Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

Ставропольский Ю.В. 1
1 ФГБОУ «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Минобрнауки РФ»
Проведен качественный контент-анализ публикаций об идентичности в российской прессе, представленной такими ведущими изданиями, как «Известия», «Независимая газета», «Комсомольская правда». Всего проанализированы тридцать пять релевантных публикаций. Декомпозиция текстового массива публикаций позволила выделить 840 единиц анализа, которые затем были структурированы по следующим уровням: содержательно-установочный, тематический, проблемный, целевой и атрибутивный. На содержательно-установочном уровне рассмотренные публикации обращены к феномену идентичности. На тематическом уровне мы выделили следующие основные темы: этнокультурная идентичность, этническая идентичность, культурная идентичность, национальная идентичность, (обще)российская идентичность (россиянин). На проблемном уровне внутри темы «этнокультурная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: наличие у российских граждан различных форм этнокультурной идентичности, которые часто носят множественный и не взаимоисключающий характер, а также поразительная способность России к историческому выживанию, включая сохранение своей этнокультурной, этноконфессиональной идентичности.
мигранты
идентичность
национальный
этнокультурный
культура
этнический
российский
русский
1. Боришполец К.П. Методы политических исследований. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 221 с.
2. Жоль К.К. Социология в систематическом изложении. – М. : Юнити, 2004. – 431 с.
3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. – М. : Весь Мир, 1997. – 544 с.
4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М. : Рефл-бук, 2001. – 656 с.
5. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. – М. : ИС РАН, 2010. – 324 с.
6. Цыганков Н.А. Теория международных отношений. – М. : Гардарики, 2004. – 590 с.

Введение

Качественный вид контент-анализа [6], в отличие от количественного (частотного) вида [2], ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива [3], а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного понятия при его упоминании и т.д.) [4]. Проведение качественного контент-анализа требует от исследователя выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц анализа. Под смысловой и качественной единицей анализа понимается та часть содержания [5], которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.

Цель исследования

Поскольку целью исследования мы определили контент-анализ идентичности, соответственно качественными единицами анализа были избраны ключевые понятия социологии идентичности, такие как «идентичность», «культура», «миграция» и т.п.

Материал и методы исследования

Нами был реализован ненаправленный вариант методики качественного контент-анализа, описанный К.П. Боришполец [1]. Наш выбор методики объясняется тем, что ненаправленный качественный контент-анализ сильнее зависит от предметной квалификации исследователя и логического мышления, в отличие от направленного качественного контент-анализа, который сильнее подчиняется правилам лингвистики.

В качестве материала для анализа нами были выбраны публикации в крупнейших периодических изданиях «Известия», «Комсомольская правда», «Независимая газета».

На веб-сайтах указанных изданий мы вводили в строку поиска слово «идентичность» и получали соответствующие публикации. Всего нам удалось набрать таким образом 35 релевантных публикаций. Декомпозиция текстового массива публикаций позволила выделить 840 единиц анализа, которые затем были структурированы по следующим уровням: содержательно-установочный, тематический, проблемный, целевой и атрибутивный. Рассмотрим каждый уровень последовательно (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение

На содержательно-установочном уровне рассмотренные публикации обращены к феномену идентичности.

На тематическом уровне мы выделили следующие основные темы: этнокультурная идентичность, этническая идентичность, культурная идентичность, (обще)российская идентичность (россиянин).

Рассмотрим подробно нижестоящие уровни: проблемный, целевой и атрибутивный.

На проблемном уровне внутри темы «этнокультурная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: наличие у российских граждан различных форм этнокультурной идентичности, которые часто носят множественный и не взаимоисключающий характер, а также поразительная способность России к историческому выживанию, включая сохранение своей этнокультурной, этноконфессиональной идентичности.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «этнокультурная идентичность» по материалам российских периодических изданий оценивается нами следующим образом: этнокультурный баланс России находится под угрозой со стороны миграции. Необходимо укреплять гражданское единство при сохранении этнокультурного многообразия. Отмечается, что проводится огромное количество различных мероприятий, посвященных проблемам этнокультурного развития, направленных на то, чтобы научиться управлять этнокультурным многообразием и содействовать этнокультурному развитию.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «этнокультурная идентичность»: сохранение России как единой этнокультурной и геостратегической сущности.

На проблемном уровне внутри темы «этническая идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: проблема смысла, стоящего за словами «этническая идентичность», проблема размывания русской этничности, этнического самосохранения, этнической преступности, этнической анклавизации, этнических чисток, межэтнической напряженности и прав этнических меньшинств.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «этническая идентичность» по материалам российских периодических изданий оценивается нами следующим образом: этническая идентичность определяется через отождествление себя со своим народом, с культурой и образом жизни своего народа, с территорией проживания и историей.

