Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Кирсанов В.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В статье анализируются результаты диагностики предрасположенности студентов творческих и не творческих специальностей (профилей обучения) к определенной сфере профессиональной деятельности; приводятся результаты распределения популяции обследуемых студентов на шесть типов личности (реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический) и взаимосвязь этих типов с будущей профессией. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан). Полученные результаты свидетельствуют, что большая часть студентов, обучающихся по творческим специальностям (профилям обучения), и большая часть студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим, вполне соответствуют по своим психологическим особенностям (тип личности) выбранной профессии (профилю обучения). Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия φ* (угловое преобразование Фишера). Исходя из полученных результатов можно констатировать достаточно высокую степень осознанности студентами собственного выбора специальности (профиля) обучения, вуза и будущей профессии.
психологический тип личности
профессиональная направленность
профессиональная пригодность
профиль обучения.
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М. : Изд-во РУДН, 2006. – 283 с.
2. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 16.10.2012).
3. Гилева Н.С. Креативность в структуре жизненного самоопределения : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. – Барнаул, 2003. – 166 с.
4. Казин Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. – Кемерово : КРИПК и ПРО, 2010. – 214 с.
5. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис. … д-ра биол. наук : 03.00.13. – Томск, 2008. – 38 с.
6. Мальцев В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2 (13). – С. 163–171.
7. Психологические и психофизиологические методы оценки профессиональной деятельности : методические указания / сост. О.Г. Литовченко. – Сургут : РИО СурГПУ, 2007. – 66 с.
8. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. – СПб. : Речь, 2005. – 192 с.
9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб. : Речь, 2002. – 350 с.
10. Шибкова Д.З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3. Адаптация и здоровье студентов. – 2011. – С. 171–195.

Введение

Актуальность диагностики профессиональной направленности личности продиктована тем, что обучение в вузе является одним из важнейших этапов развития и профессионального становления человека. Выбранный профиль обучения не только способствует формированию значимых компетенций будущего субъекта профессиональной деятельности, но и оказывает существенное влияние на развитие личности. Специфика профиля обучения, безусловно, играет ключевую роль. Любая профессия имеет ряд особенностей, от понимания которых во многом зависит успешность обучения студента. В связи с этим важным является исследование условий повышения эффективности образовательного процесса, изучение того, насколько успешно протекает процесс адаптации к профессиональному обучению.

Современная действительность несет в себе изменения социально-политического, экономического, мировоззренческого плана, которые, в свою очередь, коренным образом меняют условия жизнедеятельности людей. Сегодня возрастает мера социальной свободы для активной, творческой личности и возрождается ориентация на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности. Чем быстрее и адекватнее человек усваивает важную для него информацию и перестраивает свое поведение в соответствии со сложившейся необходимостью, тем более гармоничным будет его внутренний мир и совершеннее взаимодействие внутреннего и внешнего. В связи с этим важна психологическая готовность человека к возможным изменениям, когда главным становится не количество знаний, что само по себе важно, а способность решать проблемы в непредвиденных, нестандартных ситуациях. Это в свою очередь позволяет говорить об актуализации проблемы человеческой неповторимости, индивидуальности, тесно связанной с проблемой творчества, креативности [3, с. 54].

На этапе подготовки (обучения) личность студента, обучающегося по выбранной специальности (в том числе творческой) претерпевает определенные изменения. В связи с этим уместно употребить понятие «профессиональная пригодность», степень сформированности которой может служить индикатором успешности обучения студента по выбранной специальности. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда [8, с. 15]. Безусловно, профессиональная пригодность может наиболее объективно быть оценена после окончания обучения, когда индивид приступает к выполнению профессиональной деятельности.

Исследование профессиональной пригодности должно включать в себя не только оценку степени развития тех или иных сугубо профессиональных компетенций, но и оценку психологических (личностных) параметров обучающихся. Изучение личностных особенностей студентов творческих специальностей позволяет составить психологический портрет студента, выбравшего творческую специальность, оценить его установки, мотивы, побуждения и описать степень сформированности профессиональной направленности и пригодности. Кроме того, анализ указанных параметров позволяет оценить степень адаптации индивида к условиям обучения по выбранной специальности.

Показатели академической успеваемости, уровень приобретенных компетенций обучающихся могут служить индикаторами эффективности образовательного процесса, но не являются достаточными. Важно знать, какой ценой достигается эффективность деятельности индивида, насколько эффективно действуют его механизмы адаптации к профилю обучения. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной, а уровень учебных нагрузок (особенно в высшем образовании) достаточно высок, и несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т.д.) может вызвать снижение адаптации к условиям обучения. Эта идея подтверждена результатами научных исследований, отраженных в работах Н.А. Агаджаняна, Э.М. Казина, Н.А. Литвиновой, Д.З. Шибковой, В.П. Мальцева, П.А. Байгужина [1; 4-6; 10]. Отправной точкой в исследовании данного феномена должен стать анализ ситуации выбора студентом специальности (профиля) обучения, который в свою очередь должен включать диагностику особенностей личности и предрасположенность к определенным типам профессий.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, обучающиеся по специальностям, относящимся к разряду творческих, и студенты (группа сравнения), обучающиеся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к категории творческих видов деятельности. Тем самым был принят за основу формальный признак творческих личностей - специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В исследовании приняли участие студенты младших (I, II; 17-19 лет) и старших (IV,V; 20-22 лет) курсов как дневного, так и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная, в частности:

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ФГБОУ ВОП «ЧГАКИ», г. Челябинск);

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВОП «ЧГПУ», г. Челябинск, представительство ФГБОУ ВОП «ЧГПУ» в Республике Казахстан, г. Костанай);

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВОП «УрГПУ», г. Екатеринбург);

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» (ФГБОУ ВОП «УГГУ», г. Екатеринбург).

