Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плеханова Л.А. 1
1 ГАО ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»
Методическая культура преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования представлена как атрибут педагогической деятельности и свидетельство его готовности к полноценному участию в методической работе. Определены структурные компоненты методической куль-туры: мотивационно-ценностный, деятельностный, когнитивный и личностно-творческий. Показано, что в основе развития методической культуры находится идея Л.С. Выготского о «культурно восхождении и расширении личности». Развитие методической культуры представлено как результат реализации стремления преподавателя к совершенству в осуществлении методических функций. Качественное вы-ражение стремления к совершенству проинтерпретировано посредством преодоления преподавателем ступеней некой «иерархической лестницы»: «методическая грамотность» – «методическая компетентность» – «методическая культура». Дана психолого-педагогическая интерпретация основных этапов развития методической культуры: зарождение, закрепление и преобразование. Доказано, что происходящие на каждом из этих этапов изменения предопределяют активное качественное преобразованием преподавателем своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу осуществления методической деятельности.
методическая культура
преподаватель
учреждение дополнительного профессионального образования
методическая деятельность
развитие методической культуры
зарождение
закрепление и преобразование методической культуры
1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. - 1006 с.
2. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5 / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
3. Исаева, Н. И. Развитие профессиональной культуры психолога образования: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.13 / Н. И. Исаева. - Белгород, 2002. - 487 с.
4. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. - СПб.: Акад. проект, 2002. - 542 с.
5. Маркс, К. Избранные произведения: В 12 т. Т. 4 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Прогресс, 1984. - 382 с.
6. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография / Н. В. Самсонова. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.
7. Селезнева, Е. В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.13 / Е. В. Селезнева. - М., 2005. - 670 с.
8. Силяева, Е. Г. Синергетический подход и процесс формирования культуры личности / Е. Г. Силяева // Синергетика, философия, культура. - М.: изд-во РАГС, 2001. - С. 185-193.
9. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основания проектирования образования): автореф. дис. ... д-ра психолог. наук / В. И. Слободчиков. - М., 1994. - 38 с.
10. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
Качество дополнительного профессионального образования в значительной степени определяется подготовленностью и профессионализмом преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, способных обеспечить современный уровень профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Задачи, стоящие перед современной общеобразовательной школой и получившие отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», могут быть экстраполированы и проинтерпретированы по отношению к учреждению дополнительного профессионального образования. Сегодня требуется, чтобы преподаватели учреждения дополнительного профессионального образования ориентировались в многообразии современных научно-методических подходов в осуществлении педагогической деятельности, эффективно использовали прогрессивные педагогические и новые информационные технологии, активные и деятельностные формы обучения взрослых. Преподаватель должен не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно осуществлять поиск новых педагогических идей, методическое осмысление используемых педагогических средств, мобильное внедрение в образовательный процесс новых достижений педагогики, психологии и предметных методик.

Представленные в таком контексте требования к преподавателю учреждения дополнительного профессионального образования, по сути, указывают на необходимость развития его методической культуры. В данной статье методическая культура понимается как социально-профессиональная характеристика преподавателя, обеспечивающая высокий уровень его педагогической деятельности, методическое осмысление используемых педагогических средств в обучении взрослых, и способствующая созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий. Методическая культура свидетельствует о готовности преподавателя к полноценному участию в методической работе, которая является атрибутом его педагогической деятельности и позволяет адаптировать полученные теоретические знания к реальному процессу повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.

