Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В КРАСНОЯРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. ПРОФ. В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

Шилина Н.Г. 1 Таптыгина Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого"
В статье представлена процессная модель довузовской подготовки в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. В модели отражены векторы взаимодействия всех участников довузовского образовательного процесса, выявлены причинные связи. Образовательные программы, реализуемые на факультете довузовского и непрерывного профессионального образования КрасГМУ, имеют различную продолжительность (от 1 месяца до 2 лет). Анкетирование слушателей, преподавателей, родителей позволило оценить качество оказываемых образовательных услуг, определить направление развития довузовской подготовки и профориентационной работы в медицинском университете. Введение в структуру факультета довузовского и непрерывного профессионального образования дистанционной формы обучения расширило географию слушателей, позволило проводить анкетирование в он-лайн режиме. Анализ многолетних наблюдений позволил оптимизировать структуру и содержание подготовки, выявить и развить положительные тенденции в области дополнительного образования абитуриентов.
модель
довузовское образование
1. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей // В. В. Воронов. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 146 с.
2. Логинова И. О., Таптыгина Е. В., Гришина Н. В., Сопин М. В. Профориентационное тестирование при подготовке к поступлению в медицинский вуз // Сибирское медицинское обозрение. – Красноярск, 2011. – № 5. – С.100-103.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 41. – Ст. 4089.
4. Россиев Д. А. Дистанционное обучение на этапе подготовки к поступлению в медицинский вуз / Д. А. Россиев, Е. В. Таптыгина, Т. В. Валентиенко, С. Н. Косолапова // Сибирское медицинское обозрение. – Красноярск, 2012. – № 6. – С. 93–96.
5. Филиппов Д. Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 23 с.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что «система образования призвана обеспечить:

· разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

· непрерывность образования в течение всей жизни человека» [3].

Идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразовательная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым человеком самообразования, которое в наибольшей мере соответствует его интересам, мотивам, ценностным ориентациям.

Довузовская подготовка является звеном системы непрерывного образования в университете и вносит свой вклад в достижение наиболее полного удовлетворения потребностей слушателей в области образования.

Существующая система довузовской подготовки является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Ст.2., п.14) определено дополнительное образование, как такой вид образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании …»(Ст.2., п.14) .

Довузовское образование – это «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей в особом образовательном пространстве, в котором надстраивается базовый компонент среднего образования, ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи» [1].

Учеными-педагогами выделяются следующие особенности организации довузовской подготовки в современной российской системе образования [5]:

· добровольность участия;

· свободный выбор содержания, форм и видов деятельности;

· возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития учащихся;

· возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества;

· непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую;

· динамическая ориентация образовательного процесса на профессию.

К наиболее распространенным организационным формам довузовского образования можно отнести:

1) подготовительные курсы;

2) подготовительные отделения;

3) лицейские классы (Малые академии);

4) занятия по индивидуальному договору с абитуриентом.

На факультете довузовского и непрерывного профессионального образования (далее ФДиНПО) Красноярского государственного медицинского университета им.проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (далее КрасГМУ) существуют разные программы подготовки абитуриентов по дисциплинам медико-биологического профиля. Программы отличаются сроками реализации, содержательной частью, формами контроля. Это:

· Малая медицинская академия (ММА) – 2-х годичное обучение;

· вечерние подготовительные курсы разной продолжительности (от 1 до 6 месяцев);

· очные курсы для иногородних абитуриентов в дни школьных каникул (осень, зима, весна);

· дистанционные подготовительные курсы.

Традиционно в качестве вступительных испытаний в медицинский вуз (КрасГМУ) засчитываются результаты ЕГЭ по биологии, химии, русскому языку для специальностей «Лечебное дело, «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация». Для специальностей «Клиническая психология», «Медицинская кибернетика» – это биология, русский язык и математика. Учебный план довузовской подготовки в КрасГМУ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Учебный план довузовской подготовки в КрасГМУ

Форма обучения

Всего

час.

В том числе по предметам

Биология

Химия

Физиология

Анатомия

Мед.

