Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Шеметова Г.Н. 1 Рябошапко А.И. 1 Губанова Г.В. 1
1 ГБОУ ВПО "Саратовский Государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России"
В статье представлен обзор современных педагогических технологий, используемых сотрудниками кафедры поликлинической терапии при преподавании своей дисциплины студентам 6 курса лечебного факультета, 4 курса медико-профилактического факультета, 4 курса Института сестринского образования и для врачей общей практики/семейных врачей. Традиционное преподавание поликлинической терапии включает чтение лекции, тематические разборы со студентами больных c наиболее распространенной терапевтической патологией. В настоящее время в связи с модернизацией системы медицинского образования в учебный процесс активно внедряются инновационные технологии (проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению дисциплины, презентации клинических случаев, ролевые и деловые игры, технологии дистанционного образования, активные методы обучения). Все эти методики активно используются в процессе преподавания поликлинической терапии, что позволяет обеспечить высокое качество преподавания и профессионального развития.
инновационные технологии.
традиционные технологии
педагогический процесс
поликлиническая терапия
1. Андриянова Е. А, Кузнецова М. Н., Катрунов В. А. Качество образования как важнейшее условие подготовки конкурентоспособных специалистов // Управление образовательным процессом в медицинском вузе в условиях модернизации системы высшего профессионального образования в России: сб. науч. статей межрегиональной конференции. - Саратов, 2008. - С.13-16.
2. Галкин В. А. Терапевт поликлиники - повышение компетенции // Тер. архив. - 2011. №1. - С.5-7.
3. Глыбочко П. В., Свистунов А. А., Шеметова Г. Н. Общая врачебная практика: этапы развития и роль Саратовского Государственного Медицинского Университета и ее становление на региональном уровне // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2008. - № 4 (22). - С.9-12.
4. Горшунова Н. К., Медведев Н. В. Роль инновационных педагогических технологий в подготовке врачей общей практики // Материалы 3-го съезда врачей общей практики / семейной медицины. Ассоциация врачей общей практики. - Белгород, 2008. - С.1-3.
5. Медицинское образование в современных условиях / Катрунов В. А., Кузнецова М. Н., Павлова Л. А., Засыпкина Е. В. // Социально-психологические аспекты взаимодействия участников медицинского процесса: материалы межкафедральной научно-практической конференции. - Саратов, 2010. - С.57-59.
6. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР - Медиа , 2008. - 360 с.
7. Романов М. Г., Сологуб Т. В. Педагогические технологии в медицине. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 112 с.
8. Рябошапко А. И., Шеметова Г. Н. Традиционные и инновационные педагогические технологии в подготовке специалистов первичного звена здравоохранения// Социально-психологические аспекты взаимодействия участников медицинского процесса: материалы межкафедральной научно-практической конференции. - Саратов, 2010. - С. 116-122.
9. Шулутко Б. И. Вчера, завтра и сегодня реальной медицины // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. - 2011. - №4(58). - С.75-81.
Основными задачами любой системы здравоохранения являются оказание населению качественной и доступной медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Ведущим звеном отечественного здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь.

Главной задачей высшей школы является повышение качества подготовки специалистов [1,5]. Подготовка специалистов первичного звена здравоохранения осуществляется на кафедрах поликлинической терапии, амбулаторной помощи и семейной медицины.

Целью настоящей публикации явилось обобщение 25-летнего опыта работы кафедры поликлинической терапии Саратовского государственного медицинского университета и стремление высказать свои соображения о качестве подготовки кадров первичного звена здравоохранения и перспективах ее развития.

Кафедра поликлинической терапии СГМУ была одной из первых подобных кафедр, возрожденных в 1985 году в России после 30-летнего перерыва, когда стала очевидной необходимость восстановления кафедр амбулаторно-поликлинической помощи с целью подготовки специалистов первичного звена здравоохранения.

