Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ, ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ ФИЛОСОФИИ ГЕНДЕРОЛОГИИ

Гульбин Г.К. 1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Статья посвящена актуальной теме современного социально-научного и демографического изучения. Значительный научный интерес представляют изучение философии гендерологии и практической гендерологии. Особо полезным для решения практических гендерных программ, гендерных действий в духе равенства полов может оказаться разработка мер поддержки материнства, отцовства, семьи, родительства и детства. Представленные в статье проработки теоретических положений гендерологии полезны для теории практической гендерной работы. Междисциалинарное исследование, предпринятое в данной работе, соединяет материалы истории, философии, гендерологии, методологии гендерологии и философии истории. Междисциплинарное исследование позволяет уточнять конкретные гендерные данные. Использование исторического материала позволяет конкретизировать вопросы гендерного развития общества, сделать обращенность к проблемам современной России более аргументированной. В статье излагаются идеи философско-научного исследования, посвященные: определению понятия гендерной философии, рассмотрению частей философии гендерологии и методологии гендерологии, изучению методов философии гендерологии и конкретных методов гендерологии, рассматривается взаимосвязь гендерологии и философии гендерологии в изучении гендерной культуры общества. Статья раскрывает содержание понятия «философия гендерологии», предлагает определение и характеристику проблем философии гендерологии, ее основных частей. Основное внимание в статье автор уделяет связи понятий философии гендерологии и методологии гендерологии, введены обобщающие философские понятия гендерной жизни общества.
философия гендерологии
гендерная этика
методология гендерологии
философия истории
гендерология и феминология
социальные проблемы полов
1. Бокль Г. Влияние женщин на успехи знания: Пер. с англ. - СПб., 1896. - 56 с.
2. Women and gender studies: Further resources [Электронный ресурс] http://www.bl.uk/reshelp/findhelprestype/refworks/women/womenfur/womenfur.html (дата обращения 20.05.2012).
3. Goolbin G.K. On definition, main parts, and problems of Philosophy of Genderology // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сборник научных трудов Всеросс. конф. (Томск, 19-20.10.2010 г). - Томск, 2010. - С. 267-269.
4. Goolbin G.K. On definition, main parts, and problems of Philosophy of Genderology (art.2) // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 21.-22.04.2011 г). - Томск, 2011. - С. 487-490.
5. Essays in the History of Liberty. Vol.1. In: Selected Writings of Lord Acton: 3 vols. Edited by Rufus Fears. - Indianapolis: Liberty Fund, 1985.
Решение общих задач улучшения положения гендерных социумов в условиях современного общественного развития требует внимания представителей  общественных научных дисциплин в России. К числу новых социальных наук принадлежит гендерология и связанная с ней феминология. Гендерология и феминология производят гендерные исследования, осуществляют задачи научного познания в изучении полов, преимущественно женского вопроса и мужских проблем, укрепляют культурное общество идеями гендерного равенства.

Изучение философии гендерологии имеет теоретическую и практическую значимость, актуально в современном обществознании. Философия гендера является привлекательной темой современных инновационных исследований за рубежом. Исследовательские центры и институты, отдельные факультеты университетов Великобритании и Соединенных Штатов осваивают десятки тем философского знания о гендере. Для примера сошлемся на институт философии Лондонского университета, проводящего исследования по философии пола по более чем десяти темам. Это прикладная этика, нормативная этика, философия биологии, языка, психологии, касающиеся полов и их существования. Продуктивна научная идеология столичной стратегии исследований, связанных с гендерной тематикой в Великобритании: колледжи Лондонского университета наиболее современными исследованиями и стажировкой обеспечивают объединение научных центров, включая центры гендерных исследований [2].

Целью настоящей статьи является изучение философии гендерологии,  ее основных понятий,  определение ее проблем и основных частей. Философия гендерологии может быть определена как рациональное критическое мышление о пути человека как субъекта гендера во Вселенной, природе гендера во Вселенной, постижении истины. 

Основные проблемы философии гендерологии связаны с познанием вечных вопросов гендерной жизни, такие как: что есть родительство во Вселенной? Насколько семья является материальной и духовной субстанцией? Существует ли совершенный образ гендерной жизни? Необходимо ли всегда совершать добро в гендерной жизни людей? Каковы границы и возможности гендерной свободы? Эти и множество других философских проблем сопровождают культурную жизнь, поведение и практику представителей различных полов в прошлом и современности. В гендерологии они полезны в плане решения женского вопроса и мужских проблем.

