Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ

Хамидулина А.М. 1
1 ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведен анализ влияния институциональных факторов на сбалансированное развитие муниципальных образований в регионе. Выделены основные компоненты сбалансированности территории. Сбалансированное развитие социально-экономической системы обеспечивается взаимодействием между собой целой совокупности условий и факторов, которые можно сгруппировать, в соответствии с качественными характеристиками, по шести блокам: блок ценностно-культурных факторов, мотивационный блок, блок знаний, блок политических факторов, управленческий блок, нормативно-правовой блок. Институциональное обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований в регионе возможно лишь в том случае, если удается достичь согласованности и комплементарности всех шести блоков, однонаправленности их развития. Институциональная среда региона представляется как совокупность формальных и неформальных институтов, функционирующих в регионе. Рассмотрено влияние на сбалансированность развития муниципальных образований в регионе таких институтов, как институт инновационных процессов, институт предпринимательства, институт собственности, правовой институт.
региональная политика
сбалансированное развитие территории
институциональные факторы сбалансированного развития.
1. Бережницкий В. М., Дефорж С. Ю. Институциональные преобразования в системе факторов общественной эволюции // Проблемы современной экономики и институциональная теория: Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Вып. 89-2. - С.39.
2. Гранберг А. Г. Региональное развитие и региональная экономика в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. - 2004. - №1.
3. Чернова Л. С. Тенденции региональной дифференциации показателей социально-экономического развития российской экономики // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №29 (86).
4. Чернова О. А. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления: дис... доктора экон. наук. - Ростов-на Дону, 2010.
5. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
С реализацией административной реформы в России и согласно Федеральному закону 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление должно развиваться в рамках принципов самостоятельности, самоорганизации и самодостаточности. Таким образом, муниципальные образования (МО) сталкиваются с необходимостью самостоятельного принятия решений, самостоятельного их исполнения, а также самостоятельного поиска средств для их воплощения. Муниципальные образования обязаны наращивать свой потенциал за счет развития собственной экономики.

Поскольку муниципальные образования стали постепенно превращаться в самостоятельные субъекты экономической жизни, они вынуждены конкурировать в борьбе за инвестиции, за квалифицированные трудовые ресурсы - появляются специфические проблемы, опыта решения которых у администраций муниципальных образований нет. Решение этих проблем в режиме их возникновения становится невозможным. Глобальные изменения, проходящие в политике, экономике и распределении ресурсов требуют от администраций областей и районов целенаправленных действий.

Несогласованность в проводимой политике, различия в исходном потенциале, а также отсутствие общепринятой четкой методики оценки сбалансированности развития муниципальных образований в регионе приводит к их неравномерному развитию и увеличению диспропорций социально-экономических показателей.

«Усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства» [2].

Пространственная организация региональной экономики становится объектом исследования во второй половине XX века. Этот интерес во многом был обусловлен необходимостью изучения системы отношений и взаимодействий между субъектами региональной экономики, характеризующих их взаимное расположение.

Сбалансированность экономического развития региональной экономики в большой степени зависит от характеристик институциональной среды, которая определяется системой правил, норм, традиций поведения субъектов экономических отношений, структурированием информации, и прежде всего, формальными ограничениями. Эти ограничения формируют систему стимулов предпринимательской активности и в значительной степени определяют спектр возможного выбора (формального и неформального) целей субъектов региональной экономической системы, а также способов, и соответственно - издержек, достижения этих целей [4]. Определяя место институционального фактора в системе инновационного управления сбалансированным развитием региона,  целесообразно использовать определение В. М. Бережницкого и С. Ю. Дефоржа [1], в котором синтезируются два основных методологических направления: институты-организации и институты-правила, нормы. Институты - это исторически складывающиеся правила, нормы, традиции социальных взаимоотношений между индивидуумами, структурированные в адекватные общественные организации, а также механизмы их становления и функционирования.

Институционализация предполагает построение между субъектами региональной экономики устойчивых и упорядоченных отношений, которые позволяют инициировать, ресурсно обеспечивать, распространять и оценивать воспроизводственные процессы.

