Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Гревцова Е.В. 1, 1
1 ФБГОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого"
В данной статье приведены основные результаты опытно-исследовательской работы по активизации волонтерской деятельности студентов – будущих социальных работников через расширение социального партнерства. При этом обосновываются особенности активного вовлечения студентов в разнообразную волонтерскую деятельность с целью формирования и развития их социальной активности. Социальная активность рассматривается как необходимое условие профессионального и личностного роста студентов, а также как реализуемая готовность к решению социальных проблем, обуславливающая способность субъекта к созиданию в различных областях социальной действительности. Представлен анализ эффективности различных направлений деятельности волонтерских отрядов, взаимодействующих с различными социально незащищенными категориями, в том числе с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей, людьми пожилого возраста и инвалидами в различных учреждениях и организациях социальной направленности, выступающих в качестве социальных партнеров.
социальная активность.
будущий социальный работник
добровольчество
волонтерская деятельность
1. Акимова Е. В. Педагогическое волонтёрство в деятельности детско-молодежных объединений: дисс. … канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 177 с.
2. Всемирная Декларация добровольчества [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ktoeslineya.ru/biblioteka/volunteers/vsemirnaya_deklaracia_dobrovolchestva_new.doc (дата обращения: 20.09.2012).
3. Каримов В. Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Тула, 2011. – 27 с.
4. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 263 с.
5. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г. Проблемы компетентности и компетенций в психолого-педагогических исследованиях. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 2007. – 128 с.
Целевой вектор любого профессионального образования во  всех  его  составляющих задает сфера будущей практической деятельности специалиста. Процесс профессиональной подготовки  будущих  социальных  работников не является исключением. Социальный работник выступает, с одной стороны, как посредник между личностью и государством, с другой - как проводник инновационных форм и технологий, что предъявляет специфические требования, прежде всего, к его  профессионализму. Одной из  характеристик профессионализма, в частности,  и в социальной работе, на современном этапе развития общества становится социальная активность. Формирование и реализация социальной активности происходит на этапе сознательной профессиональной деятельности, но в период получения профессионального образования социальная активность становится одним из ведущих факторов личностного и профессионального развития человека [3]. Мы понимаем социальную активность личности как необходимое условие осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отно­шений. Ее можно рассматривать в двух основных аспектах: а) как свойство личнос­ти, обусловленное, прежде всего, ее природными данными и усиленное ка­чествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, об­щения и практической деятельности; б) активность рассматривается в ка­честве некоторой конкретной меры деятельности. В данном  случае акти­вность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований.

Определить роль и значение развития социальной активности на этапе получения профессиональной подготовки будущими  социальными работниками возможно при обращении  к  анализу определений профессиональных компетенций, предлагаемых ЮНЕСКО. При этом среди основных профессиональных  компетенций называются: учиться знать, то есть обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы; учиться делать, что возможно лишь при практическом применении изученного; учиться жить вместе, что означает умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество; учиться быть, что означает умения, необходимые человеку для развития своего потенциала [4]. Очевидно, что данные компетенции представляют самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в со­временном обществе. При этом интересно отметить, что наряду с поня­тием «компетентность», иногда как его синоним выступает понятие «ба­зовый навык». С. Шо к таким базо­вым навыкам относит «основные навыки», на­пример, грамоту, счет; «жизненные навыки», например самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например, коммуни­кация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки»,  т.е. социальную активность [4].

На этапе получения профессиональной подготовки одним из  эффективных средств развития социальной активности молодежи является поддержка их социальных   инициатив, связанных, прежде всего, с возможностью  получить раннюю профессиональную ориентацию  с самостоятельной  профессиональной деятельностью, самообразованием. Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному воспитанию, основанному на добровольном выборе субъектом форм деятельности, доверии к людям. Ориентиром для воспитания становится гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, милосердия, социально-педагогической солидарности [1]. При этом, на наш взгляд, достаточным потенциалом и перспективами в развитии социальной активности  обладает волонтерская деятельность.

