Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ ВУЗА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кульков С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования необходимо качественное изменение отношения к образовательному процессу как студентов, так и преподавателей. Широкие возможности, предоставляемые ФГОС ВПО в формировании студентами своей образовательной траектории на основе выбора дисциплин, предоставляемых вариативной частью стандарта, оказываются нереализованными в силу разных причин – отсутствием «реального выбора», незнанием своей будущей профессиональной перспективы, неготовностью к такому выбору. Также особую сложностью является отсутствие «права на ошибку». Выбранная дисциплина может убедить студента в том, что это не его вид деятельности. Изменить траекторию обучения достаточно сложно, поэтому формирование готовности к выбору вариативных дисциплин представляется весьма значимым и требующим особого внимания. Формирование готовности к выбору вариативных дисциплин студентами вуза требует, прежде всего, от них активного и ответственного отношения к своей профессиональной карьере, а также реализации ряда организационно-педагогических условий, связанных с подготовкой студентов к формированию своей профессиональной карьеры.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Дисциплины по выбору. Готовность студентов к выбору. Профессиональная подготовка.
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 125 с.
2. Зарецкая И. А. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. - М.: АПКиПРО, 2005. - 89 с.
3. Морева Н. А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005. - 230 с.
4. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухова М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 157 с.
5. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 185 с.

Эффективность системы профессионального образования в современных, быстро изменяющихся требованиях к владению содержанием и профессиональными технологиями, определяется способностью студентов, а затем и выпускников совершенствовать свои компетенции, быть готовыми к активному поиску новой информации, ее освоению и внедрению в область своей профессиональной деятельности. В этой связи работодателями отмечается наибольший интерес к выпускникам, у которых сформированы профессионально-важные личностные качества, ценностное отношение к профессиональной деятельности, стремление к профессиональной самореализации.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в декабре 2012 года, особое значение отводится развитию личности обучаемого на всех уровнях подготовки. Для реализации этой задачи за предшествующие годы была создана необходимая нормативная база, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, ориентированные на обеспечение образовательных свобод студентов.

В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов студентам вуза впервые была предоставлена широкая возможность реализовать собственные устремления по своему профессиональному развитию. Федеральные государственные образовательные стандарты заложили основу для формирования ответственного отношения студентов к своей будущей профессиональной судьбе, заставили кардинально изменить и позицию профессорско-преподавательского состава в отношении права студентов на формирование собственной позиции в выборе направлений изучения содержания и профессиональных технологий.

Происходящие изменения, связанные с переходом на уровневое образование, затронули практически все аспекты современного учебно-воспитательного процесса в вузе, в частности, совершенствования организационных форм и методов работы при организации лекционных, практических занятий и практик, ориентированных на формирование компетенций; создания учебно-методического обеспечения, в том числе учебно-методических комплексов, в которых заложена необходимая информация для работы студентов и преподавателей. Но главное, что потребовал переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт, - это изменение отношения студентов к образовательному процессу.

Как показывает педагогическая практика, принятие активной роли студента в образовательном процессе не происходит само по себе, особенно для выпускников школ, где пассивная позиция обучаемого была понятна для студента. Для многих студентов проблема принятия ответственности за свое профессиональное образование вызывает неприятие. Где, как и когда должно произойти понимание студентами своей роли в формировании образовательной траектории, предсказать сложно, поскольку в содержании, технологии обучения этот аспект практически не рассматривается.

Вместе тем реальная ситуация, с которой студент сталкивается при принятии решения о выборе предлагаемых вариативных дисциплин, по мнению самих студентов, впервые по- настоящему ставит студента в затруднительное положение. Готовность к такому выбору определяется сформированностью своего видения профессиональной самореализации, что требует от студента осознания своей будущей профессиональной карьеры, наличия мотивации к освоению определенных профессиональных компетенций.

Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показывает, что формирование мотивации студентов к овладению профессионализмом в современных условиях отражено в ряде исследований лишь частично, поскольку не вскрываются истинные мотивы выбора направлений подготовки, недостаточно разработана технология их анализа и формирования на этапе вузовского обучения. Следует отметить, что проблема готовности студента к выбору вариативных дисциплин, при наличии достаточно большого числа исследований, не рассматривалась.

Учитывая значимость формирования готовности студента вуза к выбору вариативных дисциплин как проявления сформированности стремления к профессиональной самореализации, необходимо обратить внимание на то, что проведенные исследования и публикации не отражают изменений в деятельности студентов и преподавателей вуза в процессе перехода на уровневое образование. Вместе с этим важно отметить как теоретико-методологическую значимость проблемы формирования готовности студентов к выбору вариативных дисциплин, позволяющей раскрыть особенности вхождения личности в профессиональную среду в условиях вуза, так и практическую востребованность, позволяющую создать условия и пути осознания своего профессионального саморазвития для многих студентов вуза. Таким образом, до настоящего времени не исследованы в полной мере важные аспекты вышеобозначенной проблемы, связанные с обоснованием, разработкой и апробацией путей и средств формирования готовности студентов вуза к выбору вариативных дисциплин в процессе профессиональной подготовки.

Для решения данной проблемы следует обратиться к важнейшим составляющим организации учебно-воспитательного процесса, ориентированным на личностное развитие, формирование мотивации к осознанному овладению профессиональными компетенциями. С этой целью, как показало проведенное нами исследование, требуется осуществление ряда важных направлений работы выпускающих кафедр, в частности:

  • мониторинг сформированности профессиональной позиции студента, его интересов, предпочтений в личностном и профессиональном росте;
  • организация целенаправленной деятельности профессорско-преподавательского состава по формированию у студентов профессионально-ценностных ориентаций, профессионально-важных качеств личности в процессе проведения практических, семинарских занятий, самостоятельной работы, учебной и производственной практик;
  • для студентов, имеющих низкий уровень профессиональной мотивации, использование в процессе выполнения практических занятий проектных технологий, позволяющих реализовать «погружение» в профессиональную среду и проблематику будущей профессиональной деятельности;
  • дать возможность студентам «право на ошибку» в выборе вариативных дисциплин, тем самым обеспечить корректирование выбранной профессиональной траектории;
  • обеспечить студентов необходимыми консультациями, квалифицированными и авторитетными преподавателями и выпускниками перед тем, как им будут предложены дисциплины по выбору.

Данный перечень реализуемых путей в практике работы вуза не является исчерпывающим. Как показывает проведенная экспериментальная работа, реализация вышеперечисленных путей в практике работы кафедры способна дать студентам возможность сделать осознанный выбор вариативных дисциплин. Более того, следует отметить возросший уровень активности и интереса к изучаемому материалу, росту профессиональной и личностной самооценки студентов.

Рецензенты:

Протас Е. В., д-р пед. наук, профессор ФБГОУ ВПО Московский государственный индустриальный университет, г. Москва.

Сорокина-Исполатова Т. В., д-р пед. наук, профессор, профессор ФБГОУ ВПО Московский государственный индустриальный университет, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Кульков С.А. ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ ВУЗА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8840 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674