Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Пересунько А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия
Актуальность проведенного исследования обусловлена приоритетами в области образования, направленными на обеспечение устойчивого развития как условия выживания человечества и сохранения биосферы. Обращение автора к проблеме формирования экологической культуры подростков на основе концепции устойчивого развития отвечает общественной потребности в личности, актуализирующей единство знаний, ценностей, действий, отношений, новых смыслов совместного развития в системе: «Человек – Общество – Природа», посредством многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни на уровне понимания, изменения способов экологически безопасного взаимодействия для сохранения этого мира для настоящих и будущих поколений; созвучно интересам подростков и значимо в подростковом возрасте как благоприятном для самоопределения, самовыражения, позитивного признания взрослыми активности подростка в осуществлении им общественно значимой деятельности, соответствует логике развития имеющегося научно-педагогического знания, сложившейся педагогической практики, что выводит экологическое образование за границы собственно экологической проблематики за счет широко понимаемой социальной справедливости и обеспечивает возможность предупреждения экологических проблем и планирование действий по их предотвращению.
экологическая культура
экологическое образование
устойчивое развитие
подросток.
1. Абрамова Т. Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2002. – 21 c.
2. Батищев Г. С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высш. школы. – 1989. – № 11. – С. 35–38.
3. Бутова И. Д. Правовые основы формирования экологической культуры [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/007-11.pdf (дата обращения 01.10.2012).
4. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». – Нью-Йорк: Изд. Организации Объединенных Наций, 1987. – 412 с.
5. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / Под ред. А. Н. Захлебного // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. –2012. – № 2. – С. 4–15.
6. Кохановская М. И. Формирование экологической культуры школьников и активные методы обучения // Гражданская активность учащихся в контексте формирования экологической культуры: сб. метод. материалов. – Калининград: Рос. гос. ун-т им. И. Канта, 2007. – С. 52–55.
7. Сейтжанова Р. А. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры личности студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алматы (Республика Казахстан), 2010. – 30 с.
8. Степанов С. А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: Автореф. дис. … д-ра пед.наук. – М., 2011. – 58 с.

Введение

Современное развитие мирового сообщества, обусловленное доминированием социально-экономических приоритетов над экологическими, привело к неустойчивому состоянию биосферы и возникновению экологических проблем.

Глобальная экологическая ситуация настоятельно диктует необходимость перехода к устойчивому развитию и объединению усилий мирового сообщества как условий выживания человечества и сохранения биосферы. Разрешение конфликта в системе: «Человек - Общество - Природа» возможно путем поддерживания гармонии с окружающей средой и внутренне сбалансированных социально-экономических отношений. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образованию в интересах устойчивого развития, реализующему свои педагогические установки в контексте преодоления разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания и способствующему осознанию недопустимости экологических дефицитов и признанию безнравственным удовлетворение текущих потребностей за счет будущих поколений.

В связи с этим необходимым становится формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития [4], актуализирующей единство знаний, ценностей, действий, отношений, новых смыслов совместного развития в системе: «Человек - Общество - Природа», посредством многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни на уровне понимания, изменения способов экологически безопасного взаимодействия для сохранения этого мира для настоящих и будущих поколений.

Проблема формирования экологической культуры значима в подростковом возрасте как наиболее благоприятном для самоопределения, самовыражения, позитивного признания взрослыми активности подростка в осуществлении им общественно значимой деятельности, являющейся средством вхождения в мир ценностей, оценки важности и возможности своего участия в решении экологических проблем, исполнения своих нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, человеческих взаимоотношений, здоровья, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития».

Цель исследования: обосновать процессную модель формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития.

Методологическую основу исследования представляют теории и концепции: устойчивого развития, экологического образования, экологического образования в интересах устойчивого развития, экологической культуры. В качестве специальной методологии выступает совокупность коэволюционного, аксиологического и системно-деятельностного подходов к исследованию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретический анализ исследований Т. Е. Абрамовой [1], И. Д. Бутовой [3],                            М. И. Кохановской [6], Р. А. Сейтжановой [7], С. А. Степанова [8] обозначил необходимость рассмотрения экологической культуры подростка на основе соединения ее составляющих (знаний, ценностей, деятельности) как равнозначных и выражающихся в понимании глобальных закономерностей существования жизни на планете Земля.

Экологическую культуру подростка мы рассматриваем в качестве интегральной характеристики личности, аксиологической доминантой которой выступают экокультурные ценности, лежащие в основе дополнения научной картины мира современной картиной жизни и отражающиеся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности как средстве сохранения жизни природы и человечества в настоящем и будущем.