Философия гендерологии включает оценку ее структуры. Частями философии гендерологии, неразрывно связанными между собой, являются онтология философии гендерологии, методология философии гендерологии, теория познания философии гендерологии. Онтология философии гендерологии посвящена исследованию взаимосвязи общественного и биологического, идеального и материального начал в существовании полов во Вселенной. Именно онтология философии гендерологии обращена к наиболее широким, имеющим предельный характер проблемам существования полов.

Методология философии гендерологии есть система способов, средств познания, применяемых в изучении полов, включая учение об организации этой системы. Эмпиризм, рационализм, логический и исторический методы являются универсальными методами философии гендерологии и ее методологии. Видимо, философия этой социальной науки в большой степени сближается с ее методологией, и изучение философии гендерологии особенно полезно именно для методологии гендерологии. В гендерологии к наиболее общим методам относятся аналитические методы (от обычного аналитического реферата-отчета до составления программы) и эмпирические методы. К аналитическим методам  относятся сравнительно-исторический метод, метод гендерного анализа, составление программы исследования, логический метод. К эмпирическим методам относятся гендерный эксперимент, методы вовлечения полов в планируемую деятельность, наблюдение (формализованное и неформализованное), интервью и беседа, контент-анализ (внутренний анализ текста источника), анализ собранных документов (кино-фотодокументы и др.). Но философия гендерологии не исчерпывается только методологией гендерологии.

Теория познания философии гендерологии исследует всеобщие и частно-научные вопросы гендерного познания. Это специальная теория познания, философская часть гендерологии. В ней осуществляется поиск границ и возможностей гендерного знания, истинного знания о полах и их равенстве.

Самостоятельными частями философии гендерологии являются история философии полов, этика, эстетика и требующие междисциплинарного исследования философия биологии полов (основ гендерных конструкций в феномене пола), философия общества и личности в гендерном измерении. Этика является основой философии гендерологии. Недаром в современной философской литературе о гендере за рубежом проблемы этики занимают заметное место. Сошлемся для примера на философские материалы гендерных центров Лондонского университета [2]. Тогда как история философии полов является обширной частью философии гендерологии. Как рациональное критическое мышление о природе гендера, пути человека как субъекта гендерных отношений и действий и постижении им истины, философия гендерологии включает профессиональное философствование и любовь к мудрости: историю философии гендерных социумов прошлого и современности, многообразное поле философствования матерей, отцов, семейное философствование, родительское и  детское.

Изучение философии гендерологии близко исследованиям методологии гендерологии. Именно гендерология как социальная наука вырабатывает основные гендерологические знания. В гендерологии к наиболее общим методам относятся аналитические методы (от обычного аналитического реферата-отчета до составления программы) и эмпирические методы. К аналитическим методам  относятся сравнительно-исторический метод, метод гендерного анализа, составление программы исследования, логический метод. К эмпирическим методам относятся гендерный эксперимент, методы вовлечения полов в планируемую деятельность, наблюдение (формализованное и неформализованное), интервью и беседа, контент-анализ (внутренний анализ текста источника), анализ собранных документов (кино-фотодокументы и др.).

Философия гендерологии способна дополнить научные исследования ценностными аспектами изучения полов в прошлом и современности. Например, история статуса полов и гендерная культура изучаются гендерологией и философией гендерологии. Гендерология осваивает знания, имеющие методологическое и философское измерение. Существенные части гендерологии осваивают этику и эстетику женского вопроса и мужских проблем, для чего необходима философия гендерологии. Философия гендерологии включает оценку основных частей гендерологии, тематик и идей. Причем заметное влияние философия гендерологии оказывает на методологию гендерологии.

