Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Быков В.С. 1 Рычкова Л.С. 1
1 Южно-Уральский государственный университет
Индивидуализация рассматривается автором статьи как один из принципов личностно-ориентированного образования, органически присущий обучению всем видам искусства, отражающий природу и содержание творческой деятельности. В этой связи целью исследования является обоснование индивидуализации как главного дидактического принципа художественно-эстетического воспитания младших школьников, который обеспечивает учет личностных особенностей, художественных предпочтений и интересов детей, позволяет спроектировать и реализовать индивидуальную траекторию развития личности ребенка и овладения им различными видами художественной деятельности. В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, монографических публикаций и статей, аналитический метод. В результате исследования выявлены условия индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников, разработаны методы и формы индивидуализированного обучения художественно-творческой деятельности детей. В числе условий выделены: предоставление учащемуся выбора в освоении видов искусств, обусловленного ведущей репрезентативной системой ребенка, расширение опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся, создание ситуации успеха. Методы и формы обучения основаны на интеграции учебной и внеучебной деятельности, публичном представлении результатов самостоятельного творчества детей и их общественном признании. Область применения результатов: разработанные автором условия, методы и формы индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников применимы в общеобразовательных учреждениях.
методы и формы обучения
виды искусства
творческая деятельность
художественно-эстетическое воспитание
Идивидуализация
1. Белкин А. С. Ситуация успеха / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1997. – 185 с.
2. Осипова Т. А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Осипова. – Тюмень, 2006. – 188 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А-М. – 607 с.
4. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс] / Б. П. Юсов // URL: http://vptk.narod.ru./seminar1/yusov.html [дата обращения: 31.11.2011].
5. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. – 95 с.
Изменения, произошедшие в российском образовании в последние десятилетия, связанные со сменой образовательной парадигмы, внедрением концепции личностно-ориентированного образования, выдвинули на первый план проблему индивидуализации обучения и реализации дифференцированного подхода к учащимся. Сегодня как никогда актуальными стали вопросы выбора и обоснования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в зависимости от их способностей, возможностей и личностных особенностей.

Проблемы индивидуализации обучения, проектирования вариативных образовательных маршрутов широко исследованы в научных трудах К. А. Абульхановой-Славской, Л. Г. Брылевой, А. В. Мудрика, А. Маслоу, Ф. Франкла и других ученых. Принцип индивидуализации понимается учеными как активное взаимообусловленное взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого на основе учета индивидуальных возможностей обучающихся и посредством варьирования педагогических условий, содержания, методов, технологий и форм обучения осуществляется развитие психических и интеллектуальных особенностей личности, формируются личностно-значимые качества учащихся. Учащийся добивается максимального успеха, если обнаруживает индивидуальный собственный маршрут образовательной подготовки, который предусматривает наиболее эффективные для него условия и способы достижения цели. Психолого-педагогическое обоснование индивидуального образовательного маршрута строится таким образом, чтобы осуществить помощь учащемуся в осознании себя творческой личностью, в выявлении и раскрытии творческих потенциальных возможностей самосовершенствования, самореализации и самоутверждения.

Проблема дифференциации обучения всегда была одной из важнейших в педагогике художественного образования, а принцип индивидуализации, непосредственно связанный с дифференцированным подходом к учащимся, является основополагающим для сферы художественно-эстетического воспитания.

Наиболее важна проблема индивидуализации обучения и воспитания для младших школьников, так как их полноценное художественно-эстетическое развитие может осуществляться только в благоприятной среде. В понимании «художественно-эстетической образовательной среды» мы опираемся на определение, данное Т. А. Осиповой. Она рассматривает данную среду как сложную открытую систему, объединяющую микро-, мезо- и макросреду, воздействующую на личность посредством предоставления выбора из «пакета» образовательных услуг общего гимназического и дополнительного художественно-эстетического образования собственного образовательного маршрута [2, с. 45]. Назначение художественной образовательной среды состоит в обеспечении возможности развития и удовлетворения художественных потребностей учащегося, которые реализуются, в числе прочего, с помощью индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [3, с. 359]. При этом в центре педагогического процесса находится ребенок как субъект обучения и воспитания, как цель образования и результат педагогических воздействий.

Художественно-эстетическое воспитание предоставляет широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задействует различные виды искусств и разнообразные виды творческой деятельности учащихся: музыкальную, изобразительную, танцевальную. Основной целью художественного образования в младшем школьном возрасте является раскрытие сенсорной сферы ребенка (умения видеть и чувствовать цвет, звучание, форму); формирование умений двигаться, учитывая пространство действия, пространство своего тела и пространство партнера; формирование знаний об основных видах художественной деятельности и их общих особенностях; развитие воображения ребенка, формирование умения получать информацию о разных видах искусства, уметь их воспринимать; обучение пониманию связи искусства с окружающим миром и значения различных видов художественной деятельности в жизни людей и труде  и др. [4].

Известно, что различные виды искусства в зависимости от специфического языка и реализации практической деятельности обладают преимущественными визуальными, аудиальными, кинестетическими или полимодальными свойствами (Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Поэтому творческая деятельность более успешно осуществляется в том виде искусства, который соответствует ведущей репрезентативной системе младшего школьника. Таким образом, определение ведущей репрезентативной системы ребенка и включение его в соответствующие виды творческой деятельности становится важным условием индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Кроме того, индивидуализировать обучение поможет выявление потребностей, интересов, предпочтений детей в том или ином виде искусства. Учеными, занимающимися возрастной психологией и педагогикой, доказано, что мотивация действий ребенка определяется, прежде всего, его интересом к выполняемой деятельности. У детей отсутствуют мотивы, связанные с долгом, необходимостью, слабо выражена волевая регуляция. Таким образом, опора на интересы, стремления и склонности детей, учет личных потребностей необходимы при индивидуальном подходе к организации художественно-эстетического воспитания, при определении индивидуальной траектории личностного развития ученика и овладения им различными видами творческой деятельности.

