Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СТИМУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Голубева Г.Н. 1 Агеева Г.Ф. 1
1 НФ ФГБОУ ВПО "Поволжская ГАФКСиТ"
Одной из главных задач нашего экспериментального исследования было обоснование влияния физкультурно-оздоровительных технологий на двигательную активность детей до 6 лет, к которым можно отнести: физкультурно-оздоровительные методики; развивающую обстановку; стимулирование двигательной активности; параметры организованной и самостоятельной двигательной активности. Ключевым моментом все-таки является стимулирование двигательной активности с помощью всех перечисленных выше технологий. Формирование потребности в движениях наиболее эффективно в антенатальный пе-риод. Эффективность снижается при переходе от одного периода адаптации к другому по мере роста ребенка. С каждым новым периодом возрастает роль физкультурно-оздоровительных технологий, к которым можно отнести: физкультурно-оздоровительные методики; развивающую обстановку; стимулирование двигательной активности; параметры организованной и самостоятельной двигательной активности.
двигательная активность
ребенок
физкультурно-оздоровительные технологии
1. Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6-ти лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: Автореф. дис. доктора педаг. наук. - Малаховка, 2008. - 47 с.
2. Голубева Г. Н. Педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 8. - С 110.
3. Голубева Г. Н. Этапы формирования активного двигательного режима ребенка в процессе адаптации к внешней среде // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9. - С. 156-157.
4.Лазарев М. Л. Здравствуй!: учебно-метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / М. Л.Лазарев.- М.: Мнемозина, 2004. - 248 с.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Изд-во: ИТИ Технологии, - 2005. - 944 с.
Введение. Под стимулированием мы понимаем внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее активизацию деятельности организма или какого-либо органа [5].

Нами выявлено [3], что стимулирование двигательной активности: средства и формы зависят от индивидуального уровня двигательной активности (ДА) ребенка (рис. 1).

Рис. 1. Схематическая модель содержания двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации

Так, для детей с «высоким» уровнем двигательной активности характерен большой объем самостоятельной двигательной активности и незначительный объем  организованной ДА. Для детей со «средним» уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной ДА меняется: увеличивается объем организованной и снижается - самостоятельной ДА.  У малоподвижных детей (с низким уровнем ДА) большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль - самостоятельная ДА. Стимулирование двигательной активности особенно необходимо для детей с низким уровнем ДА, для детей с высоким уровнем двигательной активности главным стимулом является пассивная среда.

Научными исследованиями [1, 2] доказано, что эффективными физкультурно-оздоровительными технологиями, способствующими формированию активного двигательного режима детей до 6 лет, являются: «гимнастика до рождения», включающая специальные физические упражнения в зависимости от фазы беременности, упражнения для снижения болевых ощущений, дыхательные упражнения для подготовки к родам, комплекс упражнений на пассивное расслабление; Сонатал; методика Г. Домана, состоящая из нескольких подпрограмм (развития мануальных навыков, подвижности, равновесия); экспрессивная динамическая гимнастика (в первый год жизни), включающая упражнения в висах; программа адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ), включающая преобразованные или дополнительно введенные в процесс физического воспитания формы (индивидуальные коррекционные игры, физкультурное занятие, утренняя гигиеническая гимнастика,  гимнастика после сна, закаливающие процедуры); «динамические позы», стимулирующие самостоятельную двигательную активность в процессе обучения.

Одним из средств стимулирования двигательной активности детей  в нашем эксперименте была программа  М. Л. Лазарева [4] «Здравствуй», направленная на оздоровление детей в детском саду и семье. В течение девяти месяцев нами проводилась экспериментальная проверка эффективности этой программы в ДОУ г. № 54, № 57, № 64, № 67, что и явилось целью исследования.

Использовались методы: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, функциональные пробы, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки экспериментальных данных.

Предполагалось, что экспериментальная программа будет способствовать повышению эффективности обучения, воспитания,  физической подготовленности, укреплению здоровья, снижению  заболеваемости детей в ДОУ и семье, в целом - стимулированию двигательной активности, а также формированию  умений,  навыков  применения исследовательских методов для осуществления практических задач обучения и вос­питания детей работниками дошкольных образовательных учреждений.

