Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Исраилов М.В. 1 Исраилов С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова"
Развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем. Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой дифференциации регионов страны по уровню социально-экономического развития. Из множества показателей внимание было уделено тем показателям, которые характеризуют уровень жизни населения: межрегиональные различия в уровне величины прожиточного минимума (в среднем на душу населения); соотношения с величиной прожиточного минимума таких показателей как среднедушевых денежных доходов, среднего размера назначенных пенсий, среднемесячной начисленной заработной платы; доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, а также число собственных легковых автомобилей на 1000 человек. Задача сокращения дифференциации показателей межрегионального различия выдвигает в качестве прогнозных направлений социально-экономического развития регионов Северного Кавказа, следующие приоритеты: ­- снижение уровня безработицы; ­- рост инвестиций в основной капитал; ­- рост внешнеторгового оборота; ­- развитие социальной сферы; ­- развитие жилищной сферы; ­- развитие реального сектора экономики; ­ - развитие малого бизнеса; ­- поддержка местных инициатив. Реализация мер по вышеназванным направлениям должна обеспечить повышение уровня жизни населения в каждом регионе Северо-Кавказского федерального округа и соответственно в целом по всему округу.
Северо-Кавказский федеральный округ
уровень жизни населения
межрегиональные различия
1. Вагапов А. Р. ГИС-технологии в определении зон опережающего развития экономик регионов// Вестник кибернетики. - 2009. - № 8 (2). - С. 110-115.
2. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 г. №1485-р «Об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011.
5. Рыкова И. Н., Параскева С. Б. Стратегия-2020: Формирование новой региональной политики в России XXI века // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 29 (86). - С. 2-6.
Развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем. Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой дифференциации регионов страны по уровню социально-экономического развития. Регионы, располагающие значительными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, экспортируя их, получают достаточные средства для обеспечения своего социально-экономического развития. Регионы, в которых сосредоточены в основном обрабатывающие отрасли промышленности, а также аграрное производство оказались в значительно худших условиях. В наиболее тяжелом положении оказались регионы Северо-Кавказского федерального округа в силу известных событий. Это, прежде всего, Чеченская Республика, Республики Ингушетия и Дагестан.

Таким образом, территория России в настоящее время не представляет собой однородного экономического пространства. Более того, различия в уровне экономического развития регионов нарастают. Очевидно, что такое положение не может не сказаться на дифференциации показателей социального, экономического  развития различных регионов России.

Из множества показателей внимание было уделено тем показателям, которые характеризуют уровень жизни населения: межрегиональные различия в уровне величины прожиточного минимума (в среднем на душу населения); соотношения с величиной прожиточного минимума таких показателей, как среднедушевых денежных доходов, среднего размера назначенных пенсий, среднемесячной начисленной заработной платы; доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, а также число собственных легковых автомобилей на 1000 человек (табл. 1).

Таблица 1 Межрегиональные различия уровня жизни регионов Северо-Кавказского федерального округа в 2010 г.

  

 

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц

Место, занимаемое в РФ по величине прожиточного минимума

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %

Доля населения с доходами ниже ВПМ (в % от общей численности населения субъекта)

Число собственных легковых автомобилей на 1000 чел.,

на конец года, шт.

Место, занимаемое в РФ по числу собственных автомобилей

среднедушевых денежных
доходов

среднемесячной начисленной заработной платы

среднего размера назначенных пенсий       (на 1 января      2012 г.)

Российская Федерация

5902

-

372,7

369,0

162,2

12,6

228,3

-

Республика Дагестан

4629

82

442,2

234,5

155,4

9,2

104,1

81

Республика Ингушетия

4800

77

266,8

280,2

148,5

22,2

105,3

80

Кабардино-Балкарская Республика

4726

81

318,6

255,6

167,8

15,8

156,4

73

Карачаево-Черкесская Республика

4894

74

247,7

244,2

172,0

18,8

172,7

72

Республика Северная  Осетия-Алания

4776

79

381,9

267,1

175,0

10,4

195,0

61

Чеченская Республика

5916

26

...

