Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Мюллер Р.У. 1
1 Санкт-Петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
В статье охарактеризована роль и условия организации бизнес-планирования инновационной деятельности, выявлены проблемы управления предприятиями, препятствующие или затрудняющие бизнес-планирование инновационной деятельности предприятий. Предложена к использованию система показателей результативности инновационной деятельности предприятия (результативность рассматривается в соответствии с методологическим подходом по международному стандарту ISO 9000:2000). Разработан принципиальный алгоритм организации планового запуска инновационного проекта пред-приятия, позволяющий на системно-обоснованной основе с учетом внутренней и внешней сред предприятия и требований проекта инициировать инновационные проекты предприятий. Установлены этапы внедрения информационной системы управления бизнес-планированием предприятия, включающие, формирование модели функционирования существующего менеджмента на предприятии; разработку прототипа будущей системы (бизнес-модель на основе бизнес-процессов); испытание системы (апробирование); развертывание системы или ее части.
стандарт
предприятие
эффективность
инновационная деятельность
инновация
1. Ахметзянов И. Р. Анализ инвестиций: методы оценки эффективности финансовых вложений / И. Р. Ахметзянов; [под ред. д.э.н. Г. А. Маховиковой]. - М.: Эксмо, 2007.
2. Макаров А. Д. Принципы управления реализацией инвестиционного проекта. Сборник научных статей. - СПб.: ФУЭ, 2004.
3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник. (Высшее образование). - М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
5. Перевалов Ю. В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАН, 1998
6. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. Центр исследований и статистики науки / Под ред. Л. М. Гохберга. - М., 1996.
7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономи­ка, 1989.
 Как известно, планирование составляет один из основных элементов системы внутриорганизационного управления инновационной деятельностью предприятия. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения [4].

В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы управления предприятиями, препятствующие или затрудняющие бизнес-планирование инновационной деятельности предприятий:

  1. отсутствие четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможность планирования конечных показателей деятельности (в том числе и оперативных) по подразделениям обуславливают слабую культуру планирования на предприятиях;
  2. системно не упорядоченные плановые показатели не согласуются со структурой экономических объектов, не соответствуют направлениям использования ресурсов и получению материально-вещественных результатов. Этим вызвана низкая культура контроля и анализа достижения целей (или их отсутствие);
  3. анализ экономической деятельности проводится с сильным запозданием, когда основные финансовые показатели предприятия сформированы, а возможность влияния затруднена.
  4. эффективность работы отдельных структурных подразделений, как правило, не анализируется;
  5. отсутствие единой системы целей не позволяет комплексно подходить к формированию единой информационной системы и к ее отсутствию. При этом следует учитывать, что информационное обеспечение является одним один из элементов системы управления, развитие которого связано и определяется динамикой других элементов системы управления предприятием [5].

Анализ мировой практики показывает, что разработка и внедрение инноваций превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи - в перспективе производственные планы и программы - проникают во все новые сферы производства и товарных рынков [2, с. 82-84]. Непрерывность планирования инноваций включает выполнение двух условий:

  1. необходимость взаимосвязанности и стратегических, средне- и краткосрочных планов предприятия;
  2. динамичность плановых расчетов, исходя из внешних условий и изменения стратегии предприятия [7].

В процессе исследования были определены этапы идентификации необходимых направлений инновационной деятельности и типов инновационных стратегий, включающие: выбор основного направления инноваций (продуктовые инновации / процессные инновации); установление типа поведения фирмы относительно выпуска новых продуктов (абсолютное лидерство, преследование, имитация, поиск ниши и т.д.) [1]; определение возможностей фирмы относительно масштабов инновационной деятельности. Наиболее оптимальным решением является сочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационной политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, т.к. предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.

Разработан принципиальный алгоритм организации планового запуска инновационного проекта предприятия (рис. 1), позволяющий на системно-обоснованной основе с учетом внутренней и внешней сред предприятия и требований проекта инициировать инновационные проекты предприятий. 

