Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Федорова Т.Д. 1 Бураков П.В. 1 Батова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Проведен анализ схемы, методов и инструментов исследования рынка промышленных товаров. Определена возможность использования схемы исследования рынка промышленных товаров для исследования и анализа рынка научно-технических товаров. Выделены следующие объекты при исследовании рынка с целью коммерциализации научно-технической продукции: потребители, конкуренты, рынок, продукция, правовые нормы. Определены характеристики объектов. Основываясь на особенностях рынка научно-технической продукции, определены методы и инструменты исследования, подходящие для данного рынка, а также определены источники получения информации. Определен способ сегментирования рынка, а также выделены следующие признаки сегментирования рынка: область применения, функциональные характеристики, характеристики потребителей. Сделан вывод о том, что исследование и анализ рынка необходимо производить на протяжении всех этапов разработки научно-технический продукции.
сегментирование
научно-техническая продукция
рынок
анализ
исследование
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг : учебник для вузов. - 3-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 576 с.
2. Баканов Г.Б. Маркетинг : лекции. - Таганрог : ТРТУ, 2005. – 100 с.
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: вопросы и ответы. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 132 с.
4. Лобода В.А. Средства продвижения научно-технической продукции // Новости науки и технологий. – 2008. – 1 (7). - URL: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2008/art5_7_2008.html (дата обращения: 11.04.13).
5. О науке и государственной научно-технической политике (по состоянию на март 2011 г.) : Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

Введение. Одним из важнейших факторов развития постиндустриальной экономики является производство наукоемкой продукции и услуг. Однако неразвитость рынка научно-технической продукции не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными.

Научная и (или) научно-техническая продукция (НТП) – это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации [5]. Соответственно, под научно-технической продукцией следует понимать опытные образцы, знания, патенты, предназначенные для коммерциализации.

Заказчиком НТП могут выступать государство и отдельные предприятия. Также инициатором НТП часто являются организации, разрабатывающие такую продукцию: НИИ, вузы, конструкторские бюро, исследовательские организации. Чаще всего НТП возникает в ходе договорных отношений, в связи с чем на рынке не появляется. Однако возникают ситуации, когда НТП попадает на рынок. Вследствие чего необходимо осуществлять поиск потребителей: исследовать рынок, определять потребность в данной НТП, выявлять, насколько в текущий момент высок спрос на подобную продукцию.

Для получения вышеобозначенной информации проводятся исследования. Рынок НТП является рынком товаров производственного назначения, но имеет ряд особенностей:

­ рынок характеризуется большим разнообразием товаров;

­ имеет глобальный характер;

­ по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;

­ жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения;

­ покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество;

­ этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, то есть спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования НТП;

­ характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка;

­ на данном рынке используются специфические формы и методы продвижения и продажи [4].

Общая схема сбора информации. В связи с данными особенностями исследование и анализ рынка НТП несколько отличаются от исследования и анализа товарных рынков. При этом схема сбора информации остается стандартной:

­ определение проблемы и целей исследования;

­ определение объектов исследования;

­ разработка плана исследования;

­ использование вторичной информации;

­ сбор первичных данных (выбор метода исследования, выбор орудия исследования, формирование выборки, установление способа связи);

­ анализ полученной информации.

Специфика заключается в методах, инструментах и способах получения и обработки информации.

Проблема и цели исследования должны быть четко сформулированы и не содержать двусмысленности. Цель исследования рынка НТП часто является описательной, так как необходимо представить существующее положение и определить возможности выхода на рынок.

Объекты исследования и анализа рынка НТП представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Объекты исследования и анализа рынка научно-технической продукции

Следует отметить, что объекты и их характеристики могут отличаться от вышеприведенных, так как каждая научно-техническая разработка является оригинальной. Среди объектов исследования наибольший интерес представляет исследование рынка с целью коммерциализации НТП.

После определения объектов необходимо разработать план исследования. В него входит определение источников вторичной и первичной информации, установление сроков проведения исследования, предварительных решений о методах и орудиях сбора информации, составлении выборки и способах связи с аудиторией.

Сбор информации из вторичных данных дешевле, однако не всегда вторичные данные соответствуют целям исследования. Поэтому необходимо осуществлять сбор первичных данных, которые будут более актуальными и в большей степени соответствовать целям исследования.

Для рынка НТП источниками вторичных данных являются:

- внутренние отчеты о предыдущих исследованиях;

- публикации национальных и международных официальных организаций;

- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;

- публикации торгово-промышленных палат и объединений;

- ежегодники статистической информации;

- книги, сообщения в журналах и газетах;

- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;

- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;

- патенты;

- специализированные выставки и ярмарки [1].

Внешних источников информации очень много, и поэтому стремление собрать все данные, относящиеся к исследуемой проблеме, может оказаться либо просто нереализуемым, либо привести к огромным затратам времени и ресурсов. Следовательно, из всего объема источников необходимо выбирать наиболее ценные. И даже в этом случае при всей ценности полученной информации следует помнить, что эти сведения доступны практически всем и поэтому никому не дают существенных конкурентных преимуществ.

Следует подчеркнуть, что приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, так как процесс ее анализа может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и целей исследования, сэкономить время и средства при поиске первичной информации [3].

