Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Астраханцева С.В.
Статья раскрывает основные моменты и особенности становления системы воспитания, внешкольной работы и дополнительного образования в отечественном опыте с позиций государственной политики и общественного участия. Показана социально-педагогическая роль школы, внешкольных учреждений, общественных организаций, производства и других объединений, выполняющих государственный социальный заказ на «человека но-вой формации».

Конец XIX - начало ХХ века ознаменовались более прогрессивными подходами к внешкольному образованию. Именно в этот период свободное время работающей молодёжи и детей привлекало пристальное внимание просветителей. Стали особенно востребованными воскресные школы, рабочие курсы, народные чтения, клубные общности, где на основе связи образования с жизнью были предоставлены возможности для развития личности, её самореализации в условиях конкретной микросреды.

По инициативе интеллигенции в городах, пригородных посёлках, в сельской местности стали организовываться «вольные» школы, в которых к управлению внутренней жизнью привлекались учащиеся и их родители. В них организовывались различные клубы, кружки для учащихся, вводилось самоуправление (мужская гимназия С.А. Столбцова, женские гимназии Ю.С. Ивановой и М.Д. Могилянской, мужская гимназия Л.Д. Лентовской, гимназия М.Н. Стоюниной и др.). [6]

Учёными и практиками того периода отмечалась важная для современной системы дополнительного образования детей педагогическая ценность детских кружков, которая заключается не только в получении новых знаний, но и в самовоспитании, самодеятельности, сотворчестве с другими детьми, совместной работе, привитии навыков коллективизма [12].

«Клубные общности создавались в интересах детей различного возраста, успешно развивались и достигали цели - развитие личности - там, где преобладали социально значимые, принадлежащие большим группам молодежи (подростков, взрослых) потребности, не только насыщенное и содержательное общение в условиях микросреды общности (просветительного внешкольного учреждения), но и возможность полностью и свободно реализовать себя. ...Участие в обществах, кружках, союзах и т.д. (т.е. в различных общностях), преследующих социально значимые, социально направленные цели, становится одним из самых мощных факторов умственного, нравственного социального развития личности». [1]

Противопоставление традиционным подходам к образованию и воспитанию мы находим в социально-педагогическом проекте в области внешкольного воспитания и образования «Дом свободного ребёнка» (1906 - 1909), созданным по инициативе К.Н. Вентцеля, в котором он отказался от учебных планов, программ, классно - урочной системы. Основа деятельности Дома - группы переменного состава, объединяющиеся по интересам и возрасту, куда могли входить и родители с детьми. Для них организовывались свободные занятия творческим ручным трудом в специальных мастерских, осуществлялось социальное взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей. Проводились совместные собрания, осуществлялось общее руководство Домом, совместная творческая деятельность в системе «ученик - родитель - педагог». [2]

Идеи организации детской жизни на основе интересов детей нашли своё отражение в практической внешкольной работе А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого по удовлетворению культурных и социальных потребностей детей и молодёжи, взрослого населения, воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма, усвоению практически значимых для жизни детей знаний, культурно-просветительской деятельности среди взрослого населения. В опытной работе С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой (общество «Детский труд и отдых», летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911), Первая опытная станция по народному образованию (1919) впервые были теоретически обоснованы и апробированы основные положения внешкольной работы; особое значение придавалось взаимосвязи обучения, воспитания и социума. [18].

«...Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий города... Нам представляется город со всем лучшим, что создают в нём люди, маленьким оазисом среди невольных врагов его культуры, поддерживаемых и направляемых отупелостью, нищетой и зверством.

В такой обстановке происходит истинное внешкольное воспитание и образование городских детей...

...Улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам. Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». [17].

Внимание прогрессивной педагогической общественности к детям и подросткам из беднейших слоёв населения обусловлено их безнадёжным положением. По данным Московского педагогического кружка, изучавшего в 1912 году развитие детей, поступающих в московские городские школы, «из 354 детей младше 8 лет (из числа семей городской бедноты), 85% девочек и 54% мальчиков оказались занятыми домашней работой... Половина детей не слыхала никаких сказок, никаких рассказов; 76% опрошенных никогда не были на загородной прогулке, и вообще нигде не бывали дальше ближайших улиц, не видали Кремля, Москвы-реки; 85% детей никогда не бывали в деревне зимой, а почти половина (40%) не бывали никогда в деревне и летом...

Многие дети не знают своих отцов и матерей, не знают, чем занимается отец, на какой улице живёт, не знают, сколько этажей в доме, в котором они живут...». [9]

Таким образом, историко-педагогический анализ показал, что в начале ХХ века складываются институциональные формы дополнительного образования детей, которые включали в общеобразовательных учреждениях дополнительные дисциплины по выбору, предметные кружки, объединения по интересам, одно - и многопрофильные внешкольные учреждения, площадки и детские общественные организации по месту жительства [15]«Стремление детей к объединениям в небольшие сообщества, в кружки есть факт социально-биологического значения. Социальная среда формирует главные особенности детского коллектива. Содержание деятельности, целевая установка детского объединения в очень большой мере зависят от тех влияний, которые объединяют детей» [12].

