Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данилова О.Р. 1 Шумейко А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье представлены результаты реализации технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности. Нами описано содержание четырех этапов технологии: ориентировочно-мотивационного, ознакомительно-адаптационного, содержательно-реализующего и этапа самореализации и саморазвития. На каждом из четырех этапов технологии волонтерская деятельность является органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей внеучебной воспитательной работы со студентами; организация волонтерской деятельности имеет в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты; будущие социальные педагоги включаются в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности; взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями развивается по вектору «управление – соуправление (координация) – самоуправление».
волонтерская деятельность
будущие социальные педагоги
профессиональная компетентность
1. Данилова О. Р. Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности и условия ее реализации / О. Р.Данилова // Вестник ЧГПУ. - 2011. - № 4. - С. 41-52.
2. Положение Iмеждународного слета молодежи «Мир, где нет чужих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.amur-mic.ru/index.php?option=com_content&%20task=view&id=90&Itemid=132 (дата обращения: 17.01.11).
3. Самодурова Т. В. Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества (аналитический обзор материалов конференции) // Мир, где нет чужих: материалы 1-й Международной научно-практической конференции (Благовещенск, 27 апреля 2010 г.) / Отв. ред. А. А. Гаркуша. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - Вып. 1. - С. 53-56.
4. Таенкова И. О., Таенкова А. А., Гориславец Е. Г. Поколение новое За продвижение здоровое!: (метод. рекомендации для информац.-просвет. работы с подростками группы социального риска по формированию здорового образа жизни и профилактике поведенческих болезней). - Хабаровск: Хабар. краев. ассоц. «Планирование семьи», 2009. - 32 с.
5. Таенкова И. О., Таенкова А. А., Золотарев А. И. Загаси сигарету, яркой жизнь свою сделай (методическое пособие по профилактике табакокурения среди молодежи). - Хабаровск: Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2010. - 56с.
6. Шумейко А. А., Ли Сиюань. К обучению в российском педагогическом вузе на основе ценностных ориентаций // Активность студенческой молодежи в формировании и развитии социокультурного пространства вуза: Материалы междунар. науч.-практич. конференции. Благовещенск, 4-6 марта 2008. - Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2008. - 264 с.
Условием качественного и продуктивного действия социального педагога выступает его профессиональная компетентность. Ее специфика заключается в том, что она связывает все функциональные компоненты профессиональной деятельности специалиста в единую систему, переводит все виды деятельности в практическую сторону, максимально способствует решению задач различного уровня.

Теоретическое обоснование проблемы формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов посредством волонтерской деятельности, изучение волонтерской деятельности в системе воспитательной работы высшего учебного заведения позволили организовать экспериментальное исследование в соответствии с логикой выдвинутого нами предположения о том, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов посредством волонтерской деятельности может быть достигнута, если волонтерская деятельность станет органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей внеучебной воспитательной работы со студентами; организация волонтерской деятельности будет иметь в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты; будущие социальные педагоги будут включены в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности; взаимодействие будущих социальных педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление - соуправление (координация) - самоуправление».

Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов посредством волонтерской деятельности осуществлялось в процессе реализации разработанной нами технологии [1]. При реализации технологии использовались различные формы профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов: семинары, круглые столы, дела, мастерские, мастер-классы и другие.

На первом, ориентировочно-мотивационном, этапе реализации технологии осуществлялось вовлечение студентов в волонтерскую деятельность. На кураторских часах преподаватели и кураторы первокурсников из числа студентов старших курсов объясняли сущность волонтерской деятельности, презентовали волонтерское движение АмГПГУ, описывали формы участия студентов в волонтерской деятельности и дополнительные возможности, появляющиеся у студентов-волонтеров, проводили первичную диагностику профессиональной компетентности будущих социальных педагогов.

Также на первом этапе реализации технологии студенты получили первый опыт волонтерской деятельности, приняв участие в социальной акции «Спешите творить добро!». На базе жилого массива совместно с кураторами волонтерского объединения из числа преподавателей проводился сбор  детской одежды, книг и игрушек для детей из неблагополучных семей. Собранные вещи и игрушки студентами сдавались в Гуманитарное отделение КГУ «Комсомольский-на-Амуре комплексный центр социального обслуживания населения № 1». Эта форма волонтерской деятельности не требует длительной подготовки и привлечения финансовых средств, но наглядно демонстрирует социальную значимость осуществляемой деятельности, ее профессиональную направленность, позволяет многим первокурсникам впервые увидеть объект своей будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, получить опыт профессионально ориентированной волонтерской деятельности.