Рисунок 1.  Принципиальный алгоритм организации планового запуска инновационного проекта предприятия

Предложен комплект бизнес-операций инновационного менеджмента, включающий: управление разработкой бизнес-планов и производственных программ инновационной деятельности; управление разработкой инновационной продукции и технологией ее внедрения; рассмотрение программ создания новой продукции и технологии; осуществление единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области); обеспечение ресурсами производственных программ инновационной деятельности; обеспечение квалифицированным персоналом; инициирование и функционирование целевых рабочих групп для системного решения проблем инновационной деятельности предприятия.

Установлены требования к бизнес-планам инновационных проектов предприятий:

  • превышение инвестиционной эффективности проекта по сравнению с рыночной ставкой ссудного процента;
  • емкость (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодность по конъюнктуре, рост и простота освоения рынка сбыта инновационной продукции;
  • установление конкурентных преимуществ инновационной продукции, позволяющих рассчитывать на вытеснение с рынка товаров-заменителей и аналогов, если рынок сбыта является конкурентным;
  • приемлемость и стабильность цен и объемов предложения требуемых ресурсов;
  • установление рисков и определение механизма минимизации рисков проекта;
  • обоснование объема средств или других ресурсов, требуемых от венчурного инвестора для начала и последующего развития проекта;
  • установление среднесрочных перспектив финансового состояния проекта [3].

Предлагается к использованию система показателей результативности инновационной деятельности предприятия (табл. 1) (результативность рассматривается в соответствии с методологическим подходом по международному стандарту ISO 9000:2000).

Таблица 1. Система показателей результативности инновационной деятельности предприятия

Наименование группы показателей (показателя)

Способ расчета

1.

Весомость инновационной деятельности относительно всего производства

1.1

Относительная величина объема продаж инновационной продукции, проценты

Отношение объема продаж инновационной продукции ко всему объему продаж предприятия в расчетный период

1.2

Относительная прибыль от продаж инновационной продукции, проценты

Отношение прибыли от продаж инновационной продукции ко всей прибыли от продаж выпущенной продукции предприятием в расчетный период

2.

Основные временные показатели, влияющие на конкурентоспособность инновационных проектов

2.1

Срок цикла прикладных и маркетинговых исследований, мес.

Период от установления потребностей потребителей до выпуска инновационной продукции

2.2

Срок цикла разработки и проектирования, мес.

Период от запуска проекта до начала подготовки производства продукции

2.3

Срок цикла подготовки и освоения производства и организации сбыта, мес.

Период от конца маркетинговых исследований до планового выпуска продукции

3.

Качество инновационной продукции

3.1

Оценка качества продукции потребителями, баллы

Относительное качество к продуктам-аналогам и заменителям

3.2

Наличие отказов в течение гарантийного срока, шт.

Количество зарегистрированных отказов инновационной продукции

Наиболее полный учет динамики реализации про­екта при подготовке и анализе бизнес-плана возмо­жен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моде­лирования, приспособленных для решения подобных задач. В процессе составления бизнес-плана, как пра­вило, достаточно широко применяются экономико-математические методы [2, с. 51]. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновре­менных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество самих бизнес-планов. Для управления бизнес-планированием инновационной деятельностью предприятий было апробировано программное средство «Project expert», путем расчета проектов с учетом множества факторов, динамических методов, основанных на имитационном моделировании.

Сделан вывод о том, что использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализ эффективности деятельности организации или реализуемой инновационной программы является результативным средством, позволяющим «проиграть» различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей организации.

В этой связи, установлены этапы внедрения информационной системы управления бизнес-планированием предприятия, включающие: формирование модели функционирования существующего менеджмента на предприятии; разработку прототипа будущей системы (бизнес-модель на основе бизнес-процессов); испытание системы (апробирование); развертывание системы или ее части.

Рецензенты:

  • Макаров А. Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры Прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.
  • Медников М. Д., д.э.н., профессор,  зав. кафедрой «Национальная экономика» Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета, г. Санкт-Петербург

Библиографическая ссылка

Мюллер Р.У. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5893 (дата обращения: 06.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074