Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Романов В.А. 1 Панфилов О.П. 1 Борисова В.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
В статье с методологических позиций рассматриваются современные подходы к поиску эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков. Формулируются основные задачи, решаемые в процессе реализации экспериментальной муниципальной программы, а также компетенции, формирующиеся у учащихся в школе в процессе занятий физической культурой в разделе «оздоровительные фитнес-технологии». Даётся определение фитнес-технологий как современных комплексных физкультурно-оздоровительных направлений, таких как ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес, направленных на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры. Раскрываются этапы реализации экспериментальной программы, в соответствии с возрастными особенностями учащихся и этапами освоения инновационных фитнес-технологий в зависимости от уровня сложности.
объём двигательной активности.
фитбол-аэробики; педагогический эксперимент
пилатеса; базовые и основные навыки оздоровительной аэробики
степ-аэробики
бодифлекса
дыхательной гимнастики
хореографии
стретчинга
фитнес-технологии; компетенции; упражнения ритмики
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст]: учебное пособие для студентов физической культуры / Под ред. Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.
2. Борисова В. В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Борисова. - М., 2002.
3. Крючек Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий [Текст]: учеб.- метод. пос. / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001. - 64 с.
4. Лисицкая Т. С., Сиднева, Л. В. Аэробика [Текст]: В 2 т. Т. II. Частные методики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
5. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
6. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О. П. Панфилов, В. В. Борисова и др. // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. - 2012. - № 4 (40). - С. 36-39.
7. Романов В. А. Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности / В. А. Романов // Известия ТулГУ Серия «Гуманитарные науки» № 1. ч. II. - Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. - С. 345-352.
8. Селуянов В. Н. Основы теории оздоровительной физической культуры [Текст] Учебн. пос. для инструкт. оздоровит. физ. культ. / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко. - М., 1994. - С. 25-37.
9. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования - дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. Г. Сайкина. - СПб., 2009.
10. Степанова О. Н. Использование комплексных фитнес-программ в системе физического воспитания студенток / О. Н. Степанова, Е. А. Осокина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Т. 16, № 4, Ч. 2. - С. 263-267.
11. Bray G. A. Exercise and Obesity // Exercise, fitness and helth [Текст] / G. A. Bray, C. Bouchand, R. J. Shephard, T. Stephans, et al. Champaign I. L.; Human Kinetics, 1990. - P. 497-510.

Актуальность. Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности. Для решения этих задач действующей государственной образовательной программой предусмотрены широкие возможности определения рациональной структуры используемых средств, оптимальной интенсивности и должной величины физической нагрузки. Однако следует отметить, что одна из приоритетных задач физического воспитания детей и подростков - оздоровление населения средствами физической культуры и спорта и укрепление здоровья, всё ещё не обеспечена должным механизмом контроля степени её практической реализации. Поэтому Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии и формировании человеческого потенциала страны [5; 9].

Анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры показывает, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [2; 9].

До сих пор не найдены достаточно эффективные организационные формы занятий, интегрирующие всё то новое, что создано российской наукой и практикой в сфере оздоровительной физической культуры. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения, введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор, по мнению В. П. Лукьяненко, А. Т. Паршикова, О. П. Панфилова, В. В. Борисовой и др., кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло.

В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в программу по физической культуре в ДОУ, в школе и в вузе (в содержание третьего урока), оздоровительных фитнес-технологий [6; 7; 9].

Содержание инновационных физкультурно-спортивных методик. Фитнес- технологии - это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры.

Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.

Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей дошкольного и школьного возраста.

В этой связи творческой группой педагогов по физической культуре различных школ г. Тулы и преподавателей лаборатории «Физкультурно-оздоровительных технологий» ТГПУ им. Л. Н. Толстого разрабатывается экспериментальная муниципальная программа по физической культуре на основе инновационных здоровьесберегающих физкультурно-спортивных средств. Вариант программы предусматривает включение в содержание третьего урока по физической культуре современных фитнес-технологий различной направленности и сложности.

Новизна, по мнению творческой группы, заключается в том, что программа включает оздоровительные фитнес-технологии, рекомендованные для ДОУ и в качестве третьего урока по физической культуре, постепенное планомерное освоение различных направлений фитнеса от простого к сложному.

Цель обучения школьников по данной программе - формирование у учащихся теоретических знаний в области фитнеса, умений и навыков к способности направленного использования разнообразных средств фитнеса для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни, а также содействие самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Задачи и компетенции экспериментальной программы.

В соответствии с целью нами сформулированы задачи и компетенции, решаемые в процессе реализации экспериментальной программы:

  • формирование знаний об оздоровительных фитнес-технологиях, отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
  • совершенствование навыков отдельных элементов и технологий фитнеса, их вариативного использования в самостоятельных и учебных занятиях;
  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
  • формирование навыков и умений в выполнении отдельных элементов фитнеса различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;
  • формирование практических умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;
  • расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
  • воспитание морально-волевых, эстетических качеств;
  • формирование музыкально-двигательных навыков и умений.

В число компетенций, формирующихся в школе в процессе освоения учащимися предмета физическая культура в разделе «оздоровительные фитнес-технологии», входят:

  • учащийся владеет психологическими и медико-педагогическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств;
  • учащийся способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, в частности фитнесом;
  • учащийся готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных и гигиенических задач.

В результате освоения дисциплины учащийся должен:

Знать:

  • теоретические основы физической культуры и здорового образа жизни в разделе «оздоровительные фитнес-технологии».

Уметь:

  • использовать творчески средства фитнеса для личностного развития, здорового образа и стиля жизни.

