Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕCСЕ ВУЗА

Осипова С.И. 1 Янченко И. В. 2
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 Хакасский технический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Рассматривается актуальная проблема педагогической науки и практики – развитие личности в образо-вании в контексте формирования её карьерной компетентности. Представлена сущность карьерной компетентности. Определена структура карьерной компетентности, состоящая из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов, имеющих акмеоло-гическую направленность. Выделены этапы формирования карьерной компетентности: ориентирование (актуализация мотивационно-ценностного отношения к образованию, приобретение знаний), приобще-ние (вовлечение в исследовательскую, проектную деятельность, участие в деловых играх и тренингах), закрепление (подведение итогов курса, рефлексия и самооценка). Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования данного интегративного качества, включающие обогащение содержания образования материалом, обеспечивающим мотивационно-ценностную и когнитивную основу форми-рования карьерной компетентности; использование процессуальных педагогических технологий, актуа-лизирующих деятельностную и рефлексивно-оценочную основу формирования карьерной компетентности.
педагогические условия.
игра
портфолио
проектная деятельность
карьерное планирование
самооценка
рефлексия
карьерная компетентность
карьера
высшее профессиональное образование
1. Джанерьян С. Т.Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №4. - С.162-169.
2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.
3. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.И.Лях. - Красноярск, 2005. - 216 с.
4. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - С. 336.
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]: URL:http://минборнауки/. рф/документы/2974 (дата обращения: 5.03.2013 г.).
6. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования/С.И. Осипова, И.В.Янченко// Вестник КемГУ. - 2012. - № 3 (51). - С. 135-141.
7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
8. Смолянинова О.Г. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской федерации (статья) / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 65-77.
9. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности студентов: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01/ Э. Х. Тазутдинова; Казань, 2010. - 200 с.

Формирование конкурентоспособной личности напрямую связано с формированием ее карьерной компетентности, которая определяется нами как интегративное качество личности, характеризующее ее стремление, готовность и способность к самореализации, развитию компетенций, сопровождающееся рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющее целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры. Определенные в [6] ее сущность и структура, состоящая из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов и имеющих акмеологическую направленность, позволяют сделать вывод о том, что образовательный процесс вуза может способствовать формированию карьерной компетентности студентов. Рассмотрение феномена карьеры через характеристики развития личности в [6] позволяет считать ее мотивом, положительно влияющим на развитие личности. Значимость мотивов, положительно влияющих на развитие личности, отражена в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: при определении понятия «обучение» сделан акцент на необходимость формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [5].

Формирование жизненных планов, связанных с профессиональной деятельностью, карьерным ростом, жизнью в целом определяется содержанием деятельности человека, социальным и личным опытом, вследствие этого актуализация мотивационно-ценностного отношения студентов к образовательной деятельности как к основному базовому этапу будущей карьеры реализуется через содержание образования, способствующее поэтапному формированию карьерной компетентности студентов (ориентирование, приобщение, закрепление), удовлетворяющее требованиям: учёта субъективного опыта и личностно-значимых смыслов образования студентов; создания условий для развития потребности в планировании карьеры через знакомство с психологическими особенностями, требованиями выбранной профессиональной среды к профессионально важным качествам специалиста, потребностями региона в кадрах, основными перспективами развития региона, возможными путями продолжения или дополнительного образования в выбранной профессии; предоставления возможности проб для самопознания и анализа мотивов, ценностей, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, качеств личности и на основе этого способствует самоопределению, самоактуализации и формированию адекватной самооценки; обеспечения возможности участия в различных видах выбранной профессиональной деятельности в сочетании с развитием профессиональной направленности личности, включающей потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы и отношения.

