Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Громова Е.М. 1 Беркутова Д.И. 1 Горшкова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
В статье актуализирована главнейшая проблема современного российского общества – развитие ценностных ориентаций молодежи как основы жизненной и профессиональной стратегии личности. Доказывается необходимость ее решения в условиях противоречиво складывающейся ситуации в профессиональном мире и сложности планирования профессионального будущего студентами. Представлен подробный анализ современных подходов в определении сущности и содержания понятия «ценность» в отечественной и зарубежной психологии, педагогике и социологии. Раскрыта специфика понятий «ценности», «ценностные ориентации» как составляющих направленности личности в контексте планирования профессиональной карьеры молодежью. В статье приводятся результаты опытно-экспериментального исследования ценностных карьерных стратегий современных российских студентов. Выявлены и подвергнуты тщательному анализу различия в ценностных карьерных стратегиях студентов: юношей и девушек.
профессиональная карьера
ценность
профессиональная и жизненная стратегия
1. Алексеев В. Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социологические исследования. –1990. – № 1. – С. 12.
2. Булынин А. М. Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущего учителя. – М.; Комсомольск-на-Амуре, 1995. – 139 с.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – К.: Наукова Думка, 1988. – С. 23.
4. Елишев С. О. Проблемы современной молодежи: чего хочет молодежь? // Интернет-портал. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. 17.08.2010. – URL: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8 (дата обращения: 20.03.2013).
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
6. Лутовинов В. И., Радионов Е. Г. Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры // Обозреватель – Observer. – 1997. – № 9. – URL: http://www.rau.su/observer/N09_97/007.htm (дата обращения: 20.03.2013).
7. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2002. – 234 с.
8. Семенов В. А. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
9. Чистякова С. Н. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. – Ярославль, 1993. – С. 48.

В науке довольно часто рассматривается такое понятие, как ценностная ориентация. Исследователи изучают такие ориентации, в основном, в связи с планами молодежи на будущее. Проблема изучения ценностей и представлений молодых людей о будущем остается актуальной и по сей день, поскольку кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах жизни влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. Особенно ярко это выражено у подрастающего поколения. Поэтому особую остроту сегодня приобретает исследование изменений, происходящих в сознании современной студенческой молодежи. Не случайно, проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей.

На формирование ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияют на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: накопление достаточного жизненного опыта, занятие определенного социального положения. Ориентация на собственные убеждения в студенчестве свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в молодости, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля и поддержания порядка [6].

Обратим наше внимание на сложившиеся в современной психолого-педагогической науке подходы к сущности понятия «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с жизненными целями личности [1].

Ценностная ориентация - это элемент структуры личности, работающий на сознательном уровне, определяющий генеральную линию жизни человека [2].

В психологии ценность, ценностная ориентация - важный структурный компонент личности, играющий в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.

Е. И. Головаха представляет «ценностные ориентации ... ядром социально-профессиональной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию - регулятивную» [3].

В концепции системы профессиональной ориентации, разработанной авторским коллективом, возглавляемым С. Н. Чистяковой, «ценностные ориентации - это сознательные предпочтения (или отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Ценностные ориентации различаются у человека на основе определяющих потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения» [9].

В педагогике немало работ, связывающих ценностные ориентации учащихся с последующим их профессиональным самоопределением (А. М. Булынин, М. И. Лукьянова, И. В. Гришина, П. Б. Торопов, С. Н. Чистякова и др.). В качестве приоритетных выделяются следующие ценности [2]:

  • общественно значимые ценности;
  • ценности содержания труда;
  • ценности статусных достижений;
  • ценности результата труда;
  • ценности, связанные с возможностями саморазвития и самоутверждения в профессиональной деятельности;
  • ценности условий труда;
  • ценности эстетики профессии.