В рамках опытно-экспериментального исследования мы осуществляли вовлечение студентов - будущих  социальных  работников в активную волонтерскую деятельность  с целью развития их  социальной активности  через расширение социального партнерства. Волонтерство понимается как добровольная помощь, оказываемая человеком или  группой людей обществу в целом или отдельным  людям, основанная на идеях  бескорыстного  служения гуманным идеалам человечества и не преследующая цели извлечения прибыли, получения оплаты или  карьерного  роста. Такая помощь может  принимать  различные  формы: от традиционных видов взаимопомощи до  совместных усилий тысяч  людей. Во Всемирной Декларации Добровольчества (2001 г.) особо отмечается, что добровольчество - это фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [2].

В нашей работе со  студентами - будущими  социальными  работниками мы опирались на то, что одной из  составляющих  волонтерской деятельности является анализ  социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных  ситуаций. Данная деятельность предполагала изучение  различных типов социальных  ситуаций, специфики поведения в них, механизмов восприятия и понимания ситуации, воздействия ситуации на человека и поиск  путей конструктивного разрешения ситуаций. Также в опытно- исследовательской работе учитывался тот факт, что признаками профессиональной деятельности  будущего социального работника является совокупность профессиональных знаний, умений и навыков как результата обучения в вузе. Вследствие этого мы стремились  к тому, чтобы процесс активизации участия студентов в волонтерской деятельности способствовал именно результативному приращению профессионального знания  в области  социальной работы, развитию социальной активности, повышению уровня профессиональной компетентности. Сами  студенты  отмечали, что в современных социально-исторических условиях волонтёрство особенно значимо, оно функционально осуществляет связь между личностью и государством, между сферой личной жизни человека и общественной жизнью гражданина. Задачи  собственной волонтерской деятельности они так определяли:  помочь нуждающимся, оказавшимся в нелёгких жизненных условиях, стать полноправными участниками и организаторами общественно значимой и  полезной  деятельности, повысить уровень профессионализма и профессиональной компетентности  в области будущей профессии и др.  Это связано с тем, что в волонтерской деятельности студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, более сложными и многокрасочными,  чем те,  которые анализируются в учебной и научной литературе, имитируются на практических занятиях, в учебной анимационной деятельности, в конструировании и реконструировании трудных жизненных ситуаций. [3]. Современная волонтёрская деятельность по своим целям и функциям совпадает с целями и функциями профессиональной социально-педагогической деятельности, подготовка к которой осуществляется на факультетах искусств, социальных   и гуманитарных  наук,  истории и права, психологии, естественных наук, физической культуры и  туризма ТГПУ им. Л. Н.  Толстого.

Обратимся к результатам исследования по активизации волонтерской деятельности будущих социальных работников, проведенного на факультете искусств, социальных и гуманитарных  наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. На предварительном этапе исследования было осуществлено анкетирование будущих  социальных  работников по  вопросу необходимости организации и вовлечения их  в волонтерскую деятельность. Результаты анкетирования выглядят следующим образом: 38 % респондентов отмечают необходимость волонтерской деятельности в окружающем социуме, в частности, на этапе профессиональной подготовки будущего социального работника, и определяют свою готовность к ее осуществлению в зависимости от целей и задач процесса профессионального становления; 29 % респондентов не отрицают потенциала волонтерской деятельности при решении проблем клиентов социальной работы, относящихся к различным  социально незащищенным  категориям, но себя при этом считают не полностью готовыми  к осуществлению  данного  вида деятельности, отмечая в качестве основной причины отсутствие опыта волонтерской деятельности; 33 % опрошенных не  придают особого значения влиянию волонтерской деятельности студента на процесс профессионального становления будущего социального работника, не видят потенциала взаимосвязи между волонтерством и будущей профессиональной деятельностью и не готовы к практической реализации данного процесса по различным причинам (нежелание участия в волонтерстве, отсутствие свободного времени и т.д.).

Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения будущих  социальных  работников в волонтерскую деятельность с целью решения  следующих задач: раскрытие потенциала волонтерской деятельности  для профессионального становления будущего социального работника; повышение уровня социальной активности студентов в процессе практического решения проблем клиентов социальной работы; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности. Студентам предлагался широкий выбор направлений волонтерской деятельности, диапазон которых включал: досуговое, творческое (организация свободного времени детей, подростков, молодежи, незащищенных слоев населения), социально-психологическое, спортивное (организация спортивных мероприятий), восстановление и уход за воинскими захоронениями, экологическая деятельность, туристическое и краеведческое, информационно-просветительское, социальное (социально-педагогическая поддержка детских домов, пожилых людей, инвалидов  и др.), медицинское (помощь и уход за больными), образовательное и культурно-просветительское, трудовое (участие в субботниках, трудовых  лагерях).

Для того чтобы стать  волонтером, студенты регистрировались на федеральном сайте http://www.jaba.ru/ и получали личный идентификационный номер. После получения личного номера студент имеет  право при подаче  личного  заявления и заявления о согласии на использование персональных  данных, ксерокопии  паспорта, наличии  цветной фотографии 3*4 см, получить  личную  книжку волонтера, которая  служит одним из средств активизации  волонтерской деятельности будущего  социального  работника.  В нее заносятся сведения о трудовом стаже волонтера, видах трудовой волонтерской деятельности, количестве  часов, поощрениях, сведения о дополнительной подготовке.

С 2009 г. студенты - будущие социальные  работники активно  вовлекались  в деятельность двух волонтерских отрядов факультета искусств, социальных  и гуманитарных наук: «Я и ты» и «Шаг навстречу». В состав данных отрядов входят  студенты всех курсов обучения. Деятельность волонтерского отряда «Я и ты» имеет  своей целью оказание социальной поддержки в организации досугового времени молодежи.  При этом особое внимание обращено на  категорию детей - сирот и оставшихся без  попечения родителей.  К числу основных социальных  партнеров, с которыми  взаимодействуют волонтеры отряда «Я и ты», относятся: Областной дом ребенка  в г. Туле (г. Тула ул. Фридриха Энгельса,  97), Государственное учреждение социального  обслуживания населения Тульской области «Центр  помощи детям, оставшимся без  попечения родителей г. Тулы» (г. Тула, ул. Седова, д.31-Г), Государственное образовательное учреждение  Тульской области «Новомосковский  детский дом» (ТО, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д.8), Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат начального общего образования №  2 » (г.Тула, ул. Кауля, д.7, корп.2) и др.

Приоритетными формами организации досуга молодежи, используемыми  в работе волонтерского отряда, являются: организация и  проведение дополнительных занятий по выбору детей, занятия по формированию коммуникативных  навыков,  занятия по  обучению  детей компьютерной грамотности (формирование навыков работы на компьютере), групповые и индивидуальные  занятия народным и декоративно-прикладным творчеством, различными  видами  искусства (музыка, поэзия, изобразительное творчество), индивидуальная помощь по  учебным  предметам, организация экскурсий  по  местам  общественной и культурной значимости (музеи, памятники  архитектуры, театр г. Тулы и  области), организация и проведение тематических, деловых, имитационных и  дидактических игр и занятий. Возможность представления результатов своей работы в качестве  социально значимых  проектов, участие в конференциях и конкурсах различного уровня (межвузовских, региональных, всероссийских и т.д.)  существенно активизирует желание студента стать волонтером.

