Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Таранова Т.Н. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Проведен глубокий анализ сущностных характеристик инновационной методической культуры педагога. В статье инновационная методическая культура представлена как сочетание компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного, что отражает современное представление педагогической науки. В рамках инновационной методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов. Овладение педагогом инновационной методической культурой не означает отказ от основ традиционной методической культуры, а выражается в ее переходе на качественно новый уровень, характеризующийся изменением профессионального сознания, сохранением динамического единства традиционного, современного и нового. Определено место феномена «методической культуры» в системе категориальных отношений культуры, личности, общества; основные составляющие методической и инновационной методической культуры педагога.
методическая культура
инновационная культура
педагог
1. Бережная Т. Н., Таранова Т. Н. Инновационная методическая культура учителя начальных классов: Монография. - Ставрополь, 2010. - 215 с.
2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51 - 55.
3. Дудникова Н. Д., Таранова Т. Н. Идеальное в педагогике как условие подготовки педагогических кадров: Монография. - Ставрополь: АльфаПринт, 2009. - 145 с.
4. Никулина Н. Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя // Специалист. - 2002. - № 12. - С. 17 - 18.
5. Хуторсой А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
Изменения в системе высшего педагогического образования России, связанные с вхождением России в Болонский процесс, принятием стратегии развития образования до 2015 года требуют ориентации системы высшего педагогического образования на значительное усиление инновационной, культурологической, гуманистической и личностно-ориентированной направленности. Синтез вышеперечисленных направлений в практической деятельности педагога обеспечивается методической культурой.

Как частная система, любой вид профессионально-педагогической культуры, в том числе и методическая культура, имеет свои компоненты: аксиологический, образованный ценностями - целями, ценностями - средствами, ценностями - отношениями, ценностями - качествами, ценностями - знаниями; технологический компонент, содержащий способы решения соответствующих задач; личностный компонент, раскрывающий творческую природу педагогической деятельности.

Методическая культура оценивается по следующим критериям - ценностное отношение, технологическая активность, творческая активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога, и реализуется соответственно уровням - адаптивному, репродуктивному, эвристическому, креативному.

А. П. Карачевцева определяет методическую культуру как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несет в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного - методическая культура есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации педагогом в процессе обучающей коммуникации с учащимся.

Методическую культуру как способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность обучающихся представляет Н. Ф. Никулина [4].

В. В. Малеев характеризует методическую культуру - интегративное качество, характеризующее способность к решению профессиональных задач, самосовершенствованию и рефлексии, конструированию продуктивных отношений с учащимися, основанное на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.

Учитывая позиции инновационного образования, которое предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, необходим переход на новый уровень профессионального мышления, выражающийся в трансформации традиционной методической культуры в инновационную методическую культуру.

Структурно можно представить инновационную методическую культуру как сочетание следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного.

Необходимо отметить, что в рамках инновационной методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов.

Формированию различных компетенций учителя посвящены работы следующих исследователей: А. В. Хуторского - ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, информативные компетенции [5], И. А. Зимней - компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенции познавательной деятельности, постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование и интеллектуальная деятельность, A. M. Митяевой  - учебно-исследовательская компетенция как способ личной самореализации и некий итог саморазвития индивида, форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности, Э. Ф. Зеер, A. M. Павловой,   Э. Э. Сыманюк - познавательные и методические компетенции, В. Н. Введенский [2] и др.

В работе С. И. Абакумовой находим следующее определение компетенции: «заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным». Компетентность представляется как «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально- профессиональная характеристика человека, его личностное качество». Итак, компетентность, являясь совокупностью качеств личности, предполагает обладание необходимым комплексом компетенций, личностное отношение к компетенции и опыт деятельности, соответствующий компетентностной сфере.

Профессиональная компетентность рассматривается как уровень профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношением к делу.

Выделенный нами мотивационный (А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и т.д.) и ценностный компоненты (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) выступают как системообразующие в подготовке педагога и выражающие осознанное побуждение к овладению и развитию методического аспекта педагогической деятельности.

Качество выполнения педагогической деятельности и ее результаты зависят от уровня развития потребностей учителей начальных классов, их мотивации, влияющие на активность личности и определяющие выбор средств, приемов и методов достижения образовательных целей.

В обучении педагога основной задачей является научить учителя правильному выбору целей, содержания, методов, организационных форм обучения и т.д., однако, важно развивать мотивы и потребности в получении знаний с инновационной интерпретацией. В ситуации, когда выстроенная система дидактических средств обучения не ориентирована на мотивацию, на глубинное понимание и освоение профессионально значимых компетенций, не обеспечивается развитие инновационного мышления, готовности к творческому решению педагогических задач. Стимулирование и развитие мотивационно-потребностной и ценностной сфер педагогов выступает как фактор динамичного развития инновационной методической культуры педагога.

Потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему «делу», стремление к общественному признанию являются мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.

Следующим компонентом нами определен когнитивный компонент. Он определяет степень теоретической готовности будущего педагога, представляется нам как синтез профессионально-методических компетенций соответствующих иерархической системе направлений: 1) методологическое направление; 2) психолого-педагогическое направление; 3) частно-предметное направление [1].

Методологическая направленность когнитивного компонента инновационной методической культуры выражается в способности педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в системе образования. Для этого они должны: знать основные тенденции развития современного образования; владеть средствами оценки сложившейся образовательной среды и проектирования необходимых инноваций; уметь выделять и анализировать психолого-педагогические факторы и условия, препятствующие инновациям, создавать благоприятный для их внедрения социально- психологический климат; владеть методологией построения образовательных технологий, обеспечивающих адекватное соотношение содержания, средств, методов и организационных форм обучения; владеть современными методами диагностики уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося, а также оценивать новообразования в этих сферах, возникающих в процессе обучения и воспитания, в частности, с использованием инновационных технологий; знать особенности работы по психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса в начальной школе. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Учитель овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения педагогических проблем.

