Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГРАХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД

Кулаков В.И. 1
1 Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный университет"
Проведен анализ официальных статистических отчетов игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» (Волгоградская область) первого круга Первенства России среди мужчин в Высшей лиге (группа Юг) 2009/2010 г.г. Учитывались количественные характеристики основных технико-тактических действий баскетболистов: забитые и пропущенные очки; забитые штрафные, 2-х очковых и 3-х очковые броски; выполненные штрафные, 2-х очковые и 3-х очковые броски; % попадания штрафных, 2-х очковых и 3-х очковых бросков; атакующие выполненные и результативные передачи; перехваты; блокшоты; подборы мяча на своём и чужом щите; % подборов мяча на своем и чужом щите; потери мяча; фолы соперника; собственные фолы. Сравнивали технико-тактические действия баскетболистов в играх с разным результатом: проигранные, выигранные и уверенно выигранные, когда разница между забитыми и пропущенными очками превышала величину 10. По результатам сравнительного анализа были построены три модели технико-тактических действий команды «Волжанин-ГЭС» в соревновательных играх второго круга Первенства России: с равными по силам, с более сильными и более слабыми командами.
модель
технико-тактические действия
соревновательная деятельность
баскетболисты
1. Бондарь А. И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Минск, 1993. - 74 с.
2. Гомельский Е. Я. Управление подготовкой высококвалифицированных баскетболистов на основе показателей адаптационных реакций: Автореф. дис. канд. наук. - М., 1997. - 23 с.
3. Данилов В. А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе (теория и методика): Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1996. - 46 с.
4. Корягин В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1994. - 102 с.
5. Смирнов Ю. И. Спортивная метрология: Учебник для студентов педагогических вузов / М. М. Полевщиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
Введение

Рассматривая структуру соревновательной деятельности в игровых командных видах спорта, специалисты отмечают, что наибольшее значение с ростом спортивного мастерства имеет технико-тактическая подготовленность отдельных игроков и команды в целом [1, 2, 3, 4]. По мнению ученых, именно технико-тактическая подготовленность в наибольшей мере эволюционирует в процессе развития игровых видов спорта. В этом направлении постоянно ведется поиск новых технических элементов и действий, тактических вариантов взаимодействий, схем и моделей игры.

Цель исследования. Построить модели технико-тактических действий квалифицированной баскетбольной команды в соревновательных играх с соперниками разного уровня подготовленности.

Материал и методы исследования

Анализировали официальные статистические отчеты игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» (Волгоградская область) первого круга Первенства России среди мужчин в Высшей лиге (группа Юг)  2009 / 2010 гг. Использовали также методы математической статистики: сравнение независимых выборок (t - критерий Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение

В первом круге соревнований команда «Волжанин-ГЭС» провела 20 игр - по 2 игры с каждым из десяти соперников. Из которых 12 состоялись в г. Волжском, Волгоградской области, а 8 - в залах команд соперников.

Из 20 проведенных игр команда «Волжанин-ГЭС» в 14 одержала победу, а в 6 - потерпела поражение, то есть в 70 % всех рассматриваемых игр был положительный результат. Однако из 14 выигранных встреч только в 11 играх победа оказалась убедительной, когда разница забитых и пропущенных мячей превышала 10 очков.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика средних показателей технико-тактических действий всех соревновательных игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» в первом круге Первенства России в Высшей лиге 2009 / 2010 гг. и игр, в которых были одержаны убедительные победы.

Таблица 1

Сравнительная характеристика средних показателей технико-тактических действий всех соревновательных игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» в первом круге Первенства России в Высшей лиге 2009 / 2010 гг. и игр, в которых были одержаны уверенные победы

 

 

Технико-тактические показатели

Х±σ

Все игры 

n = 20

Уверенная победа  

n = 11

t

Р

1.

Забитые очки

83,7 ±9,0

88,6±7,2

2,20

<0,05

2.

Пропущенные очки

76,5±9,6

73,3±9,4

1,56

>0,05

3.

Забитые 2-х очковые

25,7±5,2

28,3±4,7

2,18

<0,05

4.

Выполненные 2-х очковые

51,1±7,7

53,3±9,0

1,78

>0,05

5.

% реализации 2-х очковых

50,4±6,2

53,5±5,5

2,15

<0,05

6.

Забитые 3-х очковые

4,9±1,9

4,3±1,6

1,36

>0,05

7.

Выполненные 3-х очковые

17,7±5,2

15,8±5,1

1,81

>0,05

8.

% реализации 3-х очковых

28,1±8,6

27,2±6,5

1,23

>0,05

9.

Забитые мячи с игры

30,6±4,7

32,6±4,6

2,10

<0,05

10.

