Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Топсахалова Ф.М. 1 Борлакова З.Ю. 1
1 Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Региональная агропромышленная политика формируется в соответствии с сформулированными принципами, которые основаны на систематизации целей, позволяющих выбирать приоритетные и наиболее реалистичные направления развития региональных агропромышленных систем и осуществление которых позволит получать положительные экономические результаты, соотносящиеся с современными тенденциями формирования их конкурентоспособности. Для того, чтобы оценить результаты успешности региональной агропромышленной политики необходим методический подход к комплексной оценке результативности проводимой региональной агропромышленной политики, учитывающий цикличное прохождение входных параметров с последующим корректированием целей и задач агропромышленной политики. Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание агропромышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.
кластер.
стратегическое программирование развития территории
отраслевая политика
региональная (территориальная) агропромышленная политика
план
программа
структурная политика
агропромышленная политика
политика
Ключевые слова: стратегия
1. Арова О.З, Джемакулова М.К-Г., Шевхужева Л.А. Экономическая эффективность аграрного предпринимательства - пути повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в АПК : монография. - Ставрополь : ООО ИНЦ «Фабула», 2011. - С. 391.
2. Маремшаова С.А., Гетигежева Ф.Р., Аджиева Ф.К. Социально-экономическая сущность и факторы институциональных преобразований в аграрной сфере региона // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Нальчик. КБНЦ РАН. - 2011. - № 1.
3. Маремшаова С.А., Шахмурзов З.М., Эфендиева А.А. Формирование и развитие интеграционных связей на базе финансово-промышленно-аграрных групп // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону. ЮФУ. - 2010. - № 4. Топсахалова Ф.М-Г., Тлябичев К.В.
4. Предпринимательская среда в АПК как инфраструктура туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской Республики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 1.
5. Топсахалова Ф.М.-Г., Хакунова С.А. Особенности государственного регулирования аграрного сектора // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону. ЮФУ. - 2010. - № 1.
В современных условиях при разработке региональной агропромышленной политики на различных уровнях управления экономикой (федеральном, региональном, субрегиональном, самих предприятий АПК) все большее значение приобретают методы стратегического управления.

В связи с этим крайне важным в методологическом плане представляется уточнение понятий «стратегия», «политика», «агропромышленная политика», «структурная политика», «программа», «план», «региональная (территориальная) агропромышленная политика», «отраслевая политика», «стратегическое программирование развития территории».

Для направленного движения к достижению поставленных целей в процессе реализации агропромышленной политики существует необходимость определения стратегии предприятия, региона, территории.

Любая сфера деятельности так или иначе, сопряжена с политикой. Так, благосостояние населения зависит от государственной экономической политики. Политика представляет собой не только определенный вид деятельности, но и своеобразную форму взаимоотношений между людьми. В большинстве устоявшихся определений политики выделяется, прежде всего, регулирующая роль государства в жизни общества.

Термин «агропромышленная политика» применяется как к определению политики государства по отношению к агропромышленному комплексу, так и политики самих агропромышленных структур внутри секторов, сегментов.

Смещение акцентов с развития отдельных важных для региона агропромышленных отраслей в пользу управления региональной агропромышленной структурой и системой делает в современных условиях наиболее перспективным применение в рамках разработки и осуществления региональной промышленной политики кластерного подхода. В свою очередь отраслевой подход к формированию агропромышленной политики утрачивает постепенно свою значимость в качестве основного при обосновании сельскохозяйственного развития и служит в последнее время преимущественно как один из методов обобщения имеющейся информации при проведении аналитических разработок и получении оценок для принятия стратегических решений. При этом следует иметь в виду, что, осуществляя выбор в качестве основного объекта стратегического управления региональной агропромышленной системой в пользу кластера, ученые и специалисты понимают под агропромышленным кластером часто различные вещи.

Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание агропромышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т.д.

Кластер в своем составе имеет три основных элемента. Они взаимосвязаны, и каждый элемент важен для конкурентоспособности кластера в целом. Первый - это ключевые фирмы, экспортирующие свою продукцию, товары или услуги за пределы региона, второй - это поставщики сырьевых ресурсов, комплектующих и третий - бизнес-климат, существующий в данном регионе. Слаженное, четкое, отрегулированное взаимодействие этих трех элементов приводит к конкурентоспособности кластера. За счет этого в регионе остается большая доля стоимости, сформированная не только лидирующими фирмами, но поставщиками, инфраструктурами и т.д. Кластерный подход к формированию агропромышленной политики способен служить эффективным инструментом достижения роста доходности региона и увеличения занятости населения.

