Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Мартов С.н. 1
1 Адвокатская палата Орловской области
В статье автором раскрыта содержательная характеристика форм стратегического взаимодействия высшего профессионального образования и малого инновационного бизнеса. Проблема развития малого инновационного бизнеса в настоящее время является одной из наиболее актуальных для России, что неоднократно отмечалось руководством страны и нашло отражение в принятии в последние годы целого ряда федеральных и региональных нормативных документов и программ в целях стимулирования, создания и развития малого предпринимательства. Именно малое инновационное предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, то есть ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл.
инновации
малый бизнес
высшее профессиональное образование
стратегическое взаимодействие
формы
1. Абалкин Л. И. Кампания или стратегия? [Текст] / Л.И. Абалкин // ЭКО. – 2004. – № 6. – С. 45–48.
2. Бауман С. Н. Малые инновационные предприятия России: взгляд изнутри (результаты анкетного исследования малых инновационных предприятий РФ) [Текст] / С. Н. Бауман // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2005. – Т. 3. – С. 170–175.
3. Борисенко И. Л. Методика анализа результативности бизнес–процессов при формировании системы контроллинга на инновационном предприятии [Текст] / И. Л. Борисенко, Н. Н. Кудрявцева // Инновационный Вестник Регион. – 2009. – № 1. – С. 8–13.
4. Бурма К. С. Обзор подходов к организации управления инновационным предприятием [Текст] / К. С. Бурма, А. Н. Кубанков // Специальная техника. – 2011. – № 4. – С. 26–30.
5. Дежина И. Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок [Текст] / И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. – М.: ИЭПП, 2004.
6. Инновационным малым предприятиям будет оказана помощь на выставках [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 2. – С. 73–74.
7. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www. innovbusiness.ru /content/ document_r_D419E7F6-1EE1-4934-A05C-7752DBDF3B69.html
8. Коробкова О. М. Стратегия эффективного управления малыми научно–инновационными предприятиями [Текст] / О. М. Коробкова, А. Р. Курмангалиева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2010. – № 2. – С. 63–67.
9. Круглова А. С. Развитие форм взаимодействия между инновационными предприятиями и научными организациями [Текст] / А. С. Круглова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 67. – С. 127–131.
10. Куркотова Н. Ю. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса и перспективы их применения к решению задач управления инновационными предприятиями [Текст] / Н. Ю. Куркотова // Наука и образование: электронное научно–техническое издание. – 2007. – № 4. – С. 4.
11. Кутузов В. М. Партнерство университета с компаниями: опыт передачи малому предприятию инновационных разработок вуза [Текст] / В. М. Кутузов, Н. Н. Потрахов, Н. Г. Рыжов, М. Ю. Шестопалов // Инновации. – 2006. – № 7. – С. 27–29.
12. Лукьянова Н. В. Модернизация информационной системы управления инновационным предприятием [Текст] / Н. В. Лукьянова, А. А. Захарова, Т. Ю. Чернышева // Молодой ученый. – 2011. – № 10. – С. 96–100.
13. Павлов А. В. Коммерциализация интеллектуальной собственности малым инновационным предприятием вуза [Текст] / А. В. Павлов // Вестник Российского нового университета. – 2010. – № 4. – С. 54–56.
14. Пыркова И. А. Инновационным предприятиям – зеленый свет [Текст ] / И. А. Пыркова // Инновационный Вестник Регион. – 2009. – № 1. – С. 2–3.
15. Савостова Т.Л. Эффективное управление инновационным предприятием – основа модернизации экономики [Текст] / Т. Л. Савостова // Право и управление. XXI век. – 2010. – № 4. – С. 64–66.
16. Сибирская Е. В. Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса [Текст] / Е. В. Сибирская, О. А. Строева, Е. В. Петрухина // Ученые записки Орловского государственного университета Сер.: гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 4. – С. 38-46 (статья из списка ВАК).
17. Фесенко Е. А. Повышение роли патентных работников в социальном управлении малыми инновационными предприятиями [Текст] / Е. А. Фесенко // диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Москва; Новосибирск, 2004.
Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью углубленного анализа проблемы стратегического взаимодействия сфер высшего профессионального образования и малого инновационного бизнеса. Принятие управленческих решений по обеспечению сбалансированности функционирования и развития данных сфер пока является не достаточно изученным аспектом. Поскольку речь идет о взаимодействии сфер, существенно различающихся по своим исходным целевым установкам, организационным экономическим, финансовым и правовым механизмам, а также внешним институтам своего регулирования, постольку соответствующая проблематика приобретает стратегический характер, требующий применения неоинституциональной и управленческой теории.