Таким образом, регион и муниципальные образования представля­ют собой социально-экономическую систему общества, последовательно реализующую функции воспроизводства. Соответственно компонентами сба­лансированности такой системы выступают:

  • баланс социальных и экономических целей;
  • баланс между воспроизводством общественных отношений и регио­нальным производством;
  • сбалансированность правовой, экологической, инновационной и социо­культурной среды;
  • баланс текущих и долгосрочных интересов субъектов региональной сис­темы;
  • сбалансированность потоков внешних и внутренних связей;
  • сбалансированность структуры воспроизводственного процесса;
  • сбалансированность ресурсообеспечения территории;
  • сбалансированность отраслевого развития;
  • сбалансированность территориального (пространственного) развития;
  • сбалансированность по субъектам: государство, бизнес, население, об­щественные организации, НИИ [4].

Сбалансированное развитие социально-экономической системы обеспечивается взаимодействием между собой целой совокупности условий и факторов, которые можно сгруппировать  в соответствии с качественными характеристиками, по шести блокам (рис.).

Первый блок  - мотивационный, включающий в себя потребности, интересы и мотивы, составляющие основу импульсов, стремлений и действий людей, формирующие у них желание глубже познать и понять себя и окружающую среду, осуществлять свою деятельность в гармонии с другими людьми, обществом и природой, самосовершенствоваться и совершенствовать условия своей жизнедеятельности.

Содержание второго блока составляет совокупность знаний, умений, навыков, нововведений, возникающих и накапливающихся в процессе деятельности, познания и самосовершенствования, и являющихся средством решения проблем гармонизации взаимодействия «человек - общество - природа».

Третий блок включает в себя политические факторы и условия, которые создают общую направленность действий на всех уровнях и во всех звеньях общества, организуя деятельность людей для достижения значимых для общества и системообразующих целей и задач, направленных на устойчивое развитие.

Четвертый блок - управленческий, содержащий весь арсенал инструментов управления, обеспечивающих планирование, координацию и контроль в социально-экономической системе с тем, чтобы добиться ее внутренней интеграции и адаптации к внешним изменениям наиболее эффективным образом.

В пятом блоке представлена нормативно-правовая компонента, состоящая из совокупности правовых норм и ограничений, формирующих юридическую базу взаимодействий как внутри социально-экономической системы, так и взаимоотношений данной системы с внешней средой.

И, наконец, шестой блок, который включает в себя ценностно-культурные факторы и условия интеграции общества в целостное единство на основе исторически и культурно обусловленных смысловых значений жизнедеятельности и ментальности.

Рис. 1. Взаимодействие факторов, обеспечивающих институциональную среду сбалансированного развития региона

Институциональное обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований в регионе возможно лишь в том случае, если удается достичь согласованности и комплементарности всех шести блоков, однонаправленности их развития.

В силу ряда объективных обстоятельств институциональные факторы в организации процесса взаимодействия сбалансированного развития и стратегических целей экономического роста приобретают особую значимость. Во-первых, смена жизненных циклов социально-экономической системы, как и любой сложной самоорганизующейся динамической системы, происходит нелинейно, через бифуркации. Смена циклов сопровождается кардинальными изменениями в структуре системы. В этих условиях возникает настоятельная потребность в базовых регуляторах, которые призваны защищать систему от «разрушения до основания» в период бифуркаций и создавать предпосылки для перехода в режим «управляемого», «созидательного» хаоса.

Во-вторых, региональная экономика как система отношений муниципальных образований и их взаимодействий постоянно усложняется. Соответственно, и трансакционные издержки, и их доля в общих издержках возрастают. Необходимо использовать эффективные механизмы снижения трансакционных издержек, в противном случае экономика не выдержит растущее бремя затрат. Эти механизмы предполагают развитие доверительных отношений, становящихся важнейшей экономической категорией. Если люди не доверяют своему правительству, а правительство своему народу, если граждане не доверяют друг другу и т.д., экономика не может устойчиво развиваться. Поэтому кардинально возрастает роль институтов в экономической жизни, формирующих доверительные отношения.

Институциональный аспект сбалансированного развития включает в себя широкий спектр методов, способов, правил, норм поведения, механизмов реализации, форм организации и взаимодействия; направлений развития общественных групп и производственных комплексов, обеспечивающих решение экологических, экономических, социальных и научно-технических вопросов в процессе, определяемом нами как устойчивое развитие социально-экономических систем.

Условия институциональной среды, в которых происходит функционирование региональной экономической системы, бесспорно, влияют на сбалансированность развития муниципальных образований данного региона.