Результаты исследований представлены в соответствие с основными разделами диагностических исследований. Так, анализ содержания занятий по программе «Здравствуй» показал, что:

а)  во всех дошкольных образовательных учреждениях  использовались: урок здоровья,  фрагмент музыкального занятия,  вокально-двигательный фрагмент на физкультурном занятии, цветомузыкальный фрагмент на ИЗО, звукодвигательные и вокальные пятиминутки на утренней гигиенической гимнастике и после сна (ежедневно),  утренний круг;

б) во всех ДОУ не использовались 2 вида программы из 8-и  рекомендуемых автором («Блоу»  и занятие на прогулке); 

в)  содержание и продолжительность музыкально-оздоровительных занятий в трех экспериментальных ДОУ отличались - в содержание включались от 3-х до 5-и видов, продолжительность варьировалась от 30 мин до 135;

б) особенностью являлось использование программы в качестве фрагмента в процессе основных образовательных занятий.

Заболеваемость детей, участвующих в эксперименте, оценивалась по количеству пропущенных по болезни дней. Так, выявили, что заболеваемость ОРЗ в  процессе эксперимента наблюдалась:

а) в ДОУ № 67 у 26,6 % детей средней группы и составила 37 дней; в старшей группе - отсутствовала;

б) в ДОУ № 64 у 5 % детей старшей группы и составила 11 дней; в младшей и подготовительной группах - отсутствовала;

в) в ДОУ № 54 у 4,2 % детей и составила 1 день.

В психологическую диагностику входили показатели: уровень тревожности, сформированность образа здоровья, информированность, самооценка, память. Выявлено, что:

а) «высокий» уровень сформированности  образа здоровья в целом наблюдается у половины (46,8 %) детей, у остальных «средний» - в ДОУ № 64;

б) в основном «низкий» уровень у детей ДОУ № 57;

в) самооценка у 100 % детей ДОУ № 54 имеет «высокий» уровень;

г) самооценка у 100 % детей 3-х экспериментальных групп ДОУ № 64 повысилась в среднем на 12 %, в контрольной группе - у 90 % детей, а у 10 % - понизилась;

д) улучшилась память (кол-во строк запоминания) детей ДОУ № 64 в среднем с 12,7 до 71,6 строк; в контрольной группе - с 32,6 до 33,4 строк; у детей ДОУ № 57 - с 35 до 46 строк в среднем.

Анализ физического состояния показал, что улучшились:

а) общая выносливость детей (по ЧСС в покое) экспериментальных групп - в среднем на 5,2 % (а в контрольных группах ухудшилась на 4,1 %);

б) реакция (ловкость) детей экспериментальных групп на - 28,6 %, а контрольных групп  - на 14,6 %;

в) прыгучесть детей экспериментальных групп - на 20,4 %, а контрольных групп  - на 14,7 %;

г) результаты «звуковой» пробы в экспериментальных группах, в среднем -  на 28,9 %, в контрольных  -  на 4,5 %.

В контрольных группах не выявлено улучшения основных показателей дыхательной диагностики, таких как ЖЕЛ, проба Генчи, «звуковая» проба. В экспериментальных группах, по показателям перечисленных тестов, произошли достоверные улучшения. Обобщая показатели диагностики,  можно констатировать, что недостоверные результаты встречаются: в ДОУ № 64 в  3-х экспериментальных группах - 4 раза; в 3-х контрольных группах - 15 раз; в  ДОУ № 67 в 2-х группах  - 8 раз; в ДОУ № 54 - 4 раза.

В целом можно констатировать, что работа по программе «Здравствуй» оказала положительное эффективное влияние на психофизическое состояние детей экспериментальных групп, увеличив их уровень двигательной активности.

Рецензенты:

  • Денисенко Юрий Прокопьевич, д.б.н., профессор., заведующий кафедрой спортивных игр НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны.
  • Сентябрев Николай Николаевич, д.б.н., профессор, академик РАЕ, профессор кафедры физиологии ФГБОУ ВПО «ВГАФК», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5993 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074