Перечисленные требования к содержанию образования могут быть реализованы в рамках блочно-модульной структуры, предусмотренной ФГОС ВПО включением в содержание образования, материала, ориентированного на актуализацию мотивационно-ценностного отношения студентов к образованию как основному базовому этапу будущей карьеры. В нашем исследовании обогащение содержания образования таким материалом предлагается реализовать в рамках спецкурса «Моя карьера». Курс структурирован в с соответствии с этапами: ориентирующим (актуализация мотивационно-ценностного отношения к образованию, приобретение знаний), приобщающим (вовлечение в исследовательскую, проектную деятельность, участие в деловых играх и тренингах), закрепляющим (подведение итогов курса, рефлексия и самооценка); включает информирование о понимании феномена карьеры как одного из показателей развития человека в социуме, связанный с наличием положительной профессиональной Я-концепцией, профессиональной мобильностью, требующий принятия организационной культуры, ценностную ориентацию социальной и профессиональной деятельности, должный уровень ответственности, необходимости непрерывного самообразования, саморазвития и самоактуализации, адекватной самооценки; о типах, этапах, стратегиях карьеры, факторах, влияющих на карьеру, а также о препятствиях и карьерных кризисах, первый из которых связан с поиском и адаптацией на основном месте работы по окончании вуза; о необходимости накопления значимых достижений образовательной, творческой, спортивной, трудовой деятельности в виде портфолио, необходимости получения дополнительного образования, актуального в выбранной сфере профессиональной деятельности, и возможностях их включения в резюме для предъявления потенциальному работодателю, о требованиях к результатам высшего профессионального образования в ФГОС ВПО, о видах профессиональной деятельности выбранного направления бакалавриата и т.д.

Содержание спецкурса позволяет решить мотивационно-ценностные и когнитивные задачи формирования карьерной компетентности студентов, в частности: оценить свой потенциал и определить пути его накопления с точки зрения профессиональной перспективы и развития карьеры, актуализировать мотивационно-ценностное отношение студентов к образованию как начальному этапу будущей карьеры, познакомить студентов со спецификой выбранного направления подготовки, поставить цели и задачи, на основе которых студент будет осуществлять построение индивидуальной образовательной траектории, ознакомиться с технологией планирования карьеры.

Таким образом, первое педагогическое условие, способствующее формированию карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза, состоит в обогащении содержания образования в контексте поставленной проблемы формирования карьерной компетентности, что обеспечивает когнитивную и мотивационно-ценностную основу для последующего вовлечения студентов в деятельность, способствующую формированию субъектной позиции студента, организации рефлексии и адекватной самооценки.

Обоснуем необходимость выделения именно этих характеристик личности. Развитие карьеры как важная часть развития человека, показатель профессионального успеха и личностного развития предполагает: осознание, понимание и принятие целей и задач своего развития и жизнедеятельности в целом; способность действовать целенаправленно, самостоятельно, ответственно при совершении поступков и выбора; активность и заинтересованность в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативность, потребность в самоопределении и самореализации; способность анализировать свои действия, результаты, принятые решения, критически их оценивать и корректировать дальнейшие цели и деятельность. Названные способности личности оставляют сущность его субъектной позиции.

Карьера как одна их характеристик успешности в жизнедеятельности в целом связана с субъективным представлением человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, оценкой своего потенциала, результатов деятельности, т.е. с профессиональной Я-концепцей. Согласимся с С. Т. Джанерьян, выделяющей центральное звено профессиональной Я-концепции - отношение к профессии, обеспечивающее развитие личности в профессиональной сфере [1]. Важно отметить, что успешность человека в профессиональной деятельности субъективно им оценивается, и адекватность самооценки личностью достигнутого, профессиональных возможностей, отражающая веру в себя и свои силы, позволяет избежать неудовлетворенности, карьерные кризисы и ставить достижимые цели.

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что карьера, став одним из показателей успеха и личностного развития, невозможна без сознательного, ответственного и свободного строительства своей жизни, совершения поступков и выбора (субъектная позиция). Успех связан с представлением человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности и оценкой своего потенциала, результатов (положительная профессиональная Я-концепция). Реальная самооценка потенциала и результата (адекватная самооценка) позволяет ставить достижимые цели в профессии, карьере и в целом лежит в основе позитивной мотивации саморазвития.

