Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ИГР УНИВЕРСИАДЫ НА УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОВЛЕЧЕНОСТЬ ОБЩЕСТВА В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ГОРОДЕ КАЗАНИ

Садыртдинов Р.Р. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Проведен анализ влияния реализации крупного государственного проекта на примере подготовки к проведению игр Универсиады на вовлеченность общества в культурную жизнь и ускорение развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Татарстан и городе Казани. Учитывались следующие характеристики вовлеченности общества в культурную жизнь в регионе проведения Универсиады: численность зрителей театров, число посещений музеев, число читателей общедоступных библиотек, число посещений киносеансов, численность занимающихся физической культурой и спортом на 1000 человек населения, а также уменьшение количества зарегистрированных преступлений на 100000 населения, в том числе среди молодежи. Для оценки состояния и уровня развития информационно-коммуникационных технологий в городе Казани и Республике Татарстан в период подготовки к проведению игр Универсиады использованы следующие характеристики: абоненты мобильных сотовых телефонов на 100 человек населения, охват населения теле- и радиовещанием, число активных абонентов фиксированного доступа в Интернет на конец года. По данным анализа связь изучаемых характеристик в период подготовки проведения игр Универсиады с реализацией этого крупного государственного проекта в Республике Татарстан и городе Казани в целом статистически значима.
город Казань
Республика Татарстан
игры Универсиады
информационно-коммуникационные технологии
крупный государственный проект
региональное развитие
1. Крамин Т., Леонов В. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и следование им в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. Познание. - Казань, 2012. - № 1. - С. 39-45.
2. Леонов В. Формирование механизма реализации региональных инвестиционных проектов (на примере подготовки крупных спортивных мероприятий): Автореф. дис... канд. экон. наук. - Чебоксары, 2012. - 24 с.
3. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. - 2003. - № 2. - С. 103-110.
4. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2011. - Казань: Татарстанстат, 2012. - 521 с.
5. Садыртдинов Р., Хасанова М. Оценка влияния человеческого капитала на развитие инновационной деятельности в регионах Приволжского федерального округа // Ученые записки Казанского университета. Серия. Гуманитарные науки. - Казань: Казанский университет, 2012. - Т. 154. - №6. - С. 32-41.
6. Юртаев А. Н. Взаимосвязь макроэкономических параметров и уровня развития «электронного правительства» // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2008. - № 4. - С. 230-240.

Введение

В условиях появления новых экономических вызовов, связанных с глобализацией экономики и волатильностью на мировых ранках, одним из факторов ускорения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является реализация на их территории крупных инвестиционных проектов, привлекающих государственные и внебюджетные инвестиции.

Для Республики Татарстан одним из таких проектов является подготовка к проведению в 2013 году в городе Казани игр Универсиады. Реализация такого крупного проекта с государственным участием, как Универсиада 2013 года, должна привести к существенному развитию спортивной, дорожно-транспортной и туристической инфраструктуры в Республике Татарстан и в первую очередь в городе Казани, что может способствовать улучшению международного имиджа республики и росту ее инвестиционной привлекательности [1].

Предположительно, реализация проекта Универсиады должна повлиять на ускорение развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на территории города Казани и соответственно в Республике Татарстан в целом. Очевидно, что развитие ИКТ является основой для становления информационного общества. Как показывает исследование Юртаева А., такие основные показатели развития регионов России, в том числе Республики Татарстан, как среднедушевые денежные доходы населения, доходы консолидированного бюджета региона, инвестиции в основной капитал, ВРП и среднегодовая численность занятых в экономике, находятся в прямой корреляции с индексом готовности регионов России к информационному обществу, его подиндексами и показателями [6]. Следовательно, доказанное влияние игр Универсиады на развитие ИКТ в регионе будет свидетельствовать о их взаимосвязи и с вышеперечисленными макроэкономическими показателями развития Республики Татарстан.