практика

ММА

(1 год обучения)

274

87

84

42

33

28

Форма обучения

Всего

час.

В том числе по предметам

Биология

Химия

Русский язык

Математика

Мед.

практика

ММА

(2 год обучения)

300

96

96

72

36

 

Подготовительные курсы (6 мес)

432

144

144

144

 

 

Подготовительные курсы (3 мес)

216

72

72

72

 

 

Подготовительные курсы в дни школьных каникул

200

100

100

 

 

 

Подготовительные курсы (1,5 мес)

20

 

 

 

 

20

Дистанционные подготовит. курсы

252

126

126

 

 

 

Довузовская подготовка обеспечивает условия для высокоэффективного обучения слушателей на основе постоянного совершенствования качества учебного процесса, внедрения прогрессивных методик обучения. Кроме того, она создает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования.

Следует отметить, что все формы довузовской подготовки факультета ДиНПО ориентированы на следующие основные цели:

1) ликвидировать существующие пробелы в знаниях абитуриентов;

2) сформировать устойчивые знания по предметам медико-биологического профиля;

3) подготовить обучающегося к сдаче ЕГЭ;

4) помочь в выборе образовательной траектории;

5) отразить специфику обучения в медицинском вузе.

Дистанционная форма обучения на довузовском этапе дает сегодня возможность решить еще две задачи:

· удовлетворить потребности тех абитуриентов, которые в связи с негибкостью и жесткой привязанностью процесса обучения к конкретному времени, испытывают трудности в получении образовательных услуг;

· предоставить возможность тем, кто территориально отдален от учебного заведения, сделать процесс обучения доступным [4].

На сайте дистанционного образования КрасГМУ у абитуриентов есть возможность пройти тестирование по профильным предметам – биологии и химии, тем самым выяснить степень готовности к сдаче экзаменов по этим дисциплинам и решить, нужна ли ему дополнительная подготовка [4].

По статистическим данным за период с 17.12.2010 г. по 01.02.2013 г. тестирование по профильным предметам на сайте дистанционного довузовского образования прошли 8174 человека. Результаты тестирования оценивались по 100-балльной шкале (меньше 50 % — «неудовлетворительно»; 50–70 % — «удовлетворительно»; 70–90 % — «хорошо»; больше 90 % – «отлично»). При анализе полученных результатов (табл. 2) можно увидеть, что по биологии положительную оценку (т.е. более 50 % правильных ответов) получили 3223 человек из 5855, что составляет 55 %. В свою очередь, по химии положительную оценку получили 486 человек из 2305, что составляет 21 %. Очевидно, что такой большой процент неудовлетворительных оценок показывает, что потребность в подготовительных курсах по профильным предметам, необходимым для поступления в медицинский вуз, достаточно велика.

Таблица 2

Результативность прохождения абитуриентами тестов по биологии и химии на сайте КрасГМУ

 

Общее число абитуриентов прошедших тесты

Число абитуриентов с результатом от 0 до 2 баллов

Число абитуриентов с результатом 3 балла

Число абитуриентов с результатом 4 балла

Число абитуриентов с результатом 5 баллов

Химия

2305

1819

321

159

6

Биология

5855

2632

1854

1291

78

В тестировании по методике «Профессиональная ориентация», призванном помочь определить доминирующие сферы интересов абитуриентов, которые необходимо учитывать при выборе будущей специальности или направления подготовки, чтобы избежать разочарований [2], участие приняли 4519 человек.

Еще одно тестирование «Профессиональные установки» позволяет получить информацию о доминирующих профессиональных установках, которые указывают на степень ответственности профессионального выбора. Эта информация позволит согласовать профессиональные намерения, интересы, понять перспективы профессионального образования. Количество человек, прошедших данное тестирование – 1988.

