Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Ниязова А.А. 1 Доронина Н.А. 1
1 ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», Тобольск
В сфере образования интеграционное взаимодействие выступает как способ обеспечения качественной подготовки педагогических кадров, решает задачи комплексного освоения профессиональных знаний и специфики деятельности студентами и создания интегрированных курсов. Сущность интеграционного взаимодействия заключается в том, что подготовка педагогов в вузе рассматривается как система, основу которой составляет организация взаимодействия: с одной стороны – преподавателя и студентов, с другой стороны – профилирующих дисциплин. Интеграционное взаимодействие в процесс обучения внедряется поэтапно и включает несколько уровней: межпредметных связей, дидактический и коррелирующий. Процесс интеграционного взаимодействия фиксируется в интегрированном курсе, ориентирующем на проработку частных задач подготовки, и развивает у студентов целостное представление об их профессиональной деятельности.
интегрированное обучение
технологии обучения
интеграционное взаимодействие
интеграция
1. Горелов А.А.Экология : учебное пособие. – М. : Центр, 2002. – 240 с.
2. Игнатова В.А. Возможности курса «КСЕ» в формировании экологической культуры гуманитарных специальностей : сб. мат. VI межвуз. науч.-практ. конф. «Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования». – Тобольск, 2000. – С. 12-13.
3. Никулина Е.В. Интегрированное обучение в профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 4. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2006N4/p42-44.htm.
4. Современные образовательные технологии : учеб. пособ. / [под ред. Н.В. Бордовской]. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с.
5. Терешкина И.Б. [и др.] Технологии модерации в сфере социального взаимодействия : учеб.-метод. комплекс. – СПб., 2008. – 215 с.
Высшее профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности различных знаний и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

В современных условиях профессиональная подготовка педагога требует определенного пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к технологии обучения и образованию. Сфера образования призвана обеспечить качественную подготовку будущих педагогов, где одним из способов выступает процесс интеграционного взаимодействия различных наук, субъектов образования, вуза и работодателей и др.

Целью данного исследования является поиск путей интеграционного взаимодействия в профессиональной подготовке педагогов в вузе.

В основе интеграционного взаимодействия лежит принцип интеграции. Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция - это процесс взаимодействия гуманитарного и естественно-научного познания,  психологического и педагогического знания и т.д. Такое взаимодействие представляется результативным в системе подготовки педагогов в вузе и  позволяет решить следующие задачи:

  • освоить комплекс профессиональных знаний, профессионально-ролевой репертуар и специфику профессиональной деятельности;
  • создать интегрированные курсы, обеспечивающие органическое слияние содержания, технологий, методов и форм организации учебного процесса в целях повышения его эффективности;
  • совершенствовать профессиональные умения, навыки и качества личности.

В методологии современной науки классические представления о сути интеграции подвергаются глубокому анализу и пересмотру с точки зрения современных познавательных моделей (А.Д. Урсул). Обсуждая механизмы интеграции наук и способов познания, исследователи выделяют два аспекта - философский и специально-научный. Философский аспект интеграции имеет следующие основания: онтологическое (единство мира); гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления); методологическое (наличие общенаучных методов исследования); социальное (целость человека) [1, с. 137].

Специально-научный аспект интеграции связан с содержанием учебного процесса и конкретного содержания предмета. Под интеграцией содержания обучения понимают процесс и результат объединения разобщенных однородных и разнородных компонентов содержания обучения в целостное образование. Учебный процесс, строящийся на интегрированном подходе, позволяет рассматривать подготовку педагога как систему, основу которой составляет организация взаимодействия преподавателя и обучающегося, с одной стороны, и профилирующих дисциплин - с другой.

Внедрение интеграционного взаимодействия в процесс обучения включает три этапа. На первом этапе анализируется материал, темы которого могут изучаться только в рамках базисного предмета. Второй этап посвящен материалу, выходящему за рамки базисного предмета и включающему темы, которые могут быть усвоены при изучении тем других профилирующих дисциплин. На третьем, ключевом, этапе - происходит формирование целостной структуры профессиональной деятельности педагогов, овладение всем арсеналом профессиональных знаний и умений.