Е. М. Павлютенков обоснованно полагает, что «система ценностей молодежи проявляется в ее интересах и может быть понята как отражение интересов». Связывая ценности с профессиональными устремлениями учащихся, исследователь выделяет семь групп ценностей: 1) ценности высшего порядка, характеризующие отношение юношей и девушек к различным аспектам труда и трудовой деятельности; 2) ценности, связанные с сущностью самого процесса труда; 3) ценности, связанные с признанием за профессиональный труд; 4) ценности профессионального роста; 5) ценности, связанные с самоутверждением в труде; 6) ценности, связанные с престижем избранной профессии; 7) ценности материального вознаграждения за труд [2].

Исследования социологов показывают, что для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Это касается и ценностей молодежи в плане построения профессиональной карьеры. Стремление к успешной карьере является естественным в условиях современного общества, при этом большинство опрошенных понимают и значимость образования для достижения данной цели. Однако материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы [8].

Итак, доминирующими в системе ценностей современной молодежи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие [4].

Большинство ученых отмечают, что одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, в настоящее время складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений и другие. Вследствие этого у многих молодых людей «...не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества» [6].

Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов XX века для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20 % молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала. Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. При этом характерно, что общим для всех опрошенных является стремление к профессиям в сфере торговли, обслуживания и нежелание идти в сферу производства [6].

Итак, в связи со сложившимися в современном обществе социальными проблемами, связанными с планированием молодежью своего профессионального будущего, в рамках исследования, проводимого при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а(р) по теме «Построение профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты» и внутривузовского гранта для поддержки молодых ученых, наше внимание обращено на изучение ценностных карьерных стратегий студентов 4 курса факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова».

В качестве инструмента была выбрана методика «Якоря карьеры» для диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [7].

Остановимся кратко на описании вышеуказанной методики. Сознательное планирование карьеры может рассматриваться как один из важнейших аспектов профессионального развития личности. Карьера в психологии - индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий), то есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серии карьерных решений. Методика «Якоря карьеры», по мнению одного из ведущих западных организационных консультантов Э. Шейна, может быть использована для определения и коррекции некоторых элементов организационной культуры, позволяет определять ведущие профессиональные мотивы и может применяться при приеме на работу, а также в индивидуальной коррекционной работе.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (например, научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на управление, интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни, например, семейной и профессиональной.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску [5].

Далее обратимся к анализу данных, полученных по описанной методике в экспериментальной группе студентов. Итак, в подгруппе девушек преобладают следующие «якоря» карьеры: по 11 % - интеграция стилей жизни, служение и вызов; 22 % - предпринимательство; 33 % - профессиональная компетентность; 44 % - менеджмент и стабильность работы. В подгруппе юношей иные результаты диагностики: 7 % - профессиональная компетентность и интеграция стилей жизни; 21 % - вызов; 29 % - менеджмент и стабильность работы; 36 % - автономность; 50 % - предпринимательство.

Результаты диагностики были подвергнуты тщательному анализу. Для большей объективности была проведена беседа со студентами, в ходе которой выяснилось, что студенты-юноши больше склонны к риску в профессиональной деятельности, а также ориентированы на высокий заработок с целью материального обеспечения семьи, чем и объясняется их выбор предпринимательства в качестве ведущей карьерной стратегии. А студентки-девушки, от природы более коммуникабельные, эмпатийные и менее склонные к риску, предпочитают менеджмент и стабильность работы. Выбор карьерной ценностной ориентации «стабильность» у девушек также подтвержден результатами проведенной нами авторской анкеты «Профессиональная карьера», в которой в ответ на вопрос «Планируете ли Вы покинуть родной регион, чтобы строить профессиональную карьеру в столице?» большинство респонденток ответило «нет».

Таким образом, отметим, что ценностные ориентации являются несомненной основой жизненной и профессиональной стратегии, позволяющей современной российской молодежи уверенно смотреть в будущее и успешно строить профессиональную карьеру.

Исследование проведено при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а(р) по теме «Построение профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты» и внутривузовского гранта для поддержки молодых ученых.

Рецензенты:

Булынин Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Лукьянова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9042 (дата обращения: 21.07.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252