По данным Министерства образования Красноярского края, начиная с 2007 года численность выпускников школ снижалась, и в 2011 году достигла минимального значения – 11638 человек, что в 2 раза меньше по сравнению с 2007 г. (26486 челочек). Основной причиной этого стал демографический спад в 90 годах. Следует отметить, что на общем фоне снижения конкурса на технические и некоторые гуманитарные специальности в других вузах региона, КрасГМУ никогда не испытывал недостатка в абитуриентах. Стабильно высокий конкурс от 4 до 23 человек на бюджетное место (в зависимости от специальности и формы обучения) держится в течение последних 5 лет. Сформированная потребность школьников в получении медицинского образования, по нашему мнению, является следствием правильно выстроенной системы профессиональной ориентации и довузовской подготовки. Динамика набора на подготовительные курсы и в ММА представлена на рис.1.

Рис.1. Динамика набора слушателей в ММА и на подготовительные курсы

В 2012 г. нами проведен анализ эффективности образовательных программ в зависимости от их продолжительности. Для подготовки абитуриентов существуют: 3-х, 6-ти месячные, 2-годичная программы обучения и курсы в дни школьных каникул (3 блока от 7 до 10 дней в зависимости от продолжительности школьных каникул). В качестве критерия эффективности был взят процент абитуриентов, поступивших в вуз, в том числе КрасГМУ.

Проанализировав результаты, мы пришли к следующим заключениям:

1) продолжительность подготовительных курсов практически не влияет на количество поступивших в вузы абитуриентов, за исключением обучения в ММА;

2) закономерностью следует считать, что слушатели ФДиНПО, окончившие Малую медицинскую академию (2 года обучения), имеют стабильный показатель поступления в вузы – в среднем 93,4 %. Колебания показателя в течение 5 лет различаются незначимо (от 89 % до 96 %);

3) считаем, что закономерны результаты, которые показали слушатели краткосрочных курсов в дни школьных каникул. Преподаватели использовали систему погружения в предмет, что дало свои положительные результаты. Процент поступления в КрасГМУ для слушателей таких курсов составил 73,3 %, что на 15 % выше, чем у слушателей, окончивших вечерние курсы.

Деканатом ФДиНПО ежегодно проводится анализ поступления слушателей факультета в вуз. Динамика поступления выпускников факультета довузовского и непрерывного профессионального образования представлена на рис.2.

Эффективность подготовки абитуриентов по программам довузовского образования мы оцениваем по следующим параметрам:

· процент поступления для выпускников ФДиНПО в вузы;

· успеваемость студентов, прошедших довузовскую подготовку;

· участие в СНО и общественной жизни КрасГМУ.

Рис. 2. Процент поступления выпускников ФДиНПО в вузы

Одним из важных аспектов деятельности ФДиНПО является адаптация выпускников нашего факультета к системе вузовского образования. Существует накопленный материал об успеваемости, социальной и научной активности выпускников факультета в статусе студента КрасГМУ. Успеваемость студентов КрасГМУ, прошедших подготовку в ММА, по сравнению со студентами, не прошедшими обучение на факультете ДиНПО, выше в среднем на 17 %.

Как правило, многие из слушателей ММА и подготовительных курсов занимаются исследовательской работой. Это позволяет им формировать умения логической обработки материала и правил построения научного сообщения, осваивать экспериментальные методики и не бояться аудитории, так как многие из них выступают на ежегодных конференциях, проводимых в нашем вузе. В рамках ежегодной студенческой научной конференции в КрасГМУ организована специальная секция для школьников по предметам медико-биологического профиля. Например, в 2013 г. на конференцию заявлено 48 докладов. Проявляется тенденция: выпускники ФДиНПО занимают призовые места на тех секциях, где преимущественно выступают студенты младших курсов. Обычно по 18 таким секциям выпускники ММА и подготовительных курсов занимают в среднем 58 % призовых мест.

Ниже приведена процессная модель организации довузовской подготовки в КрасГМУ (рис. 3).

Рис. 3. Процессная модель организации довузовской подготовки в КрасГМУ

Таким образом, система довузовского образования в КрасГМУ направлена на эффективную организацию и высокое качество образовательного и научно-исследовательского процессов, а также на обеспечение рынка высшего медицинского образования конкурентоспособными абитуриентами.

Рецензенты:

Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Никулина Светлана Юрьевна, доктор медицинских наук, проректор по учебной работе ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В КРАСНОЯРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. ПРОФ. В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9032 (дата обращения: 23.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252