В ХХ веке русский народ оказался даже менее благополучен по сравнению с другими этносами, по крайней мере, истории неизвестны случаи сокращения доминирующей этнической общности вдвое или втрое за 30-50 лет. Предлагается назвать то, что происходило в Чечне 90-х словами геноцид или этническая чистка – на усмотрение юристов. Припоминается, что за этнические чистки разбомбили Югославию. На рынке труда в России идет этническая чистка, которая проявляется в том, что рынки монополизируются по этническому принципу. Мало того, что русские теряют свою этничность, у этнически русского населения возникает ощущение, что их идентичность пытаются подменить другой.

Процессы анклавизации, компактного расселения выходцев из Дальнего Востока и Закавказья и некоторых других этнических групп по этническому признаку идут достаточно активно. Возникают районы с плохой репутацией, которые в перспективе превратятся в неблагополучные этнические гетто.

Этнические меньшинства желают жить среди своих и учить детей в «своих» школах. Разумеется, у этнических меньшинств должны быть свои права. Но в Москве доходит до формирования, по сути дела, этнических школ.

Таблица 1 – Структуризация информационного массива

Содержательно-установочный уровень

 

Идентичность

 

Тематический уровень

 

 

Русская

идентичность

 

Российская

идентичность

 

Культурная

идентичность

 

Этническая идентичность

 

Этнокультурная идентичность

 

Национальная

идентичность

 

Идентичность иммигрантов

Проблемный уровень

 

 

русский народ обижен и недоволен низким социальным статусом и низким уровнем жизни

 

у многонациональ-ного народа Российской Федерации нет наднациональной идеи

 

неприемлемость мультикультура-лизма для России

 

монополизация рынка труда по этническому принципу

 

поразительная способность к историческому выживанию и сохранению своей этнокультурной, идентичности

 

затяжной кризис самоидентификации тормозит национальное развитие

 

низкое качество миграционной политики

Целевой уровень

 

 

человек, для которого родной язык русский, любой, кто учился на русском языке

в русских университетах, вправе быть русским

 

«русские» и «россияне» обозначают разные идентичности – этническую и гражданскую

 

сохранение культурной «самости» вызывает негативные ассоциации в обществе

 

безнаказанность этнической преступности создает межэтническую напряженность

 

необходимо укреплять гражданское единство при сохранении этнокультурного многообразия

 

идея гражданской нации вступает в противоречие с идеей этнических различий

 

формирование изолированной субкультуры, теневой криминализо-ванной экономики и русофобии

Атрибутивный уровень

 

 

формула русской нации: открытость и союзничество с другими народами

 

Россия – национальное государство с многоэтничной российской нацией

 

огромная притягательность России для культурно близкого населения других стран

 

межэтнические отношения спокойные, но не безоблачные

 

сохранение России как единой этнокультурной сущности

 

в сфере межнациональных отношений принцип господства уступает место осознанной взаимозависимости

 

режим благоприятство-вания в пользу квалификации

 

Серьезную проблему представляет этническая преступность. Этнические и родственные коалиции опираются на неправовые методы (воровство и мафиозные структуры, «крышевание» рынков этническими группировками). Этническая преступность расцветает на коррупции и становится проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. Государство игнорирует этническую специфику преступности, что означает ее безнаказанность. Безнаказанность этнической преступности создает напряженность в межнациональных отношениях. В ряде городов часть правоохранительных органов просто на корню скуплена этническими кланами. Высокая степень безнаказанности уже и мелкой этнической преступности, этнические связи, особенно сильные родоплеменные, клановые связи, это прекрасная основа для формирования оргпреступных группировок. Любое упоминание об этнической преступности есть «фашизм», преимущественно «русский».

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «этническая идентичность»: межэтнические отношения в Российской Федерации в целом спокойные, но далеко не безоблачные. Признается, что нет ни одного представителя этнического меньшинства, который бы не сталкивался с проявлениями насилия либо недружелюбия.

На проблемном уровне внутри темы «культурная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: констатируется провал «мультикультурного проекта» за рубежом, в частности в Германии, утверждается неприемлемость мультикультурализма для России.

Среди причин провала «мультикультурного проекта» отмечаются принципиальная несовместимость мультикультурализма с основополагающими положениями либерализма относительно взаимоотношений индивида и общества, прежде всего абсолютизация культурных различий, отрицание интеграции через ассимиляцию.

В качестве антитезы мультикультурализму акцентируется большой исторический опыт межкультурного и межрелигиозного диалога в России, общероссийская культура является синтезом этнических культур.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «культурная идентичность» по материалам российских периодических изданий оценивается нами следующим образом: с одной стороны, в современном урбанизированном российском обществе утрачена традиционная архаическая культура. С другой стороны, сторонники сохранения культурной «самости» воспринимаются в обществе неоднозначно, вызывая негативные ассоциации. Только исламская культура в современной России обретает нормативные черты.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «культурная идентичность»: огромная притягательность России для культурно близкого населения других стран бывшего СССР и даже для жителей других стран, прежде всего для китайцев.

Основой национальной культуры всегда выступают культура, язык и религия большинства: английский компонент в британской нации, ханьский – в китайской, русский – в российской. Важное значение придается в прессе сохранению русской культурной доминанты с национальным ядром на основе русскоязычной российской культуры.

