Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Матюх Е.Т. 1
1 Ставропольский государственный университет
Молодежь, как особая социальная группа, постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку, именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Переоценка ценностей, происходящая в условиях ломки сложившихся устоев, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества. В данной статье проведен анализ духовных ценностей студентов 2-5 курсов Ставропольского государственного университета, обучающихся по специальности «Журналистика». Целью данной статьи является изучение жизненных ценностей и целей современной молодежи. Исследование духовных ценностей студентов-журналистов обусловлено тем, что в новой социальной структуре российского общества данная группа в силу специфики выбранной ими творческой профессии способна самостоятельно влиять на формирование ценностных ориентиров потенциальной аудитории средства массовой информации.
неопределенность
социальный риск
риск
духовные ценности
духовность
молодежь
1. Мизинова О. Н. Риск в структуре социальных конфликтов: Автореферат дисс... кандидата философских наук. - Саратов, 2007. - 16 с.
2. Маслова М. Е. Философский и социологический анализ понятия «социальный риск» // Социс. - 2003. - №6. - C. 39.
3. Жмайло А. И. Социальный риск: особенности определения // Научная сессия МИФИ. - 2008. - Т.14. - С. 57.
4. Тугаринов В. П. Избранные философские труды.- Л.,1998. - С. 276.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - С.139.
6. Мешавкина Н. А. Социальный риск в современном российском обществе: диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы».- Уфа, 2006. - С. 46.
7. Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992. - С. 112-114.
8. Метод ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/. psychol-ok.ru/statistics/spearman/ (дата обращения: 17.06.2012).

Введение. Система жизненных ценностей и целей определяет содержательную сторону личности. Она составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Жизненные цели и ценности составляют опору человека, без которой он просто не может полноценно жить, взаимодействовать с миром.

Молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень его адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Целью нашего исследования является изучение жизненных ценностей студентов (на примере студентов-журналистов 3-5 курсов Ставропольского государственного университета специальности «Журналистика»), находящихся в условиях «неопределенности», риска.

Материал и методы исследования. Изменения, происходящие в современной социокультурной действительности под воздействием общецивилизационных тенденций, таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции, оказывали и оказывают существенное влияние на эволюцию духовных ценностей общества. Поэтому понятие духовные ценности приобретает новый смысл в контексте социальных реалий современного «общества риска», возникшего из-за постоянных процессов модернизации, глобальных изменений производственных отношений, начавшихся во второй половине ХХ века.

Несмотря на обширное количество работ зарубежных (У. Бек, Э. Гиденс, Н. Луман) и отечественных (В. Зубков, О. Яницкий, А. Мозговая, С. Кравченко) авторов, раскрывающих понятие риска и классифицирующих риски по различным основаниям и типам, вопрос определения «социального риска» как их особой разновидности остается недостаточно проработанным.

В качестве наглядного примера обратимся к нескольким определениям «социального риска». Итак, по мнению исследователя О. Н. Мизиновой, под социальным риском следует понимать «способность восприятия индивидуумом или группой неблагоприятных условий среды, в зависимости от субъективных личностных особенностей и возможностей» [1]. М. Е. Маслова в статье «Философский и социологический анализ понятия  "социальный риск"» отмечает следующее: «Под социальным риском мы будем понимать деятельность человека или отказ от нее в ситуации риска (выбора, неопределенности (которые присущи любой сфере жизнедеятельности), требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при воздействии которых сохраняется вероятность негативного воздействия на жизнедеятельность людей, последствия которых могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей» [2]. Как мы видим, использование каждого из предложенных определений без дополнительной интерпретации невозможно, так как предложенные авторами объекты и субъекты социального риска (индивид, группа, человеческая деятельность) раскрыты не в полном объёме. Если автор говорит о «неблагоприятной среде», то стоило бы отметить, в результате чего она возникла; упоминая личностные качества индивида, следовало бы конкретизировать их. Таким образом, получаем, что вышеприведённые определения интересующего нас понятия не являются противоречивыми, а только дополняют друг друга.

