Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Фролов И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», Арзамас, Россия
Рассмотрены некоторые подходы к профилизации образования в сельской местности на основе различного рода интеграции и кооперации. Предложено решение проблемы организации профильного обучения сельских школьников, в основе которой лежит положение о единстве внешней и внутренней форм дифференциации в достижении целей профильного обучения в сельских школах. Данное решение связано с возможностью выделения в малочисленных старших классах сельских школ групп учащихся по профилям обучения и организации их совместного и несовместного обучения на основе определенной технологии. Это вызывает изменения в моделировании учебного плана старшей профильной сельской школы, он будет состоять из нескольких взаимосвязанных учебных планов («подпланов), имеющих некоторую общую основу. Охарактеризованы интегрированные учебные планы для класса с тремя и четырьмя профильными группами, являющимися специализациями одного профиля. Отмечено, что разработка интегрированного учебного плана школы с профильным обучением на основе уровневой дифференциации технически не вызывает особых сложностей и такой подход к разработке интегрированного учебного плана можно применить к любому из возможных сочетаний профильных групп в классе. Это позволяет не только обеспечить образовательный выбор каждого сельского школьника, организовав учебный процесс наиболее оптимально, при этом сократив до минимума финансовые затраты на обучение, но максимально сохранить сеть средних общеобразовательных учебных учреждений в сельской местности.
учебный план.
уровневая дифференциация
сельская школа
профильное обучение
1. Леднев B. C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
2. Модель «Ассоциация образовательных учреждений» (опыт работы Управления образованием администрации Красноярского края). - М.: АПКиПРО, 2004. - 68 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).
3. Модель «Базовая опорная школа с сетью филиалов» (опыт работы Главного управления образованием администрации Псковской области). - М.: АПКиПРО, 2004. - 67 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).
4. Модель сельской школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации / Под ред. М. И. Зайкина. - АГПИ, Арзамас, 2005. - 88 с.
5. Опыт работы Чувашской республики по апробации модели реструктуризации сети сельских школ. - М.: АПКиПРО, 2004. - 36 с. - (Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).
6. Фролов И. В. Профильное обучение в сельской школе: Моно­графия / И. В. Фролов. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. - 297 с.
Проблема организации профильного обучения в сельских школах остается на настоящее время достаточно актуальной. Это связано как с особенностями сельских школ в частности (в первую очередь, малая наполняемость классов  в них), так и особенностями регионов России в целом. Можно отметить, что за последние годы появились разработки определенных моделей сельских школ на основе интеграции и кооперации их друг с другом или с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. В литературе, например, описывается такая модель как школа «простого товарищества» [2]. При такой организации профильного обучения на  старшей ступени нескольких общеобразовательных школ формируются профильные группы учащихся. В каждой школе товарищества общеобразовательные предметы учебного плана преподают  учителя-предметники, а из числа наиболее подготовленных педагогов «товарищества» (которые могут находиться в разных школах) выделяется группа педагогов, которые и осуществляют профильное обучение (ведут профильные и элективные курсы). В течение учебного года профильное обучение реализуется как за счет использования информационно-коммуникационных технологий, так и очных сессий.

Особенностью функционирования модели сельской профильной школы «Базовая опорная школа с сетью филиалов» является то, что профильная составляющая обучения реализуется только в одно (базовой опорной) школе, а филиалы поддерживают только базовую составляющую [3].

Следует отметить еще одну, смешанную линию в моделях сельских школ, реализующих профильное обучение, которую можно назвать многопрофильной кустовой базовой школой [5]. Эта модель характерна тем, что создается некая ассоциация школ, которая является ресурсным центром для других школ-филиалов. Реализация такой модели многопрофильной кустовой школы, на наш взгляд, характерна тем, что школы, входящие в ассоциацию, являющуюся как бы кооперированным ресурсным центром, должны находиться в районном центре.  

