Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Воронина И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО ВГСПУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье представлено использование информационных образовательных ресурсов на разных этапах формирования коммуникативных умений у будущих учителей (подготовительном (теоретическом), подготовительном (практическом) и этапе реализации коммуникативных умений); определен состав данных умений у будущих учителей на основании решаемых профессиональных задач (информационная, профессиональная, контрольно-регулировочная группы); раскрыт дидактический потенциал информационных образовательных ресурсов для формирования коммуникативных умений у будущих учителей; уточнены характеристики функций информационных образовательных ресурсов как средства, обеспечивающего их дидактический потенциал для формирования коммуникативных умений у будущих учителей; указана роль информационных образовательных ресурсов для формирования коммуникативных умений у будущих учителей; спроектирована и обоснована модель процесса формирования коммуникативных умений у будущих учителей средствами информационных образовательных ресурсов.
информационный образовательный ресурс
коммуникативные умения.
1. Алексеева Т. Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 20 с.
2. Еременко Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования // Альма матер. – 2002. – № 3. – С. 8 – 11.
3. Ильин В. В. Теоретические основы проектирования информационного ресурса в современной высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук. – Калининград, 2005. – 392 с.
4. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. – М.: Aкадемия, 2004. – 416 c. С. 306.
5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы ; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
6. Розина И. Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития // Educational Technology & Society. – 2003.– С. 160 – 175.
7. Романченко Т. Н. Электронный учебник как средство формирования информационной культуры студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2005. – 22 с.

Введение

В настоящее время в связи с развитием информационных технологий, с появлением новых средств коммуникаций успех педагогической деятельности зависит от того, насколько учитель умеет реализовать свои коммуникативные умения не только при контактном, но и при дистантном общении. Расширение видов деятельности будущих учителей - сотрудничество, консультирование, тьюторинг, мониторинг - приводит к необходимости овладения коммуникационными технологиями и реализации коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации (И. В. Роберт). На этапе перехода общества к информационному типу данный вид коммуникации занимает ключевое место в обеспечении процессов коммуникации и информационного обмена. Следовательно, образование должно дать студентам возможность более рациональной коммуникации с информационным пространством как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности, а также помочь развитию нового мышления и личностно значимых качеств - гибкости, мобильности, адаптивности - в процессе обучения студента, будущего специалиста. Таким образом, изменения, происходящие в обществе, обуславливают качественно новые требования к профессиональной подготовке учителя.

В связи с этим актуальным становится рассмотрение процесса формирования данных умений с использованием информационных образовательных ресурсов, которые привносят определённую специфику в процесс формирования коммуникативных умений личности.

Проанализировав основные подходы к понятию «коммуникативные умения», отметим, что в рамках данного исследования под коммуникативными умениями учителя будем понимать системно-интегративную, основанную на совокупности общепсихологических, социально-психологических, профессиональных, языковых качеств, способность личности эффективно взаимодействовать в процессе межличностного и делового общения в условиях педагогической деятельности.

На основании решаемых профессиональных задач объединили коммуникативные умения в три группы умений: информационную (освоение базовых теоретических знаний о сущности системы коммуникативных умений, а также особенностей реализации данных умений в условиях опосредованной компьютером коммуникации; освоение теоретических знаний о коммуникативных умениях как ценностном качестве учителя, о месте и роли данных умений в профессиональной деятельности педагога; освоение теоретических знаний об использовании средств телекоммуникации в профессиональной деятельности педагога; обмен и получение этих знаний в условиях подлинного или опосредованного компьютером иноязычного речевого общения); профессиональную (использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании, а также при организации коммуникаций учителей в профессиональном сообществе; повышение степени самостоятельности при анализе примеров из жизни; приобретение способности к рефлексии и идентификации в процессе решения педагогических задач; обеспечение эмоционального комфорта, умение социальной аттракции, умение социальной перцепции; учет психологических особенностей учащихся; умение четко и ясно формулировать вопросы, делая их максимально интересными для учащихся, содержащими проблему, а также получать исчерпывающие ответы, внимательно анализируя их); контрольно-регулировочную (уметь организовывать, корректировать и руководить процессом общения, вести беседу, в том числе в чате, телеконференции, ненавязчиво направляя дискуссию в нужное русло, не давая увести в сторону от предмета обсуждения); уметь оценивать эффективность взаимодействия; владеть приемами самовоспитания и реализации коммуникативных умений, в том числе и в условиях опосредованной компьютером коммуникации; уметь импровизировать; уметь ориентироваться в пространственно-временных условиях общения).

По мнению И. Н. Розиной [6], спрос на коммуникативную подготовку в целом и компетентность в области опосредованной компьютером коммуникации растет в социально-экономическом (развитие информатизации различных сфер деятельности) и социально-психологическом плане (возрастание доли технической коммуникации в обществе). Исследователь отмечает, что в образовательной практике такие навыки, как грамотная письменная речь, эффективная работа с различной электронной информацией, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий, презентация и самопрезентация, правила сетевого этикета позволяют эффективно строить взаимодействие и взаимопонимание с участниками образовательного процесса, управлять коммуникативным процессом в образовательной среде.