В то же время основной целью реализации проекта Универсиады должно стать качественное улучшение человеческого капитала в республике. В соответствии с методикой Всемирного банка под человеческим капиталом понимается не только комплекс инвестиций в образование и профессиональные навыки человека, повышающие его способность к труду, но и затраты домохозяйств на питание, одежду, жилище, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели [3]. В свою очередь, развитие человеческого капитала, как было ранее доказано автором, можно рассматривать как важный фактор развития инновационной деятельности для модернизации экономики регионов Приволжского федерального округа, в том числе Республики Татарстан [5].

Подготовка к Универсиаде связана со значительными расходами и инвестициями на строительство объектов и инфраструктуры, а также собственно с проведением самих игр. Распределение расходов бюджета Универсиады в период с 2009 года по 2013 год приведено в таблице 1. Пик расходов, как следует из таблицы 1, приходился на 2011 год и составил 58245 млн руб. Такой рост, предположительно, должен отразиться на динамике статистических данных по Республике Татарстан, отражающих уровень развития ИКТ и вовлеченности общества в культурную жизнь.

Таблица 1

Распределение расходов бюджета Универсиады 2013 в период 2009-2013 годы [2]

Показатель, млн руб.

2009

2010

2011

2012

2013

Всего

Расходы на строительство объектов и инфраструктуры

11365

23141

57607

20017

5076

117206

Расходы операционного бюджета

-

464

638

3744

6850

11695

Итого

11365

23605

58245

23761

11926

128901

Для оценки взаимосвязи реализации крупного инвестиционного проекта по подготовке игр Универсиады и ускорения развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Татарстан и городе Казани были проанализированы следующие показатели: число подключенных к сетям абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи (сотовой) в сети связи общего пользования на конец года; количество абонентских номеров мобильной связи на 100 человек населения; охват населения услугами теле- и радиовещания и число активных абонентов фиксированного доступа в Интернет.

Как видно из таблицы 2, по числу подключенных к сетям абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи (сотовой) в сети связи общего пользования на конец 2011 года наблюдается прирост на 126,5 % в сравнении с 2008 годом, по количеству абонентских номеров мобильной связи на 100 человек населения - прирост на 128,2 %.

Таблица 2

Развитие сотовой связи в Республике Татарстан, 2008-2011 гг.[4]

Наименование индикатора

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

Число подключенных к сетям абонентских устройств подвижной радиотелефонной связи (сотовой) в сети связи общего пользования на конец года

тыс. шт.

5149,2

6075,8

5973,8

6515,1

Количество абонентских номеров мобильной связи на 100 человек населения

шт.

133,9*

160,8

157,7

171,7

*- по данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

Услуги телевещания предоставляются практически 100 % населения Республики Татарстан. При этом большую часть занимает аналоговое телевещание, однако в связи с международными требованиями качественной трансляции игр Универсиады ускоренными темпами идет внедрение новых цифровых стандартов теле- и радиовещания. Как видно из таблицы 3, процент жителей, имеющих возможность принимать наземное цифровое эфирное телевещание, вырос за период с 2009 года по 2011 год на 6 %. По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан в планах министерства на 2013 год стоит обеспечение 84 % охвата населения качественным цифровым телевидением [сайт]. Для этого в 2012 г. впервые в России была запущена трансляция цифрового телевидения в формате DVB-T2 на базе Казанского телецентра, также в указанном формате запущено телевещание в 8 сельских районах республики.

Таблица 3

Охват населения услугами теле- и радиовещания [4]

Имеют возможность принимать:

Ед. изм.

2009

2010

2011

наземное эфирное аналоговое телевещание

%

99,3

99,5

99,4

наземное цифровое эфирное телевещание

%

38,4

39,6

44,4

кабельное телевещание

%

53,4

55,1

57,5

Радио России

%

100

99,5

99,4

Радио Маяк

%

100

100

97,3

Охват населения Татарстана услугами радиовещания Радио России и Радио Маяк, которые являются общероссийскими обязательными общедоступными каналами и входят в состав первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения DVB-T2, в среднем за весь исследуемый период находится на уровне не ниже 99 %, несмотря на отказ значительной части городского населения от абонентских радиоточек в квартирах. Таким образом, ускоренное развитие новых цифровых стандартов теле- и радиовещания в значительной степени обусловлено необходимостью подготовки к играм Универсиады.