Основным компонентом организации волонтерской деятельности является обучающий компонент, поэтому уже на первом этапе реализации технологии студенты прошли специальное обучение в Комсомольском филиале ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр» (далее - Молодежный центр), опорном центре Министерства молодежной политики спорта и туризма Хабаровского края (с февраля 2011 года - Министерства образования и науки Хабаровского края).

Кроме обучения на семинаре-тренинге «Антивирусный марафон», где  студенты, педагоги, медицинские работники, представители органов внутренних дел и средств массовой информации Хабаровского края обсуждали медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья молодежи и формы участия студенческого волонтерского движения в профилактике социально опасного поведения молодежи, студенты приняли участие в ряде других мероприятий. С периодичностью один раз в месяц для студентов были проведены: экспресс-лекторий «Символика волонтерской организации», социальное занятие «Развитие добровольчества и досуговая занятость подростков и молодежи» и интерактивный просветительский станционный курс «СПИД-зачет». Участие студентов в проектах «Поколение новое ЗА продвижение здоровое!» и «Пространство, свободное от наркотиков» способствовало повышению информированности молодежи в вопросах сохранения своего здоровья и профилактике вредных привычек; вовлечению подростков и молодежи в общественно значимые дела и досуговую занятость; развитиию добровольчества в деле популяризации здорового образа жизни [4].

Результатом описанной работы стала не только ориентация будущих социальных педагогов на профессионально ориентированную волонтерскую деятельность, но и формирование потребностей и движущих мотивов студентов-волонтеров. Чаще всего мотивами добровольчества у студентов является желание расширить свой круг общения и оказать помощь и поддержку нуждающимся людям. Задача преподавателей, занимающих на первом этапе технологии управляющую позицию, оказать влияние на формирование еще одного мотива волонтерской деятельности - возможность получить дополнительные знания и опыт практической работы. То, что преподаватели занимают во взаимодействии с волонтерами управляющую позицию, обусловлено начальным уровнем личностной и деятельностной готовности к профессионально значимой волонтерской деятельности будущих социальных педагогов.

На втором этапе технологии, ознакомительно-адаптационном, оказывалось влияние на выработку поведения, восприятия, мышления студентов, необходимых для успешности процесса формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов средствами волонтерской деятельности. Так, студенты участвовали в Краевой молодежной кампании «Неравнодушные сердца», посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом, основными целями которой является привлечение внимания молодежи, представителей общественности, СМИ к проблеме распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи; повышение информированности подростков и молодежи о безопасном поведении в отношении ВИЧ/СПИДа и наркомании; оказание информационно-методической поддержки различным учреждениям в работе по формированию здорового стиля жизни и профилактике поведенческих болезней; демонстрация результатов своей деятельности по профилактике ВИЧ/ СПИДа и наркомании.

На втором этапе технологии студентам давалась возможность занять позицию организаторов, т.е. участвовать в волонтерской деятельности на уровне вуза и других учреждений по принципу соуправления (координации). Волонтерам делегировались полномочия по планированию и координации деятельности волонтерского объединения, организации взаимодействия с заинтересованными лицами и объединениями, администрацией социальных учреждений.

Волонтеры также приняли участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях «День без вредных привычек», проводимых АмГПГУ на базе отдыха «Шарголь». Будущие социальные педагоги методом активного включения участвовали в социальных акциях: «Последняя сигарета», «Отдыхаем комфортно», «Считаем калории», «Будем здоровы».

Обучающий компонент организации волонтерской деятельности содержательно наполнялся и другими формами и методами. Будущие социальные педагоги приняли участие в Краевом слете добровольцев и Краевом конкурсе агитационных бригад, проходившем в его рамках. На Краевом слете добровольцев студенты представили свое молодежное объединение, переняли опыт организации волонтерского движения в других муниципальных образованиях Хабаровского края, приняли участие в тренингах по подготовке добровольцев и интерактивном информационно-просветительском курсе «Жизнь прекрасна - не рискуй напрасно!». В ходе слета студенты прошли обучение на тренинге добровольцев по здоровому образу жизни и семинаре-тренинге «Молодежь и здоровье».

