001

Статистика: U - критерий Манна -Уитни, в скобках - 95 % доверительный интервал.

Из таблицы 6 следует, что по всем показателям качества жизни у мальчиков-подростков I и II групп здоровья статистически значимых различий не отмечалось. При этом самые высокие значения в обеих группах мальчиков констатированы для социального (соответственно - 93,1 и 91,8 балла) и физического (93,0 и 90,0 баллов) функционирования. В то же время у мальчиков-подростков III группы здоровья по отношению к мальчикам II группы здоровья по всем параметрам, включая психосоциальное здоровье (р=0,005) и общий балл (р=0,001), констатировано статистически высоко значимое снижение качества жизни. Следует отметить, что наиболее значительные колебания показателей зафиксированы у мальчиков I и III групп здоровья по физическому функционированию (соответственно - 93,0 и 85,6 балла) и по суммарной шкале (ОБ) - 86,3 и 81,3 балла.

Заключение

Разработаны «нормативные» параметры качества жизни для мальчиков 15-16 лет г. Барнаула Алтайского края. Установлено, что родители статистически значимо ниже оценивают качество жизни мальчиков-подростков. Доказано значительное снижение качества жизни у мальчиков в III группе здоровья и страдающих хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии. Наиболее высокие показатели, как у здоровых, так и у больных мальчиков, наблюдаются по шкалам физического и социального функционирования.

Рецензенты:

  • Кильдиярова Р. Р., д.м.н., профессор, профессор кафедры пропедевтики детских болезней с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Ижевск.
  • Яковлева Л. В.,  д.м.н.,  профессор, зав. кафедрой подготовки интернов-педиатров и детской кардиологии ИПО Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Уфа.

Библиографическая ссылка

Строзенко Л.А., Гордеев В.В., Лобанов Ю.Ф. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5844 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074