Большими темпами растет число активных абонентов широкополосного доступа в Интернет в городе Казани: в 2011 году - 260 тыс. абонентов. При этом в целом по Республике Татарстан (РТ) число активных абонентов фиксированного доступа в Интернет в 2011 году составило 734,9 тыс. чел. Таким образом, вклад Казани во внедрение широкополосного доступа к сети Интернет составил более 35 %. В результате объем передаваемой по сети Интернет информации вырос более чем вдвое с 2010 года по 2011 год. Более подробно данные о развитии инфраструктуры доступа к сети Интернет представлены в таблице 4.

Таблица 4

Пользователи Интернета в Республике Татарстан и городе Казани, 2009-2011 гг.[4]

Наименование индикатора

Ед. измер.

2009

2010

2011

Число активных абонентов фиксированного доступа в Интернет в Республике Татарстан (на конец года)

тыс. ед.

653*

н/д

734,9

Число активных абонентов широкополосного доступа в Интернет в Казани (на конец года)

тыс.ед.

202**

239,3**

260**

Объем информации по сети Интернет

Гбайт

н/д

43932660,0

88121863,0

*- по данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан.

** - по данным Исполнительного комитета города Казани.

Учитывая, что значительная часть работ по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий проводится в целях объединения всех спортивных и иных объектов Универсиады в единую сеть для обеспечения беспрепятственного получения информации всеми желающими, можно сделать вывод о положительном влиянии игр Универсиады на ускорение развития информационно-коммуникационных технологий и прогресс информационного общества в городе Казани и Республике Татарстан в целом.

Далее было проанализировано влияние игр Универсиады на улучшение человеческого капитала в республике. Следует отметить, что в современном мире приоритетными для человека становятся здоровье и досуг, а они в свою очередь содействуют поддержанию и повышению способности к труду. При этом Леоновым В. было доказано, что рост спортивной активности населения, включая занятия физической культурой, снижает общее время временной нетрудоспособности экономически активного населения по заболеваемости [2]. Рассмотрев спортивную активность населения в регионе проведения Универсиады, автором статьи было выявлено, что за период 2008-2011 гг. наблюдался значительный прирост числа людей, занимающихся физкультурой и спортом на 1000 человек населения, как по Республике Татарстан в целом (со 190 до 265 человек) и по городу Казани (со170 до 250 человек) [4]. Следовательно, реализация проекта Универсиады имела значимое влияние на увеличение спортивной активности населения Татарстана и Казани.

Оценивая взаимосвязь подготовки к проведению игр Универсиады и вовлеченности общества в культурную жизнь (досуг) Республики Татарстан, автором был сделан вывод, что в период с 2008 года по 2011 год такая вовлеченность населения в целом возросла. Стабильно из года в год росло число посещений музеев и театров, увеличивался тираж книг и брошюр, годовой тираж журналов и других периодических изданий, разовый тираж газет в среднем на 1000 населения. Уменьшение числа посещений киносеансов за исследуемый период, предположительно, связано с последствиями финансового кризиса и переориентированием жителей на активные виды отдыха, в том числе связанные с физической культурой и спортом. Тенденция уменьшения численности читателей в среднем на одну библиотеку по Республике Татарстан не нашла отражения в городе Казани, где она сохраняется на уровне чуть более 3860 человек в течение 2009-2011 года, и, очевидно, связана с концентрацией библиотечных ресурсов в городских центрах республики. Более подробно информация представлена в таблице 5.

Таблица 5

Вовлеченность общества в культурную жизнь Республики Татарстан [4]

Наименование индикатора

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

Число посещений музеев

тыс. чел.

1630,3

1524,7

1729,9

2220,1

Число посещений театров

тыс. чел.

792,7

813,1

827,7

848,6

Число посещений киносеансов

млн чел.

3,5

4,6

3,7

0,3

Численность читателей в среднем на одну библиотеку:

в Республике Татарстан

в Казани

чел.