На наш взгляд, наиболее точное определение «социальному риску» дает А. И. Жмайло. Он относит социальные риски к рискам второго порядка, являющимися «комплексным результатом различных действий множества социальных субъектов и затрагивающими функционирование всего общества или отдельных его институтов» [3]. Автор выделяет следующие характеристики социального риска: социальный риск не является следствием причин, обусловленных природными или технологическими процессами, а также индивидуальными биологическими и поведенческими особенностями отдельных индивидов; социальный риск представляется как опасность, которая возникает и отрицательно сказывается на жизнедеятельности отдельных социальных групп; социальный риск исследуется как результат несоответствия действий субъекта и объекта риска. Всё это позволило ученому определить субъект и объект рассматриваемой категории: «субъектом и объектом социального риска одновременно является определенная социальная группа или общество, и вероятность наступления негативных последствий для объекта риска обуславливается происходящими социальными явлениями и процессами в обстановке реально существующей неопределенности как результата социальных изменений» [Там же].

Поэтому сегодня в условиях социальных рисков (последствия мирового финансово-экономического кризиса, безработица, угроза возникновения террористических актов и др.) вырисовывается новый ценностно-ориентированный человек, увеличивающий роль своей индивидуализации, выбирающий свои ценности и принимающий в соответствии с ними решения.

В. П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление «на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Ценности культуры делятся... на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.» [4].

Изменения в современном российском обществе с неизбежностью привели к значительным сдвигам в системе ценностных ориентаций молодого поколения, мотивации выбора сферы профессиональной деятельности. Студенчество, являясь частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта. В этот жизненный период у молодых людей на первый план выходят проблемы, связанные с переосмыслением окружающего мира, ценностных представлений, мировоззрения в целом. У молодых людей обостряется интерес к созданию своего образа в будущей профессии.

Годы учебы в высшем учебном заведении - это время интенсивного развития интеллектуальных и нравственных сил и возможностей человека. Наверное, поэтому К. Д Ушинский считал этот период жизни человека решающим: «Здесь именно довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характера» [5].

В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. Процессы социализации, перестав быть традиционными, но так и не став по своей специфики инновационными, чаще всего носят непредсказуемый, стихийный и малоуправляемый характер. Принципиальным затруднением для эффективности деятельности институтов социализации молодёжи является отсутствие четко очерченного образа будущего и ближайших перспектив развития общества как целостного социального организма; отсутствие единой структуры. Следствием этого затруднения является недоверие молодёжи к существующим институтам социализации и ценностной системе общества, рост влияния на молодёжь десоциализирующих факторов в условиях снижения социальных гарантий, неизбежный конфликт инновационного потенциала молодёжи с его институционными формами.

Трансформация системы жизненных ценностей современной молодежи в условиях риска и неопределенности прослеживается как на федеральном, так и на региональном уровне страны.

Образование Северокавказского федерального округа в январе 2010 года не только способствовало реализации новых программ и стратегий, направленных на модернизацию и повышение жизненного уровня населения региона, но и ускоренной трансформации социально-экономических и социально-культурных процессов на территории СКФО. Оказавшись в новой социокультурной реальности, жители Северного Кавказа могут испытывать состояние неопределенности и неустойчивости, поэтому возрастает количество следующих типов социального риска, которые могут быть характерны для нового округа [6]:

  • протекание негативных социальных процессов, спровоцированных рисками в других сферах общественной жизнедеятельности. Например, вынужденные переселения, несезонные миграции, безработица, маргинализации, преступность и др.;
  • реализация в масштабах всего общества социальных проектов и программ, не прошедших период апробации и экспериментального внедрения;
  • невысокий уровень жизни населения - уровень материального благосостояния людей, характеризующийся невысокой величиной их дохода и ограниченным набором показателей уровня материального потребления;
  • низкий уровень развития адаптационного потенциала населения страны, в том числе крайняя форма - социальная дезадаптация (неспособность членов общества приспособиться к изменяющимся реалиям социальной среды);
  • аномия - состояние общества, характеризующееся дезинтеграцией и распадом системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

Реализация одного из крупномасштабных проектов по модернизации ставропольской образовательной системы оказалась болезненной не только для профессорско-преподавательского состава региона, но и для студентов вузов.

В 2011 году нами было проведено исследование, направленное на изучение ценностных представлений студенчества. Изучение специфики трансформации духовных ценностей студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» Ставропольского государственного университета, обусловлено тем, что в новой социальной структуре российского общества данная группа в силу специфики выбранной ими творческой профессии способна самостоятельно влиять на формирование ценностных ориентиров определенной аудитории того или иного средства массовой информации.