Изучение предметов общего и профессионального цикла должно включать все вышеназванные этапы интеграционного взаимодействия, так как они способствуют последовательному и системному изучению наук. Интеграция осуществляется не только внутри науки, но охватывает по возможности больше отраслей знания, т.е. комплексность исследования предполагается самой структурой научного знания [1, с. 137].

Интеграция знаний выступает как способ повышения гибкости профессиональной подготовки педагогов в вузе, позволяющий применять различные уровни интеграционного взаимодействия. Так, В.А. Игнатова выделяет два типа уровней интеграции знания в содержании учебного предмета:

  • горизонтальный - связанный с площадью перекрывания предметных полей в трех пластах - внутрипредметном, внутрицикловом и межцикловом;
  • вертикальный - отражающий глубину взаимодействия интегрируемых знаний в трех подуровнях - эмпирическом, теоретическом, методологическом.

Теоретический подуровень показывает особенности и характер интеграции в двух плоскостях: 1) интеграция естественно-научного и научного гуманитарного знания; 2) интеграция научного и ненаучного знания.

Теоретический подуровень интеграции внутри отдельного предмета реализуется главным образом за счет логики построения самого предмета, систематизации явлений, фактов и наблюдений, понятий и групп понятий, выявления эмпирических зависимостей, частных законов и закономерностей, фундаментальных законов. Это и есть основания для построения частнонаучных картин мира, которые и являются результатом реализации теоретического уровня интеграции в поле отдельного учебного предмета. Внутри цикла предметов он реализуется, как правило, за счет использования обобщенных основополагающих научных идей.

Согласно исследованию Е.В. Никулиной, процесс интеграционного взаимодействия включает уровни межпредметных связей, дидактический и коррелирующий. Первый уровень межпредметных связей включает формирование новой дисциплины, носящей интегративный характер и имеющей собственный предмет изучения. В качестве основного источника интеграции на этом уровне выступают комплексные переходные науки и, соответственно, в основе рассматриваемого уровня лежит переходный тип интеграционного взаимодействия, например педагогики, социологии и экологии. Важно отметить, что на данном уровне осуществляется полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках образования нового целостного предмета и решаются все дидактические задачи интегрированных курсов в едином комплексе:

  • обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ целостной профессиональной деятельности педагога;
  • сформировать умения практической реализации основных теоретических положений путем насыщения этих положений конкретной спецификой в аспекте практического применения основ теории;
  • обеспечить преемственность во взаимодействии преподаватель - студент - преподаватель в процессе обучения;
  • организовать взаимодействие дисциплин через содержание и методику их изучения: например, социологии и педагогики, формирующих интегративную науку - социальную педагогику; социологии и экологии - социальную экологию; социологии и психологии - социальную психологию;
  • использовать технологию подготовки педагогов на основе отражения целостной профессиональной деятельности средствами интегрированных курсов.

Построение интегрированных курсов осуществляется на основе общепедагогического, дидактического, управленческого, методического и технологического принципов. Общепедагогический принцип отражает содержание и структуру профессиональной подготовки, учебные планы и программы. Дидактический принцип направлен на изменение учебного процесса. Управленческий принцип связан с выявлением особенностей руководства учебно-обучающим процессом при изучении межпредметных дисциплин всех циклов. Методический принцип позволяет уточнять методику проведения занятий. Технологический принцип рассматривает деятельность как средство развития профессиональных способностей и потребностей [3].