Мы исходим из того, что информационные образовательные ресурсы позволяют создавать аутентичную языковую среду и открывают новые возможности для общения. Как отмечает Е. С. Полат [4], никакие другие средства не позволяли до этого сформировать подлинную потребность и, соответственно, подлинную коммуникацию. Отличительной особенностью общения через Интернет является то, что оно способствует использованию компьютера в реальных условиях с целью развития коммуникативных умений. Как показывает анализ ряда исследований (Т. Е. Алексеева [1], Е. С. Полат [4] и др.), использование Интернет технологий в учебном процессе стимулирует подлинное общение и обеспечивает аутентичность коммуникации, а, следовательно, способствует развитию коммуникативных умений (ведение переговоров, аргументация, убеждение, защита своей точки зрения). Общение через Интернет, как утверждает Т. Е. Алексеева [1], позволяет робким, неуверенным в себе студентам преодолеть психологический барьер и стать равноправными участниками интерактивной коммуникации. Таким образом, Интернет представляет собой эффективное средство для формирования у студентов коммуникативных умений.

Выбор того или иного информационного образовательного ресурса определяется характером и уровнем сложности изучаемого материала, его ролью и местом в общем контексте подготовки будущих учителей, спецификой факультета, уровнем подготовки студентов.

Как отмечает В. В. Ильин [3], для информационных образовательных ресурсов характерно обеспечение информацией, зафиксированной на различных носителях или находящейся в компьютерной сети, а также комбинированной (диск/сеть), передаваемой во времени и пространстве между участниками учебного процесса, для решения стоящих перед ними учебно-воспитательных задач, а также индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области.

Мы предлагаем использовать информационные образовательные ресурсы для формирования коммуникативных умений, так как данные ресурсы, как отмечает Е. С. Полат [4], позволяют сформировать умение организовывать, корректировать и руководить процессом общения (кратко излагать основную мысль, вступать в диалог, вести дискуссию, в том числе в чате, телеконференции, формулировать вопросы, а также получать исчерпывающие ответы, аргументировать, убеждать, защищать свою точку зрения, формировать общую точку зрения, учитывающую мнение сторон); умение учитывать психологические особенности собеседника, умение обеспечения эмоционального комфорта, умение социальной аттракции, умение социальной перцепции; умение использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Опираясь на классификации, составленные В. В. Ильиным [3], Т. Еременко [2], информационные образовательные ресурсы будем подразделять на четыре типа, исходя из назначения и характера использования данных ресурсов.

К первому типу отнесли информационные образовательные ресурсы, в которых наибольшую ценность представляет собственно информация (базы данных, информационно-справочные системы, газеты, журналы в мультимедийном виде и т.п.); ко второму - различные автоматизированные системы учебного и научного назначения (учебно-исследовательская автоматизированная система научных исследований, автоматизированные системы управления учебной и научной деятельностью подразделений ВУЗа и т.п.); к третьему - автоматизированные средства обучения (мультимедийные образовательные программы, компьютерные учебники, демонстрационные программные средства, контролирующие программные средства и т. п.); к четвертому - ресурсы, служащие основой для предоставления услуг, которые могут быть полезны в образовательном процессе (электронная почта, Internet Relay Chat, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать телекоммуникационные проекты, телеконференции и т. п.).

Реализация дидактических возможностей информационных образовательных ресурсов, таких как компьютерная визуализация учебной информации, незамедлительная обратная связь, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организация управления учебным процессом, контроля за результатами усвоения и т. д., создает предпосылки для формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Нами были выделены ресурсы, которые использовались при формировании коммуникативных умений в процессе организации учебной деятельности по развитию навыков чтения, говорения, аудирования и письма в контексте профессионально-ориентированного обучения: компьютерные учебники, демонстрационные программные средства, контролирующие программные средства, мультимедийные лекции, электронные учебные комплексы, электронные учебные курсы, мультимедийные образовательные программы, информационные образовательные ресурсы, служащие основой для предоставления услуг, которые могут быть полезны в образовательном процессе: электронная почта, электронные телеконференции, IRC, виртуальные библиотеки, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты.

Анализируя работы авторов Т. Е. Алексеевой [1], Е. С. Полат [4] и др., мы пришли к выводу, что центральным вопросом разработки и использования информационных образовательных ресурсов для формирования коммуникативных умений является поиск оптимальных форм и методов применения информационных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Опираясь на теоретические исследования Т. Е. Алексеевой [1], Т. Н. Романченко [7], выделим следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании информационных образовательных ресурсов: постановка каждому студенту (за счет возможностей, предоставляемых информационными образовательными ресурсами) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; структурированное и систематизированное представление учебной информации на основе современных положений методики обучения; применение различных видов информационных образовательных ресурсов, активизирующих учебный процесс; частичное освобождение преподавателя от выполнения информационной тренировочной, корригирующей и контролирующей функций; формирование у студентов навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет; стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебного процесса с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

В методическом плане модель формирования коммуникативных умений представляет собой использование информационных образовательных ресурсов как средства создания учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям подлинного общения. Методической доминантой модели является работа с телекоммуникационными проектами педагогической направленности (познавательно-поисковая и ценностно-ориентационная деятельность студентов), а коммуникативная деятельность на иностранном языке становится средством осуществления проекта.