В процессе решения проблемы формирования экологической культуры подростка, на основе концепции устойчивого развития были определены идеи обновления содержания экологического образования в интересах устойчивого развития: гуманитаризации, метапредметности, футуристичности.

Идея гуманитаризации как идея дополнения естественнонаучного знания гуманитарным определяет гуманитарный характер экологического образования путем понимания общего мира для человека, природы, общества. Гуманитаризация устанавливает взаимосвязь и взаимозависимость экологических, социальных, экономических процессов и ведущую роль человека в решении проблем сбалансированного развития системы: «Человек - Природа -Общество».

Идея метапредметности как идея синтеза научных знаний и нравственных установок обозначает универсальный характер экологического образования через дополнение картины мира современной картиной жизни. Метапредметность способствует гармонии знания и социальной реальности, соблюдению нравственных норм и осознанию человеком себя в качестве существенной причины данного состояния общества и утверждению «другодоминантных» (Г. С. Батищев) смыслов индивидуального бытия [2].

Идея футуристичности как идея направленности на оптимистически вероятностное будущее обеспечивает опережающий характер экологического образования - прогнозирование и предупреждение проблем сбалансированного развития социоприродной среды. Футуристичность обусловливает ориентацию на проблемы будущего через исследование перспектив, закономерностей, этапов развития взаимоотношений в системе: «Человек - Общество - Природа» и выбор способов сохранения и улучшения окружающей среды.

Идеи гуманитаризации, метапредметности, футуристичности позволили выявить смысловое ядро обновленного содержания экологического образования через систему триад: «экологическое, экономическое, социальное», «индивидуальное, природное, общественное», «прошлое, настоящее, будущее». В процессе формирования экологической культуры подростка это определило равнозначное соотношение интеллектуального, аксиологического, практического как основы подлинного понимания проблем окружающего мира и своей ответственности за происходящее в нем.

Процессная модель формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития позволила последовательно и целостно изучить закономерные связи между процессом формирования экологической культуры подростка и условиями, реализуемыми в процессе экологического образования; отдельными компонентами процесса формирования экологической культуры подростка (цель, содержание, методы, формы, критерии, результат).

Инвариантом модели выступили подходы и соответствующие им принципы: коэволюционный (принципы гетерометрии, детерминации будущим, антропо-социокультурный), аксиологический (принципы экоцентризма и природоцентризма, ценности любой формы жизни и любой культуры, осознанной перспективы), системно-деятельностный (принципы контекстуальности, совместной деятельности, проектного и опережающего характера экологоориентированной деятельности).

Процессная модель потребовала учета последовательного перехода исследуемого процесса соответственно этапам: «Знаю», «Ценю», «Действую». На каждом этапе происходило системное формирование компонентов экологической культуры подростка (когнитивного, ценностно-смыслового, деятельностного). Главным достоинством модели являлась ее независимость от конкретной реализации в рамках вида образования и типа и вида образовательного учреждения.

На первом этапе - «Знаю» осуществлялось формирование системы естественнонаучных и гуманитарных знаний в соотнесенности с концепцией устойчивого развития, на основе которых научная картина мира дополнялась современной картиной жизни, что потребовало привлечения научных и научно-популярных, научно-фантастических, публицистических информационных продуктов. Эколого-познавательные приемы (биологической обратной связи, новизны, семантизации, значимости) обеспечили целенаправленное приобретение подростком экологических, экономических, социальных знаний о сохранении механизмов самовосстановления биосферы, рационального ресурсопотребления, совершенствования систем жизнеобеспечения; знаний о способах экологоориентированной деятельности. Включение подростка в проблемные познавательные ситуации экологического взаимодействия обеспечили методы, раскрывающие самоидентификацию субъекта в экологическом пространстве (локальном, региональном, глобальном уровнях), методы художественной репрезентации, идентификации, лабилизации, ассоциаций.

На втором этапе - «Ценю» обеспечивалось принятие совокупности экокультурных ценностей, отражающейся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности. Применение эколого-смысловых приемов (нравственных дилемм, научного спора, эвристический, аналогии) позволило последовательно вовлечь подростка в поиски смыслов экологоориентированной деятельности и определило выбор научно обоснованного пути решения проблемных смысловых ситуаций экологически безопасного взаимодействия.  Включению подростка в проблемные смысловые ситуации экологического взаимодействия способствовали методы, направленные на конструирование личностных смыслов: ролевые и имитационные игры, критические, рефлексивные диалоги.