В новой постиндустриальной модели, основанной на «экономике знаний», роль высшего профессионального образования в социально-экономическом развитии становится системообразующей; ресурсно-обеспеченное и эффективное функционирование соответствующих институтов выступает не только как необходимое, но и первейшее по значимости в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Цель рассмотрения форм стратегического взаимодействия высшего профессионального образования и малого инновационного бизнеса состоит в развитии кооперации различных государственных организаций для создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях инновационных предприятий. В связи с этим возникает необходимость решения задачи: создание специализированных государственных органов исполнительной власти, отвечающих за развитие и поддержку малого инновационного предпринимательства и разработку форм стратегического взаимодействия  высшего профессионального образования и малого инновационного бизнеса через методы поддержки и координации.

Интенсивность, качество и результативность интеграционных процессов высшего профессионального образования и малого инновационного бизнеса определяются действием сложной совокупности внешних факторов, определяющих поведение взаимодействующих субъектов на микроуровне. Это, в свою очередь, предполагает: предвидение и нейтрализацию глобальных угроз снижения конкурентоспособности образовательной и производственной систем; обеспечение достаточной степени открытости национальных образовательной и производственной систем действию прогрессивных глобальных тенденций повышения инновационности и социализации экономики; последовательную реализацию конституционного положения о социальном государстве; повышение качества механизмов макроэкономического прогнозирования и программирования, обеспечивающих взаимоувязку приоритетов развития рассматриваемых систем; ориентацию макроэкономических регуляторов на систематический рост инновационного потенциала, интеллектуализации производственной системы.

Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны, в значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства [7].

Основной задачей поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Очевидно, что наиболее «критическим» для высокотехнологичной компании является именно период становления. В то же время экономическая отдача от инновационного проекта может быть получена только на последних этапах его реализации, когда налаживается серийное производство инновационной продукции [15].

Применительно к макроуровню экономики содержательная характеристика приведенных факторов представлена в таблице 1.

При этом на начальных этапах проекта необходимы существенные инвестиции, характеризующиеся в большинстве случаев высокими рисками. Именно поэтому во всех развитых странах малым фирмам, реализующим инновационные проекты, оказывается диверсифицированная, всесторонняя государственная поддержка.

В современных российских условиях видится необходимым выстраивание системы государственных организаций, способной обеспечить «сквозную» поддержку малых наукоемких предприятий. При этом, очевидно, следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых - взаимное дополнение, обуславливающее существование возможностей для координации и кооперации [9].

На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инновационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) компании важно представлять, какие формы поддержки она может получить и какими видами услуг может воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться в той или иной форме поддержкой государства, но и повышение степени доступности информации об организации, а также повышение прозрачности ее деятельности.

Основными задачами, стоящими перед поддержкой инновационного предпринимательства, в соответствии с основными проблемами этой сферы экономической активности, являются [8]: расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей; расширение круга потенциальных инвесторов за счет представителей рынка венчурного инвестирования, а также за счет среднего и крупного бизнеса; оказание финансовой поддержки на самых ранних стадиях становления инновационных проектов; помощь в поиске партнеров и оказание различного рода услуг по «сопровождению» реализации инновационных проектов [4]; помощь в получении доступа к наиболее доступным офисным и производственным помещениям; информационная поддержка [12].

Таблица 1. Содержание макроуровневых факторов, определяющих потенциал стратегического взаимодействия профессионального образования и бизнеса

Наименование

групп факторов

Содержательная характеристика факторов

Общая сбалансированность системы высшего профессионального образования и системы малого инновационного предпринимательства

Эффективное законодательное регулирование и бюджетное обеспечение проблем воспроизводства населения. Высокое качество реализуемой государственной миграционной политики. Государственная поддержка эффективной занятости населения и создания новых рабочих мест.

Структурная сбалансированность системы высшего профессионального образования и системы малого инновационного предпринимательства

Наличие законодательно регламентированной государственной промышленно-инновационной политики, определяющей перспективные структурные пропорции развития основных видов экономической деятельности, а также долгосрочные ориентиры их кадрового обеспечения.

Общность экономических интересов системы высшего профессионального образования и системы малого инновационного предпринимательства, способствующих их интеграционному взаимодействию

Функционирование системы государственной ресурсной поддержки реализации совместных образовательно-производственных проектов, решающих стратегические задачи модернизации экономики, а также совместной деятельности образовательных и производственных структур по участию в федеральных целевых программах. Поддержание конкурентной среды бизнеса на основе эффективной антимонопольной и внешнеэкономической государственной политики.