При создании модели формирования коммуникативных умений студентов мы исходили из следующих факторов: расширение возможностей аудиторной системы за счет использования информационных образовательных ресурсов; учет психологических особенностей обучающихся; наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, связанной с педагогическим общением; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность студентов на занятии; структурирование содержательной части занятия; использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

В структурном плане модель формирования коммуникативных умений представляет систему, состоящую из трех этапов. На первом этапе подготовительном (теоретическом) ставилась цель сформировать коммуникативные умения, отнесенные к информационной группе, через информационные образовательные ресурсы. На втором этапе подготовительном (практическом) ставилась цель через информационные образовательные ресурсы сформировать коммуникативные умения, отнесенные к профессиональной группе. На третьем этапе (этап реализации коммуникативных умений) цель была следующая: через информационные образовательные ресурсы сформировать коммуникативные умения, отнесенные к контрольно-регулировочной группе.

На первом этапе, подготовительном (теоретическом), мы предлагаем использовать информационные образовательные ресурсы, которые способствуют формированию коммуникативных умений, отнесенных к информационной группе. Мы предлагаем в основном использовать те ресурсы, которые предполагают варьирование дидактических единиц, генерацию заданий и трансформацию уровня сложности и темпа освоения, такие как: электронные учебные курсы, демонстрационные программные средства, позволяющие организовать виртуальные экскурсии, посещение виртуальных музеев, а также информационные образовательные ресурсы, служащие основой для предоставления услуг, которые полезны в образовательном процессе (электронная почта, электронные телеконференции, IRC (Internet Relay Chat), виртуальные библиотеки, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать телекоммуникационные проекты.

В качестве средства на первом этапе предполагалось использовать информационные образовательные ресурсы, обеспечивающие введение в проектную деятельность: постановка проблемы, обсуждение цели и задач, содержания, конечного результата, критериев оценивания (форма изложения - мультимедийная лекция); выполнение познавательно-поисковых заданий проекта (сбор и систематизация информации, полученной через e-mail, IRC, на электронных телеконференциях, из виртуальных библиотек, мультимедийных образовательных программ, электронных учебных курсов, электронных учебных комплексов, компьютерных учебников; с помощью демонстрационных программных средств, позволяющих организовать виртуальные экскурсии, посещение виртуальных музеев); учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование коммуникативных умений, отнесенных к информационной группе.

На втором этапе, подготовительном (практическом), приоритетным является изменение коммуникативных умений, отнесенных к профессиональной группе. На данном этапе также используются информационные образовательные ресурсы, применяемые на первом этапе, но при этом активно используются электронные словари, мультимедийные программные средства на компакт-дисках, информационные образовательные ресурсы, служащие основой для предоставления услуг, которые полезны в образовательном процессе (электронная почта, IRC, публикации собственной информации, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты).

В качестве средства на втором этапе предполагалось использовать: информационные образовательные ресурсы, обеспечивающие работу над проектом (представление полученной информации и обсуждение способов ее представления в проектном продукте, принятие окончательного решения); электронные словари, мультимедийные программные средства на компакт-дисках; информационные образовательные ресурсы, служащие основой для предоставления услуг, которые полезны в образовательном процессе (электронная почта, IRC, публикации собственной информации, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты); учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование коммуникативных умений, отнесенных к профессиональной группе; проблемные ситуации, рассматриваемые и как способ стимулирования речевой деятельности и как условие развития коммуникативных умений четырех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма).

На третьем этапе формирования коммуникативных умений (этап реализации коммуникативных умений) мы предлагаем использовать информационные образовательные ресурсы, которые способствуют формированию коммуникативных умений, отнесенных к контрольно-регулировочной группе. На данном этапе приоритетно используются те ресурсы, которые предоставляют возможность обучающимся активно участвовать в создании дидактической среды в процессе формирования коммуникативных умений, адекватность готовности обучающегося осваивать материал и учитывающей уровень языковой подготовки по конкретным дидактическим единицам.

В качестве средства на третьем этапе предполагалось использовать: информационные образовательные ресурсы, обеспечивающие подготовку презентации проекта - устную презентацию проекта: текстовые, графические редакторы, различные сетевые программы, позволяющие использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства; информационные образовательные ресурсы, служащие основой для предоставления услуг (электронная почта, IRC, публикации собственной информации, средства телекоммуникации, позволяющие реализовать обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты); учебно-профессиональные ситуации, направленные на приоритетное формирование коммуникативных умений, отнесенных к контрольно-регулировочной группе; проблемные ситуации, рассматриваемые и как способ стимулирования речевой деятельности и как условие развития коммуникативных умений четырех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма).

Таким образом, обучение с использованием информационных образовательных ресурсов целенаправленно влияет на формирование коммуникативных умений, если оно обеспечено общими организационными условиями, наличием системы средств, обеспечивающих обучение и формирование.

Рецензенты:

Смыковская Т. К., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Петрова Т. М., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Воронина И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8725 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674