Владеть:

  • средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной деятельности.

Объём и этапы реализации инновационной программы

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 11 класс из расчёта 3 часа в неделю. С 1 по 4 классы - всего 405 часов: в 1 классе - 99 часов, во 2 классе - 102 часа, в 3 классе 102 часа, в 4 классе 102 часа. Таким образом, в 1 классе на освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» отводится 33 часа, во 2, 3 и 4 класса по 34 часа в каждом классе. В средней школе с 5 по 9 классы курс «Физическая культура» изучается из расчёта 3 часа в неделю (всего 525 часов): в 5 классе -105 часов, в 6 классе - 105 часов, в 7 классе - 105 часов, в 8 классе - 105 часов, в 9 классе - 105 часов. На освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» в средней школе отводится по 35 часов в каждом классе. В старшей школе с 10 по 11 классы курс «Физическая культура» изучается из расчёта 3 часа в неделю (всего 204 часа): в 10 классе - 102 часа, в 11 классе - 102 часа. На освоение раздела «Оздоровительные фитнес-технологии» в старшей школе отводится по 34 часа в каждом классе.

Данная программа предполагает ее реализацию в качестве третьего урока по физической культуре с 1 по 11 классы (согласно учебно-тематическому плану).

Программа реализуется в 4 этапа.

1-й - базовый этап

(начальная школа: 1-4 классы)

На этом этапе учащиеся овладевают упражнениями ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, базовыми навыками оздоровительной аэробики, фитбол-аэробики, узнают общие понятия об оздоровительных фитнес-технологиях, обучаются технике выполнения партерных упражнений.

2-й этап - стабилизация базового этапа

(средняя школа: 5-9 классы)

Учащиеся совершенствуют базовые двигательные действия, освоенные в начальной школе, знакомятся с упражнениями аэробики силовой направленности, элементами пилатеса, выполняют партерные упражнения с отягощением (интенсивность нагрузки 70-80 % от МПК). Знакомятся с классификации видов аэробики, основами физиологического воздействия на организм, правилам составления соединений и комбинаций двигательных действий.

3-й этап - совершенствование базовых двигательных действий

(старшая школа: 10 класс)

Учащиеся повторяют и усложняют упражнения на координацию базовых двигательных действий, интенсивность нагрузки в начале этапа 60-65 %, затем увеличивается до 75 % от максимума; усложняются партерные упражнения и стретчинг; учащиеся знакомятся с упражнениями бодифлекса, степ-аэробики; узнают основы управления группой в оздоровительной аэробике, самостоятельно составляют соединения и комбинации двигательных действий и умеют проводить занятия, умеют использовать жестикулярно-мимические и моторные средства общения, правильно называть и показывать упражнения, а также объяснять технику их выполнения, обладают достаточным уровнем физической подготовленности.

4-й этап - целенаправленное формирующее воздействие на умения и навыки (старшая школа - 11 класс)

Учащиеся овладевают правильной техникой базовых двигательных действий оздоровительных фитнес-технологий, повышают уровень физической подготовленности, проводят целиком и частично занятия «вживую» под музыкальную фонограмму (разминку, аэробную часть, заминки, стретчинг и силовой партерный тренинг), четко подают команды и распоряжения, при необходимости осуществляют подсчет, помогают устранить ошибки, оказывают методическую помощь друг другу по ходу занятия. Занимающиеся пробуют себя в качестве инструктора по оздоровительной аэробике.

Весь эксперимент планируется провести в несколько этапов с 2011 по 2016 год. Во время первого (поискового) этапа (ноябрь 2011 - август 2012 года) планируется проведение курсов повышения квалификации учителей ФК по направлению - «Оздоровительные фитнес-технологии», проведение анализа научно-методической литературы, определение наиболее информативных методик тестирования учащихся, разработка экспериментальной программы, констатирующее - поисковое тестирование учащихся. Кроме того, на данном этапе планируется определение экспериментальных площадок.

К настоящему времени ряд МОУСОШ г. Тулы (39, 17, 56, 24, 62, 2 «Возрождение», 28, 71, 18, 54, 14, 25) уже приняли решение включиться в эксперимент. Необходимо отметить, что практически все учителя ФК из этих школ в ноябре 2011 года прошли курсы повышения квалификации, где познакомились с современными направлениями фитнеса.

Второй этап (экспериментальный): сентябрь 2012 - май 2016 года. Планируется проведение формирующего эксперимента, который предполагает внедрение в учебный процесс по физической культуре экспериментальной муниципальной программы. При этом из числа учащихся какой-либо параллели классов будут сформированы две группы: экспериментальная и кон­трольная. Кроме того, в конце каждого учебного года будет проводиться контрольное тестирование.

Объем двигательной активности в экспериментальной и контрольной группах будет соответствовать требованиям программы по физической культуре.

Во время третьего (завершающего) этапа (июнь - август 2016 года) будет проведен анализ результатов исследования.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что настало время не только активного внедрения в школьную практику оздоровительных программ, в которых важным направлением будет являться интеграция обучающих, воспитывающих и оздоровительных воздействий. Главное - необходимо более глубокое осмысление и более активное использование инновационных методик и форм организации занятий в общеобразовательных учреждениях с тем, чтобы накапливать опыт, делать выводы и отбирать то лучшее, которое может составить содержание последующих оздоровительных программ, обязательных для использования в школах.

Рецензенты:

Фокин Владимир Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Желтиков Анатолий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.


Библиографическая ссылка

Романов В.А., Панфилов О.П., Борисова В.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8584 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674