В качестве определяющего условия трансформации духовно-нравственных ценностей студентов-журналистов выступают значительные модернизационные процессы, происходящие в новом федеральном округе.

Диагностика духовных ценностей студентов-журналистов осуществлялась с помощью модифицированной методики «Ценностные ориентации» М. Рокича [7]. Полученные данные были обработаны с помощью методов статистического анализа - ранжирования и нахождения корреляции по критерию Спирмена [8]. В качестве респондентов выступило 110 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате социокультурных изменений, произошедших за последние годы, в современном обществе до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, как: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к родине, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти. В результате чего у молодого человека возникает проблема выбора, выбора собственных принципов и приоритетов.

По результатам исследования, проведённого среди студентов-журналистов 3-5 курсов Ставропольского государственного университета, выявлено, что важнейшими ценностями студентов третьего курса являются: «работа и карьерный рост» (85 %), «здоровье» (80 %), «любовь и семья» (75 %), «наличие друзей» (70 %), «образование» (60 %). У студентов четвертого курса немного другие показатели: «любовь и семья» (90 %), «здоровье» (80 %), «работа и карьерный рост» (80 %), «образование» (75 %), «наличие друзей» (70 %). Студенты-выпускники выделили для себя следующую иерархию ценностей: «здоровье» (90 %), «любовь и семья» (85 %), «образование» (80 %), «работа и карьерный рост» (75 %), «наличие друзей» (70 %).

Стоит отметить, что «патриотизм» и «любовь к Родине» в качестве жизненной ценности на третьем курсе отметили 12  % студентов, на четвертом - 16 %, и на пятом - 20 %.

Среди стрессогенных факторов респонденты отметили: «отсутствие необходимых ресурсов - собственных, внутренних и финансовых» (65 %), «неуверенность в собственных силах» (60 %), «отсутствие стабильности - как в мире, так и в стране» (60 %), «неопределенность ситуации» (65 %).

Такие понятия, как «правовая незащищённость», «престижное положение», «развлечения» - оказались на периферии жизненных ценностей студентов.

Ориентация современной студенческой молодёжи на материальное благополучие, являясь достаточно сильным, всё же уступает духовным ценностям, таким как «благополучие во взаимоотношениях с близкими» и «получение образования». С другой стороны, материальное благополучие может пока недооцениваться по причине того, что большинство студентов живут на средства родителей, у них отсутствует собственная семья, которую необходимо содержать.

Значительное количество респондентов испытывало сложности при определении своих жизненных ценностей. Поэтому наиболее популярным был ответ:  «Я не задумывался (-лась) над этим вопросом».

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе наметились положительные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения. Возможно, выявленная динамика в жизненных ценностях современного студенчества при благоприятных условиях может способствовать гармонизации образа будущего общества.

Выводы. Находясь в условиях социального риска, роль духовного начала приобретает актуальное звучание в молодежной среде. Оказавшись в ситуации неопределенности, молодой человек постоянно анализирует прошлое, прогнозирует будущее. В сложной ситуации выбора жизненного пути, обращаясь за помощью к близким (родителям, друзьям), происходит укрепление духовных связей, возрастает ценность таких понятий, как «семья», «дружба». Таким образом, можно предположить, что в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно становится привлекательным местом - островком спокойствия и отдыха, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер, так как чаще всего молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов.

В исследовании также было выявлено, что ранее студенты не задумывались над собственной системой ценностей, не подвергали ее рефлексивному анализу. В свою очередь такая внутренняя позиция способствует тому, что человек становится все более управляемым извне и поддающимся внешним манипуляциям. Полученные результаты свидетельствуют также о том, что у студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», от курса к курсу происходят определенные изменения в выборе ценностных ориентаций. Можно констатировать, что потенциальные выпускники специальности «Журналистика» Ставропольского государственного университета обладают высоким уровнем духовного развития, что подтверждает выбранная респондентами иерархия ценностей, среди которых духовные ценности стоят на первом месте. Следовательно, уже в этом году краевые СМИ пополнят молодые сотрудники, которые будут через свои публикации, радио-, телесюжеты ориентировать общество на преодоление кризиса, сложившегося в духовной жизни.

Рецензенты:

  • Ерохин Алексей Михайлович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь.
  • Черникова Валентина Евгеньевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Матюх Е.Т. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6783 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252