В тех случаях, когда исследование вторичных данных недостаточно, переходят к исследованию первичных данных.

Рассмотрим методы сбора первичной информации.

Наблюдение обычно используется в исследованиях поискового характера. Оно позволяет поддерживать стабильные условия и использовать технические средства. Наблюдение чаще всего применяется при проведении исследований, носящих предварительный характер и направленных на конкретизацию проблем, стоящих перед исследователями.

Цель эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными [2].

Для описательных исследований, к которым относится и исследование рынка НТП, наиболее удобен опрос/интервью в качестве метода исследования. Источником информации при проведении опроса будут выступать специалисты (эксперты) - лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования, либо конкретные организации, занимающиеся разработкой приборов, которые и будут являться покупателями научно-технической продукции. На данном этапе большое значение должно уделяться инструменту исследования, то есть грамотному составлению анкет и опросных листов.

После определения методов и орудий исследования необходимо составить выборку, ответив на три вопроса.

Первое, кого опрашивать. Необходимо решить, какая именно информация нужна и кто, скорее всего, ею располагает.

Второе, какое количество экспертов (специалистов) необходимо опросить.

Третье, каким образом следует отбирать членов выборки.

После составления выборки необходимо определить способы связи с аудиторией. Как контактировать с членами выборки: по телефону, по почте или посредством Интернета или личного интервью. Каждый из этих способов обладает определенными достоинствами и недостатками [3].

Разработав план исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и чреватый ошибками этап исследования. А самая сложная часть исследования – извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов.

Методика проведения исследования и анализа рынка с целью коммерциализации НТП. Для проведения исследования и анализа полученных данных и сегментирования рынка с целью коммерциализации НТП предлагается использовать следующую методику (рис. 2).

 

Рис. 2. Методика проведения исследования и анализа рынка с целью коммерциализации научно-технической продукции

Прежде всего, необходимо проанализировать объекты рынка НТП: потенциальные потребители и их характеристики; правовые нормы; конкуренты; характеристики рынка как такового (география, отрасль); характеристики НТП.

После анализа вышеперечисленных объектов необходимо перейти к сегментированию рынка по трем признакам: область применения, функциональные характеристики НТП (технико-эксплуатационная модель продукции), характеристики потребителей (поведенческая модель потребителя). Для этого предлагается использовать следующий алгоритм.

Сначала (первый шаг) определить сегменты на пересечении области применения и функциональных характеристик НТП (табл. 1). Каждый элемент матрицы будет далее выступать в качестве одной из характеристик следующей матрицы (заголовок будет описан в виде иерархии).

Таблица 1

Шаблон матрицы сегментирования на первом шаге

Область применения

 

Характеристики НТП

Область применения 1

Область применения 2

Область применения k

Характеристика 1

 

 

 

 

Характеристика 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика n

 

 

 

 

В некоторых ячейках таблицы значения могут отсутствовать: это означает, что такое сочетание признаков невозможно либо на данный момент не используется.

Далее (второй шаг) по определенным на предыдущем шаге признакам (область применения, характеристика НТП) и характеристикам потребителя определить окончательные сегменты (табл. 2). Получится двухмерная матрица, в которой один из заголовков представлен в иерархическом виде.

Таблица 2

Шаблон матрицы сегментирования на втором шаге

Область применения,

характеристики

НТП

Характеристики потребителя

Область применения 1

Область применения k

Характеристика 1

Характеристика n

Характеристика 1

Характеристика n

Характеристика 1

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика m

 

 

 

 

 

 

 

В некоторых ячейках таблицы также могут отсутствовать значения.

В процессе сегментирования рынка НТП сложно использовать заранее известные признаки, поэтому необходимо разрабатывать их на основе анализа первичной информации.

Сложность сегментирования рынка НТП заключается еще и в том, что это не всегда удовлетворение существующих потребностей. Часто НТП формирует новые потребности, которые раньше были недостаточно точно обозначены. То есть происходит процесс не только сегментирования, но и формирования нового рынка НТП.

Таким образом, результатом второго этапа исследования и анализа рынка НТП является рынок с выделенными сегментами.

Далее необходимо произвести отбор целевых сегментов. При отборе сегментов необходимо учитывать не только потенциальные возможности сегмента, но и риски, а также вторичный спрос.

После отбора сегментов осуществляется позиционирование НТП на выбранных сегментах и разрабатывается стратегия. На основе анализа вторичного рынка, уточнения функциональных характеристик НТП (под сегмент) формируется ценовая политика, проводится анализ возможных способов продвижения продукции, а также оценка степени новизны продукции и конкурентоспособности. Разработанный комплекс маркетинга должен обеспечивать реализацию выбранной стратегии и способствовать коммерциализации НТП.

Заключение. Следует отметить, что исследование и анализ рынка необходимо проводить в течение всего периода разработки НТП, так как в процессе исследования уточняется область применения, а требования потребителей могут даже изменить функциональные характеристики НТП.

Рецензенты:

Ильинская Елена Михайловна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.

Титова Марина Николаевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт–Петербургский государственный университет технологии и дизайна», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Федорова Т.Д., Бураков П.В., Батова Т.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9060 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674