 Можно говорить, что масштабного внедрения в практику школьного образования в рассмотренные выше подходы к организации профильного обучения не получили. В большинстве же случаев в регионах нашей страны просто происходит  укрупнение школ, при котором, например, число основных школ в сельской местности сокращается, а создаются более крупные средние школы, в которые подвозятся учащиеся из других школ.

В связи с этим необходимо сделать некоторые замечания. В первую очередь, следует отметить, что на характер и особенности функционирования сети образовательных учреждений сельской местности во многом влияют природные условия региона. Например, трудно представить решение проблемы организации профильного обучения путем интеграции, кооперации с другими образовательными учреждениями и подвозом учащихся из одной школы в другую в северных регионах России. Во-вторых, как показывает практика, укрупнение сельских школ зачастую приводит к возникновению полноценных классов в среднем звене школы, но старшие классы в большинстве своем малочисленны.

Таким образом, можно отметить, что реализация программы «школьный автобус» не всегда решает проблему организации профильного обучения сельских школьников. Можно предложить следующий подход к профилизации образования в сельской местности - организация профильного обучения школьников на основе единства внешней и внутренней (уровневой) дифференциации.

Суть предлагаемого подхода достаточно подробно описана в монографии «Профильное обучение в сельской школе» [6]  и может быть кратко раскрыта в следующих положениях:

  • внутри старших классов сельских школ можно выделить группы учащихся по профилям (число этих групп варьируется от минимума (одной) до максимума (весь набор профилей или минимальный набор профилей из всех возможных) - внешняя (профильные классы) дифференциация;
  • при изучении учебных предметов и элективных курсов, содержание и объем которых одинаковы для всех профильных групп (при равенстве количества отводимых на их изучение недельных часов), учащиеся на всех уроках обучаются вместе (совместно). При этом, профильность формальна (класс рассматривается как единое целое) и можно говорить о возможности применения внутренней дифференциации в форме индивидуализации;
  • при изучении учебных предметов из профильной составляющей какой-либо группы (каких-либо групп) возникают различия в содержании и объеме учебного материла, определенного для изучения разными профильными группами внутри класса. В этом случае, в зависимости от количества учебных часов, отводимых на изучение данного предмета выделенным в классе группам, возможны следующие варианты обучения:
    • совместное обучение всех групп учащихся на уроке только на материале, входящем в программы по этому предмету для всех групп учащихся. В этом случае можно также говорить об однородности класса (профильность, в этом случае, также формальна) и о возможности применения внутренней дифференциации в форме индивидуализации;
    • совместное обучение всех групп учащихся на уроке на материале, входящем в программы по этому предмету для всех групп учащихся, но на некоторых этапах уроков такого совместного обучения одна (или несколько) из профильных групп на основе уровневой дифференциации изучает дополнительный учебный материал, не обязательный для остальных групп, но входящий в содержание предмета как профиля для первой - одновременно внешняя и внутренняя (уровневая) дифференциация;
    • некоторая часть уроков проводится при совместном обучении некоторых из профильных групп учащихся (двух-трех) и отдельном (несовместном) с другими оставшимися группами. В этом случае, также возможны два варианта: без дифференциации на общем учебном материале; с уровневой дифференциацией, когда на некотором этапе (этапах) урока такого частично совместного обучения, одна из совместно обучающихся групп изучает дополнительный учебный материал, входящий в содержание предмета как профиля, но не обязательный для другой (других) совместно обучающейся с ней профильной группы - внешняя и внутренняя (уровневая) дифференциация;
    • некоторая часть уроков проводится отдельно для каждой из профильных групп (несовместное обучение групп). На этих уроках изучается материал только профильного уровня - внешняя дифференциация.

Одна из проблем, стоящих при реализации данного подхода к профилизации образования в сельских школах, заключается в разработке учебного плана таких школ. Заметим, что в последнее время «необходимость учета интересов школьников при программировании познавательной деятельности, воспитания и развития подталкивает тенденцию превращения учебного плана в «комплексный план образования личности» [1],  то есть, фактически, в образовательную программу (в трактовке Закона «Об образовании).