244,7

135,0

...

100,2

82

Ставропольский край

5536

46

280,2

273,1

151,9

18,8

223,6

34

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011.

Проблема, от решения которой во многом зависит будущая социально-политическая стабильность не только округа, но и России в целом, представляет собой различия регионов по уровню жизни. Об этом свидетельствует существенное различие одного из наиболее важных индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся уровням душевого денежного дохода в них, т.к. цены на потребительские товары и услуги в регионах различны, о чем свидетельствует достаточно большой разброс межрегиональных различий величин прожиточного минимума. Так, например, стоимость прожиточного минимума в Чеченской Республике составляет  5916 руб. (самый высокий уровень в округе), что выше, чем в Республике Дагестан на 27,8 % (4629 руб. - самый низкий уровень в округе), в Кабардино-Балкарской Республике на 25,2 %  (4726 руб.).

Различия в величине прожиточного минимума показывают различия в  стоимости одного и того же набора благ (услуг) или мало различающихся наборов, т.е. различия в покупательной способности рубля. При этом отношения среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума представляют собой индикаторы, создающие базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Чем больше величина такого индикатора, тем больше прожиточных минимумов можно купить на среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание в межрегиональном сравнении.

Так, величина соотношения среднедушевых денежных доходов в Дагестане (самый высокий уровень) почти в 1,8 раза больше величины в Карачаево-Черкесии (самый низкий уровень).

Одним из важных показателей, характеризующих уровень благосостояния, является обеспеченность населения легковыми автомобилями. За годы реформ этот показатель в России вырос в 3,9 раза. Если в 1990 году в России приходилось 58,5 легковых автомобилей на 1000 человек, то в 2010 году эта величина достигла 228,3. Разумеется, по уровню обеспеченности легковыми автомобилями существуют значительные межрегиональные различия. Так, в 2010 году наиболее высокая обеспеченность населения легковыми автомобилями среди регионов Северо-Кавказского федерального округа была в Ставропольском крае (223,6 - 34 место в Российской Федерации), в Республике Северная Осетия - Алания (195,0 - 61 место в Российской Федерации). Необходимо отметить, что эти показатели ниже среднероссийских. Относительно низка обеспеченность автомобилями в Республике Ингушетия (105,3), что более чем в 2 раза ниже среднероссийского уровня, а также в Республике Дагестан (104,1), и самый низкий показатель в округе в Чеченской Республике - 100,2 собственных легковых автомобилей на 1000 человек. По этому показателю Чеченская Республика «уступает» только Чукотскому автономному округу.

Приведенные данные показывают, что дифференциация Северо-Кавказских регионов по уровню обеспеченности населения легковыми автомобилями в округе значительна и характеризуется наиболее высокой степенью межрегиональных различий.

Главное условие преодоления значительных различий в уровне социальных показателей по регионам страны - сближение уровня экономического развития регионов. Это обеспечит уменьшение региональной дифференциации, явится важным фактором укрепления единства и государственной целостности России.

Этому должна способствовать и «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», главной целью которой является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом в рамках Стратегии запланирован переход регионов Северного Кавказа от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования этих регионов, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

На развитие экономики Северо-Кавказского федерального округа оказывают влияние как специфические факторы и меры экономической политики, действующие на уровне федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, так и экономическая политика и тенденции экономического развития, наблюдаемые в Российской Федерации в целом. В этой связи можно выделить 3 сценария развития Северо-Кавказского федерального округа на перспективу до 2025 года - инерционный, базовый и оптимальный [3].

Для каждого сценария социально-экономического развития необходимо произвести прогнозные расчеты основных показателей социально-экономического развития регионов Северного Кавказа на период до 2025 года.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития определяются следующими ключевыми факторами:

  • степень развития и реализации сравнительных преимуществ экономики Российской Федерации в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
  • динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
  • интеграция евро-азиатского экономического пространства.