Содержание методической культуры преподавателя проявляется как диалектическое единство мотивационно-ценностного, деятельностного, когнитивного и личностно-творческого компонентов. Она основана на методической компетентности, гуманистической личностной позиции преподавателя, системе его ценностных ориентаций и убеждений, современном педагогическом мышлении и развитых творческих способностях. Мотивационно-ценностный компонент репрезентирует такие внутренние элементы личностной сферы преподавателя, которые выражают его внутреннее отношение к методической деятельности и ее результатам как ценностям. Содержащиеся здесь потребность в самореализации, ценностные ориентации и профессиональная направленность являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя, основанием для повышения его авторитета и установления хороших взаимоотношений в коллективе. Деятельностный компонент характеризуется развернутым умением на практике осуществлять педагогическую деятельность в непрерывно расширяющихся социокультурных границах дополнительного профессионального образования, с учетом актуальности ситуативных задач, освоенного содержания и приобретенного опыта преподавательской деятельности. Данный компонент представлен умениями осуществлять аналитико-рефлексивную, конструктивно-прогностическую, организационно-деятельностную, оценочно-информационную и коррекционно-регулирующую деятельность. Когнитивный компонент включает, в основном, знаниевую часть методической культуры и представлен осведомленностью преподавателя в современных достижениях психологии и педагогики, теории и методики обучения взрослых, общих и частных вопросах конкретной предметной области. Соответствующие знания непосредственно влияют на осмысление получаемой преподавателем информации, обеспечивают эффективный поиск и принятие методических решений. Личностно-творческий компонент определяет возможности преподавателя с учетом специфики складывающейся педагогической ситуации и собственного индивидуального творческого потенциала обогащать и совершенствовать конкретную систему педагогической деятельности, в рамках которой он реализует свои профессиональные и жизненные планы. Сущностную сторону личностно-творческого компонента методической культуры преподавателя раскрывают его творческая активность, профессиональная интуиция и самопозиционирование.

Представление о структурных компонентах методической культуры преподавателя позволяет лучше понять психолого-педагогический механизм ее развития. В интерпретации феномена «развитие методической культуры преподавателя» мы основываемся на высказывании о том, что развитие начинается там, где наличные условия не позволяют действовать привычными способами, то есть оно начинается в тот момент, когда происходит остановка, прекращение непрерывного хода событий, создание чего-то иного, ранее не существовавшего. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что развитие происходит «в точке» необходимости поведения при невозможности использования готовых автоматизмов, то есть в точке преобразования формы (способа существования) поведения [10, с. 32].

В психологической науке явление развития зачастую связывается с реализацией человеком своего потенциала. Яркое выражение этого положения мы находим у Л. С. Выготского. Для описания социального влияния на развитие человека им вводится понятие «социальная ситуация развития», которая определяется как система отношений человека и социальной действительности. Он пишет: «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в течение данного периода ...  И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестраиваться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста» [2, с. 258-260].

«Социальная ситуация развития» - не единственный термин, который активно используется психологами для описания того пространства, где осуществляется развитие. Например, В. И. Слободчиков пользуется термином «событийная общность». Он подчеркивает, что «в самом общем виде ситуация развития - это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространстве связей и отношений между соучастниками, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации» [9, с. 27].

Учитывая приведенные доводы, можно сказать, что развитие методической культуры преподавателя возможно при таком изменении социально-психологических условий профессиональной деятельности, которые определяют не только новую форму методической деятельности преподавателя, но и изменение его отношения к педагогической действительности. Есть основания предполагать, что развитие методической культуры преподавателя заключается в расширении его возможностей, увеличении арсенала его методических способностей и четком определении мотивов, которые в максимально возможной мере способствуют требованиям педагогической деятельности в конкретных условиях дополнительного профессионального образования.

В понимании психолого-педагогического механизма развития методической культуры преподавателя по-прежнему актуальной остается идея Л. С. Выготского о «культурном восхождении и расширении личности» [1]. У классиков марксизма также есть убедительное положение о том, что процесс  развития имеет поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяют «их иначе, на более высокой базе». К. Маркс указывал: «всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой» [5, с. 296]. Правда у Л. С. Выготского эта идея развития реализуется посредством овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия между индивидуально-психологическим и культурно-историческим.

Более того, идея Л. С. Выготского о «культурном восхождении» очень тесно примыкает к  позиции Ю. М. Лотмана, который раскрывает семиотический механизм перехода «внешней» культуры в «свою внутреннюю» культуру. По Ю. М. Лотману, развитие культуры предполагает два этапа: идеализация результатов восприятия и интерпретации «чужих» текстов и «умножение переводов» в результате взаимной адаптации, перестройки и переделки «своей» и «чужой» культуры [4, с. 331].

Автор полагает, что если на первом этапе преобладает тенденция идеализации нового и разрыва с прошлым, то на втором этапе речь идет об усилении тенденции к восстановлению прерванного и истолкованию «нового» как органически вытекающего из старого. Затем проявляется стремление выделить определенное высшее содержание усвоенного миропонимания, что приводит к порождению самой культурой «новых смыслов». Происходит переориентация и порождение новых смыслов [4, с. 331-332].

