Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Ерохина Е.А. 1 Емельянова Е.А. 2 Казаков В.В. 1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет
2 ФГБОУ ВПО Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
В данной статье рассматривается проблема повышения конкурентоспособности вузов и реализации инновационно-предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность вуза рассматривается как сложная, многоаспектная категория, не имеющая однозначного толкования. Показано, что конкурентоспособность университетов все в большей степени зависит от их способности совмещать образовательный процесс с практикой освоения и внедрения передовых технологий, техники, управленческих инноваций, генерирования знаний и превращения их в капитал. В работе предложена концепция повышения конкурентоспособности вуза через реализацию инновационно-предпринимательской деятельности. Предложена авторская трактовка механизмов повышения конкурентоспособности вузов с учетом самоорганизационных процессов, происходящих в вузе. Обоснована необходимость выделения детерминирующих факторов при реализации инновационно-предпринимательской деятельности.
самоорганизация
вуз
инновации
конкурентоспособность
механизмы
1. Афонасова М. А. Инновационные аспекты конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона // Журнал "Международный журнал экспериментального образования". – 2010. – № 11. – С. 210-213.
2. Емельянова Е. А., Аксенова Ж. Н., Богомолова А. В. Современные подходы к планированию инновационно-предпринимательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; URL: www.science-education.ru/103-6272 (дата обращения: 21.12.2012).
3. Макарчев В. Российские вузы не вошли в новый рейтинг 200 лучших университетов мира // Информационное телеграфное агентство России; URL: http://www.itar-tass.com/c11/536561.html (дата обращения 04.10.2012).
4. Рожков К. Л. Процесс глобализации и национальная экономика: дис… д-ра экон. наук. – М., 2000.
5. Толстых Т. Н., Богомолова Е. В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография / Т. Н. Толстых, Е. В. Богомолова. – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.

В современных условиях главными источниками  конкурентоспособности вузов становятся не только используемые прогрессивные образовательные технологии и генерируемые научные идеи, но и результаты инновационно-предпринимательской деятельности в виде коммерциализации научных знаний. Конкурентоспособность университетов все в большей степени зависит от их способности совмещать образовательный процесс с практикой освоения и внедрения передовых технологий, техники, управленческих инноваций, генерирования знаний и превращения их в капитал.

В условиях современной сложности управления возникает проблема  выбора университетом такой траектории развития, которая бы, с одной стороны, соответствовала его внутренним тенденциям как сложной научно-образовательной и инновационно-предпринимательской системе; а с другой – обеспечивала бы реализацию его стратегических целей и удовлетворение потребностей общества в условиях действующих ограничений со стороны внутренней и внешней среды [2]. Уровень конкурентоспособности вуза является важнейшим фактором, позиционирующим его в образовательном пространстве (региональном, национальном, мировом). Что касается российских университетов, отметим, что в настоящее время по оценкам мировых экспертов, нашедших отражения в мировых рейтингах (QS, THE или Шанхайский рейтинг) российская система образования теряет свои позиции на мировом рынке, так в 2012 году ни один из российских вузов не вошел даже в число 200 лучших вузов мира по версии любого из перечисленных рейтингов [3]. Низкая конкурентоспособность отечественных вузов во многом обусловлена недостаточным уровнем развития вузовской науки и отсутствием ее связи с экономикой, низким качеством инновационной инфраструктуры, использованием устаревших образовательных технологий, изношенного лабораторного оборудования, и, соответственно, выпуском неконкурентоспособных специалистов.

Конкурентоспособность вуза следует рассматривать как сложную, многоаспектную категорию, не имеющую однозначного толкования. Конкуренция между вузами протекает в иных формах и влечет за собой иные последствия, чем конкуренция фирм, регионов, территорий. Университеты ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление им более благоприятных экономических и финансовых условий, отстаивают интересы сложившихся на их базе научных школ, технологических платформ, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются повысить эффективность вузовских малых инновационных предприятий и обеспечить приемлемые условия для научно-образовательной и инновационно-предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что развитие конкуренции в образовательной среде имеет как положительные, так и отрицательные последствия, содействуя усилению одних вузов и ослаблению других. Этот процесс обусловлен объективными факторами и оказывает все большее влияние на прогресс или отставание отдельных университетов, а в конечном итоге – на уровень получаемого высшего образования граждан.

Конкурентоспособность различных вузов резко различается с точки зрения сложившейся структуры образовательного процесса, интеллектуального, ресурсного и инновационного потенциалов, обеспеченности инфраструктурой, возможности стажировок, инвестиционных возможностей и т.п. Возрастает межвузовская конкуренция за финансирование из государственного бюджета, квалифицированные кадры, научные гранты, распределение госзаказов и т.д.