Как известно, один из четырех приоритетных национальных проектов в нашей стране ориентирован на реформирование отечественного здравоохранения, а его главное направление связано с модернизацией амбулаторно-поликлинической службы. В реализации этих проектов важная роль принадлежит подготовке медицинских специалистов [2,3,8].

В настоящее время на нашей кафедре преподавание поликлинической терапии ведется на 6 курсе лечебного и 4 курсе медико-профилактического факультетов. Кроме того, на постдипломном уровне ведется преподавание по специальности «Общая врачебная практика/семейная медицина» в рамках клинической ординатуры, первичной переподготовки специалистов, а также курсов общего и тематического усовершенствования.

В условиях модернизации высшего медицинского образования компетентностная модель подготовки специалистов является основным направлением инновационного развития медицинского образования. Главным показателем уровня квалификации специалиста является его профессиональная компетентность. Современное быстрое развитие науки и техники приводит к быстрому накоплению общих знаний по каждой дисциплине, что создает системе высшего образования сложные проблемы и требует усовершенствования системы преподавания [6,7]. Для обеспечения подготовки специалистов нового типа, глубоко образованных, творчески мыслящих и адаптирующихся к новым условиям, должно быть полное использование новейших педагогических технологий в подготовке специалистов наряду со сложившимся богатым педагогическим опытом медицинских вузов [4,7].

Основой организации образовательного процесса, обеспечивающей преподавание в соответствии с учебным планом, является разработка учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине «Поликлиническая терапия». Он разрабатывался сотрудниками кафедры для лечебного и медико-профилактического факультетов. Создание УМК на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рабочей программы и инструктивных писем и приказов Минобразования и науки потребовало значительных затрат времени, но дало возможность улучшить организацию учебного процесса, повысить эффективность преподавания дисциплины.

УМК по дисциплине «Поликлиническая терапия» включает типовую программу, образовательный стандарт учебной дисциплины, учебные пособия, методические материалы для самостоятельной работы студентов, материалы по системе тестирования, аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМ), методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины.

Важнейшим направлением в преподавании цикла поликлинической терапии мы считаем традиционные методы. Традиционно российская школа подготовки врачей ориентирована на изучении дисциплины у постели больного. Мы согласны с профессором В. А. Галкиным [2], что учить будущих врачей первичного звена освоению практических навыков нужно при непосредственной работе с больными на приеме и во время посещения пациента на дому под руководством преподавателей кафедры поликлинической терапии. Основополагающим звеном в подготовке врачей мы считаем проведение тематических разборов больных с терапевтической и смежной патологией со студентами и врачами в прикрепленных поликлиниках.

При проведении тематических разборов преподаватель закрепляет навыки, включающие правильный сбор анамнеза, осмотр больного, намечает план обследования. Акцент делается на возможности диагностики и лечения в амбулаторных условиях. Большое внимание при разборе больных уделяется вопросам профилактики заболеваний.

Профилактическая медицина является одним из приоритетных направлений российского здравоохранения. В последние годы активно обсуждаются вопросы не только вторичной и третичной профилактики, но и развитие предиктивной медицины (медицины здоровых), где основной акцент делается на первичной профилактике заболеваний, борьбе с факторами риска, раннее выявление предвестников заболеваний и их своевременной коррекции. [9]. Большая роль в развитии профилактического направления в медицине принадлежит структурам первичного звена здравоохранения, и, следовательно, это направление является важным в преподавании цикла поликлинической терапии.

Однако существующее традиционное обучение не всегда удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления. В эру постоянного увеличения потока информации в преподавании клинических дисциплин недостаточно использовать только традиционные методы, следует внедрять и развивать и новые направления. Поэтому одним из приоритетных современных направлений развития высшего образования является внедрение инновационных технологий. При этом иногда приходится преодолевать привычки и консерватизм преподавателей.