Такое понимание механизма развития культуры вполне достаточно для обоснования процесса развития методической культуры преподавателя. Методическая культура как разновидность культуры вообще обладает вполне определенным потенциалом саморазвития. Попытаемся это показать. Так, например, мотивационно-ценностный компонент методической культуры позволяет преподавателю реализовываться в субъектном плане, т.е. становится «более свободным» от влияния той среды, в которой осуществляется его преподавательская деятельность. Когнитивный  и деятельностный компоненты способствуют проявлению активности преподавателя в соответствии с его личностными и профессиональными особенностями и спецификой ситуации, где осуществляется педагогической взаимодействие. Личностно-творческий компонент, образующий единство творческой активности, профессиональной интуиции и самопозиционирования, позволяет преподавателю самоактуализироваться в методической работе как личности и профессионалу.

Осмысление психолого-педагогического механизма развития методической культуры преподавателей в контексте идеи о «культурном восхождении и расширении личности» позволяет рассматривать его и как процесс реализации стремления преподавателя к совершенству в методической работе.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что идея «стремления к совершенству» посредством преодоления ступеней в иерархической лестнице в научной литературе уже была неоднократно представлена (Н. И. Исаева [3], Н. В. Самсонова [6], Е. В. Селезнева [7] и др.). Учитывая продуктивность полученных авторами результатов, мы сочли возможным применить ее к случаю обоснования процесса развития методической культуры преподавателя. Качественное выражение такого «стремления к совершенству» проявляется в преодолении преподавателем определенных ступеней некой «иерархической лестницы»: «методическая грамотность» - «методическая компетентность» - «методическая культура». Заметим, что содержательная интерпретация каждого из элементов данной «иерархической лестницы» обусловливается субъективными факторами, которые имеют непосредственное влияние на характеристики методической деятельности преподавателя и определяют соответствующие способы ее осуществления. Преодоление каждой из таких ступеней символизирует достижение преподавателем определенных вершин в профессиональной деятельности (акме) и, как правило, характеризуется вполне конкретными психологическими новообразованиями.

В определении природы появления таких психологических новообразований мы придерживались исследования Е. Г. Силяевой [8]. Вслед за ней мы выделяем три этапа в развитии методической культуры преподавателя как процесса формирования новообразований: зарождение, закрепление и преобразование. На этапе зарождения формируются психические процессы, в которых данное новообразование проявляется в конкретных аспектах методической деятельности. На этапе закрепления новообразование становится более выраженным и устойчиво проявляется в методической деятельности преподавателя. Обнаруживается это, в частности, в том, что данное новообразование присутствует в различных ситуациях интерпретации новых педагогических средств в образовательной деятельности. На этапе преобразования данное новообразование обусловливает появление других психических новообразований, которые способствуют проявлению функций методической культуры преподавателя в самых разных, в том числе, и нестандартных ситуациях. Такие изменения предопределяют активное качественное преобразование преподавателем своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу осуществления методической деятельности.

В основе развития методической культуры находится внутренняя активность преподавателя, его стремление к изменению своих взглядов и внутреннего мира по отношению к различным проявлениям методической деятельности. Такое качественное преобразование внутреннего мира приводит к принципиально новым способам методической деятельности, актуализации способности преподавателей к превращению собственной методической деятельности в предмет практического преобразования. В результате мы приходим к выводу, что переход на новую ступень в иерархической лестнице выступает не только фундаментальным условием профессионального совершенствования преподавателя, но и фактором развития его методической культуры.

Таким образом, в данной статье нами обоснован психолого-педагогический механизм развития методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования.  Данный процесс рассматривается как результат реализации стремления преподавателя к совершенству в методической работе и выражается в существовании этапов, своего рода ступеней иерархической лестницы («методическая грамотность» - «методическая компетентность» - «методическая культура»). Такое выражение этапности в развитии культуры можно считать определенной интерпретаций идеи Л. С. Выготского о «культурном восхождении и расширении личности».

Рецензенты:

  • Ильясов Д. Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ЧИППКРО, г. Челябинск.
  • Резанович И. В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Плеханова Л.А. РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5887 (дата обращения: 06.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074