Изучение философии гендерологии полезно для формирования категорий и освоения категориального анализа гендерного исследования. Для примера сошлемся на характеристику понятия философии гендерологии и истории пола - «картина гендерной истории». Изучаемые философом гендерологии вопросы сущностей философии гендерологии и историком гендерной истории пересекаются. Категория «картина гендерной истории» может быть определена как картина гендерной жизни людей (история человечества в гендерном аспекте). Это понятие, близкое всеобщему философскому понятию «метафизическая картина пола», позволяет рассматривать гендер как часть картины мира. Вместе с тем, понятие «картина гендерной истории» не уходит в пограничные с точным знанием сферы, не превращается в гендерную картину мира и соответствующее всеобщее (метафизическое) понятие. Методологическая близость возникает в связи с рассмотрением философом гендерологии и историком общего объекта изучения. Ответ на вопрос «какова сущность гендера?» вовлекает все знания о полах, особенно исторические установленные и дающие всемирно-историческую основу для рассуждений о гендерной жизни людей. Уже поэтому история полов и знания, составляющие гендерную картину истории, важны в поиске философии истории: гендерное знание вырабатывается благодаря изучению прошлого полов.

История философии гендерологии полезна для изучения гендерной реальности освоением категории «гендерная картина истории» в изучении  истории вопросов этики полов. Этика полов в мировоззрении народов в цивилизациях прошлого является одним из необходимых компонентов. История рационального мышления о любви и гендерных социумах как философия гендера в религиозном или мифологическом мировоззрении народов прошлого позволяет оценить многообразное ценностное содержание воззрений, идей, миросозерцания полов в истории общества. Например, русская ренессансная религиозная философия любви конца XIX в. - начала XX  в. предлагает метафизические характеристики полов (сверхприродное, трансцендентное знание о полах). Это понятие «метафизика пола» соответствует задачам мировоззренческого, духовного и ценностного освоения гендерной проблематики, отвечает гуманистическому мировоззрению православного христианства по вопросам материнства, отцовства, детства, родительства и семьи в эпоху новейшей истории России. Тематика любви, семьи и брака замечательно отражена в памятниках философской мысли и произведениях искусства. Причем, до появления гендерной философии как самостоятельной дисциплины. Например, философия русского эроса XIX в. предстает формой религиозного мировоззрения России. Философия гендера вызревает в религиозном мировоззрении России с жизнесмысловыми идеями, установками на вечные гармонические устои мироздания.

Категориальные отличия характерны для методологии науки. В философии гендерологии и гендерологии образ гендерной жизни общества и отдельного человека характеризуется гендерными отношениями и гендерными действиями людей.  Понятия «гендерные отношения» и «гендерные действия» являются значимыми в методологии гендерных исследований. Но в философии истории они привлекают внимание теоретика в первую очередь. Изучение гендерной жизни  человеческого общества характеризует предмет гендерологии, отсюда закономерный интерес к отношениям и действиям полов, которые складываются после появления человека и человеческого общества. Предмет философии гендерологии обращен к всеобщим явлениям гендерной жизни и определяет используемые в гендерологии средства ее изучения. Обращенная к гендерологии  философия гендерологии обретает признаки методологии гендерологии [3, c.267-269].

В философии гендерологии и в гендерологии для изучения гендерной реальности используются понятия «гендерные отношения» и «гендерные действия». Гендерные действия - действия, совершаемые рациональные или под воздействием чувств. Рациональные гендерные действия есть действия, контролируемые волей и сознанием в достижении гендерных целей. Значительную роль в жизни полов занимают нерациональные гендерные действия. Это действия, совершаемые для достижения гендерных целей под влиянием эмоций, чувств, эмпатии в жизни полов.

Гендерное отношение необходимо человеческое, резко отличается от связей между полами в мире животных, доразумных форм живого. В мире людей биологическое уступает социальному в мире культуры. Полнокровная жизнь людей  необходимо духовная, что отражается в жизни представителей полов в культуре, семье, обществе.   Биопсихологические особенности женщин и мужчин включают гендерные механизмы, гендерные культурные проявления жизни в решении социальных задач общества, общественных движений, государства и личности. Гендерные отношения позволяют активизировать гендерные ресурсы, их знание может обеспечить более адекватное освобождение полов в современном обществе, которое строится как свободное.

Для социальной теории пола понятия гендерные отношения и гендерные действия являются основными, тогда как для гендерологии важными понятиями являются семья, материнство, детство, отцовство, обозначающие конституционно защищаемые гендерные социумы (в статье 7 Конституции Российской Федерации Россия определяется как социальное государство, охраняющее гендерные социумы). Гендерология и феминология важны для решения задач социального государства. Философия гендерологии и гендерология вырабатывают теоретические и практические идеи социальной государственности и полезны в проработке аналитики и понятия социального государства. Речь идет об ориентировании социальной науки на изучение образцов,  механизмов, практик гендерного существования.