Выделенные характеристики личности, как актуальные при формировании карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза, являются ценностью в личностно-ориентированном подходе к образованию, построенном на основаниях гуманистической философии. Реализация принципов личностно-ориентированного подхода ориентирует образование на признание уникальности личности студента как индивидуальности, имеющей позитивный потенциал; установление субъект-субъектных отношений между педагогом и студентом, становление субъектной позиции студентов, формирование положительной профессиональной Я-концепции, адекватной самооценки, развитие личностных качеств, способностей, потенциала необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности. Считаем, что формирование субъектной позиции студента в процессе получения высшего профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента будет результативным при использовании развивающих потенциал личности процессуальных педагогических технологий, реализующихся в следующих формах: исследовательская, проектная; коммуникативно-диалоговая, дискуссионная; игровая деятельность [2].Особо выделяем проектную деятельность, в которой:

  • используются и получают дальнейшее развитие исследовательские умения (выявление проблем, определение исследовательских задач, анализ, поиск степени изученности проблем на основе информационного построения гипотез, проведение опытно-экспериментальной деятельности по доказательству выдвинутой гипотезы);
  • студент включается в процесс самостоятельной работы, в которой получают развитие способности к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
  • развиваются актуальные компетенции, необходимые для современной жизни: способности брать на себя ответственность применять знания к жизненным ситуациям; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путём; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

Взяв за основу этапы и деятельность участников в проектной деятельности, выделенные Г. К. Селевко, представим развитие качеств личности студента, характеризующих субъектную позицию в процессе проектной деятельности: этап погружения в проект и постановки проблемы (выработка концепции, определение целей и задач проекта) способствует осознанию, пониманию и принятию целей и задач своего развития; этап разработки проекта (определение доступных информационных и материальных и физических ресурсов, создание плана) развивает способность действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения; технологический этап (организация деятельности по реализации проекта) способствует проявлению активности и заинтересованности в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативности, потребности в самоопределении и самореализации; заключительный этап (публичная презентация проекта, рефлексия результатов деятельности) способствует развитию рефлексивного отношения к себе, своим действиям, результату, принятым решениям. К перечисленным положительным характеристикам использования проектной деятельности добавим названные в исследовании В. И. Лях важные стороны проектного метода, актуальные для формирования карьерной компетентности студентов: развитие способности к целеполаганию, анализу, оценке результатов своей деятельности; деловых качеств личности, настойчивости в преодолении трудностей, инициативы и творческих способностей; формирование навыков коллективной деятельности и взаимопомощи [3].

В педагогической деятельности, способствующей формированию карьерной компетентности студента, важна положительная мотивационно-ценностная ориентация проектной деятельности, предполагающая наличие личностно-значимой проблемы, требующая проявления самостоятельности, исследовательского поиска решений, публичной презентации проекта - занятия субъектной позиции, позволяющая пережить ощущение успеха, что подкрепляет формирующуюся в вузе положительную профессиональную Я-концепцию и мотив достижения ощущением успеха, формирующая способность анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям.

Таким образом, второе педагогическое условие, способствующее формированию карьерной компетентности студента в образовательном процессе вуза - использование личностно-ориентированных педагогических технологий, способствующих формированию субъектной позиции студента в процессе получения высшего профессионального образования, позитивной профессиональной Я-концепции и адекватной самооценки студента.

Выделенные нами характеристики личности, как актуальные при формировании карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза, связанные с сознательным, ответственным строительством своей жизни, с представлением человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, адекватной оценкой своего потенциала и результатов деятельности, позволяющей ставить достижимые цели в профессии, карьере невозможно рассматривать без вовлечения в активный процесс рефлексивной деятельности и постановке на ее основе перспективных целей развития.

Одной из таких современных технологий, вовлекающих студента в процесс рефлексивной деятельности, является технология «Портфолио» как сбор доказательств приобретенного опыта и достижений, фиксирующая, накапливающая, систематизирующая достижения и определяющая постановку новых целей и дальнейшей деятельности [3]. Считаем актуальным накапливать электронное портфолио, создавая из него при необходимости портфолио на бумажном носителе, в соответствии с целями, для которых оно будет использоваться. В зарубежной высшей школе технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, и, более того, наличие Е-портфолио является конкурентным преимуществом [8, 9]. В российском высшем образовании пока нет единого подхода к использованию портфолио, и его накопление происходит по инициативе вузов, при этом оно состоит из комплекта документов (в бумажном или электронном виде), подтверждающих достижения студента по различным направлениям деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в вузе. Считаем технологию «Портфолио» - современной формой рефлексивной деятельности студента, способствующей решению важных педагогических задач, в контексте формирования карьерной компетентности, обеспечивая: занятие субъектной позиции, поскольку функции по формированию «портфолио» возлагаются на студента; поддержание высокой мотивации к достижениям; развитие умений ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; поощрение активности, самостоятельности, самообразования; акцент на достижениях студента; интеграцию количественной и качественной оценок; моделирование конкурентной среды, которая может использоваться не только для развития личностных качеств, но и приобретения опыта участия в конкурентной борьбе за достижение лучшего результата; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов.