Второй, дидактический, уровень характеризует содержательную интеграцию учебных предметов, определяет ее процесс и предлагает интеграцию:

  • технологий (модульного обучения, проблемного обучения, контекстного обучения, обучения в сотрудничестве, проведения семинара в форме диалога, модерации);
  • методов: а)интерактивные (диспуты, дискуссии, дебаты, беседа, включение в лекцию элементов диалога, активное поощрение вопросов студентов, фокус-групп); б)игровые (ролевые и деловые); в)эвристические (принятие нестандартных решений, мозговой штурм); г)ситуационные (кейс-метод, метод анализа ситуаций); д)методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения);
  • средств (учебно-методические пособия; «банк» ситуаций и тестовые материалы; диагностический инструментарий; средства контроля);
  • форм организации учебных занятий: а)групповые (курсы по выбору, тренинги идр.); б)индивидуальные (консультация, беседа, индивидуальные задания).

Третий, коррелирующий, уровень решает дидактические задачи: актуализация знаний студентов, их обобщение и систематизация. Коррелирующий уровень рассматривается: как условие, принцип, средство обучения и определяющий фактор содержания образования; как интеграционное взаимодействие преподавателя и студента. Основными источниками интеграции на коррелирующем уровне выступают общие структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществляться в направлении любых учебных дисциплин [3]. Коррелирующий уровень реализуется в практике обучения. Уровни межпредметных связей и дидактический перспективны в плане осуществления частичного и действительно необходимого интеграционного взаимодействия учебных предметов.

Интеграционное взаимодействие учебных дисциплин в целях увеличения содержательности и целостности подготовки педагогов в вузе должно осуществляться путем повышения мотивации к изучению общеобразовательных предметов, а также создания более реальной и близкой перспективы использования получаемых профессиональных знаний и умений и устранения дублирования в изучении определенного учебного материала.

В образовательной программе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» среди интегрированных курсов мы можем назвать следующие: «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Социальная экология», «Концепция современного естествознания» и др.

Программа интегрированного курса «Социальная педагогика» изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания, которая способствует проведению человека по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Социальная педагогика как практика отражает многообразие деятельности педагогов в социальной сфере педагогическими средствами и осуществляется по направлениям: а) целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы; б) воздействие (взаимодействие) с самим человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов; в) педагогизация среды и воздействие на человека в интересах создания для него наиболее оптимальных условий самореализации. Вышеуказанные направления социальной педагогики показывают взаимосвязь социальной педагогики с социологией и педагогикой.

Социальная психология - наука о закономерностях возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (В.Г. Крысько). Основными направлениями курса «Социальная психология» является изучение не только психологии личности, общностей и общения, но и социальных отношений, форм духовной деятельности. В данном контексте следует выделить структуру социальной психологии, которая является результатом взаимодействия двух процессов дифференциации и интеграции ее с другими науками: социологией, культурологией, историей, семьеведением и др.

Курс «Социальная экология» - это пограничная область познания естественно-научного и гуманитарного направлений. Интеграция в системе социальной экологии - это наиболее яркий пример того, что в ней могут сочетаться различные системы отношений, например «общество - человек - техника - природная среда», а также экологическое образование, просвещение и экологическая безопасность, основы природопользования и ноосферная концепция и др. Интегративными являются и задачи, которые стоят перед социальной экологией: а) исследовать отношения между человеческим сообществом и окружающей социокультурной средой; б) выявить прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды; в) определить эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволили бы улучшить биосоциальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Курс «Концепции современного естествознания»  позволяет: представить мир как грандиозную развивающуюся суперсистему, состоящую из огромного количества взаимодействующих подсистем; показать проявление фундаментальных законов в явлениях повседневной жизни человека, их отражение в жизни общества, культуре, языке, истории, искусстве, социологии  и др., а также  динамику развития мира и сближение разных форм его познания. «Концептуальную основу содержания курса составляет системно-синергетический подход, позволяющий интегрировать разнопредметные научные знания в единую систему - научную картину мира, помогающий понять и осознать роль и предназначение  человека и его деятельности в биосфере и с новых позиций подойти к освоению природы» [2, с. 12].

