Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ»

Асаул А. Н. 1 Соян М. К. 2
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
2 Тувинский государственный университет
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость подготовки компетентных специалистов. Одним из эффективных путей решения этих проблем является создание учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, с использованием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, то есть создание качественно новой информационно-образовательной среды обучения. Такой подход позволит на практике реализовать разрыв между образованием и реальной действительности. Интерактивные технологии в образовании (электронный вариант учебника совместно с системой интерактивного тестирования) имеют ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным, в частности: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; возможность обращения к источникам учебной информации в режиме онлайн; нерегламентированный отрезок времени для освоения темы.
компетентность
инновационные технологии в образовании
информационно-телекоммуникационные системы
интерактивное тестирование
в режиме онлайн.
1. Асаул А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. – 2009. – № 2 (20). – С. 70-81.
2. Асаул, А.Н. Престижное экономические образование на благо России / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 1(7). – С. 3-6.
3. Асаул А. Н. Роль научной школы в подготовке научных кадров / А. Н. Асаул / Региональные аспекты интеграции науки и образования: проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ред. колл. В. К. Севек (отв. ред.), М. К. Соян, Р. М. Севек. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. – С. 91-98.
4. Асаул А. Н. Создание и внедрение дистанционного эвристического образования / А. Н. Асаул // Инновационные технологии обучения в высшей школе. – 2009.
5. Асаул А. Н. Экономика недвижимости. 2-е изд. / А. Н. Асаул. – СПб.: Питер, 2007. – 624 с.
6. Асаул А. Н. Экономика недвижимости. Практикум: учеб. пособие для вузов / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, П. Б. Люлин. – СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2008. – 285 с.
7. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. – 2004. – № 1(15). – C. 50-55.
8. Пчелинцева А. С. Критерии и принципы проектирования инноваций в образовании / А. С. Пчелинцева // Экономика и управление. – 2005. – № 2 (19). – С. 39-43.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость подготовки компетентных специалистов [7].

Безусловно, ведущие профильные вузы, которые имеют устойчивые научно-образовательные традиции, готовят специалистов-экономистов высокого класса [2]. Но в последнее время представители бизнеса и реальной экономики все чаще озвучивают упреки о том, что уровень знания выпускников вузов не соответствует требованиям рыночной экономики. Мы, как сотрудники вузовской сферы, не будем безоговорочно защищать нынешнюю систему подготовки профессиональных кадров с высшим образованием, напротив, отметим, что такая проблема существует, и она обусловлена противоречием между устаревшей структурой образовательных программ подготовки экономистов-менеджеров в наших университетах и хозяйственной реальностью сегодняшнего дня, т.е. медленно выходим из «исторической колеи» [1]. Система высшего образования страны решает эту проблему, например, с 2010 года все государственные вузы в директивном порядке переведены на двухуровневую систему подготовки (бакалавры и магистры), как это принято в развитых странах Запада. Видимо, в этом же русле следует трактовать программу слияния в 2013 г. двух старейших вузов страны по подготовке экономистов и менеджеров – Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) и Санкт-Петербургского  государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК).

Современная система образования должна развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [8].

Об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Одним из эффективных путей реализации инноваций в образовании является создание учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, с использованием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность сформировать у студентов компетентностную ориентацию.

В 2012 году Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) в рамках выполнения научно-исследовательской темы университета «Развитие теории и методологии обучения и воспитания специалистов для инвестиционно-строительного комплекса России в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования» поддержал проект по созданию системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости». Проект представлен сотрудниками кафедры финансов, анализа и управления, а на выполнение проекта привлечены члены научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» со своим лидером профессором А. Н. Асаул. Это означает, что проект будут выполнять не только штатные сотрудники  СПбГАСУ, но и исследователи различных возрастных групп и научной квалификации, в том числе аспиранты и студенты, связанные проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью [3].

Создание интерактивных технологий в образовании не только  повышает творческий и интеллектуальный потенциал студентов за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать решения, но и формирует компетентного специалиста с необходимой предметной ориентацией. Но переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных [4].

Интерактивные технологии в образовании (электронный вариант учебника совместно с системой интерактивного тестирования) имеют ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным, в частности: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; возможность обращения к источникам учебной информации в режиме онлайн; нерегламентированный отрезок времени для освоения темы. Интерактивные технологии дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.

Создание системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» формирует предметную компетенцию, что интегративно способствует формированию образовательной компетенции выпускника.

Основа системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» апробирована на сайте http://asaul.com/. Для входа в систему следует перейти во вкладку «Тесты» и зарегистрироваться со своим логином (электронный адрес) и паролем. Открывается страница тестирования (рис. 1). Далее студенту следует выбрать тематику тестирования и приступить к выполнению задания. Оценку знаний студента ставит автоматически сама система, результат тестирования можно смотреть в опции «Мои результаты».

Теоретические вопросы интерактивного тестирования по дисциплине «Экономика недвижимости» контролируют знание студентами материалов, изложенных в учебнике профессора А. Н. Асаула «Экономика недвижимости», имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» [5]. Непосредственно сами вопросы дублируют тесты в учебном пособии «Экономика недвижимости. Практикум: учеб. пособие  для  вузов», авторы профессор Асаул А. Н., профессор Иванов С. Н. и доцент Люлин П. Б., издано Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом [6].

Рис. 1. Страница интерактивного тестирования и оценки знаний  по дисциплине «Экономика недвижимости» на сайте http://asaul.com/

Данная система тестирования и оценки знаний студентов находится в отрытом интерактивном доступе, что позволит студентам использовать ее для самостоятельной работы.

В рамках реализации проекта авторы системы намерены совершенствовать ее, отредактировать отдельные вопросы, поскольку изменилось законодательство в области регистрации и налогообложения недвижимости в стране. Но фундаментальные теоретические основы недвижимого имущества, изложенные в учебнике «Экономика недвижимости», останутся неименными. По замыслу участников проекта данная система тестирования и оценки знаний студентов будет использована в учебном процессе при преподавании дисциплины «Экономика недвижимости» не только в СПбГАСУ, но и в учебном процессе Тувинского государственного университета.

Ярко выраженный компетентностный подход, ориентированный на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, направленный на решение основной проблемы современного высшего образования – ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями выпускников вузов и требованиями, предъявляемыми к специалисту в реальных рыночных условиях России и способствующими подготовке конкурентоспособных специалистов.

Работа выполнена в рамках выполнения НИР «Развитие теории и методологии обучения и воспитания специалистов для инвестиционно-строительного комплекса России в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования» по государственному заданию Минобрнауки РФ в 2012 году.

Рецензенты:

Иванов С. Н., д.э.н., действительный член Международной Академии инвестиций и экономики строительства, г. Санкт-Петербург.

Песоцкая Е. В., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник АНО ИПЭВ, г. Санкт-Петербург.

Савин К. Н., д.э.н., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.


Библиографическая ссылка

Асаул А. Н., Соян М. К. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7847 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674