Описанные особенности применения технологии «Портфолио» делают его, во-первых, эффективной формой самопрезентации; во-вторых, инструментом развития, выступая базой постановки новых целей в образовательной деятельности, начала процесса прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как деятельностной компоненты карьерной компетентности. Целенаправленная деятельность студентов по накоплению портфолио позволит к окончанию вуза иметь представление о росте компетенций. Согласимся с мнением Е. А. Могилевкина по поводу необходимости создания профессионального резюме еще в вузе, и к моменту выпуска студент будет иметь карьерное портфолио для потенциальных работодателей или для поступления в магистратуру [5].

Достижения в учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной деятельности, как бы эффектно не были зафиксированы и представлены, лишь опосредованно представляют личные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности, карьерного роста, жизнедеятельности в целом. Самооценка личных качеств, необходимых для успешной карьеры и жизнедеятельности в целом, происходит в процессе рефлексии деятельности, моделирующей различные общественные феномены. Одним из таких видов деятельности является игровая деятельность, относящаяся к процессуальным педагогическим технологиям. Качествами, особо востребованными работодателями, являются коммуникабельность, ответственность, организаторские способности.

Опираясь на технологическую схему деловой игры Г. К. Селевко [7], рассмотрим этапы игровой деятельности в контексте ее влияния на развитие личности студента, её субъектной позиции: этап подготовки (разработка сценария: план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения, «разогревающие» игровые эпизоды: постановка проблемы, целей, условий, инструктаж: регламент, правила, планируемый результат, распределение ролей, формирование групп, консультации) способствует осознанию, пониманию и принятию целей и задач своего развития, целенаправленным и самостоятельным действиям, принятию ответственных решений; этап проведения (работа с источниками, тренинг мозговой штурм, работа с игротехником, активизация групповых ролей, выступления групп, защита результатов, правила дискуссии) развивает активность и заинтересованность в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативность, потребность в самоопределении и самореализации; этап анализа и обобщения (вывод из игры: анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, итоги игры, рекомендации) формирует способность анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям.

Анализ сущности деятельности участников в деловых играх позволяет сделать вывод о большой педагогической ценности применения игровых технологий для формирования карьерной компетентности, обусловленную тем, что в процессе участники игры: занимают субъектную позицию, имеют возможность «примерить» на себя роль в деловой игре, как модель профессионального поведения, что способствует формированию позитивной профессиональной Я-концепции, приобретают опыт межличностного и коллективного взаимодействия, что особенно ценно для «цифрового» поколения, в силу их эмоциональной «холодности», в процессе рефлексии имеют возможность оценить особенности своего поведения и сравнить с поведением других и на этой основе поставить новые цели развития личных качеств.

Для формирования представлений о себе, развития навыков самопрезентации, работы в команде, коммуникативного общения, ответственности, интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой гибкости, активной жизненной позиции со студентами в рамках нашего эксперимента проводились игры «Прохождение и проведение интервью», «Выборы», упражнение «Мечта и цель» [5].

Таким образом, третье педагогическое условие, способствующее формированию карьерной компетентности студента в образовательном процессе вуза - вовлечение студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной в условиях процессуальных образовательных технологий.

Итак, структура и содержание компонентов карьерной компетентности (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов), позволила выявить педагогические условия формирования данного интегративного качества, которые: направлены на обогащение содержания образования, обеспечивающее когнитивную и мотивационно-ценностную основу формирования карьерной компетентности; базируются на личностно-ориентированном подходе и реализуются посредством процессуальных педагогических технологий, обеспечивающих деятельностную и рефлексивно-оценочную основу формирования карьерной компетентности; нацелены на прогрессивное развитие, стремление к самопознанию, занятию субъектной позиции, проявлению себя как личности, в результате чего будут формироваться качества, необходимые специалисту для будущего успеха в карьере.

Рецензенты:

Гафурова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Педагогика профессионального обучения», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Игнатова Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики ФГДОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» », г. Красноярск

Библиографическая ссылка

Осипова С.И., Янченко И. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕCСЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9028 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674