Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Зотова Е.Б.
Статья раскрывает роль и значение деятельности Императорского Русского Технического Общества в деле становления и развития женского профессионального образования в России в середине XIX – начале XX вв.

Шестидесятые годы ХІХ века явились переломным периодом в истории России во всех областях общественно-политической и культурной жизни. Это были годы мощного общественного движения, подъёму которого способствовали объективные исторические условия. Общественное движение в этот период охватило все области социальной сферы. Особенно оно испытывало неудовлетворённость медленным продвижением государственных реформ в области образования, слабым развитием профтехобразования, что значительно активизировало деятельность различных общественных организаций, видевших в создании стройной системы подготовки промышленных кадров выгодные экономические и социальные перспективы.

С 1866 г. начинается широкая образовательная и просветительная деятельность Императорского Русского Технического Общества (ИРТО). В 1868 г. учреждается Постоянная Комиссия по техническому образованию. Деятельность Постоянной Комиссии со времени её учреждения осуществлялась по двум направлениям:

1) деятельность административная - по устройству и ведению училищ, школ, курсов, передвижных музеев и т. д.;

2) деятельность, касающаяся всего, что могло способствовать в широком смысле слова распространению образования и повышению его качества. В этом направлении работа Постоянной Комиссии выражалась:

- в разработке вопросов, касающихся лучшей постановки школьного дела: улучшения методики преподавания, введения новых предметов;

- в разработке вопросов технического образования вообще и его распространению на широкие слои населения.

Вопрос о женском профессиональном образовании, впервые был рассмотрен в Постоянной Комиссии по техническому образованию в 1879 г. По этому поводу была собрана большая комиссия, в работе которой приняли участие более 100 человек. Среди них были известные деятельницы по женскому образованию: А.П. Философова, М.И. Цебрикова, В.П. Тарновская и др.

Необходимость обучать женщин каким-либо профессиональным занятиям обосновывалась доводами как материального, так и нравственного характера. Это четко было выражено в решениях комиссии: «Если для женщин любого положения (девиц, замужних или вдов) откроется возможность, с помощью непродолжительного и недорогого обучения, изучить ремесло или профессию, то, применяя его дома или в промышленном заведении, они сохранят для себя и своих семейств (а следовательно и для государства) значительные суммы денег. По той же причине, избавят женщину малодостаточного класса от вынужденного безделья». [5, С. 78]

В основу работы комиссии был положен доклад Иверсена «О женских профессиональных школах во Франции, Бельгии и Германии», который анализировал опыт зарубежных стран по организации профессиональных школ для женщин. Комиссия обсудила семнадцать отдельных вопросов, на основании которых был составлен проект положения о женских профессиональных училищах и курсах Императорского Русского Технического Общества.

В решениях комиссии были перечислены ремёсла и профессии, доступные женщинам: игольно-швейное дело (все виды), модное, переплётное и картонажное, мозаичное, типография и гравюра, домоводство, садоводство, огородничество, поваренное дело, уход за детьми дома и в детских садах. Впоследствии на съездах ИРТО число профессий, которым можно было обучать женщин, было значительно расширено: телеграфия, медицинское, коммерческое и другие профессии включались по мере того, как общество признавало необходимость участия в них женщин. [5, С. 79]

Видя в профессиональном образовании женщин серьёзный фактор экономического развития России, в 1890 г. авторитетные члены технического общества пришли к выводу о необходимости преобразования отдела при Постоянной Комиссии в Общество поощрения женского профессионального образования. С 1890 по 1893 гг. его председателем был А.Г. Неболсин, а затем его сменила С.А. Давыдова, остававшаяся на этом посту до 1914 г. [8, С. 275]

Общество собирало материалы по женскому профессиональному образованию в России, издавало справочные книги по этому вопросу. Обществом поощрения женского профессионального образования была создана программа обучения рукоделиям и выработан тип образцового женского профессионального училища (школа фон Дервиза в Петербурге).