С точки же зрения рассматриваемого подхода, можно говорить о существенных изменениях в моделировании самого учебного плана старшей профильной сельской школы, что выражается  в отказе от единого учебного плана школы и переходе к интегрированному (гибкому) плану. В этом случае в условиях одного класса разные группы учащихся будут учиться по разным учебным планам и программам, то есть учебный план профильной сельской школы сам будет состоять из нескольких взаимосвязанных учебных планов, имеющих некоторую общую основу.

Такой  учебный план должен предусматривать: выделение учебных часов по каждому учебному предмету для совместного обучения всех учащихся класса; выделение учебных часов по каждому профильному  учебному предмету для частично совместного обучения отдельных профильных групп учащихся; выделение учебных часов по каждому профильному учебному предмету для несовместного обучения отдельной (отдельных) профильной группы учащихся.

Ранее в литературе был описан возможный подход к разработке учебного плана для класса с двумя профильными группами [4]. В настоящее статье представим более сложный вариант организации профильного обучения. Рассмотрим примерный учебный план класса, в котором выбранные профили обучения являются специализациями внутри одного профиля (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Учебный план класса с тремя профильными группами учащихся (физико-математический профиль, физико-химический профиль, химико-биологический профиль)

Учебные предметы

Совм.

Дополнительные часы

Всего нед. часов

Ф-М

Ф-Х

Х-Б

Русский язык

1

-

-

-

1

Литература

3

-

-

-

3

Иностранный язык

3

-

-

-

3

История

2

-

-

-

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

-

-

-

2

Алгебра

4

-

-

-

4

Геометрия

2

-

-

-

2

Физика

2

3

3

-

5

Химия

1

-

2

2

3

Биология

1

-

-

2

3

География

1

-

-

-

1

Информатика и ИКТ

-

4

-

-

4

Физическая культура

2

-

-

-

2

Всего часов

24

7 (4)

5 (0)

4 (2)

30

В таком трехпрофильном классе совместное обучение трех профильных групп по учебным предметам федерального компонента проводится на  24 уроках в неделю. Для несовместного обучения группы физико-математического профиля необходимо 7 часов, для профильной физико-химической группы - 5 часов, для профильной биолого-химической группы  - 4 часа.

При изучении русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, алгебры, геометрии, географии и физической культуры все три группы составляют единое целое - гомогенный класс. Информатика изучается только профильной физико-математической группой. Относительно же остальных предметов можно заметить следующее.

Учитывая, что при изучении физики физико-математическая и физико-химическая группы три часа отдельно от группы биолого-химического профиля обучаются совместно (два недельных часа по физике все группы обучаются совместно), то дополнительных часов на физику приходится всего три. При изучении же химии уже группы физико-химического и биолого-химического профилей обучаются совместно на двух уроках в неделю отдельно от группы физико-математического профиля (на одном уроке в неделю все группы обучаются совместно). В этом случае аналогично на химию добавляется только два часа.

Таким образом, можно сказать, что при наличии в классе трех профильных групп фактически на каждом уроке по предметам из профильной составляющей каких-либо групп в наличии только две группы учащихся (одна группа - группа одного профиля, другая группа - составлена из двух оставшихся профильных групп). И всего на класс для организации профильного обучения трех данных профильных групп требуется 30 недельных часов, в то же время при раздельном обучении таких профильных классов потребовалось бы 78 недельных часов.

Охарактеризуем учебный план класса с четырьмя профильными группами учащихся - физико-математической, физико-химической, химико-биологической и биолого-географической (таблица 2).

