Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ

Мухамедзянова Н.Р., Игнатова В.В.

В настоящее время практическая социальная работа рассмат ривается как вид профессиональной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказа ние помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, по средством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а так же путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы [1, 18].

В научной литературе социальная работа с клиентом в ряде определений представлена через понятие «искусство»:

 «...искусство создавать и регулировать социальные взаимоот ношения индивидуумов: мужчин, женщин, детей» (Richmond M. E. The Long View, 1917); «...искусство приведения индивидуума, находящегося в услови ях социального дискомфорта (давления) к наилучшим взаимоотноше ниям со всеми его окружающими» (Jarret M. С. The Psychiatrie Thread Running through All Social Case Work, 1919); «...искусство изменения человеческих отношений» (Lee P. R. Social Work as Cause and Function, 1937); «...индивидуальная терапия через лечение взаимоотношений» (Robinson В., 1930); «...искусство, в котором используются знания науки челове ческих отношений и умения строить отношения для того, чтобы моби­лизовать возможности индивидуума и ресурсы, свойственные обще ству для лучшего регулирования отношений между клиентом и всей или частью окружающей его среды» (Bowers S. Nature and Definition of Social Casework, 1949).

Другая группа определений рассматривает социальную работу как работу с индивидуальным случаем:

«Работа с индивидуальным случаем всегда была методом пси хологического лечения. Она признает как внутренние психологические, так и внешние социальные причины дисфункции и попыток подготовить индивидуума к более полному преодолению трудностей и более адек ватной деятельности в своих социальных взаимоотношениях» (Hollis F. Casework: A Psychological Approach, 1964); «Социальная работа с индивидуальным случаем - это про цесс, осуществляемый агентствами по социальному обеспечению для того, чтобы помочь индивидуумам справиться с их проблемами в соци альном функционировании» (Perlman Н. Н. Social Casework: A problem Solving Process, 1957).

Мы разделяем точку зрения А.А. Козлова и других, о том что, «социальная работа - это деятельность, направленная на из менение, ориентированное на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индиви дом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом...» [1, 123]. Понятие «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно. Системный подход к этому поня тию означает, что личностная или социальная проблема, трудно сти, связанные с межличностным общением, или сложная жизнен ная ситуация, к разрешению которой стремится клиент, должны быть увидены участниками интеракции объемно, как результат сте чения многих обстоятельств, на которые оказали влияние личност ные и социальные факторы. Уникальность соци альной работы и ее отличие от других профессий, предназначен ных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать до стижению изменений во взаимодействиях между людьми и окру жающего их мира.

Гармоничное взаимодействие будущего специалиста по социальной работе с клиентом с точки зрения нашего исследования - это деловое сотрудничество, взаимосогласие на принципах понимания, признания и принятия друг друга. Понимание - способность постичь смысл действий и поступков, умение взглянуть на мир глазами другого человека. Признание - уважительное отношение к деятельности специалиста по социальной работе, к правам клиента, положительная оценка уникальности и неповторимости друг друга. Принятие - безусловное положительное восприятие друг друга - будущего специалиста по социальной работе, и его клиентом, их индивидуальных особенностей независимо от уровня его социально-профессиональных достижений, согласие взаимодействовать на паритетных началах. Развитие процесса взаимодействия будущего специалиста по социальной работе и клиента происходит поэтапно: в основе процесса лежит понимание другого субъекта взаимодействия; затем начинается новый этап взаимоотношений - признание другого и только далее постепенное принятие его мнений, оценок и суждений, что в дальнейшем приводит к гармоничному взаимодействию субъектов социальной работы.

Одним из важнейших условий гармонизации взаимодействия будущего специалиста по социальной работе с клиентом является обеспечение гармоничного взаимодействия преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе, поскольку для студента как будущего специалиста по социальной работе важно иметь подобный опыт. Смысл данной стратегии состоит в том, чтобы, с одной стороны, привести в соответствие, согласовать взаимодействие преподавателя с учебной группой и студентом и, с другой стороны - взаимодействие студента с другими субъектами учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. - М.: Логос, 2004. - 368с.


Библиографическая ссылка

Мухамедзянова Н.Р., Игнатова В.В. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=88 (дата обращения: 21.07.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252