Деятельность Общества обратила внимание Министерства Народного Просвещения на положение женской профессиональной школы, и 26 октября 1899 г. министр просвещения И.П. Боголепов внёс в Государственный Совет предложение об учреждении при Учёном Комитете по техническому и профессиональному образованию отдела по женскому профессиональному образованию. Руководителем отдела была утверждена С.А. Давыдова, а в число остальных трёх членов вошли И.Н. Михайлов, Е.Н. Янжул и Л.В. Еропкина. [8, С.318]

Благодаря деятельности Общества женским профессиональным школам ежегодно со стороны государства выделялось сорок тысяч рублей. [2, Л. 101]

О популярности ПК при ИРТО можно судить по её изменяющемуся составу. Если в первый год она насчитывала 31 человек, в 1884 г. - 64, то в 1904 г. - уже 116 действительных членов. [10, С. 3] Первоначально в составе комиссии были преимущественно известные учёные, профессора, инженеры: Б.Н. Бестужев-Рюмин, Н.А. Вышнеградский, М.Н. Герсеванов, Н.П. Петров, А.А. Савурский, В.П. Чебышев и др. В 80-е гг. по мере повышения авторитета и очевидной реальности результатов деятельности её состав пополнился преподавателями средних специальных учебных заведений, государственными чиновниками, заинтересованными развитием профессионального образования, которые составляли 80 % всех членов Комиссии. К 1900 г. 18 % членов ПК при РТО были представители промышленных кругов Петербурга: Н.А. Варгунин, О.Ф. Чешер, Н.И. Путилов, братья Нобель. Бюджет Постоянной Комиссии при ИРТО складывался трудно. ПК начала свою деятельность с незначительной суммы в 500 рублей, и только благодаря финансовой поддержке петербургских промышленников уже к 1903 г. бюджет составлял 190 000 рублей. [3, С. 5]

Следует отметить, что, в отличие от других просветительских обществ, занимающихся образованием и профессиональной подготовкой рабочих и взимающих за учение зачастую высокую плату, плата в школах ИРТО была минимальной и составляла не более 50 копеек в месяц, в ряде училищ обучение было вовсе бесплатным. Плата за обучение в учебных заведениях некоторых иногородних отделений ИРТО дифференцировалась и колебалась от 1 до 20 рублей в год [10, C. 5] в зависимости от сроков обучения, профиля или типа учебного заведения. Эти факты свидетельствовали о реализации Обществом задачи «обслуживать беднейшие слои рабочего населения». [7, С. 48]

Поддержкой со стороны ИРТО пользовались некоторые смешанные и женские частные учебные заведения в С.-Петербурге, имеющие профессиональную направленность это: Первая частная профессиональная школа под руководством А.И. Коробовой, основанная в 1879 г. для девушек 12-16 лет. В 1881-1882 гг. в школе обучалось 108 учениц и 56 человек на курсах для взрослых, а в 1882-1883гг. - 181 ученица и 65 - на курсах для взрослых; бесплатная школа Охтенского порохового завода состояла из трёх отделений, с рукодельным классом, с целью давать первоначальное образование детям служащих и служивших на заводе офицеров, чиновников, мастеровых и рабочих, в 1881-1882 гг. в школе обучались 74 мальчика и 51 девочка, в 1882-1883 гг. - 78 мальчиков и 48 девочек; частная школа рукоделий А.И. Мессинга, начавшая свою деятельность с 1881г., школа состояла из трёх классов: первоначального и двух специальных, и имела цель подготовить опытных швей, закройщиц и учительниц рукоделий. По программе в школе преподавались: шитьё и кройка платьев, белья и корсетов, вышивка и метка гладью, изготовление шляп и цветов, чистка и починка кружев, число учениц школы составляло в 1882 г. - 50 человек, а в 1883 г. - 66. [6, С. 253]

Открываются отделения ИРТО и в других городах России. В 1897 г. их насчитывалось 7, в 1903 г. - 27, а к 1905 г. - уже 38. [4, С. 98] При некоторых были созданы Постоянные Комиссии по техническому образованию.

По примеру ПК при ИРТО разворачивает свою практическую деятельность созданная в 1886 г. при Московском Филиале общества Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию под председательством К.К. Мазинга. Его членами были известные деятели народного образования и технической школы В.П. Вахтеров, С.А. Владимирский, В.Я. Гебель, И.А. Каблуков, Н.В. Касаткин и другие.

