Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Угольков Н.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Старшие школьники XXI века, как и их сверстники в прошлом веке, реализуют возможности спонтанного и неконтролируемого усвоения социального опыта, только современные старшие школьники зачастую черпают информацию посредством Интернета – социокультурного феномена, ставшего современным социальным институтом и институтом социализации – влияющего на установки, ценности и поведение подрастающего поколения. Целью данной статьи является попытка раскрытия социально-педагогического феномена киберсоциализации старших школьников. Старшие школьники, по словам В.А. Плешакова, родившись в «эру киберсоциализации», выросли в поколение «Homo Cyberus». «Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- — в настоящий момент, cвязанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization — социализация) — социализация личности в киберпространстве — процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности».
Интернет
киберсоциализация
Социализация в интернет-среде
социально-педагогический потенциал Интернета
старшие школьники
1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Изд. 2-е, перераб. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека : монография / под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В.Мудрика. - М. : МПГУ ; Homo Cyberus, 2011. - 400с.
3. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Роль социального педагога в профилактике компьютерной зависимости старших подростков // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст. - Вып. 33 / под ред. В.А.Сластёнина, Е.А.Левановой. - М. : МПГУ-МОСПИ, 2009. - С. 15-17.
4. Угольков Н.В. Социально-психологические стороны киберсоциализации школьников // Сб. докладов V Межвуз. конф. молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / ред.-сост. А.С.Обухов - М. : Издательский отдел Центра исследовательских технологий REDU, 2010. - С. 408-410.
5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития (доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г.) // Вопросы воспитания. - 2010. - №2. - С. 9-20.
Старшие школьники XXI века, как и их сверстники в прошлом веке, реализуют возможности спонтанного и неконтролируемого усвоения социального опыта, только современные старшие школьники зачастую черпают информацию посредством Интернета - социокультурного феномена, ставшего современным социальным институтом и институтом социализации - влияющего на установки, ценности и поведение подрастающего поколения.

Целью данной статьи является попытка раскрытия социально-педагогического феномена киберсоциализации старших школьников.

Основатель признанной научной школы «Социализация и воспитание (психологическая школа в области социальной педагогики)» член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор А.В. Мудрик пишет, что «сам Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями...», а также специфическими социально-педагогическими особенностями. «...Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только личности, но и его высших психических функций» [1, с. 78].

Старшие школьники, по словам В.А. Плешакова, родившись в «эру киберсоциализации», выросли в поколение «Homo Cyberus». «Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [2, с. 24].

Согласно резолюции ООН от 3 июня 2011 года Интернет официально признан достоянием всего человечества, доступ в Сеть считается одним из базовых прав человека, что само по себе свидетельствует об особом статусе этого мегафактора социализации (наряду с космосом, планетой, Миром) и даёт основание относить Интернет именно к мегафакторам киберсоциализации (наряду с киберпространством, WWW, сотовой (мобильной) связью) [2].

Развитие глобальных информационно-коммуникационных систем всегда сопровождалось трансформацией сложившихся и утверждением новых культурных норм и ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей своей степени проявляется в среде молодёжи. Молодые поколения наиболее активно используют современные возможности киберпространства как доступного источника получения информации, среду для коммуникации и самореализации, творческой и досуговой деятельности, которая детерминируется новым характером отношения людей в киберпространстве и отражает современные пути социальной эволюции информационного общества.

Активная эволюция и перманентное развитие киберпространства, создание новых каналов обмена информацией в масштабах городов, регионов, стран, континентов и всего мира в целом оказывают всё более возрастающее влияние как на природу, так и на интенсивность социальных коммуникаций, обеспечивая взаимную интеграцию культур и знаний.

В ситуации недостатка родительского внимания, ввиду того что современная школа, находящаяся в ситуации непрекращающихся реформ, фактически сложила с себя обязательства быть одним из главных институтов воспитания, многим старшим школьникам ничего не остается, как социализироваться «на улице» или общаться и искать пути самореализации и самоактуализации в киберпространстве, ставшем актуальной средой их жизнедеятельности. Поскольку в молодежной среде сегодня считается «не модным быть не в тренде», то такая установка «толкает» старшего школьника в киберпространство, и он, «переселяясь» в него, отдает своей «виртуальной жизни» все больше и больше времени. Возможно двоякое влияние в подобных условиях: с одной стороны, старший школьник, чей воображаемый мир будет строиться на информации, полученной в киберпространстве, рассказывающей о социально одобряемом и поощряемом поведении, может таким способом компенсировать некоторый недостаток информации со стороны своих родителей, учителей, других значимых взрослых, с другой - у старшего школьника, интериоризирующего в свою складывающуюся систему установок, ценностей и норм асоциальные и/или извращенные представления о мире, которыми пестрит современный Интернет, как глобальный сектор киберпространства, возрастает потенциальная виктимность - он может стать жертвой влияния призывов к хулиганским действиям, запретным (и даже уголовно преследуемым) сексуальным извращениям, насилию, изготовлению и продаже оружия, наркотических средств и т.п. Отсутствие контроля над деятельностью старшего школьника в Интернете, в совокупности с притягательностью «виртуального мира» киберпространства, становится реальной причиной формирования кибераддикции у подростка и/или юноши на пути социализации.

Альтернативная реальность киберпространства, в которой возможно абстрагироваться от проблем окружающего мира, пытаться исправить любую ошибку путем неоднократных попыток, экспериментировать, самостоятельно принимать решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести, не нести ответственность за негативные последствия, порождает ощущение свободы и безнаказанности. Новизна, яркость, большие возможности сети Интернет привлекают современных подростков и юношей, тем самым оказывая значительное влияние на их социализацию.

На выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. вице-президент Российской академии образования Д.И. Фельдштейн, говоря об актуальных и приоритетных направлениях исследований современной психолого-педагогической науки, чётко обозначил: «Надо научиться и научить отношениям с Интернетом и отношению к нему» [5, с. 17].

Создается уверенное впечатление, что разумный контроль в этой ситуации все-таки возможен, однако стоит заметить, что старший школьник, являясь более гибким и обучаемым социальным субъектом, нежели взрослый, зачастую оказывается наиболее осведомленным и компетентным в области технического прогресса, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий.

Рецензенты

  • Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.
  • Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Угольков Н.В. КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7026 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074