Большой интерес во всем мире в настоящее время проявляется к технологиям дистанционного образования, что особенно важно в высшем и непрерывном образовании. Способствуют внедрению этого метода обучения развитие телекоммуникаций и Интернета. Это дает студентам возможность учиться в индивидуальном режиме, без личного участия преподавателя. Для поддержки дистанционного образования используются различные технологии: кейс-технология (учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор), ТВ-технологии и сетевые технологии. Наши студенты пользуются всеми технологиями. Они имеют возможность знакомиться с имеющимися на кафедре материалами и электронными образовательными ресурсами (СД-дисками, дискетами, аудиокассетами, видеокассетами) по различным разделам поликлинической терапии. При помощи телекоммуникаций они могут участвовать в работе телемостов, знакомиться с телелекциями, научно-практическими конференциями и конгрессами. По сравнению с традиционными средствами получения знаний, дистанционное образование имеет свои особенности. Оно базируется на использовании компьютерной и телекоммуникационной сети, позволяет студентам изучать электронные учебники и пособия по дисциплине при подготовке к практическим занятиям и экзаменам.

Поэтому большое значение в улучшении качества подготовки будущих врачей имеет обеспечение образовательного процесса электронными ресурсами (электронными библиотеками, средствами телекоммуникаций, Интернет сетевой техникой).

Портальные технологии являются наиболее оптимальной формой самостоятельной работы студентов. Использование их переводит процесс обучения на новый уровень, улучшает качество образования, усиливает роль самостоятельного обучения, освоения новых информационных технологий, использование дополнительных образовательных ресурсов. Образовательный портал способствует логическому упорядочиванию информации, ее систематизации. В нашем вузе с 2010 года функционирует электронный образовательный портал, на котором размещены как материалы УМК, так и обучающие модули по преподаванию дисциплины, материалы для самостоятельной внеаудиторной подготовки к практическим занятиям. В этом же году силами сотрудников кафедры был создан сайт кафедры поликлинической терапии, включающий помимо общей информации о кафедре и ее истории, электронные учебно-методические комплексы, электронные руководства и образовательные ресурсы.

Внедрение инновационных методик преподавания позволяет повысить наглядность обучения, улучшить усвоение полученных знаний. Одним из наиболее распространенных и доступных видов собственных образовательных ресурсов является компьютерная презентация. Достаточно наглядный материал облегчает его усвоение и восприятие. Подготовлены презентации практических занятий по ОРВИ, ангинам, заболеваниям суставов и другим темам. Визуализация занятий важна при разборе патологии, подбор больных по которой затруднен, или сложно осуществлять осмотр больного группой студентов (например, больных с ангинами). Подобный инновационный подход к проведению занятий важен и для студентов иностранного факультета. Он повышает наглядность преподавания, способствует лучшему освоению материала и вызывает большой интерес у студентов. При разборе больных для повышения наглядности также используются фотографии, слайды, рисунки, видеофильмы. Кроме того, сами студенты работают над созданием тематических компьютерных презентаций.

В педагогической работе кафедры широко используются активные методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной практической деятельности. Это позволяет не только дать студенту знания, но и формировать у них познавательные интересы, творческое мышление, умения и навыки самостоятельного умственного труда. Для формирования профессиональных компетенций нами широко используются различные формы подготовки: мультимедийные лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, самоподготовка с анализом различных информационных ресурсов, созданием презентаций клинических случаев, сообщений для их обсуждения в группах, проведение мини-конференций, внедряются ролевые и деловые игры. К инновациям в обучении студентов также относятся разработанные на кафедре обучающие с разветвленным алгоритмом решений компьютерные программы и кейс-технологии, а также контролирующе-обучающие компьютерные программы с количественной оценкой результатов по преподаваемым модулям дисциплины.

Лекционный курс является очень важной частью обучения. Он позволяет преподавателям сориентировать студентов в предмете, вызвать интерес к нему. Используется проблемное изложение материала, чтение лекций с применением современных технических средств (демонстрационной аппаратуры, учебных фильмов). Это делает изложение материала более живым, хорошо иллюстрированным и облегчает его восприятие. Кроме того, на нашей кафедре накапливается первый опыт чтения мультимедийных интерактивных лекций с постоянной обратной связью между студентами и лектором.