В 1870 г. Общество распространения технических знаний открыло одну из первых в Москве женскую ремесленную школу. Первые годы в школе ещё не было выработано строгой организации учебного процесса. Но через несколько лет был утверждён «Устав женской ремесленной школы общества распространения технических знаний». Согласно устава «женская ремесленная школа общества распространения технических знаний определяла цель подготовить грамотных мастериц по различным женским «мастерствам». [1, С. 17] Полный курс обучения в ремесленной школе продолжался 5 лет. Ученицам давалось общее образование в объёме начальной школы, кроме этого, ученицы обучались специальным предметам: кройке, шитью белья, дамского платья, вышивке. Принимались девочки в возрасте от 11 до 17 лет. Надо заметить, что количество учениц в школе было невелико. В наиболее «благоприятный» для школы 1891г. количество учащихся достигло 133 человека. [9, С.16]

Деятельность Императорского Русского Технического Общества активизировала работу различных общественных организаций, которые также решали проблемы профессиональной женской школы. Их численность неуклонно росла, диапазон деятельности расширялся, появлялись новые направления в работе. Если к началу 90-х годов ХІХ в. в России, по данным одного из первых исследователей этой проблемы Я. Абрамова, впервые сделавшего обзор общественной и частной инициативы в деле просвещения, было всего около двух десятков просветительных обществ, то к последнему предоктябрьскому десятилетию, судя по списку, составленному В. Чарнолуским, их насчитывалось уже более двухсот. [11, С. 195] Наиболее деятельными в становлении и развитии профессиональной женской школы были: Российское Общество защиты женщин, Петербургское профессиональное Общество по подготовке девушек к самостоятельному труду в сфере предпринимательства, Русское женское взаимоблаготворительное Общество, Общество попечения о молодых девицах, Общество охранения здоровья женщин, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию и др.

Конкретными направлениями деятельности ИРТО и других общественных организаций в области женского профессионального образования были: открытие и содержание учебных заведений различных типов (школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, посреднические бюро для «приискания занятий» нуждающимся в работе женщинам), поиск источников их финансирования; устройство «вспомогательных» учреждений - музеев, наглядных пособий, выставок ученических работ; организация популярных чтений, лекций, бесед; открытие съездов и совещаний; проведение статистических обследований и опросов с целью изучения состояния женского профессионального образования в России; разработка вопросов организации учебно-воспитательной работы в профессиональной школе (обоснование новых типов училищ, составление учебных планов, программ, совершенствование методов и форм обучения); издательская деятельность (выпуск учебников, пособий, руководств).

В деле становления и развития женского профессионального образования объективная потребность безотлагательного решения назревшей проблемы была инициирована в деятельности Императорского Русского Технического Общества. Благодаря деятельности ИРТО женское профессиональное образование в России на рубеже XIX - XX вв. приобрело определенную систему и на 1 января 1910 г. было открыто 956 женских и смешанных профессиональных учебных заведений с количеством учащихся 55 957 человек.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Возникновение и развитие женской ремесленной школы Общества распространения технических знаний. - М., 1888.

2.  ГАРФ. Ф. 846. Оп.1. Д.123.

3.  Дневник III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. - СПб, 1904.

4.  Кирьянова О.Б. Развитие низшего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX вв. - Саранск, СПИ, 1996.

5.  Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности Постоянной Комиссии по техническому образованию (ІХ отдела Императорского Русского Технического Общества).- СПб., 1912.

6.  Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. // Под ред. А.Г. Неболсина. - СПб, 1884.

7.  Михайлов В.В. Итоги 25-й летней деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию // Техническое образование. - СПб, 1893. - № 8.

8.  Отчёты Общества поощрения женского профессионального образования за 1897-1916 гг.- Петроград, 1917.

9.  Отчеты Общества распространения технических знаний за 1883-1884. 1890-1891 гг.

10.  Тиц Б.Н. Краткий обзор деятельности Императорского Русского Технического Общества по образованию рабочих. - СПб, 1907.

11.  Чарнолуский В. Частная инициатива в деле народного образования. Социальное значение, типы, основные вопросы. Очередные практические задачи свободных просветительских общественных организаций в современной России.- СПб, 1910.


Библиографическая ссылка

Зотова Е.Б. РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=725 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252