Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пупышева А.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
В статье рассматривается технология реализации педагогической профилактики психоэмо¬циональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе; даны рекоменда-ции соблюдения норм педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств администрации учебных заведений; представлена структура технологии реализации педагогической профилактики пси-хоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки, содержащая семь последова-тельных этапов, для каждого из которых заранее прописан результат, критерии оценки эффективности каждого этапа и технологии в целом, даны рекомендации родителям школьников, администрации учеб-ных заведений; описаны требования к урокам музыки.
вокалотерапия.
область музыкальной терапии
проблема психоэмоциональных нарушений у детей
уроки музыки в общеобразовательной школе
технология реализации педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств
1. Абдиров Ч. А. Здоровье населения и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья. – Материалы конференции «Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровья населения». – Нукус: 1991. – С. 8–15.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003. – 704 с.
3. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М.: Просвещение, 1999. – 120 с.
4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – М.: Интонация, 1971. – 376 с.
5. Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной сис-темы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. – Вып. – 1982. – № 5. – С. 5–11.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и препода-вателей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 400 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 712 с.
8. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001. – 232 с.
9. Шушарджан С. В. Исследование влияния различных видов музыкальных воздейст¬вий на жизнедеятельность культивируемых клеток меланомы, как модель изучения неспецифического акустико-биорезонансного эффекта. – М.: 1999. – 130 с.

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регу­лируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает актив­ность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособ­ности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние психоэмоционального напряжения и срыв нервной деятельности. Под психоэмоциональной напряженностью понимается пограничное состояние, формирую­щееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и харак­теризующееся временным понижением устойчивости и психических и психомоторных функций, выраженное соматовегетативными реакциями и снижением качества обучения [6, С. 11]. Наиболее частой причиной психоэмоциональной напряженности детей являются мно­годневные напряженные действия, зачастую в опасных для жизни и здоровья условиях, при невозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения от тревожно-де­прессивных переживаний.

В этой связи перед российскими педагогами встаёт проблема поиска новых подходов к организации учебного процесса, разработки технологий педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников и их внедрения в образовательную практику современной школы.

Под технологией реализации педагогической профилактики пси­хоэмоциональных расстройств (далее ПЭР) понимается способ внедрения процедур ПЭР в образовательный процесс школы, основанный на взаимодействии педагога и учащихся, межличностных взаимодействиях учеников, поэтапной практической деятельности учителя по достижению поставленной цели. При этом создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллекту­ального, творческого, личностного и физического здоровья всех субъектов образования, как учащихся, так и педагогов.

Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств с содержательной точки зрения включает в себя:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками и психологами, и собственных наблюдений учителей в процессе реализации образовательной технологии уроков музыки, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
педагогической профилактики ПЭР, ее стратегии, соответствующей осо­бенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы (школьники младших классов).

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности уча­щихся, направленных на сохранение и повышение резервов психоэмо­ционального здоровья и активизации работоспособности на уроках музыки.

Цель: использование средств музыки в сочетании с психотерапевтическими парадигмами артпедагогики и арттерапии на уроках музыки для профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств младших школьников в общеобразовательной школе.

Задачи, которые решает данная технология: создание благоприятного эмоционального фона в процессе обучения; побуждение к поиску средств выражения при создании образа персонажа в музыкальной игре; развитие интереса к музыкально-игровой деятельности; формирование познавательных интересов; развитие творческого мышления, эмоциональной сферы; развитие наблюдательности; освоение приемов фантазирования (рисование и разукрашивание под классическую музыку); стимулирование коллективного творчества; развитие в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативных способностей в процессе урока музыки.

Следует отметить, что сама педагогическая профилактика ПЭР имеет несколько составляющих, которые влияют на эффективность технологии реализации: комплексная профилактика психических заболеваний, профилак­тика и коррекция психоэмоционального здоровья; сочетание с методиками артпедагогики и артте­рапии, способствующими яркому преподнесению учебного материала; формирование и развитие творческих способностей уча­щихся.

Технология реализации педагогической профилактики ПЭР и ее основные компоненты, входящие в данную технологию, показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Технология реализации педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки

Этапы технологии реализации: ценностно-ориентированный, конструктивный, практический, заключительный, оценочно-рефлексивный. Рассмотрим содержание каждого этапа:

1. Ценностно-ориентированный этап.

Анализ научной литературы по проблеме исследования, обоснование цели, задач, гипотезы исследования, методологического аппарата и программы эмпирического исследования, составление тестов диагностики психоэмоциональных состояний.

2. Конструктивный этап.

Диагностика психоэмоционального состояния младших школьников. Анализ результатов диагностики ПЭР младших школьников. Поурочное планирование педагогической профилактики ПЭР для 2, 3, 4-х кл.

3. Практический этап.

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования; разработка и апробация теоретической модели педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Для проведения уроков музыки с целью профилактики ПЭР разработан комплекс упражнений, песен и игр, который следовало выполнять по 10 мин в начале каж­дого урока музыки.

Состав упражнений рассчитан для 2, 3, 4-х классов по 36 уроков в год. Состоит из 2 разделов: первый – упражнения на разминку (см. таблицу № 1); второй – 36 специально подобранных песен, игр и различных видов упражнений, также декламационного характера. Структура технологии реализации представлена в таблице № 1.

Таблица 1. Структура практического этапа технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Компоненты

 

Деятельность учителя музыки

Деятельность школьников

Упражнения

Разминка

3 мин в начале урока

Создание положительного эмоционального фона; снятие эмоционального напряжения; сплочение группы.

Ослабление степени напряжения и тревоги; установление контакта со сверстниками и взрослым; возникновение положительных эмоций.

