Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ленкова А.А. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Акцентируется внимание на актуальности и своевременности наполнения теоретически обоснованным содержанием внеурочной деятельности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО. Доказывается значимость организации направленности внеурочной деятельности на формирование дивергентного мышления младших школьников. Описывается логика авторских рассуждений, касающихся феномена дивергентного мышления личности. Дается осмысление этого сложного понятия через деятельностную природу психики человека. С точки зрения современных научных исследований в области психологии и педагогики уточняются представления о специфике проявления, механизмах формирования дивергентного мышления в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям организации обучения младших школьников в общеобразовательном учреждении, способствующим успешному формированию у учащихся дивергентного мышления. При определении сущности внеурочной деятельности делается вывод о неоднозначности взглядов современных ученых на трактовку этого понятия. Обосновывается сущность концептуального подхода к функциям внеурочной деятельности направленной на формирование дивергентного мышления младших школьников. Делается вывод с опорой на теоретические исследования и практической опыт автора о том, что внеурочная деятельность по формированию дивергентного мышления, осуществляемая в кружках общей интеллектуальной направленности, обладает преимуществами по сравнению с учебной. Приводятся аргументы в защиту этого положения. Выявляются ключевые позиции, служащие доказательством возможности направленности внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении на формирование дивергентного мышления младших школьников.
внеурочная деятельность образовательного учреждения
внеурочная деятельность
формирование дивергентного мышления младших школьников
дивергентное мышление
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1996. – С. 236–278.
3. Костяшкин Э. Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. ... д-ра пед. наук. В 2 т. – М., 1972. – Т. 1. – 425 с.
4. Ленкова А. А. Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук / А. А. Ленкова. – Челябинск, 2011. – 192 с.
5. Ленкова А. А. Развитие дивергентного мышления творчески одаренных младших школьников средствами ТРИЗ технологий / А. А. Ленкова, Д. Ф. Ильясов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2012. – № 3 (Электронный журнал). – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1765.htm (дата обращения: 31.03.2013).
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика,1983. – Т. 1. – 387 с.
7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. рекомендации / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. – М.: Педагогика, 1981. – 91 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.: ил.
9. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
10. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис. … канд. пед. наук. – 13.00.01 / Г. В. Терехова. – Челябинск, 2002. – 175 с.
11. Яблоков А. В. Дивергенция / А. В. Яблоков // Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Т. 8. – 897 с.

Реформы системы образования предполагают обновление целей, содержания и технологий образования, создание механизмов управления развитием компетентностей школьников, достижения ими значительных успехов в учебно-познавательной деятельности. Предполагается, что формирование дивергентного мышления младших школьников является одним из значимых оснований в получении высоких результатов в учебно-познавательной деятельности учащихся. Актуальность формирования дивергентного мышления младших школьников также обусловлена, с одной стороны, объективной значимостью данного вида мышления для освоения различных предметных областей учащимися и осуществления метапредметного взаимодействия между ними, с другой стороны, во многом недостаточно успешным уровнем организации процесса внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения и ее направленности на формирование дивергентного мышления школьников. Поскольку рассматриваемый вид мышления является частью общего интеллектуального развития младших школьников, то он не может эффективно формироваться и развиваться только отдельным учителем в рамках отдельного учебного предмета. По нашему мнению, это возможно при скоординированной работе творческого коллектива педагогов школы. Иными словами, формирование дивергентного мышления может осуществляться и в учебной, и в внеучебной деятельности, при их согласованности. Отсюда, речь в данной статье пойдет о целенаправленном сосредоточении внеурочной деятельности на формировании дивергентного мышления младших школьников.

Ранее в своих исследованиях мы осуществляли попытку сформулировать собственное представление о феномене дивергентного мышления младших школьников, раскрыв его через родовые понятия - мышление (достаточно детально разработанное в науке), дивергенция и дивергентное мышление [4].

Так, проведя анализ ряда теорий мышления западных и отечественных психологических школ, мы пришли к выводу, о том, что целесообразно опираться на трактовку мышления через деятельностную природу психики человека, предлагаемой отечественными учеными. Такое понимание феномена мышление дает возможность ставить и решать задачи о генезисе его различных видов, их формирования и развития у младших школьников в результате целенаправленного обучения. Отсюда, основанием для теоретического обоснования и практического применения в данном исследовании являются: деятельностная теория мышления А. Н. Леонтьева [6],теория поэтапного обучения П. Я. Гальперина [2], теория С. Л. Рубинштейна [8], о мышлении как деятельности, осуществляемой по принципу детерминизма в мыследеятельности (внешние причины действуют только через внутренние условия).

Анализ научной литературы философско-методологического плана, показал, что дивергенция является общенаучным феноменом и определяется как вид (или разновидности), особое качество, особенности активности, существования и развития во времени объектов любого рода, свойство или способность целостного объекта разделятся на части и сливаться, объединяясь в новое целое [11]. Обобщая вышесказанное, логично сделать вывод о том, что дивергентное мышления есть особый вид деятельности (активности), состоящий из внешних и внутренних структур и взаимозаменяемых элементов (действий и операций), ведется речь о том, что по принципу детерминизма мыследеятельность в ходе своего развития неизбежно приводит к дивергенции структурных единиц. Дальнейшее объединение этих мыслительных структурных единиц в новые информационные объекты, обладающие новыми качествами и свойствами, по сути, является демонстрацией работы дивергентного мышления.