Институциональная среда региона представляется как совокупность формальных и неформальных институтов, функционирующих в регионе. Рассмотрим более подробно основные из них.

1. Институт инновационных процессов

Одним из наиболее значимых институтов, влияющих на равномерность развития муниципальных образований  внутри региона, является институт инновационных процессов. Развитие данного института имеет большое значение в формировании конкурентоспособности муниципальных образований, а значит и региона в целом.

Инновационная среда трактуется как источник увеличения валового регионального продукта и повышения благосостояния населения, стабилизации процессов, протекающих в окружающей природной среде, представляя собой условие решения многих социально-экономических и экологических проблем современности. Инновационные изменения, происходящие в экономической сфере, создавая конкурентные преимущества региона, являются значимым импульсом формирования конкурентоспособности экономики региона.

В  Республике Татарстан значительные дифференциации в социально-экономических показателях муниципальных образований связаны именно с недостаточным развитием института инновационных процессов.

Среди основных причин малоэффективности института инновационных процессов регионов можно отметить следующие: недостаток собственных средств предприятий для направления инвестиций на инновационную деятельность, высокие процентные ставки по кредитам, недоступность более передовых западных технологий для малого и среднего бизнеса, а также нехватка высококвалифицированных специалистов.

В этой связи приоритетными задачами регионального регулирования на муниципальном  уровне должны стать развитие институтов образования, науки и технологий, создание благоприятных институциональных условий для инновационного роста, способствующих в конечном итоге формированию эффективной системы инновационной деятельности.

2.  Институт предпринимательства

Прямая зависимость существует между сбалансированностью развития муниципальных образований и институтом предпринимательства.

Эффективно функционирующий институт предпринимательства, создавая благоприятный предпринимательский климат, является гарантом  привлечения инвестиций,  а значит, увеличения собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Анализ проблем института предпринимательства позволяет сделать вывод, что его развитие в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан очень дифференцированно. В настоящее время условия предпринимательского климата в Республике Татарстан  - это условия постоянной ресурсной зависимости и неустойчивости во всех формах его движения - в денежной, производительной и товарной. Поэтому одна из основных задач функционирования предпринимательства в региональной экономике состоит в обеспечении динамической устойчивости развития на основе формирования конкурентоспособности.

Решение проблем института предпринимательства и изменение предпринимательского климата в благоприятную для формирования конкурентоспособности муниципальных образований сторону позволит создать условия для перехода к сбалансированному развитию.

3. Институт собственности. В настоящее время становится очевидна невозможность сбалансированного развития муниципальных образований региона без создания эффективного института собственности.

4. Правовой институт. Формирование нормативно-правовой среды функционирования хозяйствующих субъектов муниципальных образований и региона в рыночных отношениях началось сравнительно недавно, поэтому составляющие ее нормы и правила не в полной мере охватывают круг проблем и вопросов, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в частности, в процессе обеспечения сбалансированного развития территорий.

В настоящее время нормативно-правовая среда развития региона имеет проблемы отсутствия четких регламентированных правил и процедур, проблемы противоречивости и низкой эффективности механизмов реализации законов, вследствие чего многие из них остаются не работающими в должной степени. Все это неизбежно влечет за собой возникновение проблем правового применения законодательных норм и правил, и, как следствие, является сдерживающим фактором для осуществления сбалансированного развития экономики региона.

Институциональная среда изменчива, находится в процессе постоянного развития. Институциональная среда, ее основные элементы, а также взаимосвязи между ними находятся в постоянном и непрерывном движении, источником которого выступают объективно существующие противоречия. В свою очередь, противоречия, охватывая все социально-экономические отношения, являются источником, движущей силой сбалансированного развития экономики.

Главная цель сбалансированного развития муниципальных образований региона заключается в создании условий для достижения благополучия населения; в формировании в ней саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-инновационно-экономической территориальной системы.

Особую значимость приобретает разработка таких механизмов регулирования развития экономики региона, которые, учитывая специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру территории, обеспечат как наиболее полное и эффективное использование его социально-экономического потенциала, так и сбаланси­рованное внутрирегиональное развитие. Кроме того, данные механизмы должны быть интегрированы как в экономическую, так и в социально-культурную подсистемы региона.

Рецензенты:

  • Сульдина Галина Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления,  Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
  • Фахрутдинова Елена Валерьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Хамидулина А.М. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5932 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074