Развитие личности как определенной когнитивной парадигмы, формирующейся на базе существующих культурных образовательных парадигм, при которой мировоззрение и поведение определяются характером восприятия, понимания и усвоением полученной профессионально-педагогической информации.

Кризис личности, либо наоборот скачок, возвышение означает точку бифуркации, когда личность учителя начальных классов радикально меняет свои взгляды, приходит к новой парадигме. Новая научная парадигма позволяет осуществлять инновационный подход к методически правильному выдвижению целей и задач, определению содержательной стороны преподаваемого курса, разработке новой эффективной системы использования форм, средств, методов, средств и организации учебного процесса, в целом реализуя психолого-педагогическую направленность когнитивной компетентности инновационной методической культуры учителя.

Опора на когнитивно-синергетическое понимание начального образования позволит реализовать концепцию самоорганизующейся личности, построение учебного процесса с учетом формирования качеств личности младших школьников, позволяющих самостоятельно «открывать» для себя новые знания, таким образом «присваивая» их. Знания становятся личностной категорией учащихся посредством реализации частно-предметного направления когнитивного компонента инновационной методической культуры учителя начальных классов.

Третий компонент инновационной методической культуры - операционно-деятельностный. Компетенции, входящие в его состав, в нашем исследовании предполагают освоение современных, прежде всего активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств. Компетенции, обеспечивающие практическое овладение приемами проблемного обучения; учебными, деловыми и организационно-деятельностными играми; тренингами отдельных навыков, умений и способностей; дискуссионными методами; методами проектов и кейсов; систематическим мониторингам хода учебной деятельности младших школьников и др. Владение информационными компетенциями является необходимым условием для реализации операционно-деятельностного компонента и предполагает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [1].

Рефлексивный компонент инновационной методической культуры представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, планирование и корректировка действий, формирование культурных установок.

Состав компетенций, входящих в рефлексивный компонент инновационной методической культуры, представлен следующим списком:

  • видеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
  • при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;
  • способность сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;
  • конкретизировать и структурировать проблему;
  • раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта;
  • найти способы решения задачи;
  • тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации:
  • «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями, гипотезами, версиями;
  • способность работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра;
  • умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций;
  • анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;
  • привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта;
  • анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
  • комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;
  • объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;
  • умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения [3].

Представленное понимание инновационной методической культуры педагога основано на том, что современное общество остро нуждается в компетентных людях, способных проявлять высокую адаптивность и готовых к решению новых задач и адекватному восприятию прогрессивных нововведений, заинтересованных в повышении эффективности деятельности, планирующих будущее и готовых брать на себя ответственность. Уровень профессионализма учителя начальных классов в современных условиях определяется общей, профессиональной и педагогической культурой, знаниями методики и технологий, а также уровнем сформированности методической культуры как компонента профессионального мастерства, которая выражается в оптимальной организации педагогического процесса в школе и достижении высокого качества обучения, развития и воспитания младшего школьника.

Основные составляющие методической и инновационной методической культуры педагога

Методическая культура

Инновационная методическая культура

  • знание в области преподаваемых предметов, опора на специальную и методическую литературу;
  • правильное составление тематического и поурочного планирования;
  • вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
  • знание классификации основных форм и видов обучения и их возможностей;
  • знание системы методов и приемов обучения;
  • знание функций методов обучения; специфики использования методов с целью повышения мотивации;
  • знание всей совокупности средств обучения;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;
  • развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия;
  • осуществление педагогического просвещения, т.е. воспитание не только ученика, но и его родителей;
  • общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического, опыта;
  • обладание педагогическим тактом;
  • обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения;
  • стремление к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда:
  • развитие интереса у учащихся к предметам;
  • объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся.
  • теоретическое знание основ инновационного обучения;
  • комплексное внедрение и всестороннее освоение новшеств при сохранении динамического единства традиционного, современного и нового;
  • свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности;
  • объективный взгляд на возможность и необходимость внедрения новшества в учебный процесс;
  • поиск баланса целей традиционного, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны);
  • построение дерева целей (иерархии параметров) при осуществлении инновационного проекта;
  • умение оптимизировать структуру учебного процесса, которая бы имела минимальное количество компонентов, выполняющих заданные функции и сохраняющих доминантные свойства инновационной системы, обеспечивающих ее новизну;
  • общие закономерности развития личности с учетом использования инноваций; знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания в условиях инновационного образования;
  • основ целеполагания процесса обучения, ориентированных на применение инноваций;
  • целей государственной системы образования в начальной школе, системы задач с учетом инновационной направленности;
  • содержания инновационного обучения, его принципов отбора; общей основы содержания школьного образования, образовательный стандарт;
  • методологических основ инновационно-педагогических теорий, концепций обучения;
  • общих способов организации учебно- воспитательного процесса с учетом ин- новационности;
  • осуществление самовоспитания, самообучения, самосовершенствования, самоанализа педагогических действий, развитие профессионального самосоз-нания; потребность в саморегуляции.

Следует отметить, что овладение педагогом инновационной методической культурой не означает отказ от основ традиционной методической культуры, а выражается в ее переходе на качественно новый уровень, характеризующийся изменением профессионального сознания, сохранением динамического единства традиционного, современного и нового.

Рецензенты:

  • Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
  • Палиева Надежда Андреевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, директор Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Таранова Т.Н. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7066 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674