Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Радина Ю.И. 1
1 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы
Постоянные изменения нормативно-законодательной базы информатизации всех направлений ЖКХ и многие другие проблемы данной отрасли требуют поиска и внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов в области ЖКХ. Автор рассуждает о проблеме образования людей уже имеющих специальную подготовку. Речь идет об образовании взрослых. Автор анализирует содержание понятий «инновация», «педагогическая инновация», рассматривает особенности обучения взрослых. Образование взрослых в области жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с запросами рынка труда и изменяющимися потребностями населения представляет собой многоаспектный процесс приобретения новых и развития имеющихся профессиональных компетенций. Интерес представляет описание опыта Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии DMAN, содержание программы «Жилищное строительство». Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отмечает основные направления, которые больше всего волнуют жителей мегаполиса. Это содержание и ремонт городских объектов, эксплуатация и управление жилищных фондов, благоустройство городских территорий и парковых зон, социальная политика. Автор выделяет метод кейсов как эффективный механизм повышения профессиональных компетенций специалистов в области ЖКХ.
кейс-технология; профессиональные компетенции
инновации
жилищно-коммунальное хозяйство
1. Гладилина И.П. Творчество в деятельности педагогов высшей школы [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - № 1. - URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_gladilinoy_i.p..pdf
2. Кондратьев Н.В. Основные проблемы экономической статики и динамики. - М. : Наука, 1991.
3. Технология образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О.В. Агаповой, С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. - СПб. : КАРО, 2008. - 176 с.
4. Никитина И.А. Реорганизация трудовых процессов на производственном участке: поиск оптимальных решений // Организационное поведение и управление человеческими ресурсами. Кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ. - СПбГУ, 2010. - 439 с.
5. Германская академия управления Нижней Саксонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dman.de/ html (дата обращения: 03.09.2012).
Благоустройство дворовых территорий, ремонт подъездов, замена детских площадок, расселение аварийного жилья - эти и многие другие вопросы в области ЖКХ волнуют каждого человека. Во многом их решение зависит от качества подготовки специалистов жилищно-коммунального хозяйства. При этом речь идёт не только о студентах учреждений среднего и высшего профессионального образования, но и о специалистах системы ЖКХ. Образование людей, уже имеющих специальную подготовку, отвечает запросам сегодняшнего рынка труда. Постоянные изменения нормативно-законодательной базы, информатизация всех направлений ЖКХ и многие другие проблемы требуют поиска и внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов в области ЖКХ.

Понятие «инновация» появляется в исследованиях в XIX веке и означает введение элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» И. Шумпетер (1912) рассматривает как исследование новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач, которые являлись бы источником развития экономических систем. Учёный представил механизм нововведения в виде цепочки «наука - исследование - разработка - производство - потребление» [4].

Ф. Пиксон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудований.

Н.Д. Кондратьев разработал теорию циклического развития, по которой динамика нововведений представлена как целенаправленное и интенсивное использование открытий, одновременно меняющих и социальную жизнь.

Педагогические инновации в 50-е годы ХХ века широко изучаются за рубежом и с конца ХХ века - в России. Сущность педагогических инноваций представлена в трудах В.А. Сластенина, М.М. Поташника и др. В.П. Власов отмечает, что под «инновацией» подразумевается коммерциализация результатов творческого труда, в том числе и в гуманитарных областях знаний, реализуемых на рынке товаров и услуг (либо в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах). Педагогическая инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную сферу стабильные новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Образование взрослых в области ЖКХ в соответствии с запросами рынка труда и изменяющимися потребностями населения представляет собой многоаспектный процесс приобретения новых и развития имеющихся профессиональных компетенций. С.Г. Вершловский отмечает, что психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого обучающегося от школьника или студента:

  • взрослый осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;
  • взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;
  • его мотивация к учению заключается в совершенно прагматичном подходе - он стремится с помощью учёбы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечения и др.);
  • в отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учёбы;
  • его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом его мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией [3, c. 8].

Проблема обучения специалистов в области ЖКХ свойственна не только России.

Рассмотрим опыт Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии DMAN. Семинары DMAN позволяют руководителям администраций и коммунальных хозяйств ознакомиться с опытом, накопленным в Германии в процессе административной реформы, приватизации, публично-частного партнёрства. Также Академия DMAN предлагает руководителям предприятий специальные отраслевые семинары и тренинги по профессиональным вопросам и темам. В подготовке и проведении семинаров принимают участие опытные специалисты государственных и коммунальных структур управления, руководители коммунальных предприятий, что позволяет решать практические вопросы, с которыми коммунальщики сталкиваются сейчас. В зависимости от целевой аудитории и темы занятий подбираются соответствующие методы тренинга: презентация с последующим обсуждением, разборы конкретных ситуаций (кейс-стадий), деловые и ролевые игры. Интерес представляет практиконаправленная часть программы: посещение государственных, публичных и муниципальных учреждений, способствующее естественному участию обучающихся в процессе управления ЖКХ и обмену опытом.

К примеру, программа «Жилищное строительство» рассчитана на глав региональных или местных администраций, руководителей строительных предприятий. Полезный эффект программы: опыт практиков немецкого жилищного строительства, актуальная информация о современных технологиях и материалах, в т.ч. о технологиях энергосбережения, переработки отходов и утилизации вторсырья. В содержании программы «Жилищное строительство» включены следующие разделы:

  • жилищное строительство в Германии (общий обзор);
  • технологии строительства одно- и многосемейных домов;
  • ремонт и реконструкция существующих жилых зданий;
  • финансирование риелторских проектов;
  • организация производства и управление строительным предприятием;
  • экология, переработка отходов и утилизация вторсырья;
  • монолитное строительство жилых домов.

В ходе обучения по данной программе предусмотрены информационные посещения:

  • местные строительные ведомства;
  • строительные участки: новостройка/модернизация;
  • предприятия по производству строительных машин и оборудования;
  • типовые дома [3].

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отмечены такие основные направления, которые наиболее волнуют жителей мегаполиса:

  • содержание и ремонт городских объектов;
  • эксплуатация и управление жилищным фондом;
  • благоустройство городских территорий и парковых зон;
  • социальная политика.

Для успешного развития вышеуказанного направления обучение специалистов в последнее время стало проводиться на основе кейсов. Гладилина И.П. отмечает, что технология метода кейсов довольно проста: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, которая происходила в реальной жизни, и в ней отображается тот комплекс профессиональных знаний и умений, которые нужно получить обучаемым [1].

В ходе исследования автором был разработан и реализован ряд обучающих кейсов. Все кейсы выстраивались на основе следующих требований:

  • чётко соответствовать заданной цели;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • быть актуальным «здесь и сейчас»;
  • не устаревать в течение определённого времени;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • иметь несколько вариантов решения.

Таким образом, инновационные подходы к подготовке специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства выстраиваются на основе имеющихся у обучающихся знаний, практического опыта и достижений современной науки.

Рецензенты

  • Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.
  • Королева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами МГУУ Правительства Москвы, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Радина Ю.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7024 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674