Значительную роль в прогнозах экономического развития играет институциональная среда - развитие конкуренции, защита прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В инерционном и базовом сценариях предполагается сохранение сложившихся характеристик институциональной среды. Оптимальный сценарий предполагает более высокий уровень институционального развития, что будет способствовать экономическому росту.

Принятая в 2001 г. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» [2] не смогла обеспечить общего экономического роста, создания равноценных условий жизни на всей территории страны. Во-первых, отсутствовала детально проработанная и обоснованная стратегия экономического развития регионов, как следствие - низкая эффективность использования средств, выделяемых федеральным центром. Эти средства зачастую рассматривались администрациями субъектов РФ в качестве дополнения к дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что никак не способствовало развитию регионов. Во-вторых, главным способом сокращения неравномерности в развитии регионов было стимулирование отставших (депрессивных и слаборазвитых) регионов [1]. Назрела необходимость создания новой концепции регионального развития, новой региональной политики. «Основной целью новой региональной политики объявлена сбалансированность социально-экономического развития региона. Это целевой ориентир, который характеризуется уменьшением дифференциации в уровне и качестве жизни путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений содействия развитию регионов» [5]. Под ограничениями имелось в виду прекращение искусственного сдерживания роста «сильных» регионов, чтобы не увеличивать диспропорцию в сравнении с более слабыми регионами.

Новым подходом в региональной политике стало выделение зон опережающего развития (опережающего роста) по специализации в конкретных регионах с определением «точек роста» и указанием конкретных предприятий (отраслей, регионов), которые могут стать катализатором процесса ускоренного развития территорий.

Необходимы долгосрочные прогнозы социально-экономических показателей, ориентированные на сокращение различий по регионам России. Возможно, они будут недостаточно точны, ошибки долгосрочных прогнозов позволят составлять более точные планы на дальнейшую перспективу. Прогнозы сокращения  различий социально-экономических показателей по регионам РФ должны быть построены на взаимосвязи ряда показателей: рост ВВП должен приводить к снижению пестроты социально-экономических показателей, к снижению неравенства по доходам в российском обществе, к повышению уровня жизни населения и т.д.

Прогнозы социально-экономических показателей должны быть реальными и быть увязаны с экономическим ростом и финансовыми возможностями государства, которые, в первую очередь, необходимо использовать на повышение уровня жизни населения и на сокращение различий социально-экономического развития регионов.

Основываясь на этих требованиях, необходимо определить приоритетные прогнозные направления развития Северо-Кавказского федерального округа. Этот федеральный округ характеризуется не только особенностями социально-экономического развития, но и особой административно-территориальной структурой.

Основная цель сокращения различий в уровне развития регионов - это уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами. Сокращение межрегиональных различий - это не только улучшение тенденций изменения соответствующих показателей, но и уменьшение диапазона их колебаний как по стране в целом, так и по отдельным федеральным округам, и особенно в Северо-Кавказском федеральном округе.

Задача сокращения дифференциации показателей межрегионального различия выдвигает в качестве прогнозных направлений социально-экономического развития регионов Северного Кавказа  следующие приоритеты:

  • ­ снижение уровня безработицы;
  • ­ рост инвестиций в основной капитал;
  • ­ рост внешнеторгового оборота;
  • ­ развитие социальной сферы;
  • ­ развитие жилищной сферы;
  • ­ развитие реального сектора экономики;
  • ­ развитие малого бизнеса;
  • ­ поддержка местных инициатив.

Реализация мер по вышеназванным направлениям должна обеспечить повышение уровня жизни населения в каждом регионе Северо-Кавказского федерального округа и соответственно в целом по всему округу.

Рецензенты:

  • Махошева С. А., д.э.н., профессор, зав. отделом «Региональный менеджмент» ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, г. Нальчик.
  • Юсупова С. Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Библиографическая ссылка

Исраилов М.В., Исраилов С.В. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6000 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074