Интеграционное взаимодействие в системе «преподаватель - студент», планируется преподавателем через организацию работы студентов с использованием интерактивных технологий (модерации, проблемного обучения, контекстного обучения, обучения в сотрудничестве, проведения семинара в форме диалога) и методов обучения так, что они становятся ее активными участниками и, общаясь между собой, способны учить других. Так, технология модерации сосредоточена на конкретной проблеме и ориентирует на кооперацию, исключает формальный контроль и оценку, создает психологически комфортные условия для будущих педагогов, при реализации которой чаще применяется метод фокус-групп. Технологическую основу процесса модерации составляет техника организации интерактивного общения, благодаря которой работа участников взаимодействия становится целенаправленной и структурированной [5, с. 4].

Технология проблемного обучения направлена на стимулирование поисковой самостоятельной деятельности будущих педагогов, выработку алгоритма действий при решении проблемных ситуаций, чему способствуют часто используемые методы анализа ситуаций, принятие нестандартных решений, мозговой штурм. Структурными единицами проблемного обучения является проблемная ситуация и процесс ее разрешения [4, с. 72].

В рамках технологии контекстного обучения часто применяется кейс-метод, методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения, использование которых способствует формированию когнитивной компетентности педагогической деятельности [4, с. 85]. Использование технологии обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести через образовательный процесс навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, приобретать навыки группового принятия решения, формировать профессиональную компетентность педагогической деятельности [4, с. 94]. При реализации технологии проведения семинара в форме диалога часто используются методы: диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие активному включению обучающихся в решение разнообразных проблем, формированию значимых качеств личности [4, с. 101].

Одним из практических путей реализации интегрированного обучения является работа в команде, что способствует апробации студентов в роли преподавателя. Из группы студентов выбирают 5-6 руководителей, которым дается задание: набрать свою команду; составить по каждому вопросу изучаемой темы план ответа и 5 вопросов; пройти по очереди в каждую команду и проверить знание каждого члена команды по своим вопросам и дать оценку по пятибалльной системе; проверить знание у руководителей соседних групп; по оценочным листам оценить работу каждого участника группы: вывести среднюю оценку. Преподаватель подводит итог по проведенному занятию: анализирует работу каждого участника, дает индивидуальную оценку и методические рекомендации.  В структуру процесса обучения входит и взаимообучение, становящееся составной частью, промежуточным звеном между учением, которое осуществляет преподаватель, и самообучением, где задачи по приобретению знаний, развитию и совершенствованию себя решают сами обучающиеся.

Интегрированное обучение направлено на освоение комплекса профессиональных знаний, профессионально-ролевого репертуара и специфики профессиональной деятельности; развитие технологического учебного мышления; приобретение умений организовывать, планировать, стандартизировать и алгоритмизировать учебную и самостоятельную деятельность; овладение технологией обучения и преподавания.

Таким образом, отсутствие системы интеграционного взаимодействия наук и учебных дисциплин приводит к разрозненности знаний студентов. На практике преподаватель обучает студентов своему предмету изолированно от других дисциплин, что в значительной степени препятствует комплексному применению приобретенных знаний при решении тех задач, которые встанут перед педагогом в его профессиональной деятельности. Поэтому одной из важнейших тенденций в развитии профессионального образования является интеграционное взаимодействие, обеспечивающее формирование интегративного стиля мышления и умений, которые способствуют объединению разобщенных компонентов в единое целое. Процесс интеграционного взаимодействия, происходящий на нескольких уровнях, концентрируется в едином интеграционном курсе, который не обезличивает каждый из изучаемых предметов, а, наоборот, ориентирует на проработку частных проблем подготовки и формирует у студентов целостное представление об их профессиональной деятельности.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

Рецензенты

Белкин Август Соломонович, д.п.н., профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Иванова Ольга Анатольевна, д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, ГАОУ ВПО города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Ниязова А.А., Доронина Н.А. ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7250 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674