Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА

Лаврентьева О.В.

В настоящее время проблема профессионального становления молодого человека, выбравшего профессию психолога, приобретает большее значение. Получение психологом качественного профессионального образования представляет для него комплексную проблему, решение которой позволит отвечать потребностям и вызовам времени. Современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования: с каждым годом все увеличивается количество психологов, растет конкуренция на рынке труда, в связи с этим изменяются и усложняются требования, предъявляемые к психологам, к их деловым и личным качествам, лежащим в основе умения решать профессиональные задачи.

Профессия психолога-консультанта, как и любая другая, предъявляет свои требования к личности специалиста, занимающегося психологической деятельностью. Одним из таких требований является развитая способность решать профессиональные задачи консультирования. Проблема обретения компетентности консультирования имеет ряд взаимосвязанных аспектов, среди которых один из наиболее важных - обретение коммуникативной компетентности, так как основным методом консультирования является определенным образом построенная беседа.

Рассмотрение теоретических и эмпирических результатов исследований проблемы обретения профессиональной компетентности, выделяя при этом проблему обретения коммуникативной компетентности выпускником вуза по специальности «Психология» (на примере студентов Кубанского государственного университета) позволило сделать следующие выводы:

1. Наличие у психолога коммуникативной компетентности является неотъемлемой составляющей его деятельности и одним из показателей его профессионализма. Коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, обретаемая человеком, в процессе приобретения им социально-коммуникатив ного опыта. Студенты приобретают такой опыт, обучаясь в вузе, общаясь со сверстниками и с преподавателями, а также общаясь за пределами вуза. Коммуникативная компетентность психолога - это способность целенаправленно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для решения задач психологического общения и предполагает развитие способностей понимать себя и других людей, способностей быть понятным другим людям и соблюдать нормы общения. Студенты за время обучения в вузе обретают способности понимать себя и понимать других людей, у них хорошо развита способность быть понятыми другими людьми, т.е. студенты обретают коммуникативную компетентность. Сформированная коммуникативная компетентность влияет на развитие способностей студента решать задачи психологического консультирования.

2. В профессиональном становлении важную роль играет оценка собственных способностей решения задач психологического консультирования; ко времени окончания университета студенты приобретают практический опыт работы психологом и оценивают свои способности решения профессиональных задач, исходя из собственного опыта. Столкнувшись на практике с какими-либо трудностями и попытавшись их преодолеть, старшекурсники начинают более адекватно относиться к себе и своим способностям, они стараются развить в себе способности, необходимые в профессиональной деятельности, самосовершенствуются. Самооценка собственных способностей студента в проведении психологического консультирования оказывает влияние на развитие способностей студента решать задачи психологического консультирования.

3. У большинства студентов за время обучения в вузе формируется готовность к консультативной деятельности; студенты-старшекурсники имеют дифференцированные представления о профессиональных задачах психолога, они готовятся к конкретной деятельности и ищут для этого дополнительные способы обучения. Образовательная среда вуза, и в частности учебная программа специальности «Психология», направлена на формирование у студента-психолога теоретических представлений о консультировании, получение практических навыков консультирования в условиях учебной деятельности, но создает недостаточно условий для обретения способностей решать задачи психологического консультирования в реальной профессиональной ситуации. Образовательная среда вуза влияет на обретение способностей решать задачи психологического консультирования.

Приведенные данные позволяют высказать предложение о необходимости организации Центра (лаборатории) психологической поддержки процесса подготовки специалистов на факультетах психологии, основной задачей которого может стать консультирование студентов по реальным проблемам обретения профессиональной компетентности. Центр может предоставлять условия студентам-психологам для обретения способностей решать задачи психологического консультирования в реальной профессиональной ситуации.


Библиографическая ссылка

Лаврентьева О.В. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=73 (дата обращения: 13.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252