На ознакомительно-адаптационном этапе волонтеры любого уровня готовности к социально полезной деятельности привлекались к проведению массового мероприятия, требующего от студентов длительной подготовки, ответственного подхода, распределения ролей и функций, постоянной координации и контроля исполнения обязанностей. Таким мероприятием стало театрализованное представление, посвященное празднованию Нового года. Театрализованное представление волонтеры готовили весь декабрь: писали сценарий, распределяли и учили роли, подбирали музыку и костюмы, собирали игрушки и детские книжки для подарков; осуществляли взаимодействие со Студенческим Советом университета и студенческим профсоюзным комитетом, которые тоже собирали игрушки для нуждающихся детей. Преподаватели выполняли координирующую и организационную функции.

Также на этом этапе в результате реализации диагностической составляющей организации волонтерской деятельности были определены лидеры волонтерского движения. Студенты, обладающие организаторскими способностями, лидерскими качествами, с высоким или средним уровнем успеваемости в учебной деятельности, на следующем этапе технологии содействуют переходу от управления с соуправлению во взаимодействии будущих социальных педагогов с руководителями волонтерского объединения. Эта работа направлена на проверку четвертого положения гипотезы нашего исследования.

Нужно отметить важную особенность результатов реализации ознакомительно-адаптационного этапа технологии - у волонтеров появилось чувство принадлежности к группе - волонтерскому отряду. Появление социального чувства, характеристика которого отражает профессиональную компетентность социального педагога, безусловно, свидетельствует об успешности процесса реализации технологии.

На третьем этапе технологии, содержательно-реализующем, дела и акции планировались заранее, организовывались систематично и регулярно, их осуществление координировалось структурным подразделением вуза, занимающимся социальной и воспитательной работой, и кураторами волонтерского движения. Можно выделить несколько особенностей этого этапа реализации технологии. Во-первых, на этом этапе проходит подготовка и осуществление  перехода от организованного студенческого волонтерства к специально организованному самоуправляемому студенческому волонтерству, когда приоритетные направления работы, план работы, форма и периодичность волонтерских акций предлагаются и реализуются самими студентами-волонтерами. Во-вторых, взаимодействие между волонтерами и преподавателями строится по принципу соуправления с последующим переходом к самоуправлению.

На этом этапе технологии студент, прошедший специальное обучение, обладающий организаторскими способностями, лидерскими качествами и желанием расти и профессионально развиваться, под контролем кураторов волонтерского движения разрабатывает и поэтапно реализует свой проект социально значимой деятельности. Лидер волонтерского отряда самостоятельно определял субъекта помощи, привлекал заинтересованных лиц, партнеров, исполнителей работы.

Студент, не имеющий опыта организаторской деятельности, нуждающийся в развитии коммуникативных, организаторских, аналитических умений, формировании интереса к социально-педагогической деятельности, поддержке в выработке потребности в саморазвитии, принимал участие в других видах социально полезной деятельности: разработке макетов информационных буклетов и плакатов, распечатке раздаточного материала, подготовке презентационных материалов; сборе денежных средств, игрушек и книг, средств гигиены для нуждающихся; подготовке сценария театрализованного представления и т.д.

На третьем этапе студенты волонтерского отряда организовали на базе АмГПГУ реализацию гражданской инициативы «Россия без табака», а также приняли участие в краевой акции-марафоне  «Загаси сигарету, яркой жизнь свою сделай!», цель которой способствовать снижению распространения табакокурения среди молодежи Хабаровского края. Основными задачами стали: повышение информированности подростков и молодежи о последствиях табакокурения и возможностях отказа от табакокурения; привлечение внимания общественности, родителей, всех заинтересованных структур к проблеме подросткового табакокурения; популяризация альтернативных форм досуговой занятости подростков и молодежи; распространение инновационных технологий информационно-просветительской работы в подростковой и молодежной среде районов края [5].

Специалистами Молодежного центра для волонтеров были проведены семинары по подготовке добровольцев, тренинги для желающих бросить курить, социологический экспресс-опрос о масштабах и причинах распространения табакокурения, просмотр социальных видеороликов. Студенты в качестве координаторов также приняли участие в соревновании классов (групп), свободных от курения.