В самом общем виде агропромышленную политику многие российские эксперты определяют как комплекс действий государства, ориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств промышленности.

Агропромышленная политика - есть результат согласования и обеспечения взаимоувязки стратегических приоритетов федеральной, региональной и местной власти и частных стратегий предприятий АПК. Это означает, что организация системы управления региональным агропромышленным развитием не может осуществляться иначе, как через систему соглашений между местными и региональными органами власти и другими субъектами территории. Исходя из данного анализа объекта и содержания агропромышленную политику можно определить, по-нашему мнению, следующим образом: агропромышленная политика (АП) - это та или иная последовательность действий органов федеральной, региональной и муниципальной власти, бизнеса и научного сообщества в направлении достижения социально-экономической эффективности, конкурентоспособности, инновационного развития агропромышленных систем, соблюдения экологических норм и требований безопасности.

По нашему мнению, с одной стороны, агропромышленная структурная политика является частью общей структурной политики, а с другой - понятие агропромышленной политики может быть значительно шире и выходить за рамки структурной политики.

Сегодня структура трансформации региональных агропромышленных систем происходит при одновременном усилении и серьезном влиянии на процессы реструктурирования региональной составляющей. Отраслевая специфика модернизации российской агропромышленной системы при этом приобретает все более региональную окраску. В процессе дивергенции усиливаются региональные различия в развитии отраслевых структур региональных агропромышленных систем, происходит формирование их устойчивых структурно-динамических типов.

Региональная (территориальная) агропромышленная политика (РАП) - это агропромышленная политика региональных органов власти, направленная на повышение агропромышленно-производственного, инвестиционного и инновационного потенциала региона, достижение условий стабильного развития региональных агропромышленных систем и роста межрегиональной, межотраслевой и международной конкурентоспособности.

Преобразования в системе управления АПК должны определяться теми изменениями, которые являются приоритетными для агропромышленного производства на перспективу, учитывать тенденции, связанные с развитием рыночных отношений, многоукладностью аграрного сектора, его вхождением в мировое экономическое пространство.

Цели и задачи аграрной реформы должны определяться как целями процесса преобразования во всем народном хозяйстве, так и особенностями экономического положения и развития сельского хозяйства на предшествующих этапах. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать тенденции, сложившиеся в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Карачаево-Черкесская Республика характеризуется депрессивным состоянием социально-экономического развития. Трудности проводимых реформ сказываются здесь в большей степени, чем в других регионах страны. Низкие стартовые условия и показатели обострены глубокими кризисными явлениями практически во всех сферах экономики и социальной жизни.

Карачаево-Черкесская Республика выделяется среди других регионов высокой дотационностью бюджета. Недостаток финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств испытывает значительная часть предприятий. Число останавливающихся производств все больше увеличивается. Сокращаются объемы инвестиций, снижается финансовая устойчивость, растет число убыточных предприятий, падает уровень жизни и социальной защиты населения. Депрессивный характер экономики обуславливает и пониженный уровень развития социальной сферы.

Второй по значимости особенностью, оказывающей заметное влияние на региональный рынок труда, следует считать трудоизбыточность. Это социально-экономическое явление для Карачаево-Черкесской Республики является традиционным, ибо республика всегда выделялась среди других субъектов РФ значительным дисбалансом рабочей силы и рабочих мест, т.е. разрывом между спросом и предложением труда.

Подобное положение углубляется процессом постоянного сокращения численности работающих в сельскохозяйственном производстве.

Карачаево-Черкесская Республика имеет один из самых высоких территориальных потенциалов аграрного производства среди регионов СКФО. По площади сельхозугодий и использованию территории для сельскохозяйственных нужд она занимает 4 место, что, в свою очередь, говорит о том, что в республике практически исчерпана возможность экстенсивного территориального развития аграрного производства.

Таким образом, определение приоритетных направлений агропромышленной политики региона должно строиться на основе сравнительных оценок, обеспечивающих конкурентные преимущества региональной экономики.

 

Рецензенты:

  • Чикатуева Любовь Анатольевна, д.э.н, профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Черкесск.
  • Этлухов Олег Адыль-Гериевич, д.э.н, профессор СевКавГГТА, г. Черкесск.

Библиографическая ссылка

Топсахалова Ф.М., Борлакова З.Ю. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6796 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674