Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИОННО-ИННОВА-ЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Мохначева Е.С. 1
1 Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
В статье обобщена практика использования в условиях модернизационно-инновационных преобразований некоторых форм государственного регулирования предпринимательской активности в региональной экономике: гарантий, субсидий. Выявлены особенности реализации программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства, а так же поддержке государством некоторых видов экономической деятельности в мезоэкономике. Раскрыты особенности построения и функционирования с участием государства региональной схемы разделения рисков при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства. Выделены основные элементы программы предоставления кредитных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства Удмуртии и раскрыты практические аспекты ее функционирования, имеющего цель значительно расширить взаимодействие коммерческих банков с субъектами малого и среднего предпринимательства при осуществлении кредитных операций. Определена роль бюджета Удмуртской Республики и федерального бюджета в активизации деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Приведены результаты реализации программно-целевого метода поддержки инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования в регионе.
государственные регуляторы
гарантии
субсидии
региональная экономика
предпринимательство.
1. Богатырев В. В. О государственной экономической политике региона (на примере Удмуртской Республики) // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2009. № 5. С. 8-23.
2. Мохначев С. А., Мохначева Е. С. Государственные регуляторы в региональной системе предпринимательства в условиях кризиса // Право и экономика. 2009. № 8. С. 68-71.
3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года № 42 «Об утверждении положений о предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики на поддержку сельскохозяйственного производства» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 мая 2009 года № 127 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2009 года № 152 «Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета Удмуртской Республики субъектам малого предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг субсидий на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Приказ Министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики от 9 октября 2008 года № 05-146 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики государственной услуги «предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 16 февраля 2009 года № 105-р «О плане по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
В настоящее время резко активизировался интерес исследователей к поиску адекватных воздействию факторов нестабильности инструментов механизма экономической политики, в том числе государственных регуляторов. Формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе в условиях модернизационно-инновационных преобразований является актуальной проблемой.

Государственные регуляторы - это формы, меры, инструменты, способы воздействия субъектов, направления их на решение определенных целей. Другими словами - это всё то, что регулирует, направляет развитие экономики в определённом векторе. Данные регуляторы, как правило, должны строиться на принципах целостности, комплексности, адаптивности. Государственные регуляторы принимают различные виды и формы. Виды государственных регуляторов: налоговые, бюджетные, структурные, социальные, институциональные. К формам государственных регуляторов относим: целевые бюджетные фонды, субсидии, налоговые льготы, госзаказ, гарантии. С помощью регуляторов осуществляется целенаправленное воздействие на экономические субъекты на различных уровнях экономики.

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегических вооружений и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса при активной поддержке государства [1, 2].

Особое внимание в Удмуртской Республике в настоящее время уделяется антикризисным мерам по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. К примеру, в раздел «Малый бизнес» Плана по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике [7] включены 16 мероприятий, финансируемых в рамках реализации Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы (далее - Программа), в том числе, предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

На протяжении ряда лет из средств бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства. Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в Министерство экономики Удмуртской Республики необходимые документы. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства единовременно в размере 90 процентов произведенных ими затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [5], обеспечивающих исполнение обязательств по одному кредитному договору (договору займа) или договору лизинга, но не более 200 тысяч рублей.

С 2009 года субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры предоставляются субсидии на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. По каждому кредитному договору (займа) или договору лизинга субсидия предоставляется только один раз, при этом размер субсидии не может превышать 200 тысяч рублей [6]. Субъекту малого предпринимательства или организации инфраструктуры субсидии предоставляется не более одной субсидии в течение финансового года. Министерством экономики Удмуртской Республики в 2010 году оказана финансовая поддержка 32 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 2,563 млн рублей в виде субсидий: на компенсацию лизинговых платежей; инновационным компаниям; субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары на экспорт.

В последние годы существенно изменилось соотношение между источниками средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса региона. К примеру, в 2009 году на эти цели направлено средств федерального бюджета почти в четыре раза больше, чем средств бюджета Удмуртской Республики, а в 2010 году поступления на реализацию мероприятий по развитию предпринимательства из федерального бюджета в пять раз превысили аналогичные ассигнования из регионального бюджета (из федерального бюджета направлено 167,191 млн. рублей, а из бюджета Удмуртской Республики - 33,272 млн рублей).

Кроме этого, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (УГФПМП) как победитель в проводимом ОАО «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») конкурсе по отбору организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для кредитования ими субъектов малого и среднего бизнеса дважды получал от ОАО «РосБР» кредитные ресурсы. Эти средства направлены на поддержку проектов субъектов малого бизнеса в Удмуртской Республике с соблюдением ряда условий: срок предоставления средств до трех лет, объём финансирования одного проекта до 1 млн рублей. Преимущество в финансировании имели проекты, направленные на создание новых и сохранения существующих рабочих мест. В 2010 году поддержку получил 151 проект субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

Среди муниципальных образований Удмуртской Республики проводятся конкурсы на право предоставления субсидий на софинансирование муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса в 2010 году за счет средств бюджета Удмуртской Республики и привлеченных федеральных средств названные выше субсидии выданы 7 муниципальным образованиям на сумму более 6,7 млн рублей.

