Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА ВУЗА

Клейменова Е.Ф. 1 Андреева В.В. 2
1 ФГБОУ ВПО "Самарский государственный архитектурно-строительный университет"
2 Самарская академия государственного и муниципального управления
Указана необходимость в обеспечении доступа к информации библиотек вузов и необходимости формирования собственных специализированных фондов. Рассмотрены основные принципы формирования библиотечного фонда высшего учебного заведения на основе нормативных документов, указаны основные параметры, предъявляемые к электронным библиотечным системам вуза, предложено включение библиотечной информационной системы выпускных квалификационных работ (БИС ВКР) с указанием основных требований, предъявляемых к БИС ВКР. В качестве средств реализации БИС ВКР рассмотрены программные продукты Internet Explorer и «Лоцман: PLM 9.0», указаны сравнительные характеристики при использовании Internet Explorer и «Лоцман: PLM 9.0». Предложено за основу БИС ВКР использовать систему «Лоцман: PLM 9.0» с указанием основных функций и преимуществ.
программные продукты.
информационные системы
специализированные фонды
1. Клейменова Е.Ф. Основные направления создания и использования информационных систем выпускных квалификационных работ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. - URL: http://www.science-education.ru/107-8437 (дата обращения: 26.02.2013).
2. ЛОЦМАН:PLM 8.0 — умный инструмент для эффективного предприятия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sapr.ru/article.aspx?id=15599&iid=704 (дата обращения: 21.03.2013).
3. Полезные программы [Электронный ресурс]. – URL: http://ktonanovenkogo.ru/vokrug-da-okolo/programs/internet-explorer-ie-msie-skachat-obnovit-brauzer-internet-eksplorer-9.html (дата обращения: 13.03.2013).
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1246 от 27.04.2000 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dvgu.ru/umu/mo_rf/orders/uchproc/p1246_00.htm (дата обращения: 10.04.2013).
5. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1953 от 05.09.2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://narfu.ru/upload/iblock/598/pr_1953.pdf (дата обращения: 02.04.2013).
6. Управление качеством выпускных квалификационных работ на основе критериев оценки // Казанская наука. – 2012. - № 5. – С. 192-196.

Одной из актуальнейших проблем современного библиотековедения является противоречие между владением документными фондами и обеспечением доступа к информации. Развитие электронных информационных систем значительно расширяет возможности поиска и оперативного получения полнотекстовой информации из различных библиотек и информационных центров, что позволяет библиотекам отказаться от полноты собирания собственных документных фондов. Широкое распространение получило мнение, что будущее библиотек заключается не столько во владении фондами, сколько в обеспечении доступа к информации. Однако следует помнить, что ни одно высшее учебное заведение не может выполнять своих основных функций - формирования интеллектуального и кадрового потенциала общества, развития различных предметных областей гуманитарных, естественно-научных и технических наук, не имея полноценной библиотеки, которая традиционно находится в центре организации учебно-научного процесса вуза и имеет в своем составе собственные специализированные фонды.

Формирование библиотечного фонда высшего учебного заведения отличается от формирования фонда других библиотек и, согласно нормативным документам, включает [3]:

- формирование библиотечного фонда высшего учебного заведения в соответствии с тематическим планом комплектования (далее - ТПК), который отражает профиль учебных дисциплин высших учебных заведений и тематику научно-исследовательских работ, и картотекой книгообеспеченности образовательного процесса;

- возможность составления ТПК библиотекой совместно с кафедрами и другими структурными подразделениями высшего учебного заведения с возможностью систематической коррекции ТПК, а также утверждение ТПК ректором высшего учебного заведения;

- необходимость содержания в картотеке книгообеспеченности информации об учебных дисциплинах, изучаемых в высшем учебном заведении, контингенте обучающихся и формах их обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе.

Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают [4]:

- обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет;

- возможность одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем. При использовании нескольких электронно-библиотечных систем учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики;

- доступность для обучающихся высшего учебного заведения не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в электронно-библиотечную систему, доступ к которой обеспечивается для обучающихся высшим учебным заведением;

- минимальный (базовый) уровень и динамику роста коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе в соответствии с пунктом 4 действующих Лицензионных нормативов;

- минимальный (базовый) уровень и динамику роста коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам в соответствии с пунктом 5 действующих Лицензионных нормативов.

Электронная библиотечная система вуза должна обеспечивать следующие возможности:

- индивидуальный неограниченный доступ к содержимому системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

- одновременный индивидуальный доступ к содержимому системы в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- полнотекстовый поиск по содержимому электронно-библиотечной системы;

- формирование статистического отчета по пользователям;

- предоставление издания с сохранением вида страниц (оригинальной верстки);

- доступ к зарубежным периодическим научным изданиям.

С целью повышения качества выполнения дипломных, а также курсовых работ при подготовке специалистов и бакалавров в технических вузах целесообразно в состав специализированных фондов вузовских библиотек включать библиотечную информационную систему выпускных квалификационных работ (БИС ВКР) [1; 6].

Основные требования, предъявляемые к БИС ВКР, заключаются в следующем:

1) централизованное структурированное хранение технической документации;

2) управление информацией о структуре, вариантах конфигурации;

3) управление процессом разработки;

4) интеграция компонентов комплекса системы автоматизированного проектирования;

5) учет конструкторско-технологической и организационно-распорядительной документации в рамках единого интерфейса;

6) резервное копирование баз данных и восстановление баз данных из резервных копий;

7) моделирование пользовательского интерфейса с возможностью перенастройки (без программирования) для различных групп пользователей и типов документов;

8) подключение к внешним базам данных для импорта информации из других автоматизированных систем и источников данных, в том числе автоматизированных систем управления проектированием;

9) описание бизнес-процессов предприятия (с вложенными подпроцессами, поддержкой условий, циклов и т.д.), включая графическое представление алгоритмов бизнес-процессов;

10) маршрутизация документов (WorkFlow). Встроенные средства маршрутизации интегрированы с системами электронной почты;

11) проведение изменений документации в соответствии с ГОСТом;

12) электронно-цифровая подпись (ЭЦП) объектов, документов и файлов посредством криптографических функций операционной системы Windows;

13) использование корпоративных справочников при вводе в базу данных информации об объектах производства;

14) механизм версий объектов и документов, позволяющий хранить историю изменений;

15) хранение документов как внутри базы данных, так и в файловой системе;

16) тесная интеграция с едиными справочными базами данных, использование информации о материалах и сортаментах, стандартных изделиях и т.д.;

17) возможность удаленного доступа к базам данных через Интернет;

18) возможность синхронизации двух и более баз данных для территориально удаленных площадок;

19) поддержка разработки специализированных программных решений для различных отраслей промышленности;

20) максимальное использование технических средств вуза.

В связи с ограниченными финансовыми возможностями многие вузы не могут позволить приобретать дорогостоящие программные продукты, поэтому каждый вуз самостоятельно определяет набор основных требований, предъявляемых к БИС ВКР.

В качестве средств реализации БИС ВКР были рассмотрены программные продукты Internet Explorer и «Лоцман: PLM 9.0» [2; 5].

При использовании Internet Explorer выявлены проблемы совместимости программных продуктов, приобретенных вузом и самим студентом, выполняющим выпускную квалификационную работу. Следовательно, либо вузу надо дополнительно приобретать и устанавливать программные продукты, либо студенту приносить свой персональный компьютер для демонстрации преподавателю выполняемой работы.

Система управления инженерными данными «Лоцман: PLM 9.0» позволяет хранить, пополнять, редактировать архив дипломных проектов студентов, обрабатывать данные об инженерных объектах и обеспечивает:

1) центральное структурированное хранение технической документации на ВКР;

2) управление информацией о структуре, вариантах конфигурации компонентов;

3) управление процессом разработки;

4) интеграцию компонентов Комплекса – системы автоматизированного проектирования, системы автоматизированного проектиро­вания технологических процессов, корпоративных справочников.

Центральный модуль Лоцман Клиент системы «Лоцман: PLM 9.0» является основой БИС ВКР и реализует следующие функции:

1) отображение структуры изделий и документов системы, в том числе

- навигация по структуре;

- работа с файлами при помощи системных команд Windows;

- поиск объектов базы данных по заданным условиям (в том числе по заданным атрибутам, по наличию или отсутствию атрибутов);

- работа с выборками;

- формирование отчетов;

2) управление структурой изделий, документами и файлами, в том числе

- создание, открытие и обмен данными с файлами;

- получение данных из внешних программных модулей;

3) одновременная работа с базами данных различного содержания. При этом обеспечивается сохранность информации на всех этапах доступа к ней;

4) самостоятельное определение набора информационных областей, которые необходимы для максимально полного отображения свойств и связей рассматриваемых типов объектов и документов.

С помощью БИС ВКР, реализованной на основе системы «Лоцман: PLM 9.0», возможен просмотр и выявление хронологии обращений к ВКР, что позволяет проследить изменение как самой работы, так и изменение научных школ.

Данная система используется в ФГБОУ ВПО «Самарский архитектурно-строительный университет» и имеет следующий вид (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Архив ВКР, распределение по факультетам

Рис. 2. Архив ВКР, просмотр файлов ВКР

Преимуществами рассмотренной БИС ВКР являются отсутствие посредничества информационных работников, возможность эвристического поиска при просмотре информационного массива, дистанционный доступ к библиографическим банкам, хранящим сведения о сотнях тысяч и миллионах документов..

Рецензенты:

Вышкин Ефим Григорьевич, д.фил.н., профессор, проректор ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.

Юсупова Ольга Викторовна, д.п.н., доцент, заведующая кафедрой «Высшая математика», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Клейменова Е.Ф., Андреева В.В. ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8936 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674