Психофизическая разминка под музыку, произнесение гласных без определенной высоты, совмещая с дыхательной гимна­стикой, Упражнение, активизирующее диафрагму, исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам, чередуя гласные и др.

Песни, упражнения, игры с использованием музыкального материала в сочетании с методами арттерапии и артпедагогики

Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы детей; проведение игр и упражнений с учетом психодинамических свойств личности; использование техник (арт-терапия, песочная терапия, кукло-терапия и др.); организация продуктивных видов деятельности.

Активное, добровольное участие; решение личностных проблем в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Песня – «Дыхание для уст­ранения обид», упражнение – «Танец 5 движений», упражнение – «Одевание пальчиков», песня – «В чем про­блема?» и др.

Заключительная часть

Закрепление полученных навыков и знаний; снятие у детей эмоционального, мышечного и интеллектуального напряжения; стимулирование детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия; обучение детей навыкам рефлексии; саморефлексия педагога.

Анализ процесса общения; оценка происходящего.

 

Следует выделить критерии оценки эффективности практического этапа: увлеченность всех обучающихся в процесс урока музыки; активность участников обучения; открытость участников новому опыту и новым знаниям; заинтересованность в обучении; стремление применить полученные знания на практике в рамках учебного пространства; успешность отработки новых и закрепления имеющихся навыков в ходе обучения; определение обучающимися своих достижений и сильных сторон.

4. Заключительно-обобщающий этап.

Осуществление качественной интерпретации результатов исследования, систематизация полученных материалов, промежуточные обсуж­дения достигнутых результатов (педагогические советы, научно-практические конференции, заседания кафедры вокала и хорового дирижирования.

5. Оценочно-рефлексивный этап.

Выводы и рекомендации по улучшению процесса обучения, составление методики педагогической профилактики ПЭР.

Степень общей эффективности технологии реализации предложенной педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки устанавливается в результате оценки по всем критериям (см. таблицу 2).

Таблица 2. Критерии эффективности технологии реализации педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки

Критерий оценки эффективности технологии реализации

Показатели

Время проведения

Методы

Эмоционально-ценностный

Поведенческие изменения – оценка эмоционального состояния младших школь­ников. Снижение тревожности учащихся, уменьшение страхов, агрессивного поведения и т.д. Повышение мотивационно-эмоциональной стороны обучения

До, во время и после завершения технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Наблюдение учителя, тестирование (тест на определение психологического климата класса)

Мотивационно-личностный

Положительные отзывы учащихся о проведение уроков музыки; заинтересованность в обучении; развитие самостоятельности и активности; стремление

обучающегося к разучиванию нового музыкального материала;

стремление выйти за предполагаемые рамки изучаемого предмета, что способствует раз-

витию стремлений к поиску новых видов творческой деятельности и творческого потенциала обучающегося

Во время или по завершении технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Опрос, наблюдение, беседа с учащимися

Организационно-коммуникативный

В ходе урока используются разные виды педагогического взаимодействия; реализация возможности творческой мобильности; разнообразие методик применения средств обучения в сочетании с методами арттерапии и артпедагогики

Во время технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Наблюдение

Обученности

Оценка того, смогли ли обучающиеся освоить новые навыки (интонирование, музыкальное исполнительство, слушание музыкальных произведений, музыкальная память, чувство ритма и др.) и использовать их на практике. А также сокращение затрат времени школьников для изучения нового музыкального материала и выявление степени обученности. Выяснение того, насколько возросли знания учащихся в результате проведенной технологии реализации – повышение качества обученности. Удовлетворенность учителя музыки успеваемостью и заинтересованностью учащихся

Во время педагогической профилактики ПЭР

Через некоторое время после завершения педагогической профилактики ПЭР

Во время или по завершении технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Наблюдение, тесты, опрос, анализ показательных выступлений учащихся на школьных и внешкольных мероприятиях, устные или письменные опросы, беседа

Оценочно-результативный

Выявление изменений производительности и качества труда

До и после технологии реализации педагогической профилактики ПЭР

Оценка уровня успеваемости по предмету «музыка»

Таким образом, для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Осо­бенно это можно отметить при воспитании младшего школьного возраста. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положитель­ные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить об одной эмоции страха или тревожности, и о целом их ком­плексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предо­пределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Практика показала, что при реализации технологии педагогической профилактики ПЭР младших школьни­ков необходимо соблюдать требования к уроку музыки:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны соответствовать нормам: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, на­личие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Обязательное проведение оздоровительных моментов на уроке – физминутки, ди­намические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; проверить соответствие условий в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15–20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражне­ний с 3–4 повторениями каждого.

3. Должно быть наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мо­тивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внут­ренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучае­мому материалу.

4. Учитывать психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт, сотрудничество, достаточный учет возрастных особен­ностей); между учениками (сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, актив­ность).

5. Рекомендуется наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористиче­ская или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с коммен­тарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

6. Норма плотности урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, не менее 60 % и не более 75–80 %.

7. Также рекомендуется определять момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: 35–40 минут в началь­ной школе, 30 минут – для учащихся классов компенсирующего обучения.

Контроль над выполнением требований необходимо осуществлять заучу начальной школы и заучу по воспитательной работе.

Рекомендации по использованию технологии реализации педагогической профилактики ПЭР для учителей музыки, классным руководителям младших классов и другим специалистам, работающим с младшими школьниками. Положительный результат зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной. Следует вспомнить высказывание В. А. Сухомлинского, известного педагога в нашей стране, распространяя его взгляд на работу учителя:

« … Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – а без этих качеств, труд педагога превращается в муку».

Рецензенты:

Афанасьев В. В., д-р пед. наук, проф., профессор кафедры социально-педагогических технологий ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.

Савостьянов А. И., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Пупышева А.В. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8527 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674