Следует иметь в виду, что в условиях глобальной конкуренции первостепенным является не столько формирование внешнего имиджа успешного вуза, сколько внутренние условия для образовательной, научной и инновационно-предпринимательской деятельности студентов и сотрудников.  Университет должен быть привлекательным прежде всего для своих студентов и сотрудников, так как в противном случае его ожидает отток высококвалифицированных кадров в другие вузы, регионы, страны. Это подтверждает опыт России и других стран в начале  ХХI века. «Внешняя привлекательность как следствие внутренней – вот принципиальное условие глобальной конкурентоспособности» [4].

Исходя из изложенного выше, под конкурентоспособностью вуза как субъекта рыночных отношений нами предлагается понимать его способность выступать на рынке образовательных услуг наравне с другими конкурирующими субъектами. С этих позиций конкурентоспособность университета определяется как наличием в его структуре конкурентоспособных научных школ, малых инновационных предприятий, так и способностью органов управления университета создавать благоприятные условия для получения высшего образования и осуществления научной и инновационно-предпринимательской деятельности с целью достижения и удержания конкурентных преимуществ вуза в определенных областях.

Исходя из основных положений системной теории и неосистемного подхода, обосновывающего существование четырех базовых типов социально-экономических систем, при определении конкурентоспособности вуза мы предлагаем учитывать четыре основных аспекта: конкурентоспособность результатов функционирования вуза, конкурентоспособность ресурсов, конкурентоспособность среды вуза и конкурентоспособность процессов, происходящих в вузе (рис. 1).

Рис.1. Составляющие конкурентоспособности вуза

Конкурентоспособность ресурсов вуза складывается из конкурентоспособности его интеллектуальных, материально-технических ресурсов, финансовых, кадровых информационных и других видов ресурсов.

Конкурентоспособность процессов заключается в эффективности осуществления образовательных процессов, процессов научной деятельности, развития, обеспечения, а также процессов управления.

Составляющими конкурентоспособности вузовской среды являются: конкурентоспособность информационной, организационно-управленческой, социально-культурной, нормативно-правовой и других сред.

Конкурентоспособность результатов деятельности вуза складывается из востребованности выпускников на рынке труда, конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности (идей, решений, инновационных продуктов, услуг) и достижений в других областях.

При этом все составляющие конкурентоспособности вуза должны находиться в пропорциональном соотношении друг относительно друга. Так, конкурентоспособность вуза определяется не только востребованностью его выпускников, наличием тех или иных конкурентоспособных научных школ и результатов интеллектуальной деятельности, но и способностью органов управления вузом создавать благоприятные условия для осуществления образовательной, научной и инновационно-предпринимательской деятельности, способствующие достижению и удержанию конкурентных преимуществ вуза в определенных областях. Успех вуза в конкурентной борьбе требует от него развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкуренции за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов [5]. Это определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению вузом, который не только обеспечивал бы процесс адаптации к изменениям внешней среды, но и создавал условия для его эффективного функционирования на постоянной основе.

При понимании процессов формирования конкурентных преимуществ актуальным становится вопрос о способе перевода процессов в осязаемые  результаты. Ответом на данный вопрос может служить эффективный механизм формирования конкурентных преимуществ вуза, который будет призван обеспечить устойчивое развитие на основе расширенного воспроизводства и эффективного использования научного, образовательного, материально-технического, экономического и социального потенциалов. К элементам механизма формирования конкурентных преимуществ вуза следует отнести: систему прогнозно-программных документов, отражающих результаты функционирования социально-экономической системы, и, в конечном итоге, формирующую политику и стратегию развития; перестройку организационно-управленческой структуры; методы формирования – инструментарий, включающий способы, рычаги, технологии процессов достижения поставленной цели.

С точки зрения системно-самоорганизационного подхода механизмы повышения конкурентоспособности можно разделить на 2 блока: организационные и самоорганизационные механизмы (рис. 3).

Рис. 3. Механизмы развития ИПД

Организационные механизмы представляют собой совокупность требуемых действий субъекта, необходимых для развития социально-экономической системы в соответствии с заданной траекторией развития. Примерами организационных механизмов могут служить социально-экономические и институциональные механизмы формирования конкурентных преимуществ с учетом стратегического видения развития вуза.

Необходимым условием для повышения конкурентоспособности вуза является наличие эффективной стратегии, поскольку в конкурентной борьбе выигрывают те вузы, которым удалось создать благоприятную среду для протекающих процессов, органично вписаться в информационные и финансовые потоки, а также те, которые имеют научно обоснованную стратегию развития вуза.

При этом инновационно-предпринимательская деятельность может быть направлена как на создание новых направлений развития университета, так и повышение конкурентоспособности и эффективности традиционных [1]. Однако возникает необходимость выявления факторов и условий, которые играют решающую роль в переориентировании экономики регионов на инновационный сценарий развития.

Рецензенты:

Афонасова М. А., д.э.н., профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск.

Осипов Ю. М., д.э.н., профессор,  зав. отделения кафедры ЮНЕСКО Института Инноватики ФГБОУ ВПО ТУСУР, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Ерохина Е.А., Емельянова Е.А., Казаков В.В. ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8208 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674