Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Махмудова Р.Н. 1
1 МПГУ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Махмудова Р.Н.1 1..Аспирантура, Московский Педагогический Государственный Университет. Резюме: В данной статье исследуются проблема формирования готовности педагога к межнациональному общению с учащимися. Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет ВУЗ, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать её в своих учениках. В материале представлен обзор научных подходов к анализу категории ценность; уточняется специфика профессионально-ценностных ориентаций педагогов; описываются возможности формирования ценностных ориентаций у будущих учителей в процессе вузовской подготовки.Выделены организационно-педагогические условия, способствующие профессиональному становлению личности студентов, активное включение студентов в овладение знаниями и умениями, формирование представлений о значимости коммуникативной компетентности в педагогической деятельности. Разработанная структурно-содержательная модель построена на основе личностно-ориентированного, интегративно-деятельностного подхода, учета специфики подготовки будущих учителей в высшем учебном заведении. Kлючевые слова: межнациональное общение, формирование готовности педагога, модель формирования готовности педагога.
модель формирования готовности педагога.
формирование готовности педагога
Kлючевые слова: межнациональное общение
1. Махмудова Р. Н. Формирование профессиональной готовности педагога к межнациональному общению с учащимися (статья) // Среднее профессиональное образование. М., 2011. №7. 88 с.; С.28.
2. Орлова Р. А. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников: Автореф. канд. пед. наук / Р. А. Орлова. Новосибирск: НГПУ, 2009. С. 23.
3. Пищулин В. Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. №3. С. 22-25.
4. Чипинова Н.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: Автореф. ... канд. пед. наук / Н. Ф. Чипинова. Челябинск, 2004. С. 26.
5. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.,1967.
Введение. Современная Россия характеризуется как евроазиатское многонациональное государство, в котором проживает более 130 национальностей. Происходящие изменения в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений вызвали определенную тенденцию межэтнического расслоения, которое нередко переходит в национальную нетерпимость и непримиримость. Одним из эффективных средств позитивной и целенаправленной организации этнокультурных процессов в обществе является система образования и воспитания. Следовательно, важным механизмом преодоления негативных явлений, связанных с национальным вопросом, можно считать формирование готовности личности к межнациональному поликультурному диалогу в социокультурной среде.

Цель исследования. Социально-экономические и политические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, характеризующая эпизодическим проявлением межнациональной напряженности, конфликтов на территории Российской Федерации, со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения у молодого поколения. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющих как современное состояние, так и будущее нашей страны.

Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет вуз, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать её в своих учениках. Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности [1].

Материал исследования. Как показывают наблюдения, в детской и, особенно, в школьной среде, все большее распространение получают недоброжелательность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают и в школу. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Учителю также необходимо учитывать, что дети разных национальностей по-разному и не в одно время подходят к этапам физической, моральной, психологической зрелости в соответствии со своими традициями. Учитывая все это, педагог должен строить воспитательные цели и тактики, стремясь создать условия для оптимально комфортного пребывания каждого ребенка в школе, в среде своих сверстников [4].

Готовность будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения есть цель и результат образовательного процесса в вузе; есть компонент в структуре готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности.

 Готовность будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения понимается как:

  • результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности;
  • интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию воспитания культуры межнационального общения [2].

Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза будет осуществляться более эффективно при определенных условиях. Комплекс педагогических условий представляет собой единство целей, явлений, действий. Основной цели можно достичь, если исследуемые условия будут дополнять друг друга.

Формируя модель организационно-педагогических условий, направленных на формирование готовности к педагогическому общению, за основу было взято следующее определение, предложенное В. М. Полонским: «Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - организма. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекая от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента» [3]. Такая трактовка модели позволяет отказаться от более детального описания характерологических, профессиональных черт, способностей, определения механизмов ее функционирования, а сосредоточить свое внимание на существенных, наиболее значимых, для моделируемого объекта свойствах.

Через модель легче показать характер зависимости между элементами исследуемого процесса, синтезировать и выяснить наиболее важные стороны объекта анализа, представить характер его функционирования.