В истории мировой мысли известен факт, что общественная жизнь полов сложилась исторически. В течение сотен тысяч лет сложилась протосемья, увеличивались черты родительства в человеческом стаде. В предшествующих появлению общества и семьи первобытных формах общности превалировал биологический фактор отношений и действий. Догендерные отношения и догендерные действия предков людей суть биологически ориентируемые. С появлением общества происходит становление гендерных конструкций пола, развиваются гендерные отношения и гендерные действия людей. Homo sapiens recens - человек современного типа - имел уже интеллектуально ориентированный мир, членораздельную речь и религиозные представления. Гендер и гендерные отношения становятся границей между животным миром и человеческим обществом. Гендерные отношения включают гендерную заботу, и диалектически гендерная забота включает гендерные действия и гендерные отношения. Родительство и семья создают новые  культурные типы общественной жизни.

Начинается эпоха дописьменных цивилизаций, складываются предпосылки осмысленного отношения к вопросам брака, участия полов в общественной жизни. С изобретением письменности прогрессивные мировоззренческие идеи, нравственные нормы закрепляются в жизни людей. Современность характеризуется признаками всеобщей мировой народной цивилизации Земли. Они являются необходимо глобальными, включая формирование мирового рынка, мировой политики, мировой коммуникации, всеобщих ценностей и стандартов. Одновременно усиливаются национальные социокультурные тенденции. Происходит становление национальных культурных стандартов жизнедеятельности, особенно литературного языка, искусства, науки.

Материалы истории философии помогают уточнять гендерные понятия в картине мира. И потому что история философии имеет дело с совершившимися явлениями, она пополняет фактическую базу исследования прошлого в жизни полов. Идея свободы в жизни общества и семьи является одной из центральных в философии истории [5]. Замечательные философы истории цивилизации XVIII-XIX веков обращали внимание на идею равенства как центральную в жизни полов. Кондорсэ, Г. Т. Бокль, Д. С. Милль, трактуя идею свободы в жизни семьи и общества, поддерживали идеи, которые стали основными в современном юридическом мировоззрении равных прав полов и их равенства в социуме. Г. Т. Бокль подчеркнул освобождающую мышление роль женщины: книга Бокля о роли женщин в успехах знаний и труд британского философа Д. С. Милля о свободе породили замечательную дискуссию о правах женщин в российском обществе второй половины XIX века. Причем, отмеченный труд британского философа Д. С. Милля считается классическим в философии и идеологии либерализма.

Многообразно проблемное поле философствования о полах: здесь и проблемы общественно-политического развития полов, справедливости в отношении гендерных социумов, гендерная этика делового поведения, правовые проблемы пола и теоретические вопросы гендерного существования, проблемы педагогического образования для преодоления невежества в вопросах полового развития, этико-гносеологическое изучение жизни полов. Практические вопросы общественной и индивидуальной жизни полов, возникающие как ответ на вызовы современности, в философии гендерологии переплетаются с теоретическими. К теоретическим проблемам следует отнести вопросы аналитики и понятийной составляющей философии гендерологии. Религия, искусство и философия гендера и их проблемы составляют специфическую компоненту проблематизации философии гендерологии, конечно. Эта проблематика мировоззренческая и обращена к духовным ценностям. 

Современность необходимо входит в философствование о полах, является заметным фактором обращения к ней. В свою очередь, философия гендерологии проникает в различные формы гендерной активности и мировоззренческие подходы социумов в стране. Философия гендерологии взаимодействует с философией, всеобщей историей, социальной антропологией, социологией, правом, искусством, эстетикой, наукой, экономикой, образованием, различными учреждениями общественного характера. С теми сферами социальной жизни, которые соединены в современной общественной и индивидуальной жизни полов. 

Рецензенты:

  • Лукьянова Наталия Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
  • Коробейникова Лариса Александровна, д.ф.н., профессор кафедры философии и методологии науки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Гульбин Г.К. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ, ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ ФИЛОСОФИИ ГЕНДЕРОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6381 (дата обращения: 06.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074