Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА

Боруха С.Ю. 1 Верзунова Л.В. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье приводится обоснование необходимости междисциплинарной опережающей подготовки кадров в условиях в условиях интеграции образования, науки и производства, описание технологии междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства. Определено, что указанная технология включает в себя аналитико-ориентационный, прогнозно-проектировочный, технико-организационный, верификационный, корректировочный этапы, которые описаны в логике этап (подэтап) – цель этапа – содержание этапа – действия управляющией подсистемы – действия управляемой подсистемы – поле взаимодействия – ре-зультат взаимодействия. Технология потребует от руководителей образовательных учреждений понима-ния сущности междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, владения способами моделирования образова-тельного процесса, видения перспектив развития вуза.
междисциплинарная подготовка
опережающая подготовка
интеграция образования
науки и производства
технология подготовки кадров
1. Зеленцов В. В., Петрикевич Б. Б. Концептуальные основы непрерывной интегрированной целевой подготовки специалистов для ракетно-космического комплекса // XXXIII Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С. П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ihst.ru/~akm/30t14.htm (дата обращения 08.08.2012).
2. Няшин Ю. И., Кузнецова Т. А., Пахомов С. И. Проектный метод как основа повышения эффективности междисциплинарной подготовки научных кадров // Интеграция образования, 2011. - № 2. - С. 7-11.
3. Сазонова З. С., Сидякина Н. Ю. Междисциплинарная подготовка специалистов для автотранспортного комплекса // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - Т. 7. - № 7. - С. 102-106.
4. Феденёва Р. М. Технологизация как фактор совершенствования управленческой деятельности менеджеров образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 24 с.
5. ШамоваТ. И., ДавыденкоТ. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
Интенсивность динамики развития и конкурентоспособность ведущих университетов мира во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса, способной выступить действенным инструментом построения новой модели высшей школы, обеспечивающей не только высокое качество подготовки профессиональных кадров, но и выполнение масштабных фундаментальных и прикладных исследований с их последующей коммерциализацией.

Формальное разделение науки и образования, проявившееся в прежние годы в институциональном, организационно-управленческом, правовом и финансовом обособлении этих сфер, нанесло существенный ущерб научному авторитету высшей школы. Положение дел в большинстве российских вузах резко контрастирует с практикой ведущих стран мира, где в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются серьезные прикладные исследования и разработки.

Инновационный путь развития ведущих вузов России потребовал в последние годы существенно повысить роль интеграционных процессов, адекватных задачам построения на их базе мощных научно-исследовательских университетских комплексов, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для высокотехнологичных секторов отечественной экономики. Стратегия развития образовательной сферы вуза - это сегодня, прежде всего, работа на опережение, заблаговременное лицензирование востребованных направлений подготовки и расширение спектра образовательных услуг на разных уровнях образования - довузовском, вузовском и послевузовском. В этой связи особую актуальность приобретает многоуровневая система междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки конкурентоспособных профессиональных кадров в области наукоемких технологий и социально значимых отраслей экономики РФ, позволяющая не только достаточно эффективно регулировать объемы подготовки профессиональных кадров необходимого уровня и квалификации, исходя из потребностей общероссийского и регионального рынков труда, но и предоставить студентам в полной мере возможность самим выбирать наиболее оптимальные для них траектории в образовательном пространстве вуза, обеспечивающие их вертикальную мобильность и самореализацию как личности и гарантирующие им успешность в последующей профессиональной деятельности [1]. Создание такой системы в условиях интеграции образования, науки и производства предполагает обоснование и использование технологии междисциплинарной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

В данном исследовании определение технологии междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства отражает в соответствии с сущностью понятия подготовки профессиональных кадров, обновление, как управляющей, так и управляемой подсистем в их взаимодействии [4]. Саму технологию междисциплинарной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства мы определяем как процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью построения эффективной междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе интеграции образования, науки и производства.

Предлагаемая технология включает в себя следующие этапы: аналитико-ориентационный, прогнозно-проектировочный, технико-организационный, верификационный, корректировочный [5]. Ниже представлено их описание в следующей логике: этап (подэтап) - цель этапа - содержание этапа - действия управляющей подсистемы - действия управляемой подсистемы - поле взаимодействия - результат взаимодействия.

1.   Аналитико-ориентационный этап

Цель этапа: выявить объект, предмет, задачи прогнозирования развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Содержание этапа: определение объекта, предмета, задач прогнозирования; определение периода основания и периода упреждения прогноза.

Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по анализу состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров; организация деятельности по анализу предшествующих состояний подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства в вузе; организация деятельности по определению периодов основания и упреждения прогноза.

Действия управляемой подсистемы: анализ состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, ее предшествующих состояний.

Поле взаимодействия: совместная деятельность по проблемно-ориентированному анализу предшествующего состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров, определению и обоснованию периодов основания и упреждения прогноза, определению целей и задач развития образовательного учреждения, выявлению препятствий к осуществлению развития образовательного учреждения в данном аспекте, проверка соответствия условий задачам развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров.

Результат взаимодействия: характеристика состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, описание объекта, предмета и задач прогнозирования, обоснование периодов основания и упреждения прогноза.

2.  Прогнозно-проектировочный этап

Цель этапа: построение прогностической модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Содержание этапа: разработка программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров; разработка критериев и показателей эффективности программы.

Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по разработке программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Действия управляемой подсистемы: разработка программы развития на основе метода выстраивания «дерева целей» и «дерева проблем».

Поле взаимодействия: совместная деятельность по разработке программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Результат взаимодействия: программа развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

3. Технико-организационный этап включает в себя ряд подэтапов (см. таблицу 1)

4.  Верификационный этап

Цель этапа: оценивание эффективности реализованной модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, ее достоверности, обоснованности.

Содержание этапа: оценивание эффективности модели на основе опроса экспертов.

Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по оцениванию эффективности модели, ее достоверности, обоснованности.

Действия управляемой подсистемы: оценивание эффективности модели, ее достоверности, обоснованности.

5.  Корректировочный этап

Цель этапа: внесение необходимых изменений в структурно-динамическую модель.

Содержание этапа: корректирование структурно-динамической модели.

Действия управляющей подсистемы: анализ результатов оценивания структурно-динамической модели; организация деятельности по корректировке структурно-динамической модели.

Действия управляемой подсистемы: разработка и внесение корректив в прогностическую модель.

Поле взаимодействия: совместная деятельность по корректировке структурно-динамической модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Результат взаимодействия: скорректированная структурно-динамическая модель междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.

Таблица 1. Технико-организационный этап технологии междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства

Наименование подэтапа

Цель подэтапа

Содержание подэтапа

Действия управляющей подсистемы

Действия управляемой подсистемы

Поле взаимодействия

Результат взаимодействия

Разработка образовательной структуры

Создание гибкой образовательной структуры междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства

Изучение рынка труда на предмет востребованности кадров и построение прогнозной модели подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, нормативно-правовое, ресурсное и научно-методическое обеспечение междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров

Организация деятельности по изучению рынка труда, по нормативно-правовому, ресурсному и научно-методическому обеспечению междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства

Разработка и оформление заказа на прогноз

Совместная деятельность по изучению рынка труда, по нормативно-правовому, ресурсному и научно-методическому обеспечению междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров

Комплексы базовых требований к уровню компетенций будущих профессиональных кадров; количество новых направлений подготовки с включением в них профилей и магистерских программ, специальностей и специализаций

Создание селективной системы управления профессиональным ростом выпускников вуза

Создание селективной системы поиска эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса (в ходе обучения в вузе) и сопровождения профессионального роста выпускников вуза с постоянным повышением квалификации

Внедрение современных интерактивных технологий обучения [2], корректировка профессиональных образовательных программ (введение целостного блока учебных дисциплин по инновационному менеджменту в рамках внутривузовского компонента и разработка соответствующих учебно-методических комплексов), определение и внедрение механизмов стимулирования инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов, развитие студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора

Организация деятельности творческих групп по внедрению современных интерактивных технологий обучения, организация процесса корректировки профессиональных образовательных программ, обеспечение определения и внедрения механизмов стимулирования инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов, содействие развитию студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора

Отбор, апробация и внедрение современных интерактивных технологий обучения; разработка содержания учебных дисциплин, стимулирование инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов; развитие студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора

Совместная деятельность по созданию селективной системы поиска эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса (в ходе обучения в вузе) и сопровождения профессионального роста выпускников вуза с постоянным повышением квалификации

Доля молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов, участвующих в выполнении инновационных проектов; количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций в год

Развитие интеграции с академическими и вузовскими секторами науки России и зарубежья

Развитие интеграции междисциплинарной подготовки кадров с фундаментальными и прикладными исследованиями на основе взаимодействия с академическими и вузовскими секторами науки России и зарубежья