Инновации являются своеобразным мостом между результатами научных исследований, разработок и рынком, государством, бизнесом. В деятельности организаций поддержки целесообразно в первую очередь ориентироваться на использование механизмов, способных привлекать к реализации инновационных проектов коммерческие финансовые институты и представителей среднего и крупного бизнеса.

В связи с тем, что основной проблемой малых инновационных предприятий остается недостаток финансирования на ранних этапах жизненного цикла, в первую очередь следует выделить организации, оказывающие финансовую поддержку инновационным проектам. На этом поле в первую очередь следует выделить Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. Также к поддержке малого инновационного предпринимательства следует отнести организации, занимающиеся регулированием смежных, тесно связанных с инновационной деятельностью, сфер экономической активности. В частности, в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности действуют две основных организации - Роспатент и ФАПРИД [16, 17].

Нехватка существующих видов и форм поддержки проявляется как в недостатке координации между государственными организациями и недостаточностью объемов предоставляемых ими услуг, так и в существенном количественном недостатке отдельных типов инфраструктурных организаций.

В связи с этим предлагается сконцентрировать усилия на развитии кооперации различных государственных организаций, предоставляющих схожие услуги, а также стимулировать создание на федеральном и региональном уровнях следующих организаций.

1. Инновационные биржи технологий. Биржи технологий должны выполнять роль «места встречи» спроса и предложения на рынке высокотехнологичной продукции при активном участии государства в формировании самого института биржи.

2. На уровне регионов - центры внедрения инноваций. Одна из наиболее актуальных для малых инновационных предприятий проблем - это проблема неопределенности относительно спроса на создаваемую ими продукцию. Одним из путей решений указанной проблемы является создание на региональном уровне организаций, осуществляющих стимулирование отдельных (приоритетных для региона) направлений инновационной активности путем размещения государственных заказов на высокотехнологичную продукцию - центров внедрения инноваций. Создание подобных центров способно в некоторой мере устранить неопределенность относительно спроса на продукцию малых предприятий, стимулировать развитие приоритетных отраслей, а также централизованно определять направления и механизмы внедрения инноваций на региональном уровне власти.

3. На уровне регионов - центры коллективного пользования высокоспецифичным оборудованием. Необходимость использования в процессе разработки и производства инновационной продукции высокоспецифичного оборудования является существенным ограничением для реализации инновационных проектов. В то же время опыт инновационно-технологических центров демонстрирует существенную отдачу от применения технологий «коллективного пользования».

4. На уровне регионов - инновационно-технологические центры, технопарки и инкубаторы технологии отраслевой направленности. Количество организаций указанного типа лишь в незначительной степени удовлетворяет спрос малых инновационных предприятий. В связи с этим очевидна необходимость создания новых организаций и совершенствования действующих.

5. На региональном уровне - центры по трансферу технологий. Безусловно, одну из определяющих ролей в формировании научно-технологического потенциала государства играют высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты. Для стимулирования инновационной, предпринимательской активности в ВУЗах и НИИ видится целесообразным создание в их составе отдельных структурных подразделений - центров по трансферу технологий.

Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего формирования форм стратегического взаимодействия высшего профессионального образования и малых инновационных предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, считаем необходимым рекомендовать - создание специализированных государственных органов исполнительной власти, отвечающих за развитие и поддержку малого предпринимательства на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В обязанности которых будут входить организация согласованности действий всех объектов, организация встреч представителей малого инновационного бизнеса и высшего профессионального образования  с целью обмена опытом и внедрением нереализованных идей. Только тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий государственных органов власти по поддержке сектора малого инновационного бизнеса.

На основе проведенных исследований мы можем сказать, что малые инновационные предприятия - это организации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. В настоящий момент они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежный опыт показывает, что именно малые инновационные предприятия очень динамичны, требуют малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам.  Именно малое инновационное предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл.

Таким образом, малые инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до «товарного» вида и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса. Малый инновационный бизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики страны. И в связи с этим  дальнейшим направлением в исследовании данного вопроса  может стать поиск финансирования в поддержку развития малого инновационного предпринимательства в системе высшего профессионального образования.

Рецензенты:

Шманёв Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орёл.

Сибирская Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.


Библиографическая ссылка

Мартов С.н. ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8105 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674