В таком классе с четырьмя данными профильными группами учащихся при изучении русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, алгебры, геометрии, и физической культуры все четыре группы представляют собой один однородный (относительно этих учебных предметов) класс. Информатика, так же как и в случае класса с тремя профильными группами, рассмотренного ранее, изучается только профильной физико-математической группой

Из предложенного учебного плана видно, что при наличии в классе четырех профильных групп на каждом уроке по предметам из профильной составляющей каких либо групп в наличии также только две группы учащихся. При изучении физики физико-математическая и физико-химическая группы три часа отдельно от группы биолого-химического профиля обучаются совместно (два недельных часа по физике все четыре профильных группы обучаются совместно), и дополнительных часов на физику необходимо три. При изучении  химии группы физико-химического и биолого-химического профилей обучаются совместно на двух уроках в неделю отдельно от групп физико-математического и биолого-географического профилей (на одном уроке в неделю все группы обучаются совместно). Соответственно дополнительно на химию нужно два часа. При изучении биологии один час в неделю все группы обучаются вместе, а для групп химико-биологического и биолого-химического профилей дополнительно выделяется два недельных часа.  

Таблица 2. Учебный план класса с четырьмя профильными группами учащихся (физико-математический профиль, физико-химический профиль, химико-биологический профиль, биолого-географический)

Учебные предметы

Совм.

Дополнительные часы

Всего нед. часов

Ф-М

Ф-Х

Х-Б

Б-Г

Русский язык

1

-

-

-

-

1

Литература

3

-

-

-

-

3

Иностранный язык

3

-

-

-

-

3

История

2

-

-

-

-

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

-

-

-

-

2

Алгебра

4

-

-

-

-

4

Геометрия

2

-

-

-

-

2

Физика

2

3

3

-

-

5

Химия

1

-

2

2

-

3

Биология

1

-

-

2

2

3

География

1

-

-

-

2

 

Информатика и ИКТ

-

4

-

-

-

4

Физическая культура

2

-

-

-

-

2

Всего часов

24

7(3)

5(3-2)

4(2-2)

4(2)

37

Таким образом, на совместных уроках по профильным предметам организация разноуровневого обучения не представляет большой сложности, так как фактически обучение ведется на двух уровнях. Например, при изучении физики и биологии на уроке совместного обучения можно выделить одну группу, составленную из учащихся химико-биологического и биолого-географического профилей, и вторую группу, составленную из учащихся  физико-математического и физико-химического профилей. При изучении химии первая группа состоит из учащихся физико-математического и биолого-географического профилей, вторая группа - из учащихся физико-химического и химико-биологического профилей. При изучении географии в одну группу входят учащиеся биолого-географического профиля, в другую - учащиеся всех оставшихся профилей.

Всего на класс с этими четырьмя профильными группами требуется 37 недельных часов. А при полностью не совместном обучении в этом случае  было бы необходимо 109 недельных часов.

Практика реализации вышеописанного подхода к разработке такого учебного плана показала, что технически не вызывает особых сложностей, но наиболее экономически выгодно выделение в классе профильных групп, являющихся специализацией одного профиля или сочетания группы общеобразовательного уровня с какой-либо профильной (либо специализациями одного профиля) группой. В целом, при любом сочетании профилей в классе в той или иной мере происходит экономия общего числа недельных часов по сравнению с полностью раздельным обучением групп.

Рассмотренный выше подход к реализации идей профильного обучения  позволяет не только обеспечить образовательный выбор каждого сельского школьника, организовав учебный процесс наиболее оптимально, при этом сократив до минимума финансовые затраты на обучение, но  максимально сохранить сеть средних общеобразовательных учебных учреждений в сельской местности, придав им новый статус, повысить их общественную значимость. При этом приобретение знаний в соответствии с профессиональными ориентирами в стенах родной школы не приведет к раннему отрыву от семьи, специфического сельского окружения, и во многом будет способствовать дальнейшему возвращению выпускников в родное село.

Рецензенты:

  • Санина Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва.
  • Вострокнутов Игорь Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, АГПИ им. А. П. Гайдара,  г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Фролов И.В. УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7198 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674