Развитие вузовского научно-исследовательского комплекса на основе сотрудничества с академическими и вузовскими структурами, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований, организация международного сотрудничества в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований

Содействие развитию НИЛ, НОЦ, ЦКП, организация деятельности по созданию межкафедрального лабораторного научно-исследовательского комплекса, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований; организация деятельности по развитию международного сотрудничества в области подготовки кадров и проведению совместных научных исследований

Разработка нормативно-правовой документации НИЛ, НОЦ, ЦКП, создание межкафедрального лабораторного научно-исследовательского комплекса, создание базовых кафедр на основе договоров с академическими и производственными структурами; заключение соглашений в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований, вовлечение персонала в проведение перспективных НИР

Совместная деятельность по совершенствованию модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства

Выполняемые с участием студентов и аспирантов фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы; научные публикации в ведущих научных журналах мира / России; объем финансирования НИР на единицу ППС в год; количество сторонних организаций - пользователей научным оборудованием НОЦ, ЦКП

Развитие инновационной системы вуза

Разработка технологий, инструментальных способов в рамках проводимых в вузе научно-исследовательских работ.

Развитие ЦКП, опытно-производственных участков, НОЦ; организация опытно-технологических работ на базе ЦКП, НОЦ, межфакультетских научно-исследовательских и научно-учебных лабораторий

Организация деятельности по развитию ЦКП, опытно-производственных участков, НОЦ; организация опытно-технологических работ на базе ЦКП, НОЦ, других факультетских и межфакультетских структур

Закупка оборудования, конструирование, создание и апробация опытно-производственных участков научных и научно-образовательных центров; поиск заказчиков на НИР и ОКР на базе ЦКП, НОЦ, других межфакультетских структур

Совместная деятельность по развитию системы НИР вуза

Наукоемкие технологии, доведенные до стадии внедрения; созданные малые инновационные предприятия; зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности

Частно-государственное партнерство в области образования и науки

Разработка механизмов частно-государственного партнерства в области образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ведущих кластеров региона

Проведение маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий для построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; разработка нормативно-правовых и финансовых механизмов поддержки малых инновационных предприятий кластера региона; выполнение совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона

Организация деятельности по проведению маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий с целью построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; обеспечение разработки нормативно-правовых и финансовых механизмов поддержки малых инновационных предприятий региона; организация выполнения совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона

Проведение маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий промышленных кластеров с целью построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; внедрение механизмов поддержки малых инновационных предприятий региона; выполнение совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона

Частно-государственное партнерство в области образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ведущих кластеров региона

Договоры о стратегическом партнерстве с предприятиями и организациями в сфере подготовки кадров и развития регионального рынка труда; коммерциализируемые разработки ученых; новые опытные, опытно-производственные, опытно-эксплуатационные участки

 

Разработка содержания и реализация междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров

Реализация результатов научной и производственной деятельности в рамках междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров

Разработка содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза, корректировка профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза [3], реализация содержания междисциплинарной подготовки на допрофессиональном, профессиональном (вузовском) и послевузовском уровнях

Организация деятельности творческих групп по разработке и реализации содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; организация деятельности творческих групп по корректировке профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза; организация деятельности по разработке и реализации программ допрофессиональной, профессиональной и дополнительной профессиональной подготовки на базе ЦКП, НИЛ, производственных участках вуза

Разработка содержания и реализация междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; корректировка профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза; разработка и реализация программ допрофессиональной подготовки (элективных курсов, заочных школ для перспективных школьников и пр.), профессионального и дополнительного профессионального образования на базе центров коллективного пользования, научно-исследовательских лабораторий вуза

Совместная деятельность по разработке и внедрению содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров

 

Содержание междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; профессиональные компетенции профессиональных кадров, разработанные с учетом современных достижений вуза в области научной и инновационной деятельности

Приведенная выше технология требует от руководителей образовательных учреждений, в первую очередь, понимания сущности междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, владения способами моделирования образовательного процесса, видения перспектив развития вуза, осознания необходимости развития интеграции образования, науки и производства в современных условиях развития экономики России.

Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г., госконтракт П402 от 12.05.2010.

Рецензенты:

  • Ситникова М. И., д.п.н., профессор кафедры педагогики БеГУ, г. Белгород.
  • Игнатова И. Б. д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации БелГУ, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Боруха С.Ю., Верзунова Л.В. ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6904 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674