 

 

1043

3860

 

 

1005

3861

 

 

994

3861

 

 

983

3863

Тираж книг и брошюр в среднем на 1000 человек населения

экз.

793,1

569,5

785

742,2

Годовой тираж журналов и других периодических изданий в среднем на 1000 человек населения

экз.

1381,6

1855,5

1742,2

2511,8

Разовый тираж газет в среднем на 1000 человек населения

экз.

1118,3

1224,4

1374,82

1662,6

Позитивное влияние реализации проекта игр Универсиады на вовлеченность общества в культурную жизнь косвенным образом прослеживается в тренде на уменьшение количества зарегистрированных преступлений на 100000 населения РТ и Казани, в том числе среди молодежи. По показателю преступности в период с 2009 года по 2011 год следует отметить снижение числа зарегистрированных преступлений в абсолютном значении и на 100000 населения, как по Республике Татарстан, так и по городу Казани. Особенно заметным, как видно из таблицы 6, этот спад был в 2010 году: по Республике Татарстан на 17 % к 2009 году, по городу Казани на 22 % к 2009 году, что может быть связано с первыми результатами реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в период подготовки и проведения игр Универсиады в Казани. Вместе с тем, следует отметить на фоне общего спада рост в 2009-2011 годах как в целом по Татарстану, так и по городу Казани, преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, что требует дальнейшей планомерной работы правоохранительных органов по нейтрализации влияния «криминогенного» фактора на общественную безопасность.

Таблица 6

Показатели преступности в Республике Татарстан, 2009-2011 гг.[4]

Наименование составляющей индикатора

Ед. измер.

2009

2010

2011

Зарегистрировано преступлений,
всего по РТ:

по Казани:

Ед.

 

70623

29520

 

58769

23230

 

55318

22452

Зарегистрировано преступлений с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью

Ед.

678

717

722

Число зарегистрированных преступлений на 100000 населения

Ед.

1869

1552

1458

в том числе в Казани:

Ед.

260,4

203,3

196

Выявлено лиц, совершивших преступления, в том числе:

Чел.

28744

26478

23671

Мужчины

Чел.

24643

22892

20404

Женщины

Чел.

4101

3586

3267

в возрасте 14-15 лет

Чел.

456

535

455

в возрасте 16-17

Чел.

1385

1005

914

в возрасте 18-24

Чел.

7026

6439

5922

в возрасте 25-29

Чел.

5360

4924

4360

в возрасте 30 и старше

Чел.

14517

13575

12020

Численность молодежи в возрасте до 30 лет, осужденной за преступления

Чел.

12089

11220

9910

Аналогичная тенденция, как следует из таблицы 6, прослеживается и по числу выявленных лиц, совершивших преступления в Татарстане в течение всего исследуемого периода, как в разрезе мужчины/женщины, так и по всем возрастным группам, в том числе до 30 лет. Уменьшается в республике число молодежи в возрасте до 30 лет, осужденной за преступления. Одним из факторов такого позитивного изменения ситуации, предположительно, является активизация системной работы с молодежью в рамках подготовки к Универсиаде, по вовлечению молодых людей в общественно значимые, в том числе волонтерские проекты, созданию мотивации на ведение здорового образа жизни и отвлечению их от влияния «криминогенной» обстановки.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что реализация крупного инвестиционного проекта по подготовке к проведению игр Универсиады в течение исследуемого период с 2009 по 2011 год оказывает статистически значимое влияние на ускорение развития информационно-коммуникационных технологий и вовлеченность общества в культурную жизнь как в Республике Татарстан в целом, так и в городе Казани как месте проведения игр в первую очередь.

Рецензенты:

Рудольф Курт Вильгельмович, д-р экон. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

Фахрутдинова Елена Валерьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления человеческими ресурсами, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Садыртдинов Р.Р. ВЛИЯНИЕ ИГР УНИВЕРСИАДЫ НА УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОВЛЕЧЕНОСТЬ ОБЩЕСТВА В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ГОРОДЕ КАЗАНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8721 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674