Общая выборка составила 499 испытуемых (423 девушки, 76 юношей).

В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни [2].

Успешность обучения по выбранной специальности во многом определяется тем, насколько личностные особенности человека соответствуют требованиям данной профессии. С этой целью в нашем исследовании проводилось определение психологического типа личности и соответствующей ему сферы профессиональной деятельности по методике Дж. Холанда [7].

Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия φ* (угловое преобразование Фишера) [9].

Результаты и их обсуждение

Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холанда, различают шесть психологических типов людей (личности), каждый из которых характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.п. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. В таблице 1 представлены полученные данные относительно распределения испытуемых по типам личности (количество человек и процент от общего числа испытуемых), а в таблице 2 - средние значения по данной методике.

Таблица 1 - Сводные данные распределения испытуемых по типам личности (n=499)

Контингент испытуемых

n

Типы личности (%)*

реалисти-чный

интеллек-туальный

социаль-ный

конвенци-альный

предпри-имчивый

артисти-ческий

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим

236

5,93%

10,17%

22,88%

1,27%

12,29%

64,41%

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим

263

6,08%

7,22%

61,98%

4,18%

12,93%

22,81%

*  согласно данной методике испытуемые могли набрать одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, поэтому общая сумма процентных долей отличается от 100%.

Таблица 2 - Сводные данные распределения средних значений по типам личности (n=499)

Контингент испытуемых

n

Типы личности (средние значения)*

реалистич-ный

интеллек-туальный

социаль-ный

конвенци-альный

предпри-имчивый

артисти-ческий

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим

236

6,59

6,25

7,51

4,82

6,91

9,74

Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим

263

6,48

4,99

9,71

5,88

7,21

7,66

*  средний балл по каждому типу, выявляемому с помощью данной методики.

Как видно из представленных результатов, для студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим, характерно преобладание артистического типа личности (64,41%). Такой тип личности в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Наиболее выраженными чертами характера являются независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления, высокий уровень экстравертированности. Индивид, относящийся к артистическому типу, обычно не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера (музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук). У него хорошо развиты восприятие и моторика. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство [7].

Большая часть испытуемых из числа студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим, относились к социальному типу (61,98%), что характеризует их как лиц с выраженными социальными умениями (умение общаться, стремление к лидерству, потребность в многочисленных социальных контактах), независимых от окружающих, успешно приспосабливающихся к обстоятельствам. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Индивид, относящийся к социальному типу эмоционален и чувствителен. У таких людей выражена способность к сопереживанию и сочувствию, отмечается стремление поучать и воспитывать окружающих. Наиболее предпочтительными сферами деятельности для них являются психология, медицина, педагогика [7].

Проверка достоверности различий процентных долей производилась с помощью критерия φ* (угловое преобразование Фишера). На основании расчетов критерия φ* можно констатировать, что различия в процентных долях лиц с преобладанием отдельных типов личности являются достоверно значимыми: преобладание доли лиц с артистическим типом личности в группе студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим, и преобладание доли лиц социального типа в группе студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим, находятся в зоне значимости (φ*эмп.>φ*кр.; ρ≤0,01). В то же время различия между процентными долями лиц с преобладанием отдельных типов личности между сравниваемыми группами (64,41% лиц артистического типа в группе студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к творческим, и 61,98% лиц социального типа в группе студентов, обучающихся по специальностям, не причисляемым к творческим) не могут считаться достоверными, т.к. находятся в зоне незначимости (φ*эмп.<φ*кр.; ρ≤0,05). Аналогичные результаты, подтверждающие отсутствие различий, были получены при расчете критерия φ* для групп испытуемых с преобладанием других типов личности. Это позволяет при разной численности групп (n=236 и n=263) сопоставлять и сравнивать полученные процентные доли.

Выводы

1. Полученные результаты убедительно свидетельствуют, что 64,41% студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), причисляемым к творческим, 61,98% студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим, в большинстве своем вполне соответствуют по своим психологическим особенностям (тип личности) выбранной профессии (профилю обучения).

2. Исходя из полученных результатов можно констатировать достаточно высокую степень осознанности студентами собственного выбора специальности (профиля) обучения, вуза и будущей профессии.

Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).

Рецензенты:

Гуслякова Нина Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Шибкова Дарья Захаровна, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии, физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Кирсанов В.М. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7425 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674