«Индивидуальная траектория» развития ребенка, согласно И. С. Якиманской, строится на двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, «позволяющей искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы, действия» [5, с. 67]. Наиболее перспективным нам представляется второе направление, которое предполагает самостоятельное выполнение младшими школьниками творческих работ в процессе художественно-эстетического воспитания, способствует обогащению опыта и способов действий, что в конечном итоге ведет к самоорганизации и самореализации личности.

Очень важным условием индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников и успешного овладения ими разнообразными видами творческой деятельности является создание ситуации успеха. Так, А. С. Белкиными установлено, что в ситуации успеха уровень мотивации младших школьников к творческому выполнению поставленных задач значительно выше, чем в обычных условиях. При успешном действии учащиеся испытывают чувство радости и удовлетворения, а это, в свою очередь, обусловливает рождение нового импульса к творчеству и желание сделать что-то необычное и на высоком уровне качества [1].

Реализация принципа индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников предполагает использование специальных методов и форм организации учебного процесса. Рассмотрим наиболее важные из них.

Для обеспечения широкого выбора видов искусств и художественной деятельности, отвечающих ведущей репрезентативной системе ребенка, целесообразно расширить круг предметов художественно-эстетического цикла за счет введения элективных курсов, а также использования возможностей внеучебных занятий. Наш опыт показывает, что весьма целесообразным является введение таких предметов, как «Слушание музыки», «Музыкальный инструмент», «Ритмика», «Танец», «Основы композиции и рисунка» и др. Освоение каждого из названных предметов имеет свои особенности. Так, например, предмет «Музыкальный инструмент» предполагает индивидуальную форму обучения; такие дисциплины, как «Ритмика» и «Танец» позволяют организовать работу с отдельными группами учащихся внутри класса; предмет «Основы композиции и рисунка» позволяет реализовать индивидуальное консультирование с каждым учеником класса в процессе учебного занятия.

Во внеучебной деятельности целесообразно проведение творческих конкурсов, театрализованных представлений, организацию кружковых занятий по интересам, посещение спектаклей, концертов, художественных вставок и т.д. Наиболее интересной формой творческой работы, позволяющей индивидуализировать общение с учащимися, является музыкальный театр. Особенности данного вида занятий состоят в нерегламентированном характере творческой деятельности, определяемой ситуативно заданными целями репетиционного процесса. Репетиционные занятия предполагают индивидуальную работу с солистами, исполняющими вокальные партии; работу с группами учеников, участвующих в танцевальных номерах и театральных мизансценах; а также работу со всем коллективом детей в массовых сценах. Таким образом, внутри коллективной репетиции появляется возможность организовать индивидуальное общение со школьниками.

Предоставляя широкое поле форм и видов художественной деятельности, педагог создает условия для реализации художественно-эстетических предпочтений детей, для выбора ими наиболее интересного вида деятельности, отвечающего его ведущей репрезентативной системе, а также его способностям, возможностям, склонностям и личностным особенностям. На этой основе появляется возможность сконструировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, который позволит максимально раскрыть его творческие способности и природные задатки, выявить мотивацию к занятиям искусством.

Обогащение опыта самостоятельной творческой деятельности младших школьников целесообразно осуществлять за счет включения детей во «взрослые» виды деятельности с целью осознания ими важности выполняемой работы. Наши наблюдения показывают, что наибольший эффект дает совместное участие учителей и учеников в музыкальных спектаклях, литературно-театральных вечерах, концертах, благотворительных акциях и пр. Помимо того, что у учащихся формируется чувство коллективной ответственности за результаты общего дела, они учатся принимать на себя индивидуальную ответственность за свой «участок работы», который хотят выполнить качественно и не подвести товарищей. Ситуация успеха и всеобщего одобрения, которая, как правило, сопутствует такого рода мероприятиям, существенно повышает мотивацию младших школьников к занятиям художественным творчеством.

Отдельный вид внеучебной деятельности, сопряженный с ситуацией успеха, связан с организацией разнообразных смотров, конкурсов и выставок детского творчества, оформлением портфолио личных достижений. Главная задача учителя при этом - создать такие условия, при которых можно достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, а также дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя (А. С. Белкин).

Очень важная сторона подобных мероприятий - это значительный общественный резонанс, интерес со стороны родителей, других образовательных учреждений, педагогического сообщества. Результаты творческих смотров-конкурсов, как правило, оформляются в виде красочных стендов, репрезентирующих достижения учеников, создания презентационных материалов, например, альбомов, газет, стендов «Наши лучшие ученики», «Мы ими гордимся» и т.д. Наличие наград и поощрений со стороны родителей, учителей, одноклассников способствует формированию чувства удовлетворения от творческой деятельности, а общественное признание ее результатов является мощным стимулирующим фактором и повышает мотивацию детей к занятиям искусством.

Таким образом, индивидуализация учебно-творческой деятельности, с одной стороны, органически присуща процессу освоения любого вида искусства, так как связана с особенной и неповторимой реализацией творческого замысла конкретной личностью. С другой стороны, принцип индивидуализации является необходимым условием обучения детей художественно-творческим видам деятельности, так как базируется на учете их индивидуальных особенностей, способностей, личностных приоритетов и предпочтений. Следовательно, методы и формы художественно-эстетического воспитания младших школьников также должны базироваться на принципе индивидуальности, учитывать специфику искусства, характер реализации творческой деятельности и особенности личности учащихся.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Быков В.С., Рычкова Л.С. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7674 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674