Решая задачу определения специфики дивергентного мышления младших школьников, нами были изучены научные труды Д. Б. Богоявленской [1], А. И. Савенкова [9], Т. А. Тереховой [10] и др. В результате мы склоняемся к мнению, что дивергентное мышление учащихся на начальном этапе систематического обучения в образовательном учреждении напрямую зависит от его витагенного опыта, который, в свою очередь, пополняется за счет мотивации к учебной деятельности. Также зависит от проявления личностной активности учащегося в познавательной деятельности, на этом этапе направляемой и стимулируемой извне.

Подчеркнем, что к характерным признакам дивергентного мышления младших школьников можно отнести размывание границ признаков предмета в процессе мыследеятельности, протекание их друг в друга, а также гибкая структура понятий. Эти особенности позволяют определить младший школьный возраст как сензитивный для формирования дивергентного мышления. При этом дивергентное мышление младшего школьника отличается еще и своей малой продуктивностью, низкой критичностью и рефлексивностью.

Следует отметить, что основополагающим признаком формирования дивергентного мышления младших школьников, выступающего как сложный психологический феномен, является уровневый переход. Формирование дивергентного мышления в младшем школьном возрасте обеспечивается за счет закономерного роста внутренней организации системы взаимосвязанных элементов мыслительной деятельности. Отсюда, важными условиями формирования дивергентного мышления младших школьников являются:

- стимулирование интеллектуально-мотивационного развития, проявление интеллектуальных наклонностей, которое обеспечивает возможность взаимосвязи учащегося со сферой его повседневной жизни;

- расширение поля интеллектуальной и практической деятельности, содержание которой выходит за рамки общеобразовательной учебной программы.

Обобщая вышеназванные особенности дивергентного мышления младших школьников, сформулируем свое представление об этом понятии - особый вид когнитивной деятельности, позволяющей осуществлять поиск и генерирование многообразия новых информационных объектов с гибкими структурами, исходя из накопленного учащимися витагенного опыта, посредством личностной активности, направляемой и стимулируемой извне.

Выделение структурных компонентов, позволяющих судить о сформированности дивергентного мышления младшего школьника, возможно осуществить через соотнесение их с нашим пониманием дивергентного мышления. Отсюда можно сделать вывод о том, что сущность дивергентного мышлении заключается в интеллектуальной активности личности, сочетающей в себе когнитивный, мотивационный, а также личностно-рефлексивный компонент, который, по нашему мнению, доминирует именно в процессе поиска, открытия и нестандартного решения поставленной задачи. Данные компоненты рассматриваются нами в качестве критериев эффективности формирования дивергентного мышления младших школьников, в процессе внеурочной деятельности.

Обозначив собственное представление о дивергентном мышлении младших школьников, считаем важным рассмотреть современные научные подходы к интерпретации понятия о внеурочной деятельности и резервов ее использования, для воспитания и обучения учащихся. Следует заметить, что плюрализм мнений, присутствующий в педагогике, позволяет использовать понятия: «внеучебная деятельность», «внеклассная деятельность», «внеклассная работа» «внеурочная деятельность» как синонимичные. Мы полагаем целесообразным в своем исследовании опираться на понятие внеурочная деятельность.

Нами определено, что проблемам внеурочной деятельности учащихся посвящено достаточно большое количество исследовательских работ, в которых отражен опыт ее организации и использования. По мнению большинства педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, данный вид деятельности, прежде всего, направляется на углубление знаний учащихся, развитие их интересов и способностей.

Актуальным и современным, на наш взгляд является точка зрения Э. Г. Костяшкина, который обосновал необходимость объединения урочной и внеурочной работы в школе в целостную организационно-педагогическую систему [3]. Принимая его точку зрения, отметим, что данная система выступает фактором развития интереса к познавательной деятельности в целом; создает условия, при которых урок становится органичным элементом воспитательной и образовательной системы, выполняет роль катализатора интеграции урочной и внеурочной познавательной деятельности, стимулирует переход познавательной деятельности из доминирующего вида в системообразующий. В связи с тем, что сформированность дивергентного мышление младших школьников расценивается нами как метапредметный образовательный результат в ФГОС НОО, данная позиция ученого является актуальной. Важно уточнить, что внеурочная деятельность является защитной средой для учащихся, испытывающих потребность в раскрытии своего умственного потенциала, особенно для тех, кто в силу разных причин испытывает затруднения при осуществлении ее на уроке. Внеурочная деятельность позволяет повысить интеллектуальный и коммуникативный уровень участников педагогического процесса, способствует созданию не только прочной базы специальных знаний и общеучебных универсальных действий, но и сформировать ключевые компетентности у учащихся.

Определив специфику дивергентного мышления младших школьников и опираясь на мнение А. В. Петровского, отметим, что эффективность внеурочной деятельности будет заключаться не только в деятельностном опосредовании тех или иных форм групповой активности, но и в свойствах самой деятельности, т. е. в уровне ее организации [7].