В мае 2010 года создан Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики (далее - Гарантийный фонд). Учредителями Гарантийного фонда являются Правительство Удмуртской Республики и Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Основная цель его деятельности - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным ресурсам банков и иным финансовым ресурсам путем предоставления на возмездной основе поручительств по их обязательствам перед банками. Однако существуют ограничения по сумме кредита субъекта предпринимательства (организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), гарантом которого может выступить Гарантийный фонд: кредит должен быть на сумму от миллиона рублей, сроком не менее чем на год и не более чем на пять лет. Это обусловлено тем, что приоритетным является предоставление поручительств по кредитам на развитие бизнеса, на приобретение основных средств и их модернизацию. Кроме этого, установлена верхняя планка по сумме поручительства по кредитному договору одного субъекта предпринимательства (организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)  - 5 миллионов рублей. С   помощью Гарантийного фонда представители субъектов малого предпринимательства в Удмуртской Республике по состоянию на март 2011 года смогли получить кредиты на сумму 61,8 миллиона рублей. Правительством Удмуртской Республики за счет целевых средств федерального и регионального бюджетов для обеспечения выполнения программы кредитных гарантий в Гарантийный фонд направлены денежные средства в размере 193 млн рублей.

Предоставление субсидий хозяйствующим структурам за счет бюджетных средств прочно вошло в практику деятельности ряда региональных министерств. Субсидии в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на развитие животноводства, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», организациям агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам: 1) на производство молока; 2) на производство и отлов рыбы; 3) на производство мяса свиней; 4) на приобретение племенных животных; 5) на реконструкцию и (или) капитальный ремонт животноводческих помещений [6].

Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики утверждён административный регламент предоставления государственной услуги «предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов» [3]. В перечень правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление этой государственной услуги, в числе прочих включены:

Республиканская целевая программа «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы» утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года № 229-III (c последующими изменениями);

Республиканская целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы» утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 13 декабря 2005 года № 545-III (с последующими изменениями).

Государственная услуга предоставляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и части лизинговых платежей (в части платежей по уплате процентов за привлеченные лизингодателем кредитные ресурсы) по договорам лизинга, заключенным с лизинговыми компаниями.

В республике с момента начала реализации поддержки инвестиционной деятельности программно-целевым методом (путем реализации республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий в Удмуртской Республике в  2007-2009 годы») наметился резкий рост в объеме инвестиций в основной капитал организаций всех форм собственности.

В 2010 году начата реализация республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику  на 2010-2014 годы», реализация которой обеспечивает системную государственную поддержку инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

В течение 2010 года был внесен ряд изменений в законодательство об инвестиционной деятельности. Принята новая редакция Закона Удмуртской Республики  «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах», которая устанавливает цели, принципы, формы участия Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах, полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики, связанные с таким участием.

Приняты изменения к Закону Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», в соответствии с которыми введено  единое и понятное правило определения момента времени, с которого организации могут пользоваться льготой: с начала налогового периода, в котором принято решение  об утверждении победителей конкурса инвестиционных проектов, до достижения срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.

Кроме того, для поддержки малых инновационных организаций, созданных при вузах и научных институтах республики, с 2010 года предусмотрено  освобождение таких организаций  от налога на имущество на срок до пяти лет с момента их государственной регистрации. Внесены изменения, касающиеся освобождения от налогообложения организаций, осуществляющих лизинговые операции.

В течение 2010 года в целях улучшения инвестиционного климата в Удмуртской Республике и оптимизации взаимодействия Удмуртии с федеральными институтами развития подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации и с Центром ГЧП Внешэкономбанка (по программе  типовых проектов государственно-частного партнёрства).

Действует Соглашение о сотрудничестве между Правительством Удмуртской Республики и ОАО «Сбербанк России», в рамках которого предусмотрено привлечение Сбербанка России к финансированию ряда инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Посткризисный рост экономики и активизация инвестиционной деятельности предприятий способствовали увеличению валового регионального продукта республики, объём которого в 2010 году составил около 250 миллиардов рублей.

Таким образом, формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе осуществляется с учётом современного состояния национальной экономики, влияния тенденций развития мирового хозяйства. За последние годы заметно возросла роль бюджета Удмуртской Республики и федерального бюджета в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Дальнейшее грамотное регулирование структурными элементами современной региональной экономики позволит поднять качество и уровень жизни населения региона.

Рецензенты:

  • Беззубцева Марина Михайловна, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Энергообеспечение производств в АПК», Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин.
  • Любимов Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и оценки собственности, филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Сургут. 

Библиографическая ссылка

Мохначева Е.С. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИОННО-ИННОВА-ЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6250 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674