Изучение опыта свидетельствует о том, что первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности.

Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей (П.П. Блонский, Б.В. Всевятский, А.У. Зеленко. А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий.).

Таким образом, на рубеже XIX - XX веков внешкольная работа, возникнув как самостоятельная деятельность в сфере свободного времени, приобрела социально-педагогический статус с многообразными видами, формами демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социальной среды, внешкольные объединения своей деятельностью реализовывали принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества. [7]

В образовательной политике начала ХХ века наметились новые стратегии, среди которых приоритетным становится идеологическое воспитание подрастающего поколения. В этот период нашёл своё применение проект Единой трудовой школы, который отразился в «Обращении народного комиссара по просвещению» (1917), «Основных принципах Единой трудовой школы» (1918), «Положении о Единой трудовой школы» (1918), известное педагогической общественности под названием «Декларация о Единой трудовой школе», где провозглашались новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной работы, подчёркивалась связь школы с политикой как важнейший принцип советской педагогики.

Школа объявлялась светской, вводилась политехнизации школы, утверждались научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в классе (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.Н. Лепешинский). Большое место в «Декларации» отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию (гимнастике, музыке, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению). [13] Известны также попытки соединения художественного труда с техническим, но идеи Единой трудовой школы (20 годы) из-за отсутствия программно-методического обеспечения и специалистов в данной области не получили практического воплощения в широком опыте школ.

В программе РКП (б), принятой в марте 1919 года на VII съезде РКП (б), чётко ставились задачи «довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества»[8]

Помимо прочих задач, партия ставила задачи воспитательного характера: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет; связь обучения с общественно-полезным производительным трудом; всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов, университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.). [8]

Организация воспитания детей, их духовное и физическое развитие было ориентировано на создание нового поколения, будущих «строителей коммунизма». К этой деятельности широко привлекались активисты Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Резолюция III Всероссийского съезда РКСМ (октябрь 1920 г.) «О работе РКСМ среди детей» определяла роль общественного молодёжного движения в воспитании детей подростков; его направленность на помощь государственному аппарату воспитания детей путём выделения из РКСМ кадра работников коммунистического воспитания (в детские дома, клубы, столовые и т.д.), подготовку которых путём выделения комсомольцев на соответствующие курсы и организации кружков по изучению вопроса педагогики и воспитания; организацию в детских учреждениях самоуправления, руководя его работой и помогая в организации студий, кружков, комиссий и т. д.; организации детских клубов и других детских учреждений там, где таковых не имеется; проведение политико-просветительной работы во всех детских учреждениях путём бесед, экскурсий, литературных вечеров, спектаклей; организацию массовых праздников, юношеских дней, годовщины Октябрьской и Февральской революций, Парижской коммуны и других революционных праздников; на воспитание дисциплины и общественности посредством общих собраний, конференций, организаций детских субботников, где дети привыкают к коллективному труду; развитие детского творчества путём издания детьми страничек, журналов, организации выставок и пр. и постановке физического воспитания (спорт, гимнастика, игры и пр.). [3]

Таким образом, уже в 1920 году на партийно-государственном уровне были не только обозначены проблемы воспитания детей и подростков, но и наметилась стратегическая линия государства по организации различных форм воспитательной внеурочной деятельности, определённые условия, в которых стала возможной повсеместная реализация идеи государственно-общественного подхода к воспитанию через образование единой коммунистической организации детей трудящихся. Теоретическая и практическая работа по созданию организации юных пионеров (самый значительный и масштабный проект в области внешкольной работы с детьми) проводилась под руководством коммунистической партии и на базе марксистко-ленинской теории путём координации деятельности органов народного просвещения, передовых педагогов и комсомола. Активное участие в этой работе приняла Н.К. Крупская.

В феврале 1922 года московский комсомол приступил к созданию первых коммунистических детских групп. (Коммуна - коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда. [14] Опыт этой работы был одобрен II Всероссийской конференции РКСМ (май 1922 г.), которая приняла решение распространить его на другие организации. [3]Большое значение для развития пионерского движения имели решения V съезда РКСМ (11-19 октября 1922): принял резолюцию «Об основных задачах коммунистического воспитания в новых условиях», утвердил Основные элементы программы деятельности юных пионеров, текст Торжественного обещания, Законы юных пионеров. В конце 1923 - начале 1924 г. Возникают первые объединения детей младшего возраста при отрядах юных пионеров - группы октябрят. [16]. На экстренном пленуме ЦК РКСМ 23 января 1924 г. Было принято постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина». [3]

Становятся более прочными связи пионерского движения со школой. В 30 годах началась перестройка организации юных ленинцев на базе общеобразовательных школ. «Школа и пионердвижение стремятся к одной и той же цели - воспитывать из ребёнка борца и строителя нового строя. Но, в то время как в школе центр тяжести кладётся на учёбу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но всё же это две разные проблемы. В пионердвижении главная задача - задача воспитания». [10]

