Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА НА УРОВНЕ СЕМЬИ: ТЕХНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Еремина Л.И. 1 Нагорнова А.Ю. 2 Кайзер Н.Ю. 3 Куликова О.В. 4 Плахина Л.Н. 5
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
2 ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
3 ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
4 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
5 ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»
В статье аргументирована необходимость профилактики алкоголизма на уровне семьи в контексте современных технологий социальной работы. Показывается влияние семьи на социализацию личности. Рассматривается организационно-коммуникативная деятельность социального работника, включающая в себя организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества. Обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, раскрываются основные направления профилактики алкоголизма на уровне семьи, описаны техники организации совместной творческой деятельности и социального взаимодействия в семье. Дается сущностная характеристика понятий взаимодействие, обучение взаимодействию, совместная творческая деятельность. Рассматриваются виды креативных технологий: технология активного обучения, игровые интерактивные технологии (тренинги), игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
технологии креативного развития
социальное взаимодействие
совместная творческая деятельность
профилактика алкоголизма
1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 256 с.
2. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 1. – С. 3-21.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 200 с.
4. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 288 с.
5. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – 480 с.
Семья как важнейший микрофактор социализации личности представляет собой персональную среду жизни и развития всех ее членов, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи, а именно: демографический, социально-экономический, социально-культурный, технико-гигиенический [3].

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Социальная работа в семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Одной из функций социального работника выступает организационно-коммуникативная деятельность, включающая в себя организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества [4].

Одной из актуальных проблем общества является семейный алкоголизм. Профилактика алкоголизма на уровне семьи включает в себя комплекс мероприятий: организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления членом семьи спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении алкоголикам и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Задача социального работника - постепенно оздоровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика. Сделать это возможно при условии четкого по­нимания ее проблем и нужд. Члены семьи нуждаются в эмоциональной поддержке, гармонии взаимоотношений, самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности, стимуляции к активной деятельности и пр.

Рассмотрим особенности профилактики алкоголизма на уровне семьи, а именно техники организации совместной творческой деятельности и социального взаимодействия.

Взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу [3].

Организация социального взаимодействия предполагает следующие этапы: выдвижение и постановка целей, планирование работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.

Выдвижение целей происходит в ходе совместного обсуждения, состоящего из следующих этапов:

1) постановка проблемы («о чем говорим?»);

2) прояснение вопроса («что необходимо решить?»);

3) предложение вариантов решения («каковы все имеющиеся предложения?»);

4) обсуждение вариантов решения (прояснение вопросов, выявление сильных и слабых сторон обсуждаемых вариантов, сомнения в их правильности и пр.);

5) выбор варианта решения («что предпримем?»);

6) внесение изменений, дополнений в обсуждаемый вариант, принятие или снятие варианта;

7) обсуждение шагов по реализации найденного решения, планирование процесса реализации принятого решения.

Особенностью деятельности социального работника выступает обучение социальному взаимодействию членов семьи.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности [3]. Данное обучение предполагает включение членов семьи в процесс организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности; в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни семьи, которые предполагают взаимодействие; с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь семьи.

Профилактика алкоголизма на уровне семьи осуществляется за счет использования игровых тренинговых занятий, направленных на совместную творческую деятельность. В литературе в последнее время достаточно широко освещен данный вид занятий (С. В Гиппиус, А. Г. Грецов, О. В. Евтихов, О. А. Казанский, А. П. Панфилова, Ю. В. Пахомов, Н. В. Цзен и др.).

А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик, проанализировав основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, отмечают, что изучение индивидуального творчества привело исследователей к выводу о том, что креативность невозможна вне социального взаимодействия, то есть является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической характеристикой [2].

Организуя совместное творчество, необходимо опираться на следующие принципы:

- принцип гуманистической направленности (признание индивидуальности и уникальности каждого человека, его творческого потенциала; поддержка личности в стремлении к самоопределению и помощь в самореализации; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия; гуманное отношение к личности, уважение ее прав и свобод);

- принцип вариативности (учет индивидуальных особенностей каждого человека; признание наличия и правомерности индивидуальных целей личности наряду с целями семьи; дифференциация содержания, форм, методов, приемов, средств, технологий творческого развития личности применительно к семье как социальной группе);

- принцип коллективности (реализация данного принципа в семье способствует обогащению опыта членов семьи к жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими; создает условия для формирования способности к творчеству, для саморазвития и самореализации; для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе);

- принцип диалогичности (опираясь на субъект-субъектный подход, сотрудничество членов семьи, направленное на формирование креативности каждого, должно быть основано на их безопасном конструктивном диалоге);

- принцип центрации социального воспитания на развитии личности (стратегия и тактика социальной работы должна быть направлена на становление, обогащение и совершенствование творческого потенциала личности, в создании условий для формирования креативности, исходя из приоритета личности каждого члена семьи).

В качестве групповых методов и методических средств социальный работник может использовать следующие: ролевые игры, психодраматические приемы, метод фиксированных ролей, мозговой штурм, анализ ситуаций, психогимнастику, элементы арт-терапии и музотерапии и пр. [1].

Особое внимание уделяется серии тренинговых упражнений, направленных на взаимопонимание, командное творчество, креативное решение проблем, развитие креативности в повседневной жизни и бытовых условиях.

Творческое отношение к жизни, поведенческую креативность раскрывал в своих работах К. Р. Роджерс (1957). Автор понимал под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения, определив условия творческой деятельности:

- внутренние: 1) экстенсиональность (открытость новому опыту); 2) внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям;

- внешние: 1) психологическая безопасность; 2) защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 3) психологическая свобода самовыражения [5].

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Успешность использования техник организации совместного творчества и социального взаимодействия для профилактики алкоголизма на уровне семьи зависит от ряда условий.

Используя специальные способы обучения взаимодействию (этюды, тренинги, совместные обсуждения, специально создаваемые ситуации, игры и пр.), социальному работнику необходимо так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальностям быта и жизнедеятельности членов семьи и значимо для них.

Одним из основных условий профилактики алкоголизма на уровне семьи является создание креативной среды, благоприятной творческой атмосферы в семье. Социальному работнику необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с семьей, которая бы исключала возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов семьи к самостоятельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Для этого важно постоянно демонстрировать свою уверенность в силах каждого, в его возможности искать и находить решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.

Сказанное выше позволило нам выделить следующие характеристики благоприятной творческой атмосферы в семье: соблюдение принципов построения креативной среды, соответствие содержания креативной среды выделенной проблеме, насыщенность и разнообразие креативной среды, обеспечивающей занятость каждого члена семьи, ориентация на творческие возможности и индивидуальные особенности каждого члена семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи алкоголика. Без их волевого усилия и настойчивости самые эффективные формы, методы и социальные технологии не принесут успеха.

Следовательно, профилактика алкоголизма на уровне семьи и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны, их выбор определяется спецификой конкретной ситуации, особенностями членов семьи, профессиональной компетентностью социального работника. Со временем каждый опытный специалист по-своему модифицирует методики, создает собственную систему форм, методов, средств работы. Сущность всех применяемых способов социальной работы - профилактика семейного алкоголизма.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№14.B37.21.2121).

Рецензенты:

Богомолова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Арябкина Ирина Валентиновна, доктор педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Кайзер Н.Ю., Куликова О.В., Плахина Л.Н. ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА НА УРОВНЕ СЕМЬИ: ТЕХНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8096 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674