Социальное партнерство с Государственным учреждением Тульской области «Городской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и учреждениями данной социальной направленности г. Тулы и области осуществляет волонтерский отряд «Шаг  навстречу», целью деятельности которого является оказание социально-педагогической поддержки  и организация досуга людей престарелого возраста и инвалидов. Большинство клиентов Центра - это одинокие люди пожилого возраста, из неполных, малообеспеченных семей, люди с различными  нарушениями здоровья, люди с ограниченными способностями  и возможностями, имеющие проблемы во  взаимодействии с окружающей социальной средой. Как показало исследование, одной из наиболее актуальных форм деятельности волонтеров на базе Центра является подготовка и проведение концертов, творческих  встреч, праздничных вечеров, как календарных, так и тематических. В течение года силами волонтерских отрядов факультета на базе Центра организуется не менее 10 концертов. Студенты самостоятельно готовят творческие номера самодеятельности, преимущественно согласно заявкам отдыхающих Центра. При этом в концертах участвуют сами люди пожилого возраста,  предварительно готовят совместные номера со студентами. Одним из интересных направлений деятельности для волонтеров - будущих  социальных работников стало проведение тематических встреч, бесед, лекций-дискуссий с использованием различных материалов (видеоматериалы, презентации, фильмы и т.д.) по индивидуальным  просьбам клиентов Центра. Так, например, в 2011 - 2012 гг. студенты с участием пожилых людей и инвалидов организовали встречи-дискуссии на следующие темы: «Музыка в нашей жизни», «Вербальное и невербальное общение», «Кино  как искусство», «Как сохранить здоровье: полезные  советы», «Кладовая опыта нашей жизни», «Как уберечь флору и фауну родного города», «Отцы и  дети»  и т.д. Одним из средств активизации деятельности  волонтеров в данном случае служило выполнение индивидуального исследования, лежащего в основе курсовой или выпускной квалификационной работы через изучение случая (технология «case-study»).

По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми  пожилого  возраста и  инвалидами - клиентами  Центров, выявлено, что  волонтерская помощь, осуществляемая  будущими  социальными  работниками, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности клиентов Центра, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой,  качественному освоению студентами будущей профессии, развитию и совершенствованию их  профессиональных знаний, умений и навыков. Как отмечают сами студенты, члены волонтерского отряда, такая деятельность  позволяет им стать социально активными, обеспечивает их личностный и профессиональный рост, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста,  инвалидов.  В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.

На заключительном этапе исследования был  проведен  анализ проделанной работы по  активизации  волонтерской деятельности студентов - будущих  социальных  работников. Как и на предварительном этапе, со студентами было проведено анкетирование, результаты которого выглядят  следующим образом: 48 % опрошенных подчеркивают необходимость волонтерской деятельности на этапе получения профессиональной подготовки будущим социальным  работником; 33 % студентов после получения практического опыта волонтерской деятельности считают, что волонтерство - один  из  путей повышения уровня социальной активности и профессиональной компетентности будущего социального работника; себя позиционируют как людей, способных к осуществлению данного  вида деятельности,  отмечая  частные профессиональные трудности;   19 % респондентов  указывают, что для них волонтерская деятельность не является приоритетным  видом деятельности для формирования социальной активности, апеллируя к разнообразию собственных  интересов.

 Для оценки результатов работы были использованы и такие методы и методики, как опрос и тестирование, направленные на выявление уровня социальной активности  студентов, проведены индивидуальные беседы с каждым  студентом-волонтером, опрошены администрация, основной персонал и сотрудники учреждений и организаций - социальных  партнеров волонтерских отрядов, заслушаны отчеты руководителей волонтерских отрядов на заседаниях студенческого совета, проведена оценка качества и результативности деятельности студентов - членов волонтерского отряда с привлечением ведущих  специалистов кафедры социально-педагогических наук, социологии и  политологии,  профессорско-преподавательского состава факультета искусств, социальных   и гуманитарных  наук и отдела воспитательной работы ТГПУ им. Л. Н. Толстого.  Исследование показало, что  волонтерская деятельность  будущих  социальных  работников положительно влияет на развитие уровня их социальной активности, содержит  значительный потенциал  в решении разнообразных  проблем  клиентов  социальной работы, а также является экспериментальной площадкой для формирования и совершенствования индивидуального стиля профессиональной деятельности  в области  социальной работы.

Рецензенты:

Зарецкая И. И., д.п.н., профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Минобрнауки России, г. Москва.

Заславская О. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-педагогических  технологий Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Гревцова Е.В., Гревцова Е.В. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7467 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674