Учитывая, что модели в образовательной практике модели могут быть трех видов: описательные, функциональные и прогностические - вид собственной модели носит функциональный характер. При построении модели учитывались необходимые и достаточные условия существования модели, определенные  В. А. Штоффом, а именно:

  • между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, формирование которого явно выражено и точно зафиксировано (условие отражения и утонченной аналогии);
  • модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта (условие репрезентативности);
  • изучение модели позволяет получить информацию об оригинале (условие экстраполяции) [5].

При конструировании модели было учтено, что модель должна отражать:

  • требования, предъявляемые обществом и госстандартом к профессионально-педагогической подготовке педагога;
  • основные идеи исследования по проблеме формирования готовности студентов к межнациональному общению;
  • организацию процесса подготовки студентов к межнациональному общению;
  • содержание обучения: педагогическое общение как способ и средство самопознания, самосовершенствования (личностного и профессионального).

Для построения модели необходимо произвести анализ реальной ситуации, сложившейся в системе образования, а также выделить и охарактеризовать организационно-педагогические условия, способствующие формированию и развитию готовности студентов колледжа к педагогическому общению.

При разработке содержания модели организационно-педагогических условий предполагается проведение не только воспитательно-образовательной работы по развитию педагогического общения студентов, но и организация деятельности по обеспечению психолого-педагогической подготовки педагогов при активном участии психологической службы, реализующей диагностические, коррекционные и консультативные направления деятельности.

Разработанная структурно-содержательная модель построена на основе  личностно-ориентированного, интегративно-деятельностного подхода, учета специфики подготовки будущих учителей в высшем учебном заведении. Использование моделирования позволило выявить и исследовать закономерные связи, отражающие педагогические реалии, определить предмет и средства достижения цели в идеализированном объекте, обосновать и разработать проект.

Модель формирования готовности педагога к межнациональному общению включает в себе:

Требования общества к профессиональной готовности педагога к межнациональному общению.

Состояние исследования проблемы межэтнического взаимодействия педагога и учащихся в отечественной педагогике не удовлетворяет запросам практики интернационального воспитания подрастающего поколения и требует сбора эмпирического материала в реальных одно- и многонациональных коллективах, с последующим научным анализом и практическими рекомендациями. Практика показывает, что работники просвещения, в частности, учителя начальной школы, отмечают, что в многонациональном коллективе учащихся возникают проблемы, решение которых требует учета этнических особенностей воспитуемых. Поэтому необходимо помочь сегодняшнему студенту понять, что он будет работать в классе, где могут быть представлены дети разных национальностей. Более того, учитель, организующий учебно-воспитательную работу в условиях многонационального класса, должен быть личностью не только творческой и способной к продуктивной педагогической деятельности, - он должен уметь находить общий язык с представителями разных национальностей, управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтных ситуаций, возникших на национальной почве, обладать высоким уровнем межкультурной компетентности, позитивной межэтнической ориентацией на восприятие и понимание учащихся других этнических групп.

Требования госстандарта к профессиональной подготовке педагога

Готовность студентов к межнациональному общению рассматривается как развивающий процесс. Основанием для выделения организационно-педагогических условий является проведенный анализ содержания образования в ВУЗах (государственный образовательный стандарт и тарифно-квалификационные характеристики) по специальности 0312 «Педагогика и методика начального образования».

Общие требования к образованности:

  • обладает педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, чувством профессионального достоинства и социальной ответственности за качество и результаты педагогического труда, вниманием и заботливым отношением к детям;
  • готов к сотрудничеству с коллегами по работе.

Требования к уровню подготовки по дисциплинам и педагогической практике

Выпускник должен владеть знаниями:

  • об основах психологии общения, видах и уровнях общения, основных закономерностях.

Владеть умениями:

  •  планировать и организовывать работу с родителями.

В результате освоения основы профессиональной образовательной программы по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах»

владеть умениями:

  • обеспечивать создание благоприятной педагогической среды;
  • осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования детей.

Тарифно-квалификационные требования

От педагога ожидают: наличие умений работать в преподавательском коллективе и с детьми в режиме сотрудничества, уважать права других людей и научить своих учеников и воспитанников урегулированию конфликтов посредством диалога и обсуждения, отказ от насилия по отношению к другим.

Результат исследования. Анализируя результаты работы, можно сделать ряд выводов, прежде всего, что в содержательном плане государственные стандарты оставляют желать лучшего, так как вопросы, касающиеся организации педагогического общения, отражены поверхностно, кроме того, они не в полной мере соответствуют квалификационным требованиям. Исходя из этого, пришли к выводу о необходимости корректирования сложившегося процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности. Выявленное несоответствие будет преодолено при содействии выделенных организационно-педагогических условий. Процесс корректировки профессиональной подготовки заключается во внесении в содержание образования по данной специальности дополнений.