На третьем этапе студенты провели традиционную акцию к Новому году, но взаимодействие между преподавателями и волонтерами строилось по принципу соуправления (координации). Студенты не только традиционно посетили социальные учреждения с новогодним представлением и подарками, но и приняли участие в ректорском приеме для подростков с ограниченными возможностями, проходящими восстановление в Реабилитационном центре. Качественное отличие этого мероприятия было в том, что волонтеры получили возможность непосредственного общения с подростками, потенциальными объектами их будущей профессиональной социально-педагогической деятельности. Студенты не только показали праздничное представление, но и слушали стихотворения собственного сочинения своих гостей, обсуждали их планы на будущее, рассказывали о своей специальности и предлагали помощь в получении образования в АмГПГУ. Следует отметить, что форма и степень участия будущих социальных педагогов в этом мероприятии были различные: одни ставили спектакль, другие - сопровождали подростков с ограниченными возможностями, третьи - готовили музыкальное и видео сопровождение, что было направлено на проверку третьего положения гипотезы нашего исследования.

На третьем этапе студенты получили опыт социально полезной и профессионально ориентированной деятельности не только в образовательных учреждениях, но и в учреждениях системы социальной защиты населения, а объектами волонтерской деятельности здесь стали ветераны войны, военнослужащие, пожилые граждане, люди с ограниченными возможностями и жильцы микрорайона, которые приходят на такие мероприятия семьями.

Сотрудничество с Домом-интернатом для престарелых и инвалидов позволило волонтерам проявить себя в качестве инициаторов, организаторов и координаторов акции, которая состоялась в месячник по уборке города. Совместная работа в рамках акции «Добро, идущее от сердца» актуализировала процессуальный компонент организации волонтерской деятельности. У студентов развивались умения определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство, привлекать дополнительные ресурсы для самостоятельного выполнения задания.

На третьем этапе технологии для формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов волонтерская деятельность усложняется, появляются новые формы работы, целевая аудитория расширяется. Так, со студентами была проведена акция «Поговори со мною, мама», для организации которой привлекались средства спонсора. Акция была приурочена к Международному дню Матери. Студенты волонтерского отряда разделились на две группы, одни занимались организацией акции в вузе, другие - на улицах города. Для проведения акции в вузе добровольцы провели в Институте филологии и Институте педагогики и психологии АмГПГУ разъяснительную работу: рассказали на кураторских часах об истории праздника и о традициях Дня Матери, зарождающихся в России, а также предложили вспомнить своих мам и поздравить их по почте. Волонтеры предложили студентам подборку стихотворений для того, чтобы подписать открытки, а также организовали рассылку на почтовом отделении. Прохожим на центральной площади города также предлагалось подписать открытку стихотворными строками, здесь же открытка запечатывалась в конверт, а ручка оставлялась прохожему в подарок. После того, как все открытки были подписаны, волонтеры также организовали их  рассылку на почтовом отделении. Развитие коммуникативных и организаторских способностей, толерантного отношения к людям, навыков общения с разными и незнакомыми людьми стало результатом проведения этой акции.

На четвертом этапе, этапе самореализации и саморазвития, актуализируется рефлексивный компонент процесса организации волонтерской деятельности, поскольку будущие социальные педагоги целенаправленно побуждаются к самоанализу на основе профессиональных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки, приобщаются к технологиям рефлексии, получают помощь в самоопределении [6]. Для обеспечения рефлексивной составляющей на четвертом этапе технологии инициировалась и поддерживалась позиция волонтера системой поощрений, создавались адекватные организационные условия, обеспечивалось активное участие каждого желающего в жизнедеятельности молодежного объединения. Система взаимодействия в волонтерском объединении закрепляется Уставом отряда.

С учетом сказанного выше и для реализации главных задач четвертого этапа технологии преподавателями-кураторами волонтерского движения были созданы условия для студентов, показавших склонность к научно-исследовательской деятельности. Получение навыков профессионально ориентированной волонтерской деятельности, расширение знаний в сфере добровольчества позволило студентам заниматься научно-исследовательской деятельностью в области волонтерства.

Так, студенты приняли участие в конкурсах исследовательских работ среди студентов высших учебных заведений, в организации мероприятий Всероссийской научно-практической конференции «Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества», проведенной в сентябре 2009 года в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете. Конференция проводилась при поддержке РГНФ (грантовый проект № 09-06-88680 г/Т) [3].

Считаем необходимым отметить, что привлечению волонтеров отряда «Призвание» к научно-исследовательской деятельности способствовал существующий в объединении принцип взаимного обучения. Взаимное обучение повышает уровень социальной компетентности будущих специалистов, стимулирует развитие социальной активности студентов в процессе совместной деятельности, способствует проявлению активной жизненной позиции.