Выполненные с игры

68,7±7,2

69,1±9,4

0,54

>0,05

11.

% реализации с игры

44,7±5,6

47,5±4,6

2,11

<0,05

12.

Забитые штрафные

16,4±5,1

16,9±5,8

0,67

>0,05

13.

Выполненные штрафные

21,7±6,7

22,3±7,5

0,58

>0,05

14.

% реализации штрафных

76,0±7,8

76,1±9,1

0,12

>0,05

15.

Атакующие передачи результативные

17,6±5,1

18,0±3,8

0,31

>0,05

16.

Атакующие передачи выполненные

36,3±9,9

35,6±7,4

0,28

>0,05

17.

Перехваты

10,3±3,7

12,0±3,6

2,27

<0,05

18.

Блокшоты

2,5±1,4

2,3±1,3

0,50

>0,05

19.

Подборы на своем щите

24,1±5,7

24,3±6,7

0,22

>0,05

20.

Подборы на чужом щите

13,3±4,1

13,4±4,9

0,17

>0,05

21.

Сумма подборов

37,4±7,5

37,6±8,8

0,27

>0,05

22.

% подборов на своем щите

68,7±7,7

69,0±5,2

0,30

>0,05

23.

% подборов на чужом щите

39,3±10,3

43,4±11,9

4,23

<0,001

24.

Потери при передаче

11,8±4,6

12,1±4,7

0,49

>0,05

25.

Потери технические

4,7±2,4

4,8±1,3

0,27

>0,05

26.

Фолы собственные

18,8±4,6

18,5±5,3

0,42

>0,05

27.

Фолы соперника

20,9±3,9

20,6±4,8

0,45

>0,05

Примечание: ν = 29, при α = 0,05 tкр = 2,05, при α = 0,01 tкр = 2,76, при  α = 0,001 tкр = 3,66.

Итак, среди 27 рассматриваемых показателей технико-тактических действий 7 имеют статистически значимые различия. Это: количество забитых мячей, количество забитых 2-х очковых бросков, процент реализации 2-х очковых бросков, количество забитых мячей с игры, процент реализации забитых мячей с игры, количество перехватов и процент подборов на чужом щите. И если большинство показателей различаются на уровне достоверности 95 %, то процент подборов на чужом щите - на уровне 99,9 %.

Остальные показатели технико-тактических действий в соревновательных играх между собой хотя и различаются, но статистически значимых отличий не выявлено.

Таким образом, выделенные семь технико-тактических действий могут быть положены в основу моделирования эффективности предстоящих игр.

Учитывая, что при моделировании в теории физического воспитания и спортивной тренировке исходят всегда из принципа построения «идеальной» модели, то есть превосходящей существующие реальные объекты и процессы по количественным и качественным характеристикам, за основу построения модели были приняты количественные показатели технико-тактических действий баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» только наиболее удачных соревновательных игр, когда итоговое преимущество над командой соперника превышало 10 очков.

Естественно, что при построении модели также необходимо ориентироваться на выявленные в предыдущих главах тенденции и закономерности, а также особенности соревновательной деятельности баскетбольных команд, участвующих в Первенстве России в Высшей лиге и имеющих различный уровень подготовленности.

При этом расчет количественных показателей эффективных технико-тактических действий можно осуществлять на основе средних величин наиболее удачных игр: Х ± m. Такой подход соответствует технологии расчета средних норм в спортивной практике [5].

Если рассматриваемой команде предстоит соперник равный по силам, то тогда следует ориентироваться на усредненную модель эффективных технико-тактических действий. В случаях, когда в играх противостоит более слабая команда, тогда необходимо в модель включать максимальные показатели атакующих технико-тактических действий и минимальные - оборонительных. При соревнованиях с более сильной командой необходимо отдать в модели предпочтение защитным и контратакующих технико-тактическим действиям, по сравнению с атакующими.

Однако такой процедуре нужно подвергнуть только те технико-тактические действия, которые статистически значимо отличались при сравнении их в играх с разной результативностью, то есть с разными по уровню подготовленности командами. Таких показателей было выявлено девять: количество забитых мячей, количество забитых 2-х очковых бросков, процент реализации 2-х очковых бросков, количество забитых мячей с игры, процент реализации бросков с игры, количество перехватов, количество пропущенных мячей, количество результативных атакующих передач, процент подбора мячей на чужом щите.

Остальные количественные показатели технико-тактических действий в моделях должны соответствовать средним значениям, свойственным только наиболее удачным играм. Если же среднее значение технико-тактических действий в удачных играх было меньше, чем среднее значение во всех играх первого круга, то в модель включать показатель всех игр, а не самых лучших.

Исключение составляют показатели количества технических потерь и потерь мяча при передачах. Их расчет осуществлялся на основе уменьшения средней величины, зарегистрированной во всех играх, на одну σ (среднее квадратическое отклонение).