На проблемном уровне внутри темы «национальная идентичность» мы выявили следующий ряд проблем: затяжной кризис самоидентификации, тормозящий национальный рост и развитие, проблема общегосударственного смысла понятий «нация» и «национальная идентичность», национальные барьеры и межнациональные конфликты, сохранение межнационального согласия.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «национальная идентичность» по материалам российских периодических изданий оценивается нами следующим образом: Россия переживает период тяжелой национальной депрессии, вызванной, не в последнюю очередь, кризисом самоидентификации. Кризис идентичности препятствует росту и развитию России. Начавшийся в эпоху Б.Н. Ельцина наднациональный проект «Россияне» проваливается в бездну, с другой стороны, сейчас стало возможным обсуждать публично судьбы русской нации и Российской Империи, что в ельцинскую эпоху считалось опасно неприличным и абсолютно маргинальным.

Положительно оценивается отмена записи «национальность» в паспортах. Однако неоправданно сохраняется процедура записи национальности в свидетельстве о рождении, когда вновь рожденный человек вообще никакой этничностью не обладает.

Вопрос о национальной идее, идентичности, баланс государственного, политического, исторического, религиозного составляет самую болезненную сторону российской политики. Идея гражданской нации, видимо, вступает в противоречие с идеей этнических различий. Необходимо более последовательно утверждать понятия «нация» и «национальное» в общегосударственном смысле, вместе с признанием российской нации и российской идентичности. Российская Федерация нуждается в доктрине обеспечения гражданской солидарности и национальной идентичности. Должна возобладать национальная идея, которая должна состоять в объединении всех этнических групп под одним названием – российский народ. До сих пор не сформирована российская нация как народ, связуемый воедино судьбой и общим кругом врагов.

Проблема национальных барьеров внутри России признается абсолютно иллюзорной. В форме межнациональной напряженности часто находят выход системные проблемы общества. Обоснованный общественный протест облекается в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков.

В прессе звучат призывы не путать национальную идею с националистической. Многонациональное общество поражают бациллы национализма. Национальный вопрос большей частью звучит как некое неприятие мигрантов, незаконной миграции, криминального поведения, представителей других этнических групп.

Межнациональная напряженность вызывается в первую очередь этнической преступностью. Известность получили межнациональные конфликты в маленьких провинциальных городах – Харагун, Кондопога, Сальск, Ставрополь. Актуально продолжает звучать вопрос о том, удастся ли вобрать Кавказ в русскую нацию?

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «национальная идентичность»: одним из главных условий самого существования страны является гражданское и межнациональное согласие, соблюдение культуры межнационального общения. В сфере межнациональных и межгосударственных отношений принцип господства и подчинения постепенно уступает место отношениям осознанной взаимозависимости. Те пласты элит в бывших союзных республиках, которые захотят отстоять национальную самость и целостность, логично изберут пророссийскую ориентацию.

На проблемном уровне внутри темы «(обще)российская идентичность (россиянин)» мы выявили следующий ряд проблем: прежде всего, проблема соотношения объемов понятий «россиянин» и «русский», «российская идентичность» и «русская идентичность». Русской нации более тысячи лет, а российская нация в виде казенной паспортной формулы существует двадцать лет. Очевидно, эти понятия будут исключать друг друга в сознании людей до тех пор, пока не придет понятная всем и реально осуществимая формула наднациональной идеи. У многонационального народа Российской Федерации такой наднациональной идеи нет.

На целевом уровне состояние отмеченных проблем внутри темы «(обще)российская идентичность (россиянин)» по материалам российских периодических изданий оценивается нами следующим образом: «российский народ» и «россияне» – это термины, исторически использовавшиеся для обозначения жителей (граждан – после появления понятия «гражданство») нашей страны. Определения «русские» и «россияне» обозначают собой разные идентичности – этническую и гражданскую. В России живет один народ – россияне, среди россиян (жителей России) больше сходств.

Русская нация должна пониматься довольно широко. Это открытый проект, в котором можно участвовать вне зависимости от происхождения. Русские по национальности хотя и составляют большинство, но не являются титульной группой. Русские – открытая система. Быть русским – это заявительное право, русским вправе быть любой, кто объявляет себя таковым, все, кто учился на русском языке в русских университетах. Все они жили в русской культуре и имели все основания считать себя частью русской нации.

Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей тысячелетней истории. Это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Русский народ давно самоопределился и свой выбор подтверждал раз за разом. Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром.

На атрибутивном уровне нами выявлены следующие проблемные характеристики темы «(обще)российская идентичность (россиянин)»: у российских граждан имеются различные формы этнокультурной идентичности, которые часто носят множественный и не взаимоисключающий характер. Общероссийская культура является синтезом этнических культур, общероссийская идентичность формировалась изначально как синтетическая. Наиболее адекватным и научным является взгляд на Россию как на национальное государство с многоэтничной российской нацией.

Рецензенты:

Тетюев Леонид Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Печерский Владимир Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Ставропольский Ю.В. КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7794 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674