Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В РЕТРОСПЕКТИВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ

Рыбаков А.В. 1
1 Марийский государственный университет
Проведен историко-педагогический анализ эволюции понятия «патриотизм». Отмечается влияние культурно-исторических факторов на сущность, цели и задачи патриотического воспитания. Выполненный анализ позволяет заключить, что формирование патриотических чувств исторически относили к задачам нравственного и трудового воспитания. Первая тенденция возникает из христианского мировоззрения и прослеживается в памятниках русского фольклора с XI в., когда объединение русских земель было возможно лишь при наличии единой национальной идеи, которой стало православное мировоззрение. Подвигами во имя православной веры объяснялись войны за новые территории с врагами – иноверцами. В XVII-XIX вв. происходит дальнейшее развитие идей о формировании патриотических чувств как нравственной категории личности. Вторая обусловлена социально-экономическим положением СССР в послевоенные годы. Когда необходимо было поднимать страну из руин. СССР нуждался в молодом поколении, способном на трудовые подвиги. Патриотизм здесь связывается с повседневным физическим и умственным трудом на благо Родины. На современном этапе наблюдается дальнейшее развитие идей о патриотическом воспитании и их взаимопроникновение.
нравственное воспитание
патриот
патриотизм
патриотическое воспитание
трудовое воспитание
1. Белинский В. Г. Избранное: Сборник / В. Г. Белинский; сост. Е. Ю. Тихонова; Ин-т общественной мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 711с.
2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М.: Педагогика, 1974. - 215 с.
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка, иллюстрированное издание. - М.: ЭКСМО, 2012. - 896 с.
4. Лихачев Д. С. Избранное: «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - СПб.: Издательство «LOGOS», 2000. - 528 с.
5. Макаренко А. С. О воспитании: [Сборник] / Сост. В. С. Хелемендрик; 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 414 с.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Соврем. слово, 2005. - 720 с.
7. Радищев А. Н. Избр. пед. соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 711 с.
8. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера / Сост. С. К. Иванов. - М.: Прогресс, 1974. - 253 с.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 3 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смоль, А. И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - 640 с.
10. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
На сегодняшний день существует много различных трактовок понятия «патриотизм». Оно рассматривается в разных аспектах: социальном, политическом, историко-культурологическом и т.д. в зависимости от личностных установок исследователя и рассматриваемой сферы деятельности. Не стоит забывать, что такой феномен, как «патриотизм»,  является довольно сложным в своей сущности и поэтому нередко выражается в противоречивых формах, что затрудняет его исследование.

Думается, что именно поэтому в ретроспективе отечественной мысли и в современных философско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований и неоднозначностью.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3].

Согласно философскому определению, патриотизм - «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [10].

Педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [6].

Таким образом, в понятие патриотизм входит любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Очевидно, что самопожертвование является высшей формой патриотизма, примером его проявления.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

В России - государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями патриотизм имеет глубокие корни. Так, под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность, не щадя своей жизни, защищать родную землю, свою независимость. Об этом указывает древнегреческий историк Маврикий Стратег: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению...» [8].

Патриотический пафос достаточно ярко прослеживается в памятниках фольклора. В древнерусских былинах («Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин-Царь», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич») выражена идея нравственной красоты защитников Родины - свободолюбивых, добрых, щедрых душой патриотов. Богатыри как мифологические герои в коллективной памяти народа являются гарантом защиты и свободы своей родной земли. Богатыря славили не только за его физическую силу, но и за честь, доброту и бескорыстие.

С принятием христианства в 988 г., Русь перенимает и высокую византийскую культуру. Как отмечает академик Д. С.Лихачев, в связи с этим возникло новое историческое и патриотическое самосознание, требующее иных жанровых форм - летопись с ее динамичным монументализмом [4]. Главная тема летописей - история Русской земли, представленная в борьбе за единство. Раскрывая эту тему, летописцы выделяли роль национального фактора. Так, автор «Слова о полку Игореве» (1187) подчеркивает необходимость обороны русской земли от кочевников и других врагов, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе.

С XVII-го века формируется национальная идея, как фактор сплочения России, где ведущее место принадлежит Русской православной церкви. Формирование у народа патриотического сознания и таких чувств как верность долгу и чести, готовность сражаться за отечество происходит через принятие православных христианских добродетелей.

В XVIII в. произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним». Так, А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [7].

В. Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [1].

В XIX в. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев  главными чертами нравственности считали патриотизм и гуманизм. Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев в воспитании патриота-гражданина приоритет отдавали развитию нравственности, долга и ответственности перед народом. К. Д. Ушинский выступал за сохранение в воспитании народной педагогики и подчеркивал важность воспитания любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял огромное влияние труда на становление личности: «Труд - необходимое условие гармонического развития человека - физического, умственного, нравственного, эстетического» [2].

После революции вопросы патриотического воспитания советской молодежи приобретают особую актуальность и необходимость нового содержания. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны.

А. С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом подчеркивается, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [5].

После Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает новое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны.

Особое значение в исследованиях вопросов патриотического воспитания советского периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который возлагал на школу прямую обязанность воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к трудовой и общественной деятельности. «Дороже всего должно быть Отечество - его свобода, независимость, честь, достоинство. Наша великая миссия в том, чтобы каждой клеточкой своего сердца и мозга он впитал в себя великое и святое - интересы Отечества, чтобы в его личном человеческом мире выше всего стояло общественное, гражданское» [9]. В.А. Сухомлинский подчеркивает, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к повседневному труду для общества.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме во второй половине XX века, выделяются работы И. С. Марьенко, М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова.

Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы  патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимали одно из доминирующих мест в исследованиях ученых-педагогов. Решение данной проблемы зависит от политических, социально-экономических условий страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей и задач патриотического воспитания в разные периоды развития страны. Все это делает данную проблему актуальной в современных условиях.

Рецензенты:

  • Апакаев П. А., докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О. Л., докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Рыбаков А.В. ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В РЕТРОСПЕКТИВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6682 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674