Модели показателей эффективных технико-тактических действий в соревновательных играх баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» с командами соперников различного уровня подготовленности представлены  в таблице 2.

Таблица 2 Модели показателей эффективных технико-тактических действий в соревновательных играх баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» с соперниками различного уровня подготовленности

 

 

Технико-тактические действия

Х ± m

Более сильные команды

Равные команды

Более слабые команды

1.

Забитые очки

76±3

85±4

91±4

2.

Пропущенные очки

75±2

78±3

70±3

3.

Забитые 2-х очковые

25±2

28±1

29±2

4.

Выполненные 2-х очковые

46±2

53±3

56±3

5.

Процент реализации 2-х очковых

50±2

53±3

52±2

6.

Забитые 3-х очковые

5±1

4±1

5±1

7.

Выполненные 3-х очковые

17±1

16±2

18±2

8.

Процент реализации 3-х очковых

29±3

26±2

28±2

9.

Забитые мячи с игры

28±2

32±2

34±2

10.

Выполненные с игры

63±2

69±3

74±3

11.

Процент реализации с игры

44±3

46±2

46±2

12.

Забитые штрафные

15±1

17±2

20±2

13.

Выполненные штрафные

20±1

22±2

25±2

14.

Процент реализации штрафных

75±5

77±3

80±3

15.

Атакующие передачи

16±1

18±1

20±2

16.

Выполненные передачи

30±2

36±2

38±3

17.

Перехваты

10±1

12±1

13±2

18.

Блокшоты

2±1

2±1

3±1

19.

Подборы на своем щите

24±2

24±2

24±3

20.

Подборы на чужом щите

12±1

14±2

16±3

21.

Сумма подборов

36±3

38±3

40±3

22.

Процент подборов на своем щите

67±3

63±4

60±3

23.

Процент подборов на чужом щите

33±2

37±4

40±2

24.

Потери при передаче

12±1

10±1

8±2

25.

Потери технические

4±1

5±1

3±1

26.

Фолы собственные

20±1

19±2

18±2

27.

Фолы соперника

20±2

21±1

22±2

Заключение

Итак, для того, чтобы во втором круге Первенства России в Высшей лиге баскетбольная команда «Волжанин-ГЭС» выступила более удачно, её игрокам необходимо в предстоящих встречах с равными по силам командами демонстрировать в равной степени как атакующие, так и защитные технико-тактические действия: забить не менее 81 очка, при этом пропустить максимум - 78; выполнить от 50 до 56 бросков с ближней и средней дистанции, а также 14-18 трёх очковых бросков; сделать в сумме от 34 до 38 атакующих передач; достичь реализации бросков с игры в диапазоне 44-48 %; доминировать при подборах у своего щита 59-67 %, то есть из трёх отскочивших мяча овладевать как минимум двумя; навязать борьбу сопернику при подборах мяча у его щита (33-41 %).

В играх с более сильным соперником необходимо акцентировать внимание на собственной обороне, поэтому следует увеличить количественные показатели защитных технико-тактических действий на значение m от показателей в модели игры с равными командами и уменьшить на это же значение атакующие действия: пропустить максимум 77 очков, при этом необходимо забить минимум 78; довести процент подборов мяча у своего щита до 70 %; штрафные броски выполнять с результативностью 75 %.

Несмотря на то, что в такой модели игры особое значение приобретают оборонительные действия, которые уменьшают шансы соперника для результативных атак (активная зонная или индивидуальная защита; меньшее нарушение правил, ведущих к пробитию штрафных бросков; явное доминирование в подборах мяча у своего щита), высокие требования предъявляются и к атакующим действиям. Сильный соперник не позволит выполнить много атак и, соответственно, бросков по кольцу. Также в модели предусмотрено то, что команда в играх с более сильным соперником будет больше совершать потерь при передачах и нарушать правила игры.

В играх с более слабым соперником необходимо акцентировать внимание на атакующих технико-тактических действиях, увеличив их количественные показатели на значение m от показателей в модели игры с равными командами и уменьшив на это же значение свои защитные действия: увеличить количество атак за счет роста количества атакующих передач (38±3) и перехватов мяча (13±2), а также результативности подборов мяча у щита соперника (40±2 %); увеличить количество бросков с игры (74±3) и довести количество забитых очков до 91±4. В такой модели игры также важно за счет быстрых и активных атакующих действий вынуждать соперника чаще нарушать правила игры, что будет приводить к увеличению количества пробития штрафных бросков (25±2).

Рецензенты:

  • Кудинов Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград.
  • Сентябрев Николай Николаевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Кулаков В.И. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГРАХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6077 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674