Заключение. Разработанная модель является конечной целью процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, готовых к межнациональному общению, а также она служит основанием отбора организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов к межнациональному общению, при этом проектируемая готовность является верхним основанием, а достигнутая - нижним основанием.

Педагогические условия рассматриваются как некая среда, от которой зависит процесс формирования готовности к межнациональному общению. Развитие человека происходит в среде. Образовательная система, как и человек, существует в среде, которая является образовательным пространством. Готовность студентов к межнациональному общению требует подбора не только педагогических условий, включающих проведение разнообразных форм и реализацию методов и приемов, но и организацию образовательного пространства. Именно поэтому считается целесообразным использовать понятие организационно-педагогические условия, под которыми понимаем комплекс взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, осуществляемых со всеми субъектами педагогического процесса, соблюдение которых способствует повышению уровня готовности студентов к педагогическому общению.

При определении организационно-педагогических условий руководствовались рекомендациями Н. М. Яковлевой, которая считает, что успешность выделения условий зависит:

  • от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут;
  • от понимания того, что совершенствование учебно-воспитательного процесса достигается не за счет одного условия, а их взаимосвязанного комплекса;
  • на определенных этапах условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации.

Проблема формирования готовности студентов к межнациональному общению требует выделения таких организационно-педагогических условий, которые бы обеспечивали в учебно-воспитательном процессе развитие личности субъектов педагогического процесса, повышение уровня культуры общения, обогащение опыта установления положительных межличностных отношений. Эти условия должны быть взаимосвязанными, то есть быть составляющими комплекса.

Реализация данных условий в учебно-воспитательном процессе осуществлялась с учетом личностно-ориентированного, профессионально-деятельностного подходов с опорой на методологические и общедидактические принципы.

При разработке содержания модели организационно-педагогических условий предполагается проведение не только воспитательно-образовательной работы по развитию межнационального общения студентов, но и организация деятельности по обеспечению психолого-педагогической подготовки педагогов при активном участии психологической службы, реализующей диагностические, коррекционные и консультативные направления деятельности.

Наше образование решает проблему развития общения подрастающего поколения, утверждая сотрудничество, взаимопомощь как доминирующие формы совместной деятельности. Часто такие формы не предполагаются характером учебной деятельности, логикой ее предметного содержания. Соответственно необходимо обогащать студентов не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, необходимыми для успешной организации межнационального общения. Именно поэтому в качестве одного из условий работы выделили целенаправленное включение студентов в самостоятельное межнациональное общение, которое включает следующее:

  • любая образовательная задача решается через инициирование активности: овладение общением через коммуникативную активность, решение коммуникативных задач как специально поставленных в учебном процессе, так и возникающих в реальном педагогическом процессе;
  • содержание деятельности студентов обусловлено изменяющимися потребностями. Профессиональная деятельность должна выстраиваться в соответствии с актуальными потребностями;
  • включение студентов в коммуникативную деятельность предполагает совместно-раздельную деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий преподавателя и студента. На начальном этапе доля активности преподавателя превышает активность студентов, постепенно активность студентов растет.

Выделение данного условия обусловлено тем, что оно способствует профессиональному становлению личности студентов, активному включению студентов в овладение знаниями и умениями, формированию представлений о значимости коммуникативной компетентности в педагогической деятельности.

Реализация данного условия предполагает создание в образовательном пространстве развивающей коммуникативной среды.

Выделенные группы организационно-педагогических условий тесно взаимосвязаны. В основе организационных условий лежит реализация цели, направленной на формирование и развитие у студентов потребности в педагогическом общении. Реализацию этой группы условий можно осуществлять через организованный образовательный процесс, направленный на формирование готовности студентов к педагогическому общению. Педагогические условия направлены на установление отношений между участниками образования для достижения единой цели. Педагогические условия этой группы содействуют также формированию благоприятного климата в коллективе педагогического колледжа.

Рецензенты:

  • Подымова Л. С., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, г. Москва.
  • Левина М. М. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Махмудова Р.Н. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6196 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674