Руководство государством обращает особое внимание на создание базы для внеурочной деятельности и закрепляет за ней общественную ответственность. Постановлением ЦК РКПБ в июле 1925 г. Местные Советы обязаны «выделять особые суммы и земельные участки для повсеместного устройства детских площадок, охватывающих возможно более широкие слои детей и организующих под руководством пионеров досуг,.. считать необходимым: закрепление постоянной помощи профсоюзов на оборудование пионерских клубов, мастерских, пионерских площадок, проведение пионерских лагерей, оплату низовых работников, помощь текущей работе отрядов». [11]

Идеи формирования творческих, трудовых интересов в индивидуальной и коллективной деятельности учащихся ознаменованы возникновением новых форм внешкольной работы с детьми и подростками в 30-е годы ХХ в., посредством которых были открыты Лосиноостровская станция юных техников (1933), детские спортивные школы (с 1934), 400 новых районных библиотек, 300 детских технических станций, 25 образцовых клубов, детский театр, детская игротека (1935), Московский городской дом пионеров в переулке Стопани и городская станция юных туристов (1936), Ленинградский городской дом пионеров (1937).

Исследования показали, что основой форм и методов внеурочной работы являлась самоорганизация и самодеятельность учащихся в объединениях. К 1939 г. В Москве уже работало 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкаль ных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров». [4] В стране насчитывалась 301 детская библиотека, детские железные дороги были открыты в Красноярске, Горьком, под Москвой, Иркутске, Ростове, Свободном, и в ряде других городов Советского союза. [5]

Именно в этот период А.С. Макаренко доказал, что настоящим воспитанием личности является правильно организованный коллектив.

Не утратили своего значения его идеи об организации и строении коллектива, органах его самоуправления, общем собрании, совете коллектива, которые были воплощены в детских колонии им М. Горького, коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.

Данные идеи связаны со специфическими особенностями воспитательной деятельности внешкольных учреждений: добровольность посещения воспитанниками внешкольных учреждений; предоставление учащимся возможности заниматься различными видами деятельности с учётом их интересов; возможность ставить задачи ближайшего развития детей и определять дальнейшие перспективы; предоставление широких коммуникативных возможностей в среде сверстников.

Внешкольные учреждения становятся неотъемлемой частью социума, играют большую роль в процессе непрерывности образования, являются методическими центрами в распространении педагогических знаний, развитии детского движения и самоуправления, позволяют учащимся реализовывать свою познавательную и социальную активность, развивать и реализовывать свой творческий потенциал.

Итак, полезность проведения свободного времени детьми волновало мыслителей, учёных, общественных деятелей, практиков на протяжении многих веков; продолженное после основного (дополнительное) образование детей развивалось вместе с обществом, его потребностью в новых знаниях, в связи с чем происходило расширение образовательных областей, принципов, подходов к образованию и воспитанию. Эти изменения находят отражение в трудах видных философов, педагогов, психологов на протяжении нескольких столетий.

Социально-педагогические подходы к воспитанию и развитию детей и подростков обусловлены влиянием (требованием) времени (особенно в период ХХ в.), политическим устройством государства, его социально-экономическим состоянием, идеями подготовки будущих граждан к жизнедеятельности.

Зародившись в Х1Х веке, идеи государственно-общественого подхода к организации свободного времени детей получили своё практическое развитие в ХХ веке. В нашем государстве они тесным образом были связаны с государственным социальным заказом на «человек новой формации»; внешкольная внеурочная деятельность базировалась на идеологическом фундаменте и была взаимосвязана с воспитанием и общим образованием; государственные и общественные структуры были включены в развитие внеурочной деятельности школьников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Беспятова Н.К. Историко-педагогические проблемы становления и развития молодёжных объединений клубного типа в 1920 - 1930 г.г. Автореф. дисс на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - М., 1993. С.42

2.      Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.II. Педагогика творческой личности. М., 1912.

3.      Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина / Общ. Ред. А.В. Федуловой. Сост. В.Д. Шмитков. 2-е изд. перераб и доп. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 20-21.

4.      Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С.27 -30.

5.      Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С. 9.

6.      ,История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 410.

7.      Коваль М.Ф. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, ОПИ, 1992. С. 12.

8.      КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1970, т. 2. С.48.

9.      Крупская Н.К. Пед. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1978, т. 1. С. 92-93.

10.  Крупская Н.К. Пед соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1979, т. 3. С.152.

11.  Наследники революции. Документы партии о комсомоле и молодёжи. - М.: Молодая гвардия, 1969. С. 166-171.

12.  Педагогическая энциклопедия: В 3 т. - М., 1928. - Т.2. - С. 515 - 521.

13.  Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Утверждено на заседании ВЦИК 30 сентября 1918 г. - Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 -1973 г.г. М.: Педагогика, 1974. С.133 -137.

14.   Словарь русского языка. В 4-х т. Т. 2. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. С. 107.

15.  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: «Академия», 2004. - С. 6.

16.  Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. - М.: Молодая гвардия, 1969, т.1. С. 88-90.

17.  Шацкий С.Т. Годы изысканий. Ч.1: Старая школа // Педагогические соч.: В 4т. Т.1. - М., 1963. С. 287 - 290.

18.  Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I / Под ред. Н.П. Кузина и др. М., 1980.


Библиографическая ссылка

Астраханцева С.В. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=694 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674