Самореализации и саморазвитию будущих социальных педагогов, безусловно, способствуют условия специально организованного самоуправляемого студенческого волонтерства. При реализации четвертого этапа технологии мы достигли пересечения рефлексивного, обучающего и процессуального компонентов организации волонтерской деятельности. Содержательно это было представлено следующим образом. Кураторами волонтерского движения был проведен научно-практический семинар «Волонтерское движение: опыт организации», в котором приняли участие студенты, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, старшие вожатые, заместители директоров школ по воспитательной работе и школьники городских общеобразовательных учреждений. Планирование и организация работы семинара осуществлялась преподавателями. Определенный преподавателями объем работы выполнялся лидерами студенческого отряда добровольцев: регистрация и сопровождение участников, обмен опытом участия и организации различных мероприятий и акций волонтерского объединения, подготовка сообщений на тему «Волонтерское движение: ретроспективный анализ», «Символика волонтерской организации». Проведенное мероприятие позволило продолжить развитие у будущих социальных педагогов умения определять объем выполняемой работы, выделять этапы работы, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство. Кроме того, студентам была предложена еще одна форма участия в волонтерской деятельности.

Итогом работы научно-практического семинара стало обсуждение перспектив сотрудничества волонтерского отряда «Призвание» с образовательными учреждениями города. Так, в рамках третьего направления волонтерской деятельности, выделенного нами в процессе исследования, начал функционировать Институт волонтеров-кураторов, цель которого оказание организационной и консультационной помощи и информационной поддержки волонтерскому движению школьников.

Исследовательская, аналитическая и обобщающая, работа волонтеров с образовательными учреждениями, принявшими участие в эксперименте, показала, что волонтерская деятельность в них спонтанна и мало организована. Обозначилось явное противоречие между большим желанием и психологической готовностью школьников к социально полезной деятельности и бессистемностью и эпизодичностью акций, мероприятий и организационных сборов волонтеров. Студенты инициировали наставничество, когда ведущую роль в организации социальных акций играют сами школьники, совместно с педагогом образовательного учреждения они планируют работу, анализируют результаты совместной деятельности. Роль студентов постепенно уменьшается, чему способствует обучение волонтерского актива из числа школьников и переход управления полностью учащимся образовательных учреждений.

С целью самореализации и саморазвития будущих социальных педагогов и для решения задач четвертого этапа технологии студенты волонтерского отряда «Призвание» приняли участие в I Молодежном международном слёте «Мир, где нет чужих» в г. Благовещенске и г. Хейхе (КНР). Цель слета: привлечение молодежи к активному участию в формировании гражданского общества, основанного на принципах  взаимного уважения и толерантности. В рамках слета работала научно-практическая конференция. Будущие социальные педагоги приняли участие в заседании секции «Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание молодежи через развитие волонтерского движения» [2].

На заключительном этапе технологии будущие социальные педагоги самостоятельно приобретали новые знания и умения по специальности, использовали для решения профессионально-педагогических задач различные источники информации, приобретали умение применять новые знания в социально полезной деятельности. Специально организованная самоуправляемая волонтерская деятельность будущих социальных педагогов способна включить студентов в деятельность, отвечающую специфике формирования профессиональной компетентности, как в отдельных ее компонентах, так и в их единстве.

В процессе внедрения технологии формирования профессиональной компетентности для будущих специалистов происходит модификация социальной микросреды вуза, микросредой приобретаются определенные свойства: открытость (способность социальной микросреды перестраиваться в соответствии с требованиями будущей профессии, поступающими из внешней социально-профессиональной среды); системность (взаимодействие компонентов и этапов технологии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов); вариативность (возможность социальной микросреды модифицироваться за счет реализации внутренних резервов).

Таким образом, органичность и педагогически целесообразная организованность волонтерской деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза; компонентный состав процесса организации волонтерской деятельности; включенность будущих социальных педагогов в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности; развитие взаимодействия будущих социальных педагогов с преподавателями от управления к самоуправлению позволяют повысить эффективность профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Рецензенты:

Булавенко Олег Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра интегрированных систем обучения, заместитель декана факультета экономики и менеджмента по работе с внебюджетными студентами Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре.

Седова Наталья Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Данилова О.Р., Шумейко А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8104 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674