Проблемное обучение как одна из форм активных методов обучения привлекает студентов к поисковой работе. Мышление начинается и развивается при возникновении проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации как формы познавательного процесса с помощью различных методических приемов (проблемные и информационные вопросы, гипотезы, анализ ситуации) дает возможность преподавателю вовлечь студента в активный поиск ответов на поставленные вопросы путем размышления и рассуждения. Мы считаем, что на клинических кафедрах наиболее эффективным методом организации активной познавательной деятельности студентов является case study (анализ конкретных ситуаций). Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент определяет имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения. Это развивает способность к анализу конкретных жизненных ситуаций.

Ролевые игры дают возможность имитировать различные ситуации (прием больного с различной патологией, консультативный прием и т.д.). Преподаватель определяет задачи, проблемы и распределение ролей между участниками. Использование деловых и ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность студентов и позволяет живо и интересно проводить занятия. При обсуждении разбираемого материала студентам дается роль ведущего, оппонента или рецензента, консультанта-эксперта. Преподаватель организует подготовительную работу, обеспечивает участие в дискуссии каждого студента, подбирает литературу, руководит работой семинара, уточняет излагаемые сведения, подводит итог дискуссии.

Оценка знаний студентов в процессе обучения на цикле (начальных, текущих знаний) проверяется на занятиях на бумажных носителях. Итоговое тестирование проводится в компьютерном классе. По окончании цикла проводится балльно-рейтинговая оценка студентов. Балльно-рейтинговая оценка обеспечивает интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности студентов (исходное тестирование, тестирование по темам, решение ситуационных задач, тематических разборов, теоретического материала, освоение практических навыков). Кроме того, учитывается участие в УИРС, работа в студенческом кружке, призовые места в Олимпиадах.

Начинают внедряться портфолио (дневники), в которые студенты заносят интересные клинические случаи, записи об освоенных практических навыках, о посещении научно-практических конференций, научных обществ.

В конце цикла студенты оценивают профессиональные и личностные качества преподавателя в баллах и по желанию могут дать комментарии и высказать пожелания по улучшению процесса обучения.

Большое внимание на кафедре уделяется научно-исследовательской работе студентов. Они привлекаются к поисковым работам по актуальным вопросам ведения больных с различной патологией на амбулаторном этапе. Результаты проведенных исследований докладываются на заседаниях студенческого кружка. Студенты привлекаются к проведению научно-практических конференций.

Важнейшее место в процессе совершенствования клинической подготовки студентов отводится производственной практике. Сотрудники нашей кафедры в течение многих лет работают со студентами во время летней производственной практики, помогают им овладеть практическими навыками, руководят научно-исследовательской работой. По результатам проведенной работы готовятся доклады, с которыми студенты выступают на студенческих конференциях.

Профессиональное образование должно быть непрерывным. В настоящее время оно представлено тематическими усовершенствованиями, выходом на рабочее место с целью освоения практических навыков и умений по смежным специальностям.

Таким образом, в педагогическом процессе преподавания поликлинической терапии должны гармонично сочетаться инновационные и традиционные педагогические технологии. У преподавателя не должно быть консерватизма в преподавании дисциплины, а должно присутствовать стремление к освоению инновационных педагогических технологий, которые позволяют учебный процесс поднять на более высокую ступень, сделать более наглядным и информативным, живым и интересным. И в то же время в преподавании клинических дисциплин не должно быть только увлечения инновационными технологиями в ущерб традиционному преподаванию внутренних болезней.

Рецензенты:

  • Задионченко Владимир Семенович, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины Московского государственного медико-стоматологического университета, г. Москва.
  • Куличенко Людмила Леонидовна, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры амбулаторно-поликлинической и скорой помощи ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6289 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674