В ходе третьего этапа - «Действую» подростки включались в реализацию учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий, эколого-созидательных приемов (моделирования, схематизации, узнавания, прогнозирования), позволивших сформировать у них рефлексивные, исследовательские, проектные, прогностические умения осуществления экологоориентированной деятельности в социоприродной среде. Организация проектной деятельности, участие в экологических проектах обеспечили включение подростка в совместную экологоориентированную деятельность, показали пути решения локальных экологических проблем и обозначили ответственность каждого конкретного человека за устойчивое развитие. Включению подростка в проблемные созидательные ситуации экологического взаимодействия способствовали методы, направленные на формирование сотворческого взаимодействия с природой: ритуализации экологоориентированной деятельности, экологической заботы, самопрезентация и социально значимые экологические акции.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе ГАОУ ДОД «Оренбургский областной детский эколого-биологический центр» г. Оренбурга, МОБУ ДОД «СЮН г. Орска», «СЮН            г. Новотроицка»; МБОУ ДОД  «СЮН г. Кувандыка»; МОБУ «Лицей № 3». Для получения эмпирической базы данных на констатирующем этапе были проведены: наблюдения, беседы, опросы, изучение подростков с помощью серии диагностических методик. Различными видами эксперимента было охвачено 320 подростков.

Результативность опытно-поисковой работы определялась посредством сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными по окончании его формирующего этапа.

Положительная динамика среднего и высокого уровней сформированности экологической культуры подростка в ходе опытно-поисковой работы подтверждает эффективность процессной модели формирования экологической культуры подростка при использовании совокупности выделенных педагогических условий: количество подростков с низким уровнем уменьшилось с 46,91 % до 16,04 %, с высоким уровнем возросло с 6,60 % до 17,43 %. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: количество подростков увеличилось с 46,49 % до 66,53 % Показатели абсолютного прироста уровня сформированности экологической культуры подростка в экспериментальных группах позволили осуществить проверку достоверности различия исходного и конечного уровней сформированности экологической культуры подростка, которая осуществлялась по критерию Пирсона.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной процессуальной модели формирования экологической культуры подростка в экологическом образовании. Положительная динамика, выявленная в ходе исследования, дает основание считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Выполненное диссертационное исследование носит теоретико-практический характер и обусловлено объективной потребностью общества в личности, способной к решению проблем сбалансированного развития природы и способов жизнедеятельности людей.

Обоснована совокупность научных подходов и соответствующих им принципов (коэволюционного, аксиологического, системно-деятельностного) как методологического основания построения процессной модели формирования экологической культуры подростка, на основе концепции устойчивого развития и определения эффективных условий ее функционирования.

Выявленные идеи обновления содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития (гуманитаризации как дополнения естественнонаучного знания гуманитарным; метапредметности как синтеза научных знаний и нравственных установок; футуристичности как направленности на оптимистически вероятностное будущее) совершенствуют процесс формирования экологической культуры подростка.

Разработанная процессная модель формирования экологической культуры подростка выступила прогностическим основанием и структурно отразила в единстве цель, подходы, взаимосвязанные и взаимодополняющие этапы, технологии  и приемы, критерии  и адекватные им показатели, результат.

Определены педагогические условия формирования экологической культуры подростка в процессе экологического образования: введение в содержание экологического образования ориентиров устойчивого развития, определяющих его гуманитарный, универсальный и опережающий характер; понимание экокультурных ценностей как аксиологической доминанты экологической культуры подростка, определяющей выбор цели деятельности, норм и правил поведения личности в окружающей среде; включение подростка в экологоориентированную деятельность, позволяющую приобрести индивидуальный опыт учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий в решении реальных жизненных ситуаций.

Разработано научно-методическое сопровождение процесса формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, включающее: авторскую программу «Будущее создается в настоящем», разработки занятий, заданий для самостоятельной и групповой работы, дискуссий, деловых игр, кейс-заданий, тренинговых упражнений, алгоритмов для выполнения практико-ориентированных проектов, учебно-методическое пособие автора; критериально-оценочный инструментарий сформированности исследуемого феномена (критерии, показатели, диагностический материал).

Опытно-поисковая работа показала статистически значимую положительную динамику сформированности экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития.

Вместе с тем выявлены педагогические риски, негативно влияющие на формирование экологической культуры подростка: недостаточная обращенность педагогов к идеям концепции устойчивого развития и отсутствие четких представлений о значении и влияниях экологоориентированной деятельности повлияли на результативность разработки перспективной модели экологического образования подростков, способствующей формированию экологически безопасного взаимодействия в системе: «Человек - Природа - Общество».

Проведенное исследование открывает новые перспективы изучения проблемы, связанные с выявлением закономерностей формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития на разных возрастных этапах становления личности, исследованием взаимообусловленности готовности педагога и уровня сформированности экологической культуры подростка, изучением формирования экологически безопасного образа жизни.

Рецензенты:

Тавстуха Ольга Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Ганаева Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Пересунько А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7679 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674