Отсюда, под внеурочной деятельностью младших школьников мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения, объединяющую все виды деятельности школьников (кроме учебной), основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, дающей им возможность приобретения социального, личностно значимого опыта, связанного с приращением витагенного [4].

Важно подчеркнуть, что общеобразовательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание школьников с опорой на ФГОС НОО, является общественным институтом, где младшие школьники - активные субъекты формирования своей личности. Таким образом, сущность концептуального подхода к функциям внеурочной деятельности заключается в создании научно обоснованной системы социально необходимой, психологически действенной подготовки младших школьников в их свободное время к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности. Эта организованная система может способствовать формированию у них дивергентного мышления при определенных условиях, к перечню которых перейдем далее.

Формы организации внеучебной деятельности широки и разнообразны. Однако анализ педагогических исследований и собственный опыт практической деятельности, не умаляя достоинства других форм организации внеурочной деятельности, дает нам основание утверждать, что целесообразнее ориентироваться на кружковую форму работы с младшими школьниками. Ранее в своих исследованиях нами приводились доказательства эффективной научно-обоснованной организации кружка интеллектуального творчества ТРИЗ. Занятия младших школьников в этом кружке способствовали формированию и развитию у детей дивергентного мышления [5]. Под кружковой формой внеучебной деятельности мы понимаем организацию школьников, объединившихся в группу с общими интересами для постоянных, систематических совместных занятий в общеобразовательном учреждении во внеурочное время. Отдавая приоритет кружкам общей интеллектуальной направленности, мы, несомненно, по мере необходимости рекомендуем использовать потенциал других форм внеурочных занятий.

Анализ научных педагогических трудов приводит к выводу о том, что внеурочная деятельность по формированию дивергентного мышления, осуществляемая в кружках общей интеллектуальной направленности, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной. Например, организуется на добровольных началах; программа работы кружков позволяет сочетать содержание различных предметных областей, осуществляя метапредметное взаимодействие; продолжительность занятий строго не регламентирована; занятие в кружке позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы и т.д.

Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые младшие школьники получают на уроках и из своего субъективного жизненного опыта. При этом широта и глубина знаний учащихся может существенно превышать знания, полученные в учебной деятельности. Мы ориентированы на то, что работа в кружке должна осуществлять ингерентность учебной и внеурочной деятельности, а также выходить за рамки учебной деятельности, с упором на главный принцип ее организации - интересы учащихся.

В этой связи важно выделить, что внеурочная деятельность младших школьников в разной степени педагогически организуема или саморегулируема, и ее сущность состоит в интеграции совокупности занятий, выполняемых по интересам, склонностям и выбору учащегося, что способствует их осознанной, либо частично направляемой извне регуляции познавательной деятельности. Стимулирование активного участия в организованной внеурочной деятельности позволяет младшим школьникам целенаправленно овладевать опытом рационального, творческого осуществления любой деятельности, приобретать качества социально адаптированной личности.

Мы полагаем, что приращение витагенного опыта, ближайшего жизненного пространства младших школьников во внеурочной деятельности способствует формированию дивергентного мышления, если личностно ориентированное, проблемное обучение детей в этом виде познавательной деятельности соответствует следующим требованиям:

- строится с учетом передачи опыта творческой деятельности;

- опирается на субъективный жизненный опыт младших школьников.

Поэтапное включение младших школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления внеурочной деятельности будет способствовать успешному формированию дивергентного мышления, если обучение носит дифференцированный характер. Дифференциация, как минимум, должна осуществляться с опорой на критерии: индивидуально-типологические особенности учащихся, форму их группирования и различное построение обучения в выделенных группах, интересы младших школьников.

Полагаем, что организация дифференцированного обучения при формировании дивергентного мышления с учетом интересов младших школьников должна ориентироваться на ряд позиций, ведущих к ее эффективности:

- создание оптимальной, целесообразной системы занятий, обеспечивающей каждому младшему школьнику раскрытие его потенциальных способностей;

- свобода в выборе элементов внеурочной деятельности;

- создание условий для формирования и развития индивидуальности, самостоятельности в познавательной и творческой деятельности.

Обосновав свою точку зрения относительно ключевых понятий данного исследования и резюмируя вышесказанное, отметим, что внеучебная деятельность общеобразовательного учреждения, направленная на формирование дивергентного мышления младших школьников, должна стимулировать:

- поддержание устойчивых познавательных интересов;

- развитие общих интеллектуальных способностей, любознательности, эрудированности и кругозора;

- многовариативность в выборе путей решения проблемных творческих задач, противоречий через использование умений комбинировать, сравнивать, находить аналогии, реконструировать, проводить ассоциативные связи;

- стремление к созданию субъективно новых, творческих продуктов с использованием экономичных и рациональных решений.

Таким образом, внеурочная деятельность располагает высокими потенциальными возможностями в интеллектуальном развитии учащихся и может быть направлена на формирование дивергентного мышления младших школьников.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Зуева Ф. А., доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